Юрий Домбровский: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание
  1. Сначала влюбилась в роман: трогательная история алматинки и Юрия Домбровского
  2. Дом тысячи кошек
  3. Влюбилась в роман
  4. Судьба решит за нас
  5. Чужие пеленки
  6. Жду сапога в стену
  7. Спасло собрание сочинений
  8. Юрий Домбровский
  9. Кошка не выдала
  10. Последняя, великая книга
  11.  
  12. Подборки стихотворений
  13. Станислав Домбровский — биография, образование, семья, карьера, компромат
  14. Биография
  15. Семья
  16. Образование
  17. Деятельность
  18. Преступная романтика и наркотики
  19. Избиение жены
  20. Новая пассия
  21. Состояние и источники доходов
  22. Юрий Домбровский: биография, лучшие книги, основные события и интересные факты
  23. Первое знакомство
  24. Биография: начало
  25. Арест и высылка
  26. Жизнь продолжается
  27. Литературная нива и последующий арест
  28. Освобождение, антифашистская книга и арест
  29. Занимательные факты из жизни
  30. Немного об известных книгах
  31. Смерть
  32. Домбровский Юрий Осипович
  33. Далее читайте:
  34. Сочинения:
  35. Литература:

Сначала влюбилась в роман: трогательная история алматинки и Юрия Домбровского

Юрий Домбровский: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Девушка из Алма-Аты Клара Турумова познакомилась с писателем Юрием Домбровским, когда ей было двадцать лет, а ему — пятьдесят один. Он к тому времени уже пережил четыре ареста и два срока в лагерях. Юрий и Клара пробыли вместе 18 лет, до гибели писателя.

«Домбровский не хотел, чтобы я разделила его судьбу каторжника», — призналась Клара Файзуллаевна.

Дом тысячи кошек

Клара Файзуллаевна по казахскому обычаю разливает чай в пиалы и начинает рассказывать о своей жизни с Домбровским и без. Сегодня она живет в том же доме на востоке Москвы, куда переехала с мужем в 1971 году.

«Когда мы с Юрием Осиповичем пришли смотреть эту квартиру, он сказал: «Как же это похоже на Алма-Ату! Тут такая же зелень, такие же избушки». Юрий Осипович был очень привязан к Алма-Ате — хотя, казалось бы, она была для него местом ссылки. Домбровский, москвич, «приучил» меня к моему родному городу, показал его красоту», — рассказывает Турумова-Домбровская.

До сих пор комнаты московской квартиры украшают картины казахстанских художников Сергея Калмыкова и Всеволода Теляковского. По дому бегает множество чрезвычайно пушистых кошек — «вечная любовь» супругов. Домбровский даже рисовал своих любимцев с автографами-посвящениями. Первую свою кошку Касю Юрий Осипович подобрал в алма-атинских горах.

© Sputnik / Тимур Селиванов

Московская квартира писателя Юрия Домбровского

Влюбилась в роман

«Первое наше знакомство было заочным. Еще студенткой я прочла роман Домбровского «Обезьяна приходит за своим черепом». Пожалуй, вначале я влюбилась именно в роман. Меня тронула его особая интонация, я почувствовала, что это — мое, очень близкое.

Позже я узнала историю его публикации. «Обезьяна» была хорошо принята в писательской среде, ее были готовы напечатать. Казалось, Юрию Осиповичу светила счастливая звезда — но тут началась кампания против космополитизма, и вместо издания романа пришлось ехать в лагерь в Тайшет. Книга вышла только в 1959 году, через пятнадцать лет после того, как была написана.

Впервые мы встретились с Юрием Осиповичем в 60-м, когда мне было двадцать лет. Я поехала в Ленинград через Москву и задержалась там на один день. Друзья дали мне адрес Домбровского, чтобы я могла у него переночевать. Он пришел только к утру и предложил: «Ну, пошли смотреть Москву!». К концу дня мне уже не хотелось уезжать».

Судьба решит за нас

«Тогда Юрий Осипович сказал, что осенью будет в Алма-Ате, и я боялась его пропустить. Когда он приехал, мы провели двадцать великолепных дней. Я понимала, что это мой человек. Казалось, что нас ждет только счастливая совместная жизнь — но до нее надо было шагать еще долго-долго. Он сказал: «У меня судьба каторжника, я не хочу портить тебе жизнь».

Шесть лет подряд Юрий Осипович ездил ко мне из Москвы. Он писал: «Судьба сама решит за нас. Если нам суждено быть вместе, мы будем вместе. Сталь от испытаний становится только крепче и благородней». В итоге я переехала учиться в аспирантуру в Москву.

Моя мама была коммунисткой, членом партии, абсолютно «правильным» человеком — и тут появился зять с лагерным прошлым, да еще и намного старше меня. Она не знала, что делать, но выручила бабушка: «Только не делай ничего поперек, иначе Клара может натворить Бог знает что».

Потом мама по-настоящему подружилась с Юрием Осиповичем. Она оценила его мужество — мужество даже в обычных житейских ситуациях. Да и не могла она не поддаться его обаянию».

Чужие пеленки

«Домбровского не печатали, нам нужно было на что-то жить, и он переводил по подстрочникам огромную массу казахстанских авторов: Муканова, Мусрепова, Есенберлина. В Алма-Ате его знали как блестящего переводчика, старались попасть к нему — тогда книге был обеспечен успех. Однако такая работа Юрия Осиповича не удовлетворяла — он писал: «Надоело стирать чужие пеленки».

Его имя не всегда фигурировало в переводах. Например, первые издания «Школы жизни» Сабита Муканова на русском публиковались без упоминания Домбровского. В одном тираже стоял его псевдоним — Юрченко, в другом — вообще ничего. 

Первый вариант «Хранителя древностей» Юрий Осипович написал в конце тридцатых годов. Роман был потерян — возможно, его изъяли при многочисленных обысках. Вторично «Хранитель» родился у меня на глазах.

Работать над ним приходилось очень много — несколько правок черновиков, перепечатка на машинке, еще правка… Юрий Осипович говорил: «Шесть вод надо слить, чтобы получилось что-то путное». Сразу же после выхода «Хранителя» перевели на многие языки — но автор ничего с зарубежных публикаций не имел.

Режиссер Теодор Вульфович, наш друг, предложил Юрию Осиповичу снять фильм «Шествие золотых зверей» по мотивам «Хранителя». Домбровский написал сценарий, но его завернули. Переделывать сценарий пришлось шесть раз, пока не выкинули все, что имело отношение к репрессиям. В конечном варианте остался только детектив, внешняя канва, и Юрий Осипович был этим просто раздавлен, смят.

Жду сапога в стену

«Факультет ненужных вещей» писался одиннадцать лет. Я иногда удивляюсь, как же ему хватило сил и терпения? Юрий Осипович был уверен, что пишет роман в стол. А может быть, у него где-то и сидела мысль: «Нет, все-таки это будет напечатано!»

Как только роман был закончен и издан за рубежом, начались ночные звонки с угрозами: «Сука позорная, мы тебя прибьем!».

Однажды в автобусе Домбровского ударили железным прутом, разбили ключицу, а толпа равнодушно смотрела на это.

Юрий Осипович написал об этом письмо — «туда, не знаю, куда», но так и не отправил: чувствовал, что никому это не надо, никто ничего расследовать не будет. В милицию он не обращался.

Нападение в подъезде, о котором он написал в последнем рассказе «Ручка, ножка, огуречик», тоже было — Юрий Осипович показывал гостям нож, который он отнял у нападавшего.

В марте 1978 года у меня умерла бабушка, и я уехала в Алма-Ату. Пока меня не было в Москве, на Юрия Осиповича напали в последний раз, избили его в Доме литераторов. 

Юрий Осипович предчувствовал что-то подобное и даже надписал зарубежное издание «Факультета»: «Кларе и Касе с любовью и всякими опасениями, в ожидании второго сапога в стену». Есть такая притча: приходит пьяный сосед и бросает сапог в стену. Жена говорит мужу: «Ну, теперь ложись», а он отвечает: «Нет, я подожду второго».

Через два месяца после избиения Юрий Осипович умер. О том, что произошло в Доме литераторов, я узнала через год, уже после его смерти. Сам он ничего не рассказал — щадил меня, наверное».

© Sputnik / Тимур Селиванов

Пророческий автограф Юрия Домбровского

Спасло собрание сочинений

«Когда Юрия Осиповича не стало, мама переехала в Москву. Тогда я похудела на тридцать килограммов, у меня было совершенно мертвое лицо. Мама меня выходила.

Она умерла в 1989 году. Меня спасла работа над собранием сочинений Юрия Осиповича, я стала готовить к печати том за томом — и благодаря этому как-то выкарабкалась. Помощников у меня не было, я делала все одна — и понимаю, что из-за этого к публикациям могут быть тысячи нареканий.

Мне бы очень, по-настоящему, хотелось, чтобы вышло академическое, полное собрание сочинений Домбровского. То, что издала я — это первый, стихийный опыт».

***

Прощаясь, Клара Файзуллаевна подарила мне сборник стихов Домбровского «Меня убить хотели эти суки». На передней стороне обложки напечатана фотография молодого Юрия Осиповича. На задней — разом постаревшего после первого ареста, хотя она была сделана всего через полгода после первой.

Составительница подписала книгу на форзаце, а внизу нарисовала вездесущих кошек — как это делал сам Домбровский.

© Sputnik / Тимур Селиванов

Клара Турумова-Домбровская

Источник: https://ru.sputniknews.kz/culture/20180317/4946869/yurij-dombrovskij-zhizn-zhena-vospominaniya.html

Юрий Домбровский

Юрий Домбровский: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Из книги судеб. Юрий Осипович Домбровский, один из самых значительных писателей XX века, родился 12 мая 1909 года в Москве.

Рос в интеллигентной семье: отец – Иосиф Витальевич Домбровский, адвокат, играл видную роль в работе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (вместе с Александром Блоком), публиковавшей сведения о тайных агентах охранки. Мать – Лидия Алексеевна Крайнева, биолог.

Учился Юра в бывшей Хвостовской гимназии, располагавшейся в Кривоарбатском переулке…

В 1932 году Юрий Осипович окончил Высшие литературные курсы, а в 1933-м был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату.

Второй арест – в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943 был досрочно, по инвалидности, освобождён (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре. Читал курс лекций по творчеству Шекспира.

https://www.youtube.com/watch?v=wLpdki7eCqQ

Третий арест пришёлся на 1949 год. Место заключения – Тайшетский озерлаг. После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, и затем ему было разрешено прописаться в родной Москве.

Занимался литературной работой. Автор романов «Хранитель древностей», «Державин», «Обезьяна приходит за своим черепом».

Роковым для писателя произведением оказался роман «Факультет ненужных вещей», начатый им в 1964 году. В 1978 этот роман был напечатан на русском языке во Франции. В этом же году Юрий Осипович был смертельно избит неподалёку от своего дома. Скончался в больнице 29 мая…

«45»: По просьбе нашего издания два эссе о большом русском писателе, кстати, авторе замечательных стихов (!), прислал поэт Сергей Кольцов, живущий в Риге. Первый текст увидел свет в альманахе «Альбион», который редактирует Сергей, а второй он подготовил специально для проекта-45…

Кошка не выдала

С Юрием Домбровским мы познакомились в писательском Доме творчества в Голицыно в апреле 1977-го года.

Как-то я зашёл к нему в гости, а жил он в одной из комнат одноэтажного коттеджа. И была у него кошка, а животных в сём заведении держать не полагалось. И вдруг Домбровский увидел, как к коттеджу приближается директор писательского Дома. Делать нечего, надо прятать кошку.

Он взял её, положил на диван и, прибавив, что, дескать, веди себя смирно, смотри, не выдавай меня, накрыл подушкой. Зашёл директор, поинтересовался, как работается писателю, всё ли в порядке.

Одним словом, вполне будничный разговор, который продолжался минут пятнадцать-двадцать.

Директор попрощался, Домбровский подошёл к дивану, поднял подушку и выпустил кошку из «плена». Кошка за всё время разговора не подала ни звука, не пошевелилась, а лежать под темной тяжестью подушки, думаю, ей было не очень-то сладко, но она Домбровского не выдала.

Однако кто-то из постояльцев всё-таки настучал, что у Домбровского живет кошка, и её пришлось увезти. Все-таки люди – не животные, они – человеки разумные и ничто человеческое им не чуждо.

Впоследствии, уже после смерти Домбровского, директор писательского Дома сказал мне, что он знал о кошке, но делал вид, что ничего не ведает. И вообще очень тепло отозвался о Юрии Осиповиче – об этом удивительном и добрейшем человеке.

Последняя, великая книга

Как быстро, без оглядки, летит и уносится время… Кажется, только вчера в Доме творчества писателей «Голицыно» я видел этого необыкновенного, удивительно лучистого человека. Была середина весны 1977 года, а уже следующей весной, в конце мая, его не стало. И родился он в мае 1909 года.

В 2005 году в Москве вышла книга Юрия Домбровского «Гонцы», посвящённая людям, которых писатель хорошо знал и любил. Вторая же часть книги состоит из воспоминаний друзей писателя. Думаю, что будет уместным привести некоторые строчки из них.

* * * 

«Он не был ни на кого похож, не укладывался ни в какой определенный тип… Высокий лоб, копна взлохмаченных чёрных волос, живые, умные и временами весёлые, обращённые прямо к тебе, глаза. В фигуре, в плечах, в походке проступала часто разбитость, печать пройденного пути. Страдание было и в лице. Но страдание сливалось с вдохновением.

Он умел чувствовать и предчувствовать, мгновенно проникать в тайники души, в смысл сцепления фактов и событий.

Острая его мысль при этом целиком подчинялась чувству – что в нынешние времена редко встречается среди людей. Так было и в творчестве, и в жизни.

Но не надо думать при этом, что он был простым, – он был очень сложным, его нельзя было “привести к одному знаменателю”. Он ненавидел эти знаменатели».

Анна Берзер

* * * 

«Его творчество будет жить. Его книги войдут в мировую литературу сквозь парадные двери. Он обладал глубоким умом, юмором, заострённым, как толедский клинок, благородством и гордостью испанского гранда».

Арман Малумян

* * *

«Всегда он производил впечатление ярко-блестящее, праздничное, хотя многие периоды его жизни были совсем не праздничными, а материально он до конца жил весьма скромно. Знаниями он обладал энциклопедическими.

Какая бы тема в области литературы, искусства, истории, философии не затрагивалась, Домбровский мог говорить по поводу её часами – с глубочайшим знанием предмета и всегда обнаруживал свою, остро оригинальную точку зрения на него».

Павел Косенко

* * *

«Свобода и личное достоинство, личное достоинство каждого из нас, которое очень легко уронить и при этом что-то мимолётное, эфемерное выиграть, не дать себе утратить самого себя за счёт каких-то внешних облегчений, выгод, приспособиться… – вот этого он не мог. И вот это – стержень, который держал его с поднятой головой всю жизнь».

Юрий Давыдов

 

* * *

«Ни в какой толпе для него не было чужих, были только незнакомые. Сам он мог выглядеть чужим лишь в какой-нибудь респектабельной обстановке, в среде с оттенком, пусть самым невинным, изысканности или кастовой особости; в такой компании его было представить так же трудно, как в президиуме и в галстуке.

Его фамильярная трезвость и простота взгляда на мир и историю наводили порой на мысль, что из него мог бы выйти незаурядный политик – если бы этому не мешали органическое благородство, прямота и отвращение ко всякой корысти, или крупный учёный – если бы он не был художником.

Впрочем, последнее неточно: разум исследователя и художническая натура в нём как раз тесно и своенравно сочетались; хозяйский, несколько мужицкого покроя реализм отношения к миру иногда рождал мыслии ходы чуть ли не сюрреалистического толка, но обоснованные столь трезво и просто, словно так только и может быть, как он говорит».

Валентин Непомнящий

…Последний раз я видел Юрия Осиповича Домбровского в конце 1977 года. Мы пришли к нему в гости с одним московским писателем. А когда ушли от него, а побыли мы недолго, Александр, так звали писателя, сказал мне, что Юра написал книгу своей жизни.

Речь шла о романе «Факультет ненужных вещей». С этим романом у меня связано одно воспоминание. Летом этого же года Домбровский получил письмо, в котором сообщалось, что его роман «Факультет…» выходит во Франции.

Когда он прочёл об этом, то сразу же хотел броситься к телефону и звонить Генсеку Брежневу Л.И. Он быстро и возбуждённо ходил по комнате и говорил, что это провокация, что романа он не передавал за границу и т. д.

Но вдруг остановился, высоко поднял голову и, зорко вглядываясь в одному ему ведомую даль, сказал: «Нет, не стану звонить. Пусть хоть там выйдет».

Слава богу, что он успел подержать в руках свою последнюю книгу, свою великую книгу.

Сергей Кольцов,

главный редактор альманаха «Альбион»

Рига

Иллюстрации:

Фотографии Ю.О. Домбровского разных лет;

обложки некоторых книг писателя.

Подборки стихотворений

  • А бурю я любую простою! № 19 (115) 1 июля 2009 г.

Источник: https://45ll.net/yuriy_dombrovskiy/

Станислав Домбровский — биография, образование, семья, карьера, компромат

Юрий Домбровский: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Стас Домбровский: наркоман и преступник, который стал известным культурным деятелем

Станислав Домбровский в молодости планировал стать «вором в законе». Из-за криминальных дел был неоднократно судим, в общей сложности отсидел 11 лет. Узнал, что ВИЧ-инфицирован, но даже после этого долгое время употреблял наркотики. Прошел 25 реабилитаций и в итоге сумел изменить свой образ жизни.  

1. Биография
2. Семья
3. Образование
4. Деятельность
5. Компромат
6. Состояние и источники доходов

Биография

Домбровский Станислав Владимирович, которого многие знают как Стаса Домбровского, родился 21 февраля 1979 года в Одессе. В детстве часто сбегал из дома из-за того, что родители постоянно ругались между собой. Немного повзрослев, подсел на наркотики, начал воровать и грабить.

Был 7 раз судим, отсидев в тюрьме в общей сложности более 11 лет. В результате такого образа жизни заболел туберкулезом и гепатитом. Кроме того, узнал, что ВИЧ-инфицирован.

В тюрьме был переведен в больничную палату «Пятая терапия», а вскоре — «актирован» (освобожден досрочно в связи с тяжелым состоянием здоровья).

Несмотря на ряд серьезных заболеваний, на свободе Стас Домбровский прошел курс реабилитации и избавился от наркотической зависимости.

Кроме того, изменил образ жизни: стал писать стихи и прозу, снялся в кинофильме, начал активно заниматься общественной деятельностью и принимать участие в творческих проектах.

В нынешнее время известен как журналист, блогер, актер, общественный и культурный деятель.

Ведет страницы в социальных сетях: Фейсбук, Инстаграм, .

Семья

Станислав разведен. Начал встречаться с совсем юной Соней Кулагиной, которая на то время была еще несовершеннолетней. В нынешнее время помолвлен (как указано на его странице в Фейсбук). Имеет двоих детей — дочь от первой жены и сына от новой пассии.

Образование

Окончил КНУТКиТ им. Карпенка-Карого, где изучал театральную режиссуру.

Деятельность

Стас Домбровский активно участвует в разнообразных общественных и культурных проектах в Одессе. Кроме того, занимается творческой деятельностью. Так, в 2017 году вышел его сборник стихотворений и прозы под названием «13».

Творчество Стаса вызывает неоднозначную реакцию читателей: одни высказывают восторг от его стихов, другие же критикуют за использование в произведениях ненормативной лексики и богохульных высказываний.

Как бы там ни было, благодаря творчеству он сумел объединить неформатных одесских писателей в клуб «КПД» и даже выпустить альманах современных авторов.

Еще Домбровский основал так называемый «Театр на Молдаванке» — проект для творческих людей, участники которого проводят акции с целью обратить внимание общественности на различные социальные проблемы.

Помимо писательской и театральной деятельности, Станислав часто выступает перед различными аудиториями на тему борьбы с ВИЧ/СПИД заболеванием, а также часто высказывается по поводу политических событий в стране.

Не чужда Домбровскому и проблема наркозависимости, о которой Станислав знает не понаслышке.

Так, он снялся в главной роли фильма «5 терапия», который основан на автобиографических заметках самого актера и повествует о реальных событиях из его жизни.

Средства для съемки киноленты собрали в основном за счет добровольных взносов неравнодушных людей. Кроме профессиональных актеров, в проекте приняли участие простые одесситы — знакомые и друзья Стаса, которые играли самих себя.

Преступная романтика и наркотики

Стас Домбровский является одним из самых известных и в то же время — самых скандальных одесситов в сфере искусства. Пройдя сложный жизненный путь, на котором были и преступная жизнь, и тюремные сроки, и наркозависимость, и смертельные заболевания, он начал с чистого листа.

В 90-е годы, как вспоминает Стас, его манила преступная жизнь. Криминальные дела позволяли выйти за рамки скучных будней, быть выше других, стать своего рода «революционером».

Именно поэтому молодой Домбровский планировал развиваться в этом направлении и даже хотел стать «вором в законе». В то же время «подсел на иглу».

Говорит, что свою зависимость пытался оправдывать «расширением сознания», собственной гениальностью и другими надуманными вещами.

Поскольку на наркотики нужно было много денег, занимался воровством и открытыми грабежами. Доходило даже до того, что избивал людей и забирал у бабушек последние деньги.

Все потому, что «был трусоват и ни на что серьезное не был способен», — вспоминает Стас. В результате преступная жизнь привела наркомана Домбровского в тюрьму, в которой он, кстати, сидел не один раз.

Пытаясь изменить свою жизнь, Станислав проходил реабилитацию в социальных центрах помощи алко- и наркозависимым, однако постоянно срывался и возвращался к прежним делам. На 25-й раз реабилитация помогла. Как отмечает Домбровский, может потому, что высшие силы позволили наполнить сердце любовью.

Избиение жены

В 2016 году одесский журналист и культурный деятель Стас Домбровский, который на то время уже был известен своими стихами и съемкой в киноленте, выложил в Фейсбуке скандальный пост.

В публикации актер рассказал, как ударил свою супругу. К сообщению актер также приложил фото с избитой женой в больнице.

Вначале интернет-пользователи не сильно обратили внимание на этот пост, подумав, что Стас, который любит привлекать внимание эпатажными стихами и высказываниями, в очередной раз «пиариться».

Однако вскоре об инциденте рассказала на своей странице сотрудник полиции Зоя Мельник.

Женщина выложила в сеть снимки медэкспертизы пострадавшей, а также отметила, что Ольга Домбровская неоднократно жаловалась в полицию на жестокое обращение ее мужа.

Конечно, после такого заявления Мельник в адрес Стаса посыпались гневные комментарии возмущенных пользователей. Однако Домбровский на критику не обращал особого внимания, пропуская слова «морализаторов» и «псов» мимо ушей.

Сама же Ольга после инцидента написала на своей странице о том, что намерена развестись с мужем. В ответ на это Стас выложил в Фейсбуке публикацию под названием Love is, в которой в шуточной форме рассказал о характере их взаимоотношений.

Из поста стало ясно, что супруги вместе употребляли наркотики, вместе боролись с зависимостью, изменяли друг другу, бились и рожали детей.

«Наша с Олей прогулка на море кончилась больницей номер 11. Слово за слово и я ее бутылочкой по голове тюх. А бутылочка стеклянная. Она меня ей по голове тюх, а у меня голова бетонная. Олю шьют. Я под кабинетом», — рассказал о последнем инциденте Домбровский, добавив в конце, что осознает свою вину за случившееся, поэтому согласился потерять семью.

https://www..com/stasdombrovskiy13/posts/195049337561800

Новая пассия

Вскоре после развода Стас начал сожительствовать с еще несовершеннолетней на то время девушкой по имени Соня Кулагина. Хотя у пары родился сын, на Кулагиной Домбровский пока не женился, хотя в Фейсбуке сменил семейный статус на «помолвлен».

Состояние и источники доходов

На вопрос журналиста о том, как Стас зарабатывает себе на жизнь, он ответил, что подрабатывает арт-директором, а также пишет на заказ, чтобы не «копать». Кроме того, занимается клубом «КПД».

Источник: https://my.ua/persons/stanislav-dombrovskii

Юрий Домбровский: биография, лучшие книги, основные события и интересные факты

Юрий Домбровский: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Судьбы многих достойных людей своего времени канут в безвестность. Это очень печально, ведь они могли научить современное поколение по-настоящему жить. Жизнь и творчество Юрия Домбровского незаслуженно забыты и стёрты из учебников литературы.

Первое знакомство

Известна ли вам такая личность, как Юрий Домбровский? Книги автора очень популярны, но сам он слишком скромно отзывается о своём творчестве. Кто же этот незнакомец?

Русский писатель, прозаик и литературный критик – вот кто такой Юрий Осипович Домбровский. Биография, список книг – всё это впечатляет с первого раза. Что ж, ознакомимся с перечнем его творений:

  • «Державин».
  • «Факультет ненужных вещей».
  • «Смуглая леди».
  • «Обезьяна приходит за своим черепом».
  • «Хранитель древностей».
  • «Рождение мыши».
  • «Факел».

Биография: начало

Юрий Домбровский родился в Москве, в мае 1909 года, в семье интеллигентных людей. Мать была биологом, а отец – поверенным. Достигнув определённого возраста, юный Юрий поступает в хвостовскую гимназию, что находилась в Кривоарбатском переулке. Достойно окончив её, он начинает ходить на Высшие литературные курсы и в 1932-м благополучно их оканчивает.

Арест и высылка

1933 год был очень печальным. Юрий Домбровский был арестован и выслан из Москвы. Причиной сему послужил непонятный флаг, найденный в комнатке общежития Юрия.

Естественно, это был лишь предлог, а истинные причины высылки мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Те, кто был знаком с Юрием, предполагают, что высылку в Алма-Ату он получил из-за своих резких высказываний в адрес государственной власти.

Некоторые же категорически отрицают интерес Домбровского к политическим делам.

Жизнь продолжается

Несмотря на жизненные обстоятельства, в новом городе Юрий Домбровский перепробовал различные профессии. Он работал археологом, журналистом, искусствоведом, педагогом. Юрий был женат на прекрасной женщине-филологе, но детей у пары не было.

Однако гром снова грянул, и уже в 1937-м амбициозного человека берут под следствие. В течение нескольких месяцев он оказывается полностью отрезанным от жизни общества. Затем Юрия освобождают. В скором времени эта ситуация ляжет в основу двух его книг.

Литературная нива и последующий арест

Автор начинает печататься в газете «Казахстанская правда» и журнале «Литературный Казахстан» под реальным именем — Юрий Домбровский. Книги ещё не завладели им полностью, но он уже публикует первую часть своего романа «Державин» и оказывается за решеткой. В 1939 году его арестовывают снова, а наказание он отбывает в колымских лагерях.

Освобождение, антифашистская книга и арест

Наступил 1943 год. Чем теперь занят Юрий Домбровский? Биография его совершает новый виток. Писателя освобождают из-под заключения, и Юрий возвращается в Алма-Ату, чтобы заниматься театральной деятельностью.

Помимо этого, он читает лекции в университете по творчеству В. Шекспира. Это же время приходится на написание таких книг, как «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Смуглая леди».

Первая из книг содержала ярко выраженные антифашистские мысли.

1949 год ознаменовался четвёртым арестом, причиной которого послужили показания Ирины Стрелковой – корреспондента «Комсомольской правды». Юрия отправляют в заключение на Севере — Озерлаг.

Наконец, после тяжёлых лет, проведённых в одиночестве на Севере, писателя отпускают в 1955 году. В это время он становится спокойным, уравновешенным и приходит к осознанию того, что режим не сломать.

Он пытался писать правду, доносить её до людей, но постоянно железная рука власти находила его, унижала и уничтожала. После арестов и высылок Юрию всегда приходилось духовно возрождаться, заново открывать в себе желание творить.

Невозможно зажечь то, что тлело, но ему каждый раз это удавалось. Трудно найти человека с такой волей к жизни и желанием творить.

Всевидящее око власти заметило эту перемену в писателе. Жизнь надломила его, но не сломала. Юрию разрешают жить в родном городе — Москве. Здесь он продолжает свою литературную деятельность, но уже более спокойно и продуманно. Но, несмотря на это, он не изменил своих взглядов, всего лишь научился их скрывать.

Занимательные факты из жизни

Когда Юрий написал роман «Обезьяна приходит за своим черепом», рукопись была допущена к печати. Однако последующий арест писателя привёл к тому, что все его рукописи отобрали уполномоченные органы.

Когда же автора наконец отпустили в Москву, то есть по прошествии долгих лет, к нему пришёл неизвестный. Имя этого человека так и осталось неразгаданным.

Он принёс Юрию сохранённую рукопись, хотя согласно приказу должен был её сжечь.

Юрий очень жестко воспринял одну небезызвестную повесть А. Солженицына. В письмах он писал, что автор возвеличивает гнусных служителей режима и принижает человека честного и достойного. Юрий вёл к тому, что человек, который пишет такие повести, сам был в лагере всего лишь «шестёркой» более властных людей.

В течение всей жизни, кроме ссылок, автор уникальных текстов натерпелся и обычной человеческой жестокости. Его много раз просто так избивали, а идти с заявлением в милицию было бы просто смешно. Дела не предавали огласке и постепенно забывали о них.

Кроме того, писатель постоянно был мишенью для преследователей из КГБ. Это малоизвестный факт, и только родные знали, что человек, который всего лишь хотел творить, каждый день своей жизни ходил, как под прицелом.

Немного об известных книгах

«Хранитель древностей»

Юрий Домбровский, книги которого печатались лишь в ничтожно малом количестве, не теряет воли и продолжает писать. В 1964 году он публикует роман «Хранитель древностей», в котором от вымышленного имени описывает свои невесёлые приключения высылки из Москвы.

«Факультет ненужных вещей»

Эта книга была начата в том же 1964 году. Она стала вершиной творчества писателя. Закончив книгу в 1975 году, писатель не мог опубликовать её на родине, поэтому через три года он печатает её во Франции на русском языке.

Суть произведения в том, что происходит с христианскими ценностями в антигуманном мире. Главные герои – это «винтики» сталинской системы, которые исправно работают на режим.

Смерть

После выхода его культовой книги автор был жестоко избит, жизнь повисла на волоске. В итоге он умер в больнице от сильнейшего внутреннего кровоизлияния в мае 1978 года.

Установить личности нескольких нападающих не удалось. Это дело быстро замяли, и никто не узнал имён истинных убийц великого человека.

Примечательно, что избиение произошло возле Дома литераторов, к которому и направлялся Юрий.

Родные похоронили писателя на Кузьминском кладбище, в Москве. Уже после смерти писателя его произведения увидели мир. Три книги были выпущены родными и близкими писателя.

Источник: https://FB.ru/article/257840/yuriy-dombrovskiy-biografiya-luchshie-knigi-osnovnyie-sobyitiya-i-interesnyie-faktyi

Домбровский Юрий Осипович

Юрий Домбровский: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Домбровский Юрий Осипович (1909/1978) — советский писатель, поэт, публицист. Проза Домбровского посвящена событиям и настроениям действительности, в ней звучит социальная тема. Ряд романов принесли автору известность, среди них «Обезьяна приходит за своим черепом», «Факультет ненужных вещей», «Хранитель древностей» и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 89.

Домбровский Юрий Осипович (1909 — 1978), прозаик.

Родился 12 мая в Москве в семье известного адвоката. Вырос в Арбатских переулках, здесь окончил школу, здесь было заведено на него первое политическое досье. Учился на Высших государственных литературных курсах.

В 1933 Ю.Домбровский был выслан из Москвы в Алма-Ату (3 года ссылки). Несколько лет работал учителем литературы в школе.

Затем следуют аресты: в 1936 — первый, когда 7 месяцев проводит в следственном изоляторе; в 1939 — второй, отправлен в лагерь на Колыму, где находился до 1943; в 1949 — третий, отправлен в Тайшетский озерлаг, где был до 1955.

Обвинение было одно: «Охаивание мероприятий партии и правительства; распространение антисоветских измышлений». Ю.Домбровский прошел через все это, «ничего не признав и ничего не подписав».

В 1956 он был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Творчество Ю.Домбровского условно можно разделить на два периода: казахский (1937-55) и московский (1956-78).

В 1937 активно сотрудничал с газетой «Казахская правда» и журналом «Литературный Казахстан», публикуя заметки, рецензии, литературно-критические статьи. В 1938 — первый рассказ «Смерть лорда Байрона». В 1939 состоялся большой литературный дебют — вышел роман «Державин», где писатель исследует интересующую его тему: Герой и Время.

В 1956 возвращается в Москву, через два года заканчивает роман «Обезьяна приходит за своим черепом», начатый в 1943 (появился в «Новом мире» в 1963).

Публикация в журнале «Новый мир» романа «Хранитель древностей» (1964) стало событием в литературе, сделало автора известным. Следующий роман — «Факультет ненужных вещей», продолжающий предыдущий роман. Автор посвящает его проблеме права и общества.

В послесловии скажет о книге: «Не написать ее я никак не мог. Мне была дана жизнью неповторимая возможность — я стал… свидетелем величайшей трагедии нашей христианской эры. …Идет суд. Я обязан выступить на нем».

Роман был закончен в 1975, но первое издание было за границей: в Париже в 1978.

29 мая Ю.Домбровский умер, так и не увидев свой роман опубликованным.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Домбровский Юрий Осипович [29.4(12.5).1909, Москва — 29.5.1978, Москва] — прозаик, поэт, переводчик.

Отец — присяжный поверенный, мать — ученый-биолог Домбровская-Слудская. После окончания 7-летней школы в 1926 Домбровский продолжает обучение в Высшем Литературно-художественном институте, организованном В.Я.

Брюсовым; потом учится на театроведческом факультете Центрального техникума театрального искусства; с 1931 — в учебно-театральном комбинате, преобразованном позднее в ГИТИС (Государственный институт театрального искусства).

28 окт. 1932 Домбровский был арестован. Он арестовывался 4 раза: в 1932 и 1937, отбывал срок наказания в Алма-Ате; в 1939-43 находился в ссылке на Колыме; в 1949-55 — в тайшетском Озерлаге (Озерный лагерь). 30 мая 1956 Домбровский был реабилитирован.

Первое крупное произведение Домбровского — роман «Державин» (Алма-Ата, 1939). В журнальном варианте роман назывался «Крушение империи» (Литературный Казахстан. 1938. №3-4). Роман обнаруживает незаурядную эрудицию Домбровского.

Здесь намечаются проблемы, которые получат более глубокое истолкование в поздних произведениях, вырисовываются контуры поэтической манеры писателя. Попыткой осмыслить сложное явление тоталитаризма стал острый антифашистский роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (1943-58), первая публикация осуществлена в 1959 в Москве.

Писатель воспринимает современную эпоху в ее соотнесенности с историей человечества, с историей культуры. Не случайны обращения Домбровского к мыслям Сенеки, Агриппы д'Обинье, древнегерманским мифам. Глубоко оправдан выбор главных противостоящих героев — Мезонье и Ланэ.

Ученые, они работают в Международном институте палеонтологии и предыстории. Фашистской оккупацией Франции они поставлены в ситуацию выбора: Мезонье видит огромную опасность в возврате к первобытному варварству, в возвращении обезьяны за своим черепом он видит сущность фашизма.

Ланэ поверил в то, что самой большой силой обладает кулак, и потому сопротивление насилию напрасно. Герой совершает предательство.

Роман Домбровского интеллектуален: он насыщен глубокими размышлениями профессора Мезонье и его друзей, раздумьями его сына Ганса, который спустя 15 лет пытается воссоздать историю жизни отца и разгадать тайну его ухода из жизни. Интеллектуальность повествования Домбровского не исключает обращения писателя к художественного принципам детективного жанра: расследование, острая интрига, напряженный сюжет.

книга Домбровского — дилогия «Факультет ненужных вещей». Первая книга дилогии «Хранитель древности» (другое название — «Хранитель древностей») впервые была опубликована в журнале «Новый мир» (1964. №7-8; отдельным изданием М., 1966). «Хранитель древности» издавался в Италии, США, Франции, Японии и других странах.

Единственная рецензия на роман принадлежала И.Золотусскому (Сибирские огни. 1965. №10). Время работы над вторым романом дилогии — «Факультет ненужных вещей» Домбровский обозначил датами: 10 дек. 1964 — 5 марта 1965.

Впервые книга увидела свет за границей в 1978 в издательстве Ymca-Press, в 1979 роман Домбровского был отмечен премией как «лучшая иностранная книга, изданная во Франции»; первая публикация на родине спустя 10 лет после смерти писателя — в журнале «Новый мир» (1988. №8-11).

Домбровский говорил, что не написать «Факультет» не мог, потому что понимал: он «стал одним из сейчас уже не больно частых свидетелей величайшей трагедии нашей христианской эры». По мысли Домбровского, «сейчас совершается суд» и он «обязан выступить на нем». В основе дилогии лежат факты из жизни.

На основе биографического материала возникают широкие художественного обобщения. Удивительное сочетание в Домбровском пытливого исследователя и одаренного тонкого художника, умело пользующегося возможностями различных романных разновидностей, делают интеллектуальную прозу Домбровского достоверной, жизненной, захватывающей внимание читателя.

В основе сюжета лежит история исчезновения археологического золота и ареста в связи с пропажей «хранителя древности» Зыбина. Романы Домбровского насыщены серьезными нравственно-философскими проблемами. Во время работы над «Факультетом» Домбровский заметил: «Я пишу роман о праве» (Записки мелкого хулигана // Знамя. 1990. №4. С.33).

Главный герой романа Зыбин произносит: «Право — это факультет ненужных вещей. В мире существует только социалистическая целесообразность. Это мне следовательница внушала». Герои романа (Зыбин, Буддо, Каландарашвили) на личном печальном опыте убедились в опасности и трагичности происшедшей в стране подмены правовых отношений классовыми понятиями.

Для Домбровского важен мотив сумасшествия времени, системы: в жизни идет борьба живого и нежити. «Факультет» пронизан символикой (мертвая роща, краб, надгробный памятник, изображающий девушку в полете, и др.).

Жизнь у Домбровского вырывается из объятий нежити: освобожден из тюрьмы Зыбин, изгнан из органов следователь Найман, в связи со снятием Ежова происходят изменения в органах внутренних дел Алма-Аты. Писатель был независим в своих мыслях и суждениях. Свободен и самостоятелен в поведении, размышлениях, оценках, выводах его герой Зыбин. За ним стоит многовековая культура и выработанные человечеством нравственные и правовые нормы. Это позволяет ему видеть в своих следователях не только палачей, но и жертвы.

На страницах романа Домбровского присутствует множество исторических и литературных имен (Тацит, Сенека, Гораций, Шекспир, Дон Кихот). В одних случаях они только упоминаются, в других — создаются их выпуклые портреты, цитируются и обсуждаются их мысли. Евангелие — важный для Домбровского источник. В христианстве писателя привлекала идея свободной личности Христа.

Предательство Иуды, суд Пилата, мученичество Христа играют немалую роль в художественной концепции «Факультета». Для Домбровского евангельская ситуация — явление, многократно повторявшееся в истории человечества. Герои романа размышляют, пытаются истолковать Евангелие.

Поп-расстрига отец Андрей пишет книгу «Суд Христа» — возникает мысль, что помимо Иуды был какой-то второй, тайный предатель Христа. Домбровский ставит некоторых своих героев в ситуацию взаимного предательства. Тема предательства исследуется Домбровским пристрастно.

Символично финальная сцена романа, где художник Калмыков рисует сидящими на одной скамейке выгнанного из органов следователя, пьяного осведомителя и главного героя романа Зыбина — «хранителя древностей». Возникает страшное подобие евангельской ситуации.

В литературоведческой статье «»Ретлендбеконсоутгемптоншекспир». О мифе, антимифе и биографической гипотезе» (Вопросы литературы. 1977. №1) Домбровский обобщил опыт своей работы над художественным воссозданием образа Шекспира, высказал суждения о биографическом жанре.

Над тремя новеллами о Шекспире Домбровский работал в 1960-е: «Смуглая леди сонетов», «Вторая по качеству кровать», «Королевский рескрипт». Они прорецензированы известным шекспироведом А.Аникстом (Новый мир. 1977. №1). Новеллы Домбровского предлагают художественную гипотезу прочтения биографии Шекспира.

Она убедительна, т.к. опирается на умение широко образованного писателя по-исследовательски осмысливать небогатый фактический материал и благодаря обостренной творческой интуиции разгадывать сюжеты судьбы Шекспира.

Образы Шекспира, смуглой леди, Бербеджа, Анны Шекспир предстают в новеллах убедительными характерами. Домбровскому удалось избежать модернизации героев.

На протяжении всей жизни Домбровский писал стихи. Первая подборка из трех стих, под названием «Каменный топор в музее Казахстана» увидела свет в «Казахстанском современнике» (1939). Наиболее значительны «Лагерные стихи». Домбровский не стремился их публиковать.

Поэтическое наследие Домбровского не исследовано, есть отдельные публикации его стихов в альманахе «Конец века» (М., 1991. Вып.3. С.322-334), в издании романа «Факультет ненужных вещей» (М., 1990. С.584-590). Гневные, страстные стихи Домбровского обличают зло, поэт не прощает мучителей и палачей.

Лирический герой мужествен, нравственно свободен («Нет, нет и нет! / Сто тысяч разных нет / В одну и ту же заспанную морду»).

Домбровский много занимался переводами. В его переводах выходили произведения казахских писателей И.Есенберлина, Е.Исмаилова, С.Муканова и др. О своем творчестве Домбровского пророчески сказал: «Я жду, что зажжется искусством / Моя нестерпимая боль». Литературоведению еще предстоит осмысление незаурядного литературного наследия Домбровского.

А.И.Филатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 641-643.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 6 т. / ред.-сост. К.Турумова-Домбровская; предисл. М.Латышева. М., 1992;

Хранитель древностей: Роман. Новеллы. Эссе. М., 1991;

Из писем к другу // Домбровский Ю. Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей. М., 1990. С.198-200.

Литература:

Проскурин В.И. В расцвет мой, смятый шествием беды. Алма-Ата, 1990;

Рассказы. Стихи. Роман / сост. Л.Быков. Екатеринбург, 2000;

Уфактория: Роман. Письма. Эссе. Екатеринбург: Уфактория, 2000;

Турков А. Что же случилось с Зыбиным? // Знамя. 1989. №5;

Светов Ф. Чистый продукт для товарища // Новый мир. 1992. №9;

Лурье Я.С. Размышления о Ю.Домбровском // Звезда. 1991. №3;

Тхоржевский С. Неспокойный писатель. К 80-летию Юрия Домбровского // Звезда. 1989. №7;

Переписка Я.С.Лурье с Ю.О.Домбровским // Звезда. 2001. №5;

Лурье Я.С. Новоявленность в систему (Булгаков, Ильф и Петров и Домбровский). In memorium. Сб. памяти Я.С.Лурье. СПб., 1997;

К 80-летию со дня рождения Ю.О.Домбровского. Алма-Ата, 1990;

Косенко П.П. Письма друга, или Щедрый хранитель: Историческая хроника. Алма-Ата, 1990;

Золотусский И.П. Исповедь Зоила. М., 1989. С.218-232;

Латынина А.И. За открытым шлагбаумом. М., 1991. С.218-228;

Штокман И. Стрела в полете. Уроки биографии Ю.Домбровского // Вопросы литературы. 1989. №3;

Зверев А. Глубокий колодец свободы: Над страницами Юрия Домбровского // Литературное обозрение. 1989. №4;

Непомнящий В. Homo Liber (Юрий Домбровский) // Домбровский Ю. Хранитель древностей: Роман. Новеллы. Эссе. М., 1991;

Берзер А. Хранитель огня // Домбровский Ю. Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей. М., 1990;

Сотникова Т. Непойманный хранитель: О Юрии Домбровском // Вопросы литературы. 1996. Вып.5.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/dombrovslijuri.php

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: