Как написать ЕГЭ по литературе

Содержание
  1. Подготовка к ЕГЭ по Литературе самостоятельно
  2. Вот что необходимо, чтобы сдать ЕГЭ по литературе:
  3. Многим старшеклассникам именно этого не хватает
  4. Если вы решили готовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно — нужно хорошо понимать специфику этого экзамена. В чем же она состоит?
  5. Какие ошибки совершают на экзамене те, кто самостоятельно готовится к ЕГЭ по литературе?
  6. Порядок действий следующий:
  7. Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе может очень вдумчивый ученик с аналитическим складом ума
  8. Как сдать ЕГЭ по Литературе — личный опыт
  9. Как устроен экзамен ЕГЭ по Литературе
  10. Как мне удалось сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов?
  11. Лайфхаки для подготовки к ЕГЭ
  12. Как всё было
  13. Каков итог?
  14. Егэ по литературе: как лучше распределить время и на что стоит обращать внимание на экзамене
  15. Мой провал
  16. Время и ошибки из-за спешки
  17. План
  18. Сколько и на что
  19. Что может удивить на экзамене?
  20. Лирика
  21. Развернутые ответы
  22. Тестовая часть
  23. Структура развернутых ответов
  24. Свое мнение
  25. Сочинение 17 в ЕГЭ по литературе
  26. Критерии 17 задания
  27. Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ
  28. Вступление
  29. Виды вступления
  30. Что можно написать во вступлении?
  31. Основная часть
  32. Отбор материала
  33. Изложение
  34. Заключение
  35. Рекомендации
  36. Клише
  37. Егэ по литературе: как написать хорошее сочинение и осилить все тексты
  38. Как готовиться к тестовым заданиям
  39. Почему важно знать критерии оценки
  40. Как готовиться к мини-сочинениям и какие примеры приводить
  41. Как написать хорошее сочинение
  42. Список текстов огромный, а времени мало — как всё успеть?

Подготовка к ЕГЭ по Литературе самостоятельно

Как написать ЕГЭ по литературе

Автор статьи Т. В. Воронцова

Можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе? И какие трудности ждут абитуриента на этом пути? Какие ошибки совершают старшеклассники, которые готовятся к ЕГЭ по литературе самостоятельно?

Вот что необходимо, чтобы сдать ЕГЭ по литературе:

Глубокое знание текстов,Отличное знание требований ЕГЭ по литературе,

Аналитический склад ума.

Многим старшеклассникам именно этого не хватает

ЕГЭ по литературе сдают в основном те, кто считает себя творческими личностями. И не все при этом понимают, что же от них требуется на экзамене. Недостаточно «любить читать». Надо хорошо знать предмет.

Мало просто написать “красивое” сочинение. Ведь проверяют сочинения на ЕГЭ по литературе по критериям, как и на всех ЕГЭ. Причем в варианте ЕГЭ по литературе (в отличие от математики) нет прямых и единственно правильных ответов на вопрос.

Если вы решили готовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно — нужно хорошо понимать специфику этого экзамена. В чем же она состоит?

В школе мы изучаем литературу как искусство. И если выпускник в сочинении пишет: “мне понравилось” или “я не согласен с автором” — он пишет про свое миропонимание, про впечатления. Но для сдачи ЕГЭ по литературе это не нужно! Требования ЕГЭ по литературе вообще другие.

Необходимо отличное знание теории, терминологии, нужно умение анализировать текст. Требуется показать, насколько сформированы ваши аналитические навыки, которые можно назвать “предметная компетентность”.

Какие ошибки совершают на экзамене те, кто самостоятельно готовится к ЕГЭ по литературе?

Когда вы сдаете ЕГЭ по литературе — надо четко следовать критериям экзамена.Не надо писать посланий в стихах, обращенных к экспертам ЕГЭ.

Если в задании сказано, что ответом должен быть текст на пять-десять предложений, значит, нужно пять-десять, а не двадцать!

Старшеклассники привыкли формально, не вдумываясь, выполнять школьные требования. Например, приучены, что в тексте обязательно должны быть вступление и заключение.

Однако недостаточно просто написать: «И в этом именно заключается…», или «Это очень важная тема…». Один старшеклассник вообще написал на ЕГЭ: «Спасибо! Я благодарен драматургу Островскому за то, что он дал мне возможность прочитать этот текст».

Ну что это такое? ЕГЭ по литературе – это конкретная аналитика, а не ваши благодарности драматургу Островскому!

ЕГЭ по литературе — это прежде всего формат и технология. Их там не меньше, чем в ЕГЭ по математике. Здесь востребованы аналитическое мышление и четкое знание формата экзамена.

И конечно, недостаточно за 2 дня до экзамена прочитать «Сто золотых сочинений» и написать “что-нибудь”. За это можно получить не больше 50 баллов на ЕГЭ по литературе.

Готовясь к ЕГЭ по литературе самостоятельно, прежде всего следует изучить формат и критерии экзамена.

Порядок действий следующий:

Зайдите на сайт ФИПИ.Скачайте актуальную демонстрационную ЕГЭ по литературе и изучите ее.

Демо-версия состоит из трех документов: демонстрационный вариант (КИМ — контрольно измерительные материалы), Кодификатор и Спецификация.

3.

Главный элемент демонстрационного варианта – это инструкция по выполнению работы и критерии проверки и оценки. Именно этими критериями будут руководствоваться эксперты.

Да, это может показаться скучным. Но надо заставить себя разобраться.

4. Обращайте внимание на то, что выделено в черных рамочках в КИМе. Там четко указано, что нужно делать.

5. Изучите демо-версию ЕГЭ от корки до корки.

6. Отвечая на вопросы варианта ЕГЭ, анализируйте свои ответы по литературе по следующим критериям:- Есть ли фраза, которая дает прямой ответ на вопрос?Есть ли опора на текст?Есть ли подтверждение цитаты.

Есть ли связь с позицией автора?

Не надо путать ЕГЭ по литературе с ЕГЭ по русскому языку, как делают большинство старшеклассников. ЕГЭ по русскому – это публицистика, это ваше отношение к чему-либо. ЕГЭ по литературе – это анализ текста. Вам надо уметь видеть текст с точки зрения смысла, с точки зрения литературных приемов, теории литературы.

Например, вы получили текст — экзамен Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль». Вопрос — в чем комизм этого экзамена?

Чтобы ответить на вопрос, вам надо знать что такое «комизм» с точки зрения теории литературы. Комизм – это не просто «смешно». Надо знать, что, с точки зрения теории литературы, комедия всегда основана на несоответствиях.

По сути дела, вопрос формулируется так: на какие несоответствия опирается автор, чтобы создать смешную ситуацию?

Митрофана спрашивают о высоких вещах, а он отвечает, хоть и не глуп, на приземленном уровне, воспринимает всё на уровне житейском, бытовом. У него спрашивают про историю, а он говорит: «Иногда в такую историю попадешь, что ого-го!» Он ответил верно со своей, житейской точки зрения. Но к предмету «история» его ответ не имеет отношения.

В его голове никаких знаний нет, и он даже не понимает, о чем его спрашивают. Ученик, не знающий теоретической основы, на экзамене будет выглядет так же комично, как Митрофанушка.

Сделаем вывод.

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе может очень вдумчивый ученик с аналитическим складом ума

При этом необходимо отлично знать требования экзамена. Первым делом ознакомиться с форматом экзамена. Прочитать все инструкциии и тем более то, что в Демоверсии ЕГЭ по литературе специально выделено в рамках.

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/podgotovka/literatura/samostoyatelno/

Как сдать ЕГЭ по Литературе — личный опыт

Как написать ЕГЭ по литературе

До сдачи ЕГЭ остается все меньше и меньше времени. Подготовка — это длительный и трудоёмкий процесс, от чего многие ученики теряются и не знают с какой стороны подступить к материалам.

Мы совместно с Анастасией Кулябиной подготовили для вас исчерпывающий материал, можно даже сказать методичку для подготовке к ЕГЭ по Литературе 2020.

Настя сдавала ЕГЭ в 2019 и по Литературе набрала 100 баллов, поэтому ей есть, чем поделиться.

Как устроен экзамен ЕГЭ по Литературе

Для того, чтобы получить хорошие баллы, нужно разбираться в литературоведческих терминах, знать тропы и стилистические фигуры, содержания произведений из кодификатора.

В ЕГЭ 2020 по Литературе нет никаких значительный изменений в критериях оценивания, что не может не радовать.

Мы разделяем экзамен на три блока: проза, лирика, сочинения. 

Проза – читаешь отрывок текста из произведения и отвечаешь на тест. Вопросы из разряда: как называются пояснения к речи персонажей?/как называется вопрос со скрытым утверждением? 

На них легко ответить, так как они сопровождаются цитатами из текста, которые подсказывают ответ.

Пример: Назовите художественный приём, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении (“Поверила бы я тебе, мой друг”).

Лирика – читаешь стихотворение, решаешь тест. Вопросы в этом блоке связаны с поэзией.

Пример: Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?

В первых двух нет ничего сложного, для подготовки достаточно распечатать термины (чтобы знать, какие ответы писать в тесте), выучить их и решить хотя бы десяток КИМов. Однако некоторые задания (например, 4 и 10) загонят вас в тупик, если не будете владеть базовой информацией о тексте, который может попасться. Как ни крути, выход один – уделить внимание каждому произведению из кодификатора.

С сочинениями предстоит гораздо больше работы.

Прежде чем практиковаться, читайте примеры хороших сочинений, изучите теорию, критерии оценивания, а после – пишите как можно больше!

Есть хорошая книга “100 золотых сочинений”, в ней собраны работы учеников, которые занимали призовые места на российских олимпиадах. Читаем, запоминаем слог, учим новые слова, обращаем внимание на структуру. Передаем слово Насте…

Как мне удалось сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов?

Как только мой выбор пал на литературу, я решила во что бы то ни стало сдать экзамен на 100 баллов. Для этого нужен был четкий план, ведь предстояло прочесть гору (буквально) книг, решить сотни тестов и выучить сюжеты и имена героев как минимум у всех произведений из кодификатора, и как максимум — у произведений для дополнительного чтения.

Моя подготовка проходила по следующей схеме:

1. Разделить произведения из кодификатора на группы:

  • Те, в которых я хорошо помню сюжет и героев. Их можно не перечитывать.
  • Те, в которых я не помню часть композиции, не могу пересказать основную идею произведения. Можно прочесть краткое содержание + анализ.
  • Те, которые я не читала/не помню. Их читать полностью, выписывая героев, составляя характеристики.

2. Два-три раза в неделю по составленному графику учить стихотворения. Маленькие — целиком, большие — частично (чтобы хватило для цитат). Раз в неделю (предпочтительно в выходные, как тренировка) писать 17 сочинение. Как можно чаще, при желании — каждый день — решать КИМы, устно отвечать на сочинения 8, 9, 15, 16. Регулярно писать маленькие сочинения, отрабатывать клише.

Почётное место в этом тексте я хочу выделить под задание, которое пугает всех. 17 сочинение – причина моих недосыпаний.

За год я исписала сотни страниц, пытаясь вывести идеальную формулу написания последнего сочинения. К счастью, экзаменуемый может выбрать  тему, которая покажется ему легче остальных. На выбор: проза минувших лет (17-19 в.), лирика, проза современная (20-21 в.

) Если тема звучала как вопрос, я старалась сразу дать на него ответ во введении (в первом абзаце), а остальное место в сочинении уделяла пояснению на этот ответ.

Единственная проблема, с которой я сталкивалась – недостаток слов, поэтому дайте дорогу своему красноречию!

3. Распечатать всю теорию из кодификатора, тренироваться использовать термины в сочинениях.

Теперь поговорим про баллы. Порог составляет 32 балла. За каждое задание в тесте (номера 1-7; 10-14) можно получить по 1 первичному баллу, что в сумме даёт 28 вторичных баллов. Не хватает 2 первичных балла до того, чтобы пройти порог. Выходит, для его преодоления достаточно хорошо написать хотя бы одно сочинение. 

В сочинениях рекомендую соблюдать порядок изложения мыслей: вступление (1-3 предложения), основная часть (ответ на поставленный вопрос, 5-7 предложений или больше), заключение (1-5 предложений). Так логика не будет нарушена, вы не потеряете баллы и экзаменатор верно поймет вашу мысль.

В критериях оценивания сочинений есть одна особенность: “соответствие ответа заданию”. Важно ответить на поставленный вопрос без лирических отступлений и воды. Прямо и по факту. В противном случае вы получите 0 баллов за 1 критерий – соответствие ответа заданию, и сочинение проверять не будут.

Пример: Как в приведённом эпизоде намечается основной  конфликт произведения?

Удачный ответ: Конфликт проявляется в поведении героя, когда он не подаёт руку гостю, тем самым демонстрируя свою неприязнь.

Неудачный ответ: Расписывать всё, что вы знаете о произведении;  использовать для ответа фрагмент произведения, не приведенный в задании; уходить от ответа на вопрос.

Сочинения 8 и 15 необходимо писать с опорой на текст произведения. Исключите фактические ошибки; анализируйте, а не пересказывайте текст (критерий 2 – привлечение текста для аргументации произведения).

Это экзамен не по русскому языку, поэтому за грамматические ошибки баллов не снимут, но будьте осторожны и не допускайте логических и речевых ошибок, это карается снятием баллов (критерий 3 – логичность и соблюдение речевых норм).

Максимальный балл, который можно получить – 6 баллов за сочинение.

Задания 9 и 16 представляют собой сопоставления двух текстов и проверяют, как внимательно вы читаете и как много знаете. Внимательно читайте текст: если нужно сопоставить произведения – ищите только то, чем они схожи. Если просят сравнить – ищите и сходства, и различия.

Первые два критерия просят нас подобрать произведения, схожие с предложенным в задании. Необходимо указать названия и авторов выбранных произведений, сопоставить или сравнить их с текстом, данным на экзамене.

Помните, что пересказывать нельзя (критерий 3 – привлечение текста для аргументации)! Привлекайте текст на уровне анализа. Помните про логичность высказываний и соблюдайте речевые нормы (критерий 4).

Максимальный балл – 10 за каждое сочинение.

Чтобы хорошо написать 17 сочинение, нужно попасть в критерии:

  1. Раскрытие темы – пишем ответ на вопрос, многосторонне раскрывая тему.
  2. Привлекаем текст для аргументации с указанием авторов и названий произведений.
  3. Используем теоретико-литературные понятия (герой, роман, сюжет, автор, олицетворение, метафора и т.д.)
  4. Соблюдаем композиционный строй!
  5. Проверяем текст на наличие ошибок

Объём сочинения должен быть больше 200 слов, иначе сочинение полностью не засчитают. Максимально можно получить 14 баллов.

Лайфхаки для подготовки к ЕГЭ

За время тренировочных экзаменов я выработала несколько лайфхаков, которые, я уверена, прибавили мне несколько баллов.

В последний год учебы я предпочла театры походам в кино. Поскольку пьесы в основном написаны литературным языком, их просмотр расширяет словарный запас. Кроме того, несколько раз я побывала на пьесах, основой которых послужили литературные романы. Сходила отдохнуть + повторила материал для экзамена.

По мере прочтения списка литературы я составляла ментальную карту. Оформляла название произведения, делала выписки из сюжета, визуализировала героев. Особенно хорошо это работало с лирикой: я выписывала цитаты/приклеивала стихотворения, рядом писала факты из жизни поэта, и при работе с 15 и 16 сочинениями у меня уже был готовый материал.

В сентябре я нашла компанию, атмосфера в которой располагала к решению ЕГЭ по литературе.

Так, мы собирались по вечерам, совместно решали КИМы (если кто-то не знал ответа на вопрос, ему помогали — так подготовка шла быстрее). Одна голова хорошо, а две лучше.

Рождались споры, в ходе которых устанавливалась истина. Благодаря таким посиделкам я набрала 1/3 готовых сочинений. Потом перечитывала их или использовала в пробных экзаменах.

Как всё было

Огромную роль в вопросе подготовки к экзамену сыграл мой учитель литературы. Она поддерживала нас – выпускников, выходила на работу в свои выходные (и даже праздники – мы провели майские каникулы в школе, оттачивая приобретенные навыки) ради нас. Она кормила нас бутербродами и поила чаем! Это она приглашала нас в театр. Поэтому если у вас ещё нет наставника, найдите его!

Я не боялась экзамена просто потому, что опыт, полученный в течение года подготовки был важнее экзамена, который (как все думают) изменит твою судьбу. Попробуйте влюбиться в предмет, который сдаете. Читайте не потому, что так надо, а потому, что вам интересен роман с литературной точки зрения. 

Анализируйте тексты, учите ТОЛЬКО понравившиеся стихотворения, которые нашли отклик в вашей душе. Так подготовка не будет тяжелой ношей.

Перед экзаменом необходимо выспаться. За день до экзамена устройте себе день отдыха, расслабьтесь и настройте себя на хорошее. На экзамен обязательно возьмите воды, хоть немного. Не дайте внезапной жажде сокрушить ваши планы. Оденьтесь по погоде. Перед выходом из дома проверьте, ничего ли не забыли, а по дороге на экзамен можете повторять стихотворения или имена героев произведений.

Я переволновалась на экзамене. Одно из сочинений вогнало меня в ступор. Я даже почти заплакала и начала винить себя в том, что недостаточно готовилась (я – та, которая всё свободное время решала тесты, читала книги и вместо домашней работы по другим предметам выбирала литературу; та, которая ходила только в театры, готовилась каждый день и знала биографию всех писателей из кодификатора).

Когда я дошла до точки кипения, на меня вдруг снизошло озарение – я попросту теряю время, которого и так мало. Моих знаний хватит, чтобы вытащить эту работу на нужный уровень. Я не могу не знать ответа на вопрос, который составлен по кодификатору, который я читала! 

Правильным решением было успокоиться, отдохнуть, возможно, перейти на время к другому заданию, а потом вернуться к тому, что не получалось.

Кстати, постарайтесь научиться самоконтролю. Только так вы сможете убеждать себя регулярно готовиться. Станьте себе лучшим другом, строгим учителем, дружелюбным напарником. Это спасёт вас как на экзамене, так и в жизни.

Каков итог?

Литература, войдя в мою жизнь, осталась в ней и по сей день. Я изменилась благодаря этому предмету. Я не жалею ни об одном дне, потраченном на подготовку, ведь это стало бесценным опытом.

Многие думают, что, если сдать экзамен на “низкие” баллы, твоим домом окажется помойка. Нет! Это ваш настрой. Все ребята (без исключения), которые сдавали экзамен со мной, довольны сложившейся жизнью. Большинство куда планировали, туда и поступили. Не бойтесь неизвестности!

Не упускайте возможность лишний раз попрактиковаться или узнать что-то новое! Присоединяйтесь к школе Тетрика – найдите того самого наставника, который прольёт свет на вашу подготовку. Помните – через тернии к звёздам!

Источник: https://tetrika-school.ru/blog/kak-sdat-ege-po-literature-na-maksimum/

Егэ по литературе: как лучше распределить время и на что стоит обращать внимание на экзамене

Как написать ЕГЭ по литературе

В  2017 году я сдала ЕГЭ по литературе на 65 баллов. На апелляции удалось выбить только один первичный балл, который при переводе во вторичные весил столько же. Поэтому в итоге мой результат составил всего 66 баллов, что меня очень сильно расстроило.

Пару месяцев назад я осознанно приняла решение пересдавать экзамен, поэтому снова возобновила процесс подготовки и хочу поделиться тем, что поняла для себя в прошлом и в этом году относительно ЕГЭ по литературе, чтобы, возможно, кто-то из вас, прочитав это, не повторял тех же ошибок, что и я.

В этом году меня радует изменение критериев оценивания, и мне кажется, что сейчас действительно стало понятнее чего от тебя ждут и хотят, потому что в прошлом году на апелляции мне так и не смогли сказать, из-за чего именно мне снизили некоторые баллы за развернутые ответы.

Мой провал

Я думаю, многие сталкивались с историями людей, которые знают литературу очень хорошо, но очень плохо написали экзамен. К сожалению, я тоже знаю немало таких примеров , один из которых — мой собственный. Поэтому сейчас я на собственном опыте расскажу, чем это может быть обусловлено.

Я завалила экзамен по литературе в прошлом году, сдала на 66 баллов, что очень низко для меня, учитывая, что я поставила себе планку 90+.

Я прошла весь список по литературе, за исключением нескольких произведений, которые были не прям сильно важны, тщательно все разобрала, мой стол был завален тетрадями с письменными работами и сделанными мною таблицами и конспектами по всему, что только можно. Я чувствовала себя очень уверенно и знала, что иду не с пустой головой.

Мне попался вариант с произведениями, которые я хорошо знала, темы сочинений были тоже удачные, но в итоге все закончилось моими слезами и плохим результатом. Почему? Потому что я ни разу не писала полноценный пробник и не смогла уследить за временем!

Я начала писать сочинение примерно за 35-40 минут до конца работы.

а, не переписывать, а именно писать! И так как очень торопилась и волновалась, заранее понимая, что уже завалила его, я наделала кучу ошибок: в трех предложениях написала слово “история” раз 7-9, причем в разных значениях, использовала одни и те же слова и речевые обороты, структура текста у меня была в голове уложена, но в итоге я не успела дописать предпоследний абзац и вообще не написала заключение. Когда мы отложили ручки, я начала перечитывать свою работу и ужаснулась, но, к сожалению, исправить что-либо было уже поздно.

Моя подруга завалила экзамен потому, что плохо понимала критерии оценивания, она тоже довольно хорошо знала материал, занималась с репетитором.

Она сдавала экзамен два года назад, и тогда критерии были очень сильно размыты и оценивали работу гораздо более субъективно, чем сейчас.

В ЕГЭ 2018 критерии сделали более четкими (по этой ссылке можно скачать файл, в котором содержится кодификатор, спецификация и демо версия — литература), что надеюсь пойдет на руку тем, кто будет сдавать в этом году.

Вообще довольно большому количеству людей снижают оценки за работу из-за “фактических недочетов”, “каких-то неточностей” и тому подобное, хотя это не считается ошибкой.

Довольно многие на этом проваливаются: пишут хорошую работу без ошибок, а к ним начинают придираться за все, что только можно, лишь бы снизить баллы. Именно поэтому лучше всего писать работу, используя как можно более общие фразы и общепринятое мнение насчет произведений.

Часто люди начинают сильно расписывать ответ, и на этом же спотыкаются — получают снижения за речевые, фактические ошибки и на апелляции слышат лишь “видно, что вы читали и понимаете, но мы не можем вам поднять, потому что это не совсем то, чего ждут от вас в  этом ответе”.

Одно радует — сейчас формулировки критериев стали гораздо менее размытыми. Мини-вывод: писать нужно не очень объемно, без каких-то особых украшений речи и как можно более объективно.

Время и ошибки из-за спешки

Как я уже упоминала, я облажалась из-за того, что не успела написать сочинение. А не успела я потому, что слишком много времени уделила черновикам, и в итоге очень долго переписывала.

Не используйте черновики для того, чтобы писать на них целую работу. Пишите на них только план и ключевые слова, которые будете использовать, потому что иначе вы просто ничего не успеете написать, а надо ведь не только написать, но и проверить!

План

Сколько раз повторяли в школе про то, что очень полезно писать план? Но многие все равно не любят уделять его время, однако он действительно может ускорить процесс написания развернутых ответов и самого сочинения. Хотя с развернутыми ответами можно поступить гораздо проще — просто накидать ключевые слова, которые хочешь использовать и которые помогают раскрыть тему — и следуя по ним написать работу.

А насчет сочинения, я считаю, что удобнее всего сначала разделить его на части, и в них тоже выписать ключевые слова. Тогда во время написания уменьшается вероятность повторения одних и тех же фраз и слов, да и структурированную мысль изложить можно быстро и легко.

Сколько и на что

Стоит постоянно держать в голове маячок, напоминающий о том, что время не резиновое. У нас в аудитории напомнили о времени только за пять минут до конца экзамена, так что лучше самому постоянно за этим следить.

На развернутые ответы я потратила очень много времени, что и привело к плачевному результату. Советую тратить на то, чтобы продумать ответ (выписать ключевые слова/план, как я написала выше) минут 5-7, а потом минут 15-20 на написание.

С тестом тоже не стоит затягивать, но это, я думаю, и так понятно. Сейчас когда я  делаю пробники, сначала работаю с тестом, а потом, только перед тем как приступать к развернутым ответами, читаю отрывок из прозы. Потому что чаще всего в тесте вообще нет ничего, связанного с отрывком, только с произведением в целом или с определениями.

А если сначала читать текст, потом делать тест, то, скорее всего, для развернутого ответа его придется еще раз перечитывать.

С лирикой я тоже часто так делаю, сначала прохожусь по номерам с терминами, а только потом, когда надо определить какие приемы использовал автор, каким размером написано стихотворение и при ответе на 15,16 вопросы, читаю само стихотворение.

На тест уходит в среднем минут 15-20. Мне кажется, удобнее проверять после, однако тогда нужно гарантированно оставлять себе время. У меня получилось так, что я  просто не сразу переносила все в бланки, и в конце работы, во время переноса, я как раз еще раз себя проверила.

Таким образом, на сочинение и проверку остается около 100-120 минут. Как раз минут 10-15 на план и можно спокойно писать, давая себе иногда время подумать.

Потому что, опять-таки возвращаясь ко времени моей сдачи экзамена, писала я почти не думая из-за того, что очень спешила: я просто писала без остановки, и это очевидно обернулось тем, что я просто не успевала следить за лексическими повторами, фактическими ошибками и за построением предложения в целом.

Лучше всего закончить с сочинением минут за 20 до конца, чтобы успеть перечитать все написанное. Потому что проверять развернутые ответы сразу  не лучшая идея. Вместо этого предпочтительнее будет переключить мысли на что-то другое, а после уже перечитать — так лучше видно ошибки.

Что может удивить на экзамене?

Когда вы будете сидеть в аудитории и смотреть на попавшийся вам бланк, вы можете подумать, что это немного не то, чего вы ожидали. Давайте разберемся почему.

Лирика

Вам могут спокойно попасться стихотворения не из кодификатора, как было у меня, например.

Не то, чтобы это сложнее, просто меня долго мучил вопрос, зачем же тогда вообще нужен кодификатор и избранные авторы, если тебе может попасться стихотворение не связанное с ними, да и для сравнения ты можешь приводить произведения не только из кодификатора, а в принципе из русской литературы определенного времени.

Мне попалось стихотворение, которое я видела в первый раз, и для сравнения я приводила Бунина “Помню долгий зимний вечер”, и все у меня было хорошо. Однако обидно было за то, что я учила много стихотворений, а в итоге использовала то, которое знала наизусть с пятого класса.

Развернутые ответы

Также формулировка вопросов для развернутых ответов может быть совершенно не похожей на те, которые были в пробниках. Ведь при тренировке вопросы имеют тенденцию довольно часто повторяться, однако  в работе может попасться уже все что угодно.

Но суть вопроса же от формулировки не зависит! По сути своей все они очень однообразны, просто поддаются некоему “коверканию”, лишь бы запутать сдающих экзамен. Так что не стоит паниковать, просто нужно подумать, на что это больше всего похоже.

Например, в работе может попасться вопрос про конфликт героев, но в формулировке будет “социально-философские споры”, или “противостояние благородных и подлых героев”. Или же  в вопросе про природу может быть что-то вроде “каким образом герой сравнивает себя с кедром?”

Это все очень просто, но уточнения могут порой сбивать с толку. В итоге, лучше всего свести  все к общему определению, будь то конфликт, душевные переживания, связь человека и природы и так далее.

Тестовая часть

Меня лично еще шокировало задание с цитатами. Были даны отрывки реплик из рассказа “Ионыч” А.П. Чехова, и нужно было сопоставить их с персонажами, которые их произносили.

Конечно, нужно было ориентироваться на характеристики персонажей, но, так как одна цитата еще должна была остаться лишней, и не везде можно было выделить ключевые фразы/особенности речи, я с этим заданием не справилась.

Структура развернутых ответов

Очень важно обращать внимание на речь и на материал, который используется в работе.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что именно этот герой совершал именно это действие, то опять-таки лучше это не упоминать.

Если имя героя плохо запомнилось, то лучше назвать его “главным героем” или просто дать его характеристику (чей он родственник, как он выглядит, кто он по профессии, статусу и так далее).

Также нужно следить за повторами, тавтологией, речевыми ошибками. Например, я случайно использовала слово “история” в трех разных значениях и из-за этого написала его раз шесть в трех-четырех предложениях. И заметила, к сожалению, уже когда закончилось время экзамена.

Обязательно надо обращать внимание на то, как часто вы употребляете имена героев. В этом вам поможет использование синонимов: не просто Базаров, а друг Аркадия Кирсанова, нигилист; не просто Наташа Ростова, а сестра, дочь, возлюбленная, любимая героиня Толстого (одна из) и так далее.

Разнообразить работы синонимами нужно еще и в случае с глаголами. Не следует использовать только “автор описал” и “автор показал”, есть очень много слов, которыми  можно заменить такие формулировки, а где-то вообще лучше по другому построить предложение, иначе получается очень однообразно и некрасиво.

Свое мнение

Это, конечно, очень грустно, но свое мнение ни в коем случае писать нельзя. Как я уже несколько раз писала, лучше всего все сводить к объективности.

На экзамене никому не интересно, что ты думаешь на те или иные темы. Проверяющим нужно видеть твое знание теории и материала.

Поэтому нельзя использовать никакие “Я думаю”, “Я считаю”, “По моему мнению” и так далее, чему нас наоборот учат, готовя к ЕГЭ по русскому.

Поэтому, подводя такой промежуточный итог, я  советую время от времени освежать в памяти структуру написания и критерии для развернутых ответов.

Надеюсь, мои советы помогут вам избежать моих ошибок и написать ЕГЭ по литературе на хороший балл. Главное всегда помнить о времени и о том, что никому из проверяющих не интересно посмотреть на ваш прекрасный навык письма. Есть критерии — нужно им соответствовать.

Не стоит думать, что сдать экзамен хорошо — цель заоблачная и невыполнимая, нужно просто знать, с какой стороны лучше к нему подойти.

Не торопитесь, учите клише и не пугайтесь, если вдруг получите бланк, в котором просят анализ произведений, которые вы видите в первый раз.

Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/ege-po-literature-kak-luchshe-raspredelit-vremya-i-na-chto-stoit-obraschat-vnimanie-na-ekzamene

Сочинение 17 в ЕГЭ по литературе

Как написать ЕГЭ по литературе

Admin

Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе писать сочинения под заданиями 8, 9,15,16,17 обязательно!

Мини-сочинения под заданиями 8,15 могу дать Вам до 6 баллов, а задания 9,16 с недавнего времени дают до 10. Первые из них подразумевают развернутый ответ на вопрос, вторые требуют провести сравнение эпоса и лирики. К объему они нетребовательны — главное, чтобы ответ был связный, с опорой на авторскую позицию и с подтверждением выдвигаемых тезисов.

Завершающее сочинение, которое Вы должны написать, находится под заданием 17.1 — 17.4. Темы и специфика их разнообразны — от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Эти сочинения объемные, требующие от Вас особую глубину раскрытия темы и убедительность суждений.

В данной статье мы рассмотрим порядок написания 17 задания ЕГЭ, познакомимся с критериями и посмотрим образцы сочинений на максимальный балл.

Критерии 17 задания

Писать строго по данным критериям — плохая идея. Мы советуем держать их всегда в уме, подстраивая Ваше готовое сочинение по некоторым пунктам (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них Ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.

*- Такой совет имеет место быть, если Вы пишете мало сочинений или только начали тренироваться. С практикой термины будут возникать в Вашем сочинении «сами собой».

Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше.

Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана.

И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

Вступление

Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. задача, которая перед Вами стоит при написании вступления —  это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод. 

Виды вступления

  1. Традиционное.  Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней.
  2. Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества.
  3. Лирическое.

    Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т.д

  4. Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.

  5. Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь».
  6. Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой).

    Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации. 

Что можно написать во вступлении?

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Е.Н. Ильин в своей книге «Как сдать экзамен по литературе» предложил ученикам несколько вариантов зачина:

  1. Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…».
  2.  От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
  3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
  4. Дневниковый. «Болконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
  5.  Цитатный. «Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ковсем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала

    над ними жизнь…»

    .

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю! 

Основная часть

Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Отбор материала

Что входит в этот отбор?

  • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! );
  • заранее подготовленные цитаты из произведений;
  • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
  • подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям;
  • биография писателей и их этапы творчества.

Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой- в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

Изложение

Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

1.Введение

Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:

2. Доказательство

Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

3.При доказательстве вашей позиции нужно использовать цитаты и комментарии критиков (здесь мы вспоминаем про пункт «отбор материала»):

4. Микро-вывод

После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.

Заключение

Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.

Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы.  Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.

Рекомендации

  • Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
  • Отразите свои личные мысли по выбранной теме
  • Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.

Клише

Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.

Для вступления:

  • «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль романа/повести/рассказа/текста…
  • Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но идея этого произведения несколько шире, чем это кажется на первыйвзгляд…
  • «…», — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
  • Над этой проблемой задумывался не один автор. … также не был исключением
  • … затрагивает данную тему в своем произведении».

Для основной части:

  • Автор повествует о …
  • Автор описывает …
  • Поэт показывает …
  • Писатель размышляет о …
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Идея … выражена в стихотворении …
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе …
  • Вспомним героя повести…
  • Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …

Для заключения: 

  • Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
  • Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в …
  • Таким образом …
  • Итак, можно сделать вывод, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что …
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …

Источник: https://lit-ege.ru/sochinenie-17-v-egje-po-literature/

Егэ по литературе: как написать хорошее сочинение и осилить все тексты

Как написать ЕГЭ по литературе

Выпускники часто говорят, что ЕГЭ по литературе — один из самых сложных. И поэтому нужно хорошо знать все изменения, критерии оценивания и задания. Как готовиться к экзамену по литературе и на что обратить внимание, рассказывает Даниил Ляхович, учитель литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский».

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Порядок проведения экзамена по литературе в этом году не изменился: на всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Максимальный первичный балл — 42. Количество заданий осталось прежним — их 17. Но в структуре самого задания № 17 кое-что изменилось: появилась четвёртая тема сочинения. Она свободная, то есть не привязана к конкретному тексту и автору.

Немного изменились критерии экзамена: формулировки критериев оценки задания № 17 упростили, чтобы все мы, и учителя, и выпускники, лучше понимали, что от нас хотят. Объединили критерии и баллы по заданиям № 8, 15 и 9 и 16. И это разумно: задания одного типа, но в первом случае нужно проанализировать отрывок эпического/лироэпического/драматического произведения, а во втором — стихотворение.

Придётся сразу расстроить тех, кто решил подготовиться к ЕГЭ по литературе за полгода или меньше. Это нереально. Во-первых, очень много текстов в кодификаторе, а во-вторых, часто выпускники слабо владеют приёмами анализа художественного текста и терминологией. Поэтому готовиться лучше как минимум за год, а лучше — за два.

Как готовиться к тестовым заданиям

Тестовые задания в ЕГЭ по литературе — с № 1 по 7 и с № 10 по 14.

В них проверяют:

  • знание родов и жанров литературы (задания 1, 7, 10);
  • знание литературных направлений;
  • знание текста произведения (задание 4);
  • знание средств художественной выразительности (задания 2-3, 5-6, 11-13);
  • умение определять размер и тип рифмы в стихотворении (задание 14).

Разобраться с теорией литературы поможет словарь литературоведческих терминов на сайте «Текстология». Ещё очень рекомендую пособие «Литература в таблицах и схемах» Титаренко. В нём все произведения школьной программы, перечисленные в кодификаторе, подробно и в то же время ёмко разобраны в виде схем. Там же есть большой блок литературных терминах.

Кроме того, можно использовать универсальный справочник ЕГЭ по литературе под редакцией Скубачевской и пособия Сергея Зинина. Там можно найти разборы текстов и примеры заданий к каждому пункту кодификатора. И обязательно книгу Елены Михайловой «Алгоритм написания сочинения: ЕГЭ по литературе-2018».

Пример: Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. гипербола
  2. инверсия
  3. ирония
  4. повтор
  5. сравнение

Чтобы справиться с этим заданием, нужно чётко знать, что означает каждое из понятий и как оно используется в художественном тексте. Полезно выписывать краткие пояснения терминов с примерами из художественных текстов. И лучше бы примеры были не скучными и затёртыми до дыр вроде «лёд как сталь» или «деревья, как всадники, съехались в нашем саду».

Почему важно знать критерии оценки

Очень просто: критерии оценки заданий со свободным ответом (№ 8-9, № 15, 16 и 17) — это алгоритм, которым будет пользоваться эксперт при проверке вашей работы. Эти критерии можно найти на сайте ФИПИ и в любом сборнике по подготовке к ЕГЭ.

Возьмём в качестве примера задание № 17. В нём пять критериев:

  • полнота раскрытия темы;
  • привлечения текста произведения для аргументации;
  • владение литературоведческими терминами;
  • композиция и логика текста;
  • речевые нормы.

Проще говоря, ваше сочинение должно соответствовать заявленной теме, рассуждения нужно подтверждать ссылками на текст произведения (цитировать необязательно).

Для анализа неплохо бы использовать терминологию (необязательно сложную: слова типа «роман», «персонаж», «автор», «психологизм» вполне подойдут).

Наконец, в тексте должна быть логика и последовательность мыслей и минимум речевых ошибок.

Как готовиться к мини-сочинениям и какие примеры приводить

В заданиях № 8, 9 и 15, 16 нужно дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом фрагмента художественного произведения. Самое главное здесь — научиться анализировать фрагменты текстов. Внимательно читайте и сами вопросы, и фрагмент. Подчёркивайте ручкой те слова и эпизоды, которые помогут ответить на вопрос.

Например, если вас спрашивают, «Как в данном эпизоде „Отцов и детей“ намечается основной конфликт произведения», то вспомните, в чём вообще конфликт романа Тургенева, а потом приведите примеры из приведённого фрагмента.

Немного по-другому это работает с лирикой: если вам нужно написать, каким предстаёт лирический герой в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», то тут нужно для начала вспомнить особенности лирики Лермонтова и основные её мотивы. Оптимально если все тезисы, которые вы заявите в начале, будут подтверждены ссылками на текст.

В заданиях № 9 и 16 нужно сравнить предлагаемый фрагмент с другими произведениями школьного курса, которые перекликаются тематически. Причём привести нужно два разных текста, желательно разных авторов, с объяснением каждого из них. Тут очень важно чётко понимать формулировку задания, особенно если речь о лирике.

Приводить поэму «Мцыри» как иллюстрацию темы одиночества, если вас спрашивают о стихотворениях, — неразумно, всё равно не засчитают. Потому что поэма — лироэпический жанр. Старайтесь приводить только те тексты, которые вам знакомы и которые входят в школьный курс. Не забывайте объяснить, почему вы берёте именно это стихотворение или роман.

Напишите, в чём произведения похожи, а в чём — нет (если это требуется в задании).

Как написать хорошее сочинение

Задание № 17 — это классическое литературное сочинение. Объём работы — не менее 200 слов. Важно, чтобы сочинение было:

1. Чётко выстроенным. Введение с набором тезисов по теме, основная часть с развёрнутыми рассуждениями и доказательствами из текста, заключение с понятными выводами.

2. Аргументированным. Нужно привести три-пять аргументов со ссылками на текст произведения. Ссылки необязательно могут быть цитатами, можно пересказать фрагмент, эпизод, привести мнение самого автора о своём тексте. Если пишете сочинение по лирике — проанализируйте не менее трёх стихотворений, иначе потеряете баллы.

3. Соответствующим авторской позиции. Авторская позиция в ЕГЭ по литературе — совсем не то же самое, что в ЕГЭ по русскому языку.

Здесь имеется в виду понимание замысла текста, его основных мотивов, отношения автора к своему тексту.

Например, если вы пишете, что Горький даёт ночлежникам выход со «дна», то это не совсем так, ведь в конце многие герои либо гибнут, либо пропадают, что само по себе — сомнительный выход.

4. Грамотно написанным (старайтесь следить за качеством речи). По моим наблюдениям, речевые ошибки — бич современных выпускников. Лучше перепроверьте используемые слова в словаре на «Грамоте.

ру» или «Яндекс словарях». Подойдёт и Большой толковый словарь. Старайтесь не только написать как можно больше работ, но и редактировать их — полезный навык.

Стоит почитать книгу «Пиши и Сокращай» Максима Ильяхова.

Список текстов огромный, а времени мало — как всё успеть?

Я рекомендую составить оптимальный график чтения текстов. Для начала полезно распечатать кодификатор и повесить его над рабочим столом, отметить в нём те произведения, которые вы хорошо знаете и можете о них свободно порассуждать. Написать по ним сочинения, чтобы убедиться в правильности своих выводов и трезвости восприятия.

Затем все оставшиеся тексты разделить на прозу/драматургию и лирику. Читать их разными списками и в разном темпе. Рекомендую двигаться по списку по методу «от малого к большому». Прочтите и проанализируйте сначала рассказы Чехова, Бунина, Солженицына, Горького, а потом уже переходите к романам. Так вы научитесь анализировать небольшие тексты, чтобы потом осилить «Войну и мир».

Параллельно с этим не забывайте читать качественные (а не с сайтов типа «Литра.ру») разборы произведений. Например, двухтомник «Русская литература XIX–XX веков» Бугрова и Голубкова, справочники Скубачевской и Елены Титаренко.

Что касается лирики, советую разбирать авторов по отдельности, читать стихи медленно, а не по 20-30 в день. Причём у каждого автора есть стихи о любви, природе, обществе, философские размышления.

Разбейте стихи на эти группы (подойдёт и классификация по видам лирики: пейзажная, любовная, гражданская, философская). Составьте краткие конспекты к каждой из групп, где перечислите конкретные стихотворения, основные образы и их значение и мотивы.

Так огромный блок лирики, поначалу пугающий и страшный, точно отложится у вас в голове.

Если времени совсем мало, смотрите качественные экранизации больших произведений, параллельно сверяясь с письменным текстом произведения. Но и в этом случае не забывайте обращаться к разбору текстов.

Источник: https://mel.fm/kak-sdat/8623947-ege_literature

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: