Как читать сказки с детьми

Содержание
  1. Сказки для дошкольников: зачем и как читать сказки детям
  2. Причина 1. Формирование представления о мире
  3. Причина 2. Знакомство с образцами поведения
  4. Причина 3. Развитие воображения
  5. Причина 4. Стимулирование речевой деятельности
  6. Причина 5. Эффективное средство психологической терапии
  7. Причина 6. Возможность лучше узнать ребёнка
  8. Причина 7. Утешение в сложный час
  9. Причина 8. Добрая семейная традиция
  10. Как читать сказки ребёнку: 7 советов родителям
  11. Сказка на ночь: читает папа
  12. Сказки на ночь: что читать?
  13. Сказки для детей: как рассказывать
  14. Когда начинать читать книги ребенку? Что и как читать?
  15. Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения
  16. Что и как читать?
  17. Какие картинки рассматривать с малышом?
  18. Книга о малыше
  19. Немного из нашего опыта чтения книг до года
  20. Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказывать
  21. Как выбрать нужную сказку?
  22. Что же делать со сказками?
  23. Какой должна быть терапевтическая сказка?
  24.  Как рассказывать сказки?
  25. Как закрепить эффект?
  26. Чтение сказки на ночь… особенности, чтобы не потерять время впустую. развиваем малыша, играя
  27. Когда наступает возраст сказок?
  28. Что дают ребенку сказки на ночь?
  29. Правила чтения сказок
  30. ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ЧИТАТЬ СКАЗКИ НА НОЧЬ?
  31. Сказка ребенку перед сном — это самая добрая и полезная как для ребенка, так и для родителя традиция.

Сказки для дошкольников: зачем и как читать сказки детям

Как читать сказки с детьми

На сказках выросли многие поколения ребятишек разных времён и народов. В детстве мы слушали сказки в исполнении наших родителей, а теперь настал наш черёд читать сказки своим малышам. Но мир не стоит на месте: появляются новые технологии, в педагогике и детской психологии предлагаются новые методики развития и новые рекомендации по воспитанию.

  • Актуальны ли сейчас сказки для дошкольников?
  • В чём польза сказочных историй?
  • Как читать сказки, чтобы чтение приносило максимум пользы и удовольствия?

Давайте разбираться вместе, друзья!

Причина 1. Формирование представления о мире

Простой и понятный сюжет, многократно повторяющиеся действия, яркие образы — в народных и авторских сказках есть всё, чтобы в доступной для ребёнка форме представить фундаментальные принципы взаимодействия индивида с окружающим миром. В сказках нет полутонов: малышу легко понять, кто в повествовании хороший, добрый, смелый, честный, а кто злой, жадный или коварный.

Причина 2. Знакомство с образцами поведения

Сказка — эффективный инструмент нравственного воспитания. Она учит, что слабых надо защищать, за добро надо платить благодарностью, для достижения своих целей надо трудиться.

Практически на любой случай можно подобрать подходящую сказочную историю, которая покажет, как правильно действовать в той или иной ситуации с точки зрения общечеловеческой морали.

А если найти готовую сказку не получается, всегда можно придумать свою.

Причина 3. Развитие воображения

Читая ребёнку вслух, вы погружаете его в особый мир — мир, где слово оживает в сознании карапуза ярким образом.

Малыш рисует в воображении лесную поляну, на которой стоит на своих курьих ножках жилище Бабы-яги; он представляет себе сказочных персонажей и обстановку, на фоне которой разворачиваются их приключения.

Чем разнообразнее будут сказки, которые вы предлагаете послушать своему наследнику, тем активнее будет задействоваться его фантазия.

Причина 4. Стимулирование речевой деятельности

Даже пассивное слушание прекрасно развивает речевые способности малыша, так как обогащает его словарный запас, даёт образец грамотной речи, правильной артикуляции. Вы можете существенно повысить влияние сказки на развитие речи ребёнка.

Для этого после чтения обсуждайте прочитанное, предлагайте малышу вместе рассмотреть и проанализировать имеющиеся иллюстрации. Читайте вслух начало сказки, а продолжение придумайте с ребёнком самостоятельно.

Предложите карапузу самому нарисовать к сказке картинки и рассказать вам, что и почему он нарисовал.

Причина 5. Эффективное средство психологической терапии

В психологии даже существует специальный термин — сказкотерапия.

Грамотно подобранные сказки помогают бороться с детскими страхами, корректировать агрессивное поведение, преодолевать проблемы в общении ребёнка со сверстниками.

В целях сказочной терапии вы можете использовать как старинные народные сказки, являющиеся концентрацией мудрости многих поколений, так и современные авторские сказки, в которых учитываются особенности современных реалий.

Причина 6. Возможность лучше узнать ребёнка

По предпочтениям ребёнка в выборе сказки внимательный родитель может лучше понять своего кроху, определить, какие темы волнуют малыша, чем он озадачен, на какие вопросы хочет найти ответы.

Ваша готовность читать одну и ту же сказку по просьбе ребёнка, ваша искренняя заинтересованность в последующем обсуждении сюжета станут для карапуза сигналом к тому, что вы его понимаете, что вы готовы выслушать его проблемы и предложить пути их решения.

Причина 7. Утешение в сложный час

В сказках добро неизменно побеждает зло, каждый положительный герой находит друзей, никто не одинок, не позабыт. Сказка способна поддержать ребёнка, переживающего сложный период: переезд в другой город, выход в детский сад, развод родителей или смерть близкого родственника.

Причина 8. Добрая семейная традиция

Ежедневное чтение сказки — отличная семейная традиция. Вы можете сделать его частью ритуала отхождения ко сну.

После вечерней активности, после познавательных и развивающих игр, после успокаивающей тёплой ванны приятно в уютной обстановки детской спальни погрузиться в дивный мир волшебства, магии и торжества добра.

Какой бы ни была дальнейшая жизнь вашего чада, эти светлые минуты единения с вами навсегда останутся в его душе тёплыми лучиками счастливых детских воспоминаний.

Как читать сказки ребёнку: 7 советов родителям

  1. Вы можете читать сказки или рассказывать их по памяти. Главное — делать это с выражением, выделяя интонацией ключевые моменты, имитируя голоса разных персонажей, красочно описывая происходящие события.
  2. Ваша речь должна быть размеренной, неторопливой, негромкой. Произносите слова чётко и внятно.
  3. Выбирая книги с народными сказками, избегайте осовремененных укороченных и упрощённых вариантов, в которых зачастую обрезается смысл повествования, его мораль и, как результат, воспитательная ценность.
  4. Если по ходу чтения у ребёнка возникают вопросы, остановитесь и обсудите то, что волнует маленького слушателя.

    Очень важно давать понятные и доступные ответы, поощряя познавательную деятельность крохи, подпитывая его естественную детскую любознательность.

  5. Позвольте малышу самому выбирать сказку для чтения. Даже если он раз за разом выбирает одну и ту же историю.
  6. При чтении новой сказки не торопитесь самостоятельно объяснять ребёнку её смысл.

    Сначала узнайте, что понял малыш из услышанного, какие выводы он сделал, кто из героев ему понравился больше всего. Развивайте навыки крохи к осмысленному пересказу.

  7. И, наконец, самый главный совет: читайте так, чтобы процесс приносил истинное удовольствие и вам, и малышу.

    Используйте это время как возможность насладиться близостью с вашим маленьким родным человечком, больше узнать о нём, больше дать ему вашего родительского тепла и поддержки.

Пусть ваше родительство будет сказочно счастливым. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://NII-Evrika.ru/skazki-dlya-doshkolnikov-zachem-i-kak-chitat-skazki-detyam/

Сказка на ночь: читает папа

Как читать сказки с детьми

Каждый день ребенка должен быть наполнен не только новыми знаниями, но и волшебством. А что может быть волшебнее сказки?! Только сказка, рассказанная папой. Малыши растут очень быстро, и однажды наступает момент, когда им уже недостаточно маминых колыбельных, чтобы уснуть. На помощь приходят короткие сказки на ночь от папы.

Конечно же, гораздо проще включить ребёнку мультфильм. И успокоить себя тем, что он развивающий и принесёт ему много пользы.

Но ни телевизор, ни планшет, ни самый распрекрасный мультик никогда не заменят папино внимание. И точно не полезнее интересной книжки с яркими картинками и поучительными историями.

К тому же, за час-полтора до сна, рекомендуется ограничивать просмотр телевизора и других гаджетов.

Поэтому будет чудесно, если в вашей семье станет доброй традицией вечернее чтение перед сном. А так как почти всё время ребенок проводит с мамой, то папа, как настоящий рыцарь может дать ей немного передохнуть в конце дня, уложив малыша спать самостоятельно.

Сказки на ночь: что читать?

Хотите, чтобы отход ко сну был максимально комфортным для ребенка и не затягивался на долгие часы? Подготовьте не только карапуза, но и себя. Забудьте обо всех проблемах на работе и дома. Отключите свои мысли от непрочитанных новостных лент.

Не переживайте о том, что не успели написать парочку очередных комментариев в соц.сетях и не просмотрели спортивные каналы. Поверьте, мир не рухнет, если вы оставите его без вашего участия на 15-30 минут. И любимая команда без вас не проиграет.

А вот своему малышу вы очень нужны, он ждал вас весь день! Подойдите к священному действию «Сказка на ночь» со всей ответственностью.

Какую же сказку выбрать для 2-3 летнего карапуза? Если ваша фантазия позволяет самостоятельно придумывать сказки, прекрасно! Сочиняйте, рассказывайте и удивляйте или вспоминайте весёлые истории из своего детства. Можно пересказать сюжет любимого малышом мультфильма.

Но начать можно и со старых добрых русских сказок, в которых так много мудрости. Малыши с удовольствием их слушают. Они просты и понятны.  «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Это короткие сказки для детей.

Они хороши ещё и тем, что в них много раз повторяются одни и те же фразы. Это развивает память и ненавязчиво пополняет словарный запас. Очень скоро вы заметите, как ребенок самостоятельно начнёт рассказывать эти сказки.

Не удивляйтесь, если за один вечер малыш попросит рассказать вас одну и ту же сказку несколько раз. Это очень хорошо и означает, что сказка выбрана правильно. Она не пугает ребенка, ему всё ясно и понятно. И ему нравится вновь и вновь проживать эмоции, вызванные ей.

Вполне вероятно, что одну и ту же историю вам придется рассказывать много дней подряд.  Не торопитесь менять «репертуар», не настаивайте на прочтение чего-то нового. Нервная система карапуза ещё не сформирована до конца и ему нужно чуть больше времени на переваривание и осмысливание информации.

Поддержите его желание развиваться. Дайте малышу насладиться любимой историей сполна.

Сказки для детей: как рассказывать

И помните, чтобы вы не рассказывали (сказки, истории, сюжеты мультфильмов), всё должно заканчиваться только хорошо. Ни в коем случае не читайте на ночь сказки с печальным окончанием, со страшными героями, оживающей мебелью, умывальниками и другими «странностями».

В возрасте 2-3 лет ребенку сложно представить, как может бегать посуда, утюги и прочая бытовая техника. Такие образы могут его напугать, и вместо сладких волшебных снов малыш получит бессонную ночь с кошмарами.

Ребёнок должен с удовольствием ждать вечера, радоваться общению с вами и знать, что услышит только добрые истории.

Кроме того, не забывайте про правильную интонацию во время повествования. Каждый герой сказки должен быть «озвучен» вами по-разному. Т.е. мышка и медведь должны говорить разными голосами.

Но страшные рычания медведя оставьте для подвижных дневных игр. Пусть ваш сказочный Михайло Потапыч разговаривает просто тихим басом.

Если вы послушаете аудио-сказки в исполнении профессиональных актеров, то без труда справитесь с этой задачей.

Посмотрите это короткое видео: сказки для детей читает профессионал 

Понять правильно ли вы выбрали сказку, интересный ли вы рассказчик очень просто: если малыш увлечен, он будет внимательно вас слушать, не станет прерывать, отвлекаться на посторонние шумы, на «попить/покушать/в туалет».

Приглушите свет, обнимите ваше маленькое Чудо и приступайте. Рассказывая своему ребенку сказки, вы становитесь для него настоящим волшебником и другом, наполняете его жизнь приятными минутами, которые он будет помнить всегда!

Читайте хорошие детские сказки, где ребенок будет вместе с героями «проживать» те или иные жизненные ситуации. Сказки, которые сформируют мировоззрение ваших будущих Человечков. И чем правильней будут сказки, чем большему в них ребёнок научится, тем более счастливым человеком он будет, тем больше будет радовать вас, когда подрастёт.

Для того, чтобы стать ещё более прекрасным папой, читайте мою статью «Каким должен быть отец ребенка» 

Источник: https://alinayasnaya.ru/skazki-na-noch/

Когда начинать читать книги ребенку? Что и как читать?

Как читать сказки с детьми

2014-10-15

В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так.

Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье.

Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.

Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения

Итак, на вопрос «Когда начинать читать книги ребенку» лучшим ответом будет «С рождения!» и вот почему:

  • Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете егопассивный словарный запас. Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями. Таким образом, чтение способствует развитию речи.
  • Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание, что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
  • Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских . Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
  • Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.

Что и как читать?

Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию.

По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения.

Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ

Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает.

Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».

Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.

Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.

Ребенку полезно также рассматривать так называемые учебники для малышей (Например, книга Олеси Жуковой «Первый учебник малыша» (Ozon, Лабиринт, My-shop).

В таких книгах много картинок, формирующих базовый словарный запас малыша. В них представлены изображения одежды, игрушек, овощей и фруктов, транспорта и т.д.

 Такой учебник вы можете сделать и сами, вырезая картинки из журналов и прочей ненужной макулатуры и приклеивая их в альбом.

Какие картинки рассматривать с малышом?

Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные.

Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов» — «Мои любимые игрушки», «Что как звучит?», «Цветные картинки».

В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.

Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает?», «Моя первая книжка» (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.

По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.

Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций.

Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица.

То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.

Книга о малыше

Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами.

Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек.

Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит».

Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.

Немного из нашего опыта чтения книг до года

Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам.

Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать.

Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.

Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным.

Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью.

В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.

Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).

На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ДО ГОДА

СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?

С уважением, Яна Разначенко

Источник: https://jili-blog.ru/kogda-nachinat-chitat-knigi-rebenku-chto-i-kak-chitat.html

Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказывать

Как читать сказки с детьми

Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно.

В замечательной книге Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» все сказки распределены по конкретным проблемам детей раннего возраста:

  • сказки для тех, кто боится врачей;
  • сказки для гиперактивных малышей;
  • для тех, кто испытывает проблемы с приемом пищи, с мочевым пузырем;
  • сказки, помогающие малышу справиться с переживаниями в связи с отношениями между родителями, с появлением маленького братика или сестренки;
  • сказки для агрессивно настроенных детей;
  • сказки, помогающие пережить потерю любимых животных или близких людей.

Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно. И тут, как и в медицине, важно правильно выбрать метод и лекарство. И грамотно им воспользоваться.

Как выбрать нужную сказку?

Для начала стоит разобраться, какие бывают сказки.

Сказки о животных. Очень важны в возрасте примерно пяти лет — как раз в этом возрасте дети часто ассоциируют себя с животными. И в этот период им легче понять отношения в мире через подобные аллегории.

Бытовые сказки. Содержат в себе рассказы о семейной жизни, описывают конфликтные и комичные ситуации. Формируют у детей старшего возраста здоровое чувство юмора по отношению к трудностям, помогают создать образ нормальных семейных отношений.

Художественные сказки. Сказки, содержащие в себе элементы мифов, притч, истории. К этому виду можно отнести и авторские художественные сказки, которые в зависимости от проблемы могут содержать в себе психокоррекционный, дидактический и медитативный материалы.

Страшные сказки. К этой категории можно отнести сказки о нечистой силе, ведьмах, леших и прочих загадочных неведомых существах.

Слушая ( или читая) такую сказку, ребенок словно «проживает» заведомо травмирующую ситуацию и вырабатывает новую реакцию, освобождаясь от напряжения и неизвестности. Подобные сказки рассчитаны на детей от 7 лет.

Секрет терапии — в актерском мастерстве рассказчика и в обязательно неожиданном и смешном счастливом конце.

Волшебные сказки. Больше всего они подходят для детей 6-7-летнего возраста. Дети в этом возрасте уже отдают себе отчет в «нереальности » происходящего, и жизненная мудрость хорошо усваивается их сознанием.

Дидактические сказки. В основном эти сказки предлагаются на занятиях в дошкольных учреждениях. В процессе занятий дети часто выступают соавторами сказки, они должны выполнять различные задания, ведь только они, малыши, обладающие разными качествами, владеющие знаниями и умениями, могут помочь герою, которого в конечном итоге ждет удача.

Воспитатель детского сада Марина Миронова каждый день перед тихим часом читает воспитанникам «Вежливые сказки», «Осторожные сказки», герои которых попадают в различные опасные или забавные ситуации, в конце каждой сказки дети получают ценный опыт и совет. По словам Марины Алексеевны, «сказки помогают малышам выразить свои мысли и доступно объяснить важность или опасность того или иного поступка».

Что же делать со сказками?

В современной педагогике все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка — введение в его словарный запас научных, по мнению родителей, важных для будущей жизни понятий.

Дети получают больше знаний в области материальной жизни взрослых, хотя часто они к этому не готовы психологически.

Современные родители пропускают очень важный этап развития своего ребенка — становление внутренней жизни, эмоций, творчества и чувств.

Что же делать родителям, которые решили применять «сказкотерапию» как метод воспитания?

Для начала нужно просто…начать читать сказки, то есть сделать чтение неким ритуалом. Не стоит превращать первое чтение в особое событие, тогда у ребенка будет больше возможности без помех пофантазировать и самому понять, что такое сказка именно для него.

Через некоторое время после такого «необременительного» чтения, можно попробовать проанализировать сказку вместе с ребенком, задать ему вопросы по поводу поведения героев, узнать, как он оценивает это поведение.

Стоит заметить, что взрослому не надо ждать быстрой реакции и правильного пересказа и суждений.

Вы просто ненавязчиво подскажите ребенку, что он может самостоятельно оценивать поведение отрицательных и положительных героев, что он вообще может рассуждать, оценивать, размышлять, фантазировать! А это очень важно для маленькой личности!

Дальше — больше: ребенок может сам придумывать продолжение и окончание сказки, а родители могут анализировать состояние ребенка, наблюдать, «подсматривать»: что волнует его, какие у него отношения с другими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.

Детям младшего возраста было бы интересно на этом этапе увидеть любимую сказку в кукольном исполнении, а старшим дошкольникам уже хочется самим придумать инсценировку волшебной истории и стать главными героями.

На этом этапе можно уже безгранично фантазировать, смешивать сказки и переделывать их на свой лад, даже сочинять свои собственные сказки.

Какой должна быть терапевтическая сказка?

Для каждого возраста — свои герои. Детям 3-4 лет подойдут рассказы о маленьких человечках или зверьках, игрушках. Детям с 5-летнего возраста уже нужны сказки о феях, принцах, различных волшебниках. Подросткам больше всего подойдут притчи или бытовые сказки.

Сказка должна иметь четкий сюжет.

Завязка. Здесь мы знакомимся с героями и окружающей обстановкой.

Неожиданное событие, обозначение проблемы героя. Например, плохой поступок персонажа или поступок по отношению к нему. Это может быть непредвиденная ситуация, с которой героям придется справиться.

Способ решения проблемы, попытки героев справиться со сложностями. Попытки могут сопровождаться трудностями. Стоит продумать окружающую среду, которая может способствовать созданию настроения.

Например, это может быть дождик или даже ураган.

Кульминация — герои решают все трудности. Стоит отметить, что трудности должны решаться только благодаря благоразумию персонажей, их стараниями (это может быть избавление от дурной привычки).

Позитивная развязка. Она очень важна, все герои должны быть счастливы, и они должны понять, как правильно себя вести. Не стоит «обижать» плохим финалом даже самых скверных героев.

Мораль сказки. Как герои поняли причину возникновения трудностей, каковы дальнейшие варианты развития событий.

Сюжет сказки должен напоминать проблемную ситуацию, но не повторять ее полностью. То есть герои должны носить другие имена, обстановка не должна полностью соответствовать реальной.

Как говорят психологи, с помощью сказки должен быть предложен замещающий опыт, посредством которого ребенок примет собственное решение. И ребенок с помощью полученной информации должен «по умолчанию» разбираться в ситуации и знать, кто прав и кто виноват. Такой эффект достигается только при помощи правильно выстроенного сюжета.

Герой должен по возрасту и темпераменту соответствовать малышу, и даже сказочная страна должна напомнить ребенку среду его проживания. Малыш должен узнавать себя и обстановку, но не понимать до конца, что это он и есть.

Переживания героя, которого нужно искусственно направлять героя к изменениям, должны быть понятны ребенку. Можно даже придумать целую группу существ, оказавшихся в сложной ситуации, и дать им правильные наставления, которые в итоге приведут к счастливому изменению.

 Как рассказывать сказки?

При чтении или рассказывании необходимо точно передавать эмоции и чувства. Нужно научиться с помощью голоса точно выражать любые эмоции. Грусть это, или восторг, или неуверенность. Не стоит выдерживать слишком долгих пауз, если же пауза все-таки возникла, необходимо обыграть сюжет в ее пользу.

Или же нужно заранее подготовить ту сказку, в которой вы хорошо ориентируетесь. Не стоит «на блюдечке» преподносить ребенку решение проблемы.

Ребенок не должен слушать сказку как некое правило, не стоит давать точных «установок» поведения, не следует также «на ходу» давать свою оценку поступкам персонажей, особенно в виде «резонерских» реплик.

Как закрепить эффект?

Хорошо подобранная и прочитанная на ночь сказка — это еще не полный список «сказкотерапевтических» приемов. Есть несколько интересных занятий, не только закрепляющих эффект, но и развивающих творческие способности.

Cказку можно нарисовать (на следующий день или сразу после прослушивания). Желательно карандашами или гуашью.

Сказку можно слепить. Занятие подходит для групповой терапии. По цветовой гамме можно определить степень влияния сказки на ребенка. Насыщенные цвета выражают бурные переживания и чувства.Сказку можно сшить или сделать из подручных материалов. Воссоздать персонажа сказки, озвучить его и, помещая его в различные проблемные ситуации, находить различные пути решения.

При игре с воплощенной из материала сказкой, голос необходимо адаптировать к внутренней характеристике персонажа, также важно каждое движение и действие персонажа.

Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком. Здесь важно ощущение «облачения» переживаний в тактильную форму.

Существует особая форма сказкотерапии — так называемый «кататимный подход в сказку», суть которого в том, что с помощью психологических приемов осуществляется полное «участие» ребенка в сказке, однако эта методика имеет множество противопоказаний:

  • острый и хронический психоз или предшествующее ему состояние;
  • недостаточная мотивация;
  • церебрально-органические синдромы;
  • недостаточное интеллектуальное развитие.

Сказка — это не только мощный воспитательный инструмент, но и способ достижения доверия и поиска общего языка между ребенком и родителем или ребенком и педагогом.

Надо обязательно помнить о том, что подбирать сказки следует в соответствии с возрастом и существующими проблемами в воспитании, возрастными проблемами. Остальное решает только родительская любовь и фантазия!

Варвара Стельмухова

Источник: https://azbyka.ru/deti/vospitanie-skazkojj-kak-vybrat-pravilnuyu-skazku-i-kak-ee-rasskazyvat

Чтение сказки на ночь… особенности, чтобы не потерять время впустую. развиваем малыша, играя

Как читать сказки с детьми

Все мы знаем, что читать ребенку на ночь ПОЛЕЗНО! Поэтому не задумываемся, когда берем в руки книгу:

— о возрасте малыша,

— соответствии содержания возрастному развитию,

— интересно ли вашего ребенка,

— каков уровень интеллектуального развития,

— не обращаем внимание на размер шрифта и иллюстрации.

Народная сказка является источником мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.

Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка — это педагогический опыт и творческий гений народа.

Сказка — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия.

Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Когда наступает возраст сказок?

Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации.

Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм — то, что нужно для развития речи.

Читать вслух можно (и нужно) даже крохе, не ограничивая общение сюсюканьем и агуканьем. Голосовые сказки и аудиокниги не заменять ласковый мамин голос своим механическим исполнением.

И пусть ребёнок ещё не понимает смысл прочитанного, но он уже будет радоваться маминой речи, изучать выражение лица, мимику, смену тембра и с удовольствием присоединится к ней эмоционально.

Этот глубокий эмоциональный контакт несёт в себе взаимопонимание родителей и малыша на долгие годы.

Ближе к году ребёнок уже способен сам держать книгу, показывать пальчиком на картинки. Чтение лучше осуществить перед ночным сном при мягком освещении. Хорошо подойдут для этой цели народные сказки, детские стихи. Не обязательно читать каждый раз новую сказку, зачастую малыши очень любят повторы, благодаря которым они и сами могут выучить любимые сказки наизусть.

Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.

Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.

Для дошкольников нужны сказки или истории подлиннее, с завязкой, сюжетной линией, развязкой. К четырём годам у малыша развивается воображение, и чтение становится особо важным в его жизни. Пусть отважные рыцари и верные друзья помогут малышу стать настоящим человеком.

Если к пяти годам у малыша нет привычки слушать чтение – это очень плохо, потому как упускается лучший способ для изучения родной речи и после семи лет может развиться «синдром Маугли», а значит, в дальнейшем, ребёнку будет трудно полностью освоить свой родной язык и как следствие этого, трудно социализироваться.

Уже к школьному возрасту нужно получить задатки критического мышления, осмысливать происходящие события, выражать свои впечатления и суждения. Именно чтение помогает справится с трудностями.

Что дают ребенку сказки на ночь?

Прежде всего, сказки на ночь для детей несут успокоительный эффект. Медленный родительский тон действует на ребенка релаксирующе.

Кроме этого, сказки издревле являются источником информации об окружающем мире.

Чтение сказок в поздний час — это замечательная возможность побыть с малышом вместе. Ведь днем так не хватает на общение времени.

Пока ребенок слушает сказку, он ощущает себя под надежной родительской защитой, впитывает тепло и любовь мамы или папы.

Сказки на ночь для детей являются хорошей терапией от кошмарных снов. Если читать или рассказывать малышу сказки на ночь каждый день, то это положительно сказывается на его психическом и эмоциональном состоянии.

Утром малыш легче встает и не раздражается.

Правила чтения сказок

1.Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отдавая давно надоевшую повинность. Ребенок это чувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте уважение к книге. Ребенок должен знать, что это не игрушка. Приучите детей аккуратно обращаться с книгой. Рассматривать ее желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый должен стоять или сидеть лицом к детям так, чтобы они могли наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4.Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивать». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Если вы читаете сказку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для взрослых это и скучновато, но для него – нет.

8. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте семейное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.

9 Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Найдите время и помогите отреставрировать книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ему незнакомую для вас книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.

12. Привлекайте внимание детей книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь? Все атрибуты читаемых текстов, любую наглядность, музыкальное сопровождение можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

13. Обыгрывайте впечатления, полученные детьми при слушании сказки: дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, свое отношение к прослушанному.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ЧИТАТЬ СКАЗКИ НА НОЧЬ?

1. Сказка на ночь – демонстрация твоей любви к ребенку Читая ребенку на ночь, ты не только развлекаешь его и развиваешь, ты таким образом показываешь свою любовь к малышу.

Вам кажется: ну что могут дать 15 минут чтения? Не сомневайся – очень много! Если будешь читать ребенку на ночь ежедневно, малыш точно будет знать, что его любят, о нем заботятся.

И никакой мультик или диск не заменит родной голос и родительское тепло.

Заменяя чтение фильмом или мультиком, помни, что это уже готовые продукты фантазии человека. А книга, сказка дает возможность ребенку создать собственный мир, пофантазировать. И правильное развитие ребенка – это развитие, прежде всего, его воображения.

2. Читаем ребенку сказки на ночь – учим жизни.

Сказки помогают ребенку осознавать свой жизненный опыт и переживания, создавать собственный мир.

Слушая сказки, малыш получает редкую возможность стать сильным, хитрым и ловким, добрым и великодушным, смелым и мужественным. То есть найти свое место в реальном мире.

3. Читаем ребенку – развиваем его речь и память.

Словарный запас ребенка активно формируется в возрасте от 10 месяцев до 1,5 года.

В 3 года, если родители занимались с малышом, его словарный запас должен составлять от тысячи слов и больше. Поэтому так важно в этот период читать ребенку, и не только на ночь.

Кстати, начинать читать стихи малышу, когда он находится в утробе мамочки. Кумулятивные сказки, то есть сказки, в которых есть повторы, развивают память ребенка. Читая такую сказку во второй и третий раз, можно предложить ребенку самому повторить отрывок.

4. Также очень полезно читать стихи. При чтении стихов у ребенка развивается чувство ритма. А если еще и попросить продолжить строчку, то тренироваться будет и память. Прочитанный убаюкивающим голосом стих способен, как колыбельная, усыпить ребенка.

Сказка ребенку перед сном — это самая добрая и полезная как для ребенка, так и для родителя традиция.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cd2ec2564d6ee00aeac49d2/5ce2ba2b6d578000b24019d9

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: