Как направить гиперактивность в нужное русло

Содержание
  1. Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка, ошибки и советы
  2. Причины гиперактивности
  3. Как понять, что у ребенка гиперактивность?
  4. Критичный возраст
  5. Нужно ли идти к врачу
  6. Как вести себя с ребенком с СДВГ?
  7. Как воспитывать активного «непоседу»?
  8. Понять особенности
  9. Установить правила
  10. Управлять сбросом энергии
  11. Убрать раздражители
  12. Что делать при истерике?
  13. Возможные ошибки при воспитании
  14. Гиперактивный ребенок
  15. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ?
  16. ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ?
  17. В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИПЕРАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ У РЕБЕНКА?
  18. Гиперактивный ребенок: как направить энергию в мирное русло
  19. Причины гиперактивности у детей
  20. Как отличить СДВГ от активности: признаки
  21. Гиперактивный ребенок: что делать
  22. Занятия с психологом
  23. Курс нейропсихологической коррекции
  24. Микроклимат в семье
  25. Соблюдение режима дня
  26. Организация пространства
  27. Игры и упражнения
  28. Бережное отношение к психике
  29. Положительные качества гиперактивных детей
  30. Гиперактивный ребенок– особенность характера или заболевание? Лечение СДВГ
  31. Симптомы и причины СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью)
  32. Диагностика и лечение СДВГ
  33. Медикаментозное лечение СДВГ
  34. Психологическая коррекция детей с СДВГ

Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка, ошибки и советы

Как направить гиперактивность в нужное русло

Гиперактивные ребята отличаются импульсивностью, невозможностью усидеть на одном месте, изменчивостью интересов. Сами родители, порой неправильно трактуя поведение любимого чада, начинают совершать ошибки, которые усугубляют ситуацию. Поэтому мамам и папам нужно знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка.

Причины гиперактивности

Гиперактивность ребенка является расстройством развития поведенческого характера. В медицине такая особенность называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Причиной такого отклонения врачи считают неблагоприятное развитие детей внутри материнской утробы, а также тяжелые роды у женщины.

К остальным причинам, способствующим тому, что малыш становится гиперактивным, относятся:

  • поражение мозга плода на последних сроках беременности, во время родов, а также в первые недели после появления малыша на свет;
  • прием беременной женщиной сильнодействующих лекарств, снотворных и гормональных препаратов;
  • появление на свет посредством кесарева сечения;
  • мозговые дисфункции минимального характера у малыша;
  • некоторые нарушения, произошедшие у младенца в грудничковом возрасте;
  • беременность женщины, протекающая с осложнениями, сильным токсикозом, инфекциями и частыми стрессами.

Такие нарушения влияют на психическое развитие ребенка. Малыш, может, и хотел бы вести себя хорошо и послушно, но не может этого сделать. В группу риска также входят детки, которые с рождения находятся на искусственном вскармливании, а также родившиеся недоношенными и с маленьким весом.

Иногда провоцирующим фактором становится наследственность. Если кто-либо в роду отличался повышенным беспокойством и возбудимостью, тогда существует риск того, что младенец тоже столкнется с гиперактивностью.

Как понять, что у ребенка гиперактивность?

Распознать гиперактивность у собственного ребенка можно по характерным признакам. У годовалых малышей заметны нарушения со стороны ритма крупной моторики и координации движений. В два года появляется задержка развития речи. Малыш может сказать свои первые слова, а потом замолчать и пытаться объясняться посредством жестов.

В последующем подрастающее чадо может иметь сложности в общении и проблемы в поведении.

Самостоятельно определить гиперактивность малыша можно по следующей симптоматике, которая отличается систематическим проявлением:

  • суетливость и неусидчивость;
  • невнимательность и отставание в развитии от сверстников;
  • малышу трудно усидеть на одном месте, ничего при этом не делая;
  • движения ребенка не скоординированы и порой неуклюжи;
  • имеются различные нарушения со сном;
  • со стороны поведения наблюдается импульсивность и непредсказуемость.

Критичный возраст

Гиперактивность больше всего проявляется в возрасте от трех до шести лет. Поведение ребенка моментами становится невыносимым. Он не воспринимает замечаний, звучащих со стороны родителей. У малыша начинаются проблемы с общением со сверстниками. Ситуация улучшается лишь к 12 годам, когда признаки гиперактивности постепенно сглаживаются.

Нужно ли идти к врачу

При повышенной гиперактивности малыша стоит обратиться к детскому неврологу. Если поведенческое отклонение не скорректировано, то его признаки могут потом перейти во взрослую жизнь, негативно сказываясь на построении карьеры и семейных отношений.

Детский невролог назначает следующие препараты:

  • витаминный комплекс;
  • ноотропы;
  • фитопрепараты.

Лечение лекарственными средствами поможет устранить сопутствующую неприятную симптоматику у ребенка, связанную с физиологическим изменением состояния.

Как вести себя с ребенком с СДВГ?

Помимо медикаментозной терапии, врач назначит коррекцию поведения родителей малыша. Это:

  • избегание слишком завышенных требований к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • частые похвалы малыша;
  • обучение ребенка правильным взаимоотношениям со сверстниками;
  • знакомство малыша с социальными нормами в игровой форме.

Родители должны стараться создавать для ребенка те ситуации, в которых он сможет показать самые сильные стороны. Для этого лучше использовать различные игры, в которых двигательная активность сочетается с моментами спокойного состояния.

Скорректировать поведение гиперактивного ребенка помогает плавание, лепка, танцы. Но без медикаментозного лечения также не обойтись.

Как воспитывать активного «непоседу»?

В воспитательных мерах не стоит ломать чадо, нужно стараться с ним договариваться. На негативные поступки надо стараться не обращать внимания. Именно этого и добивается ребенок.

Если такого ребенка насильно посадить на стул и начать читать книжку, либо пытаться объяснить, что можно и нельзя делать, он все равно ничего не поймет и не запомнит.

Все внутренние силы будут направлены на то, чтобы оставаться в состоянии спокойствия. А вот во время шалостей малыш как раз и может усвоить основной объем информации.

Понять особенности

Родителям нужно постараться понять специфику поведения, психологии и физиологии гиперактивного ребенка. У деток с такой особенностью бывают проблемы с вестибулярным аппаратом и кровообращением. Справиться в такой ситуации помогает смена позы или активное движение.

Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, малышу сложно сосредоточиться на чем-то одном. А если он начинает шалить, то уже не может остановиться. Никакие запреты на него не действуют. Родители должны понять, что так малыш ведет себя лишь потому, что у него имеются природные особенности физиологического характера.

Установить правила

Несмотря на то, что гиперактивному малышу довольно сложно контролировать свои поступки, это не значит, что ему родители должны позволять абсолютно все. Такие детки должны знать, что существуют некоторые правила и строгий распорядок дня. Поэтому родителям нужно разработать специальный график, в котором будет оговорено время для всех занятий и их последовательность.

Управлять сбросом энергии

Гиперактивный ребенок обладает большим количеством энергии. И ее нужно направить в мирное русло. Для этого родителям следует придумывать для своего чада различные занятия и полезные игры. Это может быть небольшая работа по дому, спортивные секции. При этом важно дозировать нагрузку, чтобы ребенок не переутомлялся. Иначе в ослабленном состоянии он может стать неконтролируемым.

Убрать раздражители

Для детей с гиперактивностью важно создать спокойную окружающую атмосферу. Для этого нужно отказаться от активных игр перед сном, комнату малыша желательно сделать в пастельных тонах.

Следует убрать с поля зрения младенца вещи и игрушки, которые будут отвлекать его. Не стоит дома собирать шумные компании и не нужно устраивать слишком масштабные праздники с большим количеством людей.

Малышу лучше находиться в узком кругу.

Что делать при истерике?

Если у гиперактивного ребенка случилась истерика, и он перестает слышать окружающих, родителям можно просто уйти в другую комнату. Тогда малыш, лишившись имеющейся аудитории, постепенно успокоится.

Можно попробовать переключить внимание ребенка на интересный мультфильм или новую игрушку. Неплохо предложить ему поиграть в активную игру, например, догонялки. Также малышу полезно сделать успокоительный чай или теплую сладкую воду.

Чтобы в последующем избежать истеричного состояния собственного ребенка, нужно укреплять его нервную систему. Для этого полезно делать ванны с добавлением травы валерианы.

Возможные ошибки при воспитании

Самой главной ошибкой родителей при воспитании гиперактивного малыша является игнорирование ими такого отклонения. К основным ошибкам, совершаемыми мамами и папами, можно отнести:

  • завышенные ожидания от ребенка;
  • слишком жесткие требования в отношении развития и обучения;
  • повышенная опека над малышом.

Гиперактивные детки непослушные. Дисциплина – точно не для них. Они равнодушно относятся как к похвале, так и к наказаниям. Они легко отвлекаются на сторонние вещи, не заканчивая начатое дело.

Если родители слишком строги и требовательны к собственному чаду либо, наоборот, чрезмерно его опекают, то малыш растет тревожным и гиперактивным ребенком. Бывает и так, что недавно мама с папой все разрешали, а потом вдруг стали запрещать баловаться. Тогда он может болезненно воспринять такие резкие переходы в воспитательной методике.

Источник: https://grudnichky.ru/uxod/kak-vospityivat-giperaktivnogo-rebenka.html

Гиперактивный ребенок

Как направить гиперактивность в нужное русло

О гиперактивности у детей говорят много. Говорят специалисты,  воспитатели, учителя и родители. Это не дань моде и даже не желание заработать (хотя и это тоже присутствует) – это необходимость. Гиперактивных детей становится все больше и больше.  Часть детей справляются с таким состоянием.

Сами или с помощью родителей и специалистов. У другой части детей их особенности закрепляются в поведении, способе познания мира, и возникают проблемы: их не желают видеть в детских садах, переводят на индивидуальное обучение в школах. Они не удерживаются в секциях и кружках.

Это не значит, что ребенок не хочет – он не может, с ним не могут справиться, и социум выжимает таких детей.

При этом специалисты говорят, что чем раньше получится определить проблему гиперактивности, тем проще с ней справиться. Пока особенности ребенка не закрепились в поведении и способах общения. Это правда.

У каждого родителя возникают вопросы: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ? ЧТО ДЕЛАТЬ?  В ЧЕМ ПРИЧИНА?

Далее по списку:

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ?

Может ли родитель без специального образования и навыков справиться с этой задачей? Может. Уже с самого рождения родитель может почувствовать и определить первые признаки состояния ребенка, которые в последствии могут привести к гиперактивности.

  • Ребенок плохо засыпает и плохо спит.
  • Вам неудобно, когда ребенок у вас на руках. Ощущение, что ребенок не может найти комфортное положение, и вы оба не можете расслабиться. И это не иногда, а очень часто. Внутренне кажется, что постоянно.
  • Ребенок не фиксирует взгляд в 2-3 месяца после рождения. Не разглядывает, а как бы смотрит сразу везде. Видит все.
  • Ребенок быстрее сверстников осваивает моторные навыки. В моей практики были случаи, когда ребенок в 7 месяцев начинал ходить. При этом родители ничего не делают для такого ускорения. Это радует их – чемпион. Но может являться и поводом для обращения внимания.
  • Сильно выраженные реакции ребенка на звук, свет, прикосновения.  И это тоже не иногда, а очень часто.

После года все становится более очевидно. Ребенок активен, постоянно хочет добраться, залезть, достать, но в отличии от просто активного ребенка, достав, не концентрирует внимание на объекте, а очень быстро теряет к нему интерес.  Ищет и находит новую цель.  Это похоже на поведение человека, который пылесосит комнату.

После трех лет ребенок активно общается со сверстниками. У гиперактивного ребенка в общении возникают трудности. У такого ребенка не получается играть, соблюдать правила игры, ему тяжело ждать.

Короткие моменты радости родители испытывают, когда дети начинают играть в догонялки. Их ребенок в этом самый успешный, но часто, догнав, не просто салит, а с силой толкает другого ребенка.

 В зависимости от выраженности проблемы в три года родители уже не просто ощущают, а четко знают о проблеме.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ?

В самом раннем возрасте, как только вы почувствовали, что поведение и состояние ребенка похожи на описанные выше – обратитесь к массажисту.

Внимание! Самая распространенная ошибка в проведении детского массажа в этой ситуации – это массаж для снижения тонуса. Бытует мнение, что гиперактивные дети имеют повышенный тонус.

 На самом деле: дети, предрасположенные к гиперактивности, имеют пониженный тонус, и во время массажа им нужно тонус повышать.

Делать глубокий массаж и через повышение мышечного тонуса приводить к тонусу нормальному .

Не согласны? Тогда попробуйте напрячь одну руку. Настолько сильно, как только сможете. А теперь, не расслабляя руки, активно подвигайте ею.  Я знаю, не получилось. Получились медленные, скованные движения. Гипертонус, напряженность, скованность – это антиподы гиперактивности.

Вы не обратили внимание на особенности движений у своего ребенка до года. Привыкли. Научились с этим жить. Что делать в этом случае? Ребенок уже активно двигается и разбирает квартиру на пазлы, которые вы ежедневно собираете по ночам.

Для подрощенных детей:

  • Используйте интересы ребенка и….. ЕСТЕСТВЕННО ПРИТОРМАЖИВАЙТЕ. Любит играть в мяч, катать машинки, разбрасывать игрушки? Покупайте большие игрушки, большие мячи, большие машинки. Объем игрушек и  их тяжесть будут совершенно естественно останавливать ребенка и нарабатывать пластичность движений. Подаете ребенку игрушку – не давайте в руки. Пусть потянется за игрушкой. Поставьте предметы, которыми ребенок часто интересуется выше, чтобы ребенок за ними тянулся. Это тоже будет притормаживать ребенка, делать движения более произвольными.
  • Фокусируйте ИНТЕРЕС РЕБЕНКА НА САМОМ СЕБЕ. Научится обращать внимание на себя – научится обращать внимание на окружающий мир и рассматривать его не в полете и прыжке. Одевайте ребенка “не правильно”. Один носок, девочкам – один хвостик с одной стороны. Оденьте ребенка не симметрично. Он обязательно обратит на это внимание. Надеваете футболку – не до конца и начинайте надевать колготки. Тоже не до конца, а потом завершите с футболкой.
  • Тренируйте произВОЛЬность действия (от слова ВОЛЯ). Обычно такие дети любят переносить тяжести. Налейте в пластиковую литровую бутылку воды – половину. Когда ребенок будет ее нести, то перемещение воды в бутылке станет постоянно мешать ее удерживать.

Создавайте небольшой дискомфорт ребенку, но не переусердствуйте. Спорт тут не поможет. Медленно и постепенно. Важно не довести ребенка до эмоционального срыва. Это еще одно проявление у гиперативных детей – гиперэмоциональность.

Изобретайте и придумывайте. Любит залезать в комод – заклейте ящик скотчем молярным или цветным. Но обязательно оставьте язычок, чтобы ребенок мог за него оторвать скотч.

Важно всеми правдами и неправдами, с помощью нестандартных решений привлечь внимание ребенка. Похожие упражнения можно использовать с детьми и старше трех лет. Могут поменяться игрушки и интересы ребенка.

В чуть более старшем возрасте можно привлекать ребенка поливать из лейки (большой) на огороде. Дать ему ответственную работу по поливу газона из шланга, как взрослому. Разрешите поставить кастрюлю с супом в холодильник. Только не забудьте перед этим накормить ребенка и поесть сами. На всякий случай. Папа переживет.

В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИПЕРАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ У РЕБЕНКА?

Поощряйте любую полезную и нужную работу по дому – КАК ВЗРОСЛЫЙ. Только не надо обязывать ребенка выполнять определенную работу постоянно. Это не по возрасту и очень тяжело для любого ребенка. Такие приемы можно будет использовать со школьником.

В сети, литературе и от специалистов можно часто услышать определенный набор причин состояния гиперактивности ребенка:

Протекание беременности:

В родах:

  • угроза прерывания беременности;
  • недоношенность;
  • стимуляция родов;
  • затяжные роды.

Семейные факторы:

  • общение в семье – конфликты, запреты, чрезмерный контроль.

Я полностью согласен с перечисленным списком причин. Они действительно могут вызывать состояние гиперактивности у ребенка. Но есть несколько «НО».

Первое – за исключением семейных факторов, ни на одну из причин невозможно повлиять. Второе – ровно те же причины являются причинами возникновения других  состояний у детей.

Состояний прямо противоположных гиперактивности: ДЦП, парезы, задержки моторного и речевого развития.

Это приводит к одному выводу: существуют состояния ребенка, которые приводят к гиперактивности. Все эти причины могут вызвать эти состояния. Я условно делю эти состояния на два вида: внутренние и внешние. Сейчас поясню, что я имею в виду.

Внутренние –это особенности регуляции тонуса. У гиперактивных детей тонус снижен. Именно поэтому их движения резки, и часто они прикладывают силу большую, чем необходимо. Мы так делаем, кода нам нужно сдвинуть тяжелый предмет. Совершаем рывок.

Ребенок в гипотонусе, для того чтобы совершить движение, достает себя из гипотонуса. Совершает рывок. Чтобы удерживать себя в равновесии – постоянно двигается.

Это отдаленно похоже на поведение пьяного человека, который для удержания равновесия вынужден постоянно двигаться.

Внешние – это особенности работы сенсорных систем. Чаще всего причиной являются особенности зрительного восприятия. Случается так, что для изучения пространства, предметов ребенку нужно подойти близко. Только в этом случает он получает правильную информацию.

Если ребенку с такими особенностями нужно изучить комнату, то он вынужден всю ее обойти и не по одному разу. Он начинает бегать в новом помещении, на игровой площадке. И пока не изучит все, не остановится.

Такие дети часто дома ведут себя спокойно, а когда приходят в новое помещение, то становятся гиперактивными. Таких детей часто воспринимают как агрессивных. Но они просто близко подходят к другому ребенку, что может ему не нравиться.  Он или отталкивает, или отходит. Если отталкивает, то возникает конфликт.

Если отходит, то начинаются догонялки и попытки удержать «беглеца».  Такое поведение закрепляется и часто становится основным при знакомстве.

Родителям важны не только маркеры, по которым они начнут понимать, что пора идти к специалисту, но и маркеры, которые помогут разобраться к КАКОМУ: неврологу/ кинезотерапевту/ массажисту/ психологу…
Разные причины состояния гиперактивности у ребенка подразумевают, что разные специалисты берут на себя ведущие роли.

Источник: https://olegleonkin.ru/articles/giperaktivnyj-rebenok/

Гиперактивный ребенок: как направить энергию в мирное русло

Как направить гиперактивность в нужное русло

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) некоторые считают выдумкой. Мол, нужно просто включить всю свою строгость — и тогда будет нормальное поведение. Тем не менее, на практике оказывается, что строгость совершенно бесполезна, поскольку ребенок при всем своем желании не может доводить дела до конца, долго сидеть на месте и сосредотачивать внимание на чем-то одном.

СДВГ — это диагноз, который хоть и не лечится полностью, но требует коррекции. Проявляется он в виде трудностей с концентрацией внимания, импульсивности. Таким детям сложно дается понимание правил, инструкций. Им трудно сосредоточиться, они постоянно отвлекаются, «застревают» на чем-то и не могут переключиться.

Причины гиперактивности у детей

Сейчас среди врачей нет единого мнения по поводу причин СДВГ. Скорее всего, на это влияет совокупность факторов, среди которых:

  • генетическая предрасположенность;
  • угроза выкидыша;
  • курение во время беременности;
  • нехватка кислорода (гипоксия) во время беременности или родов;
  • асфиксия;
  • неправильная тактика ведения родов, к примеру, применение щипцов;
  • слишком длительные или, наоборот, стремительные роды;
  • недоношенность, малый вес при рождении.

Как отличить СДВГ от активности: признаки

Диагноз включает признаки дефицита внимания и гиперактивности. Специалисты считают, что одно невозможно без другого.

При этом у одного ребенка могут проявляться больше признаки импульсивности (чаще у дошкольников), у другого — дефицит внимания (чаще у школьников).

Интеллект, творчество при таком нарушении сохраняются, но есть трудности с чтением, письмом, счетом, что приводит к плохой успеваемости в школе. 

Первые симптомы можно заметить уже в 3–4 года. Но здесь важно не спутать настоящую и ситуационную гиперактивность.

К примеру, если в доме много гостей, и вы хотите уделить им внимание, а ребенок в это время всем мешает, постоянно бегает, то это всего лишь перевозбуждение из-за непривычной ситуации.

Также с гиперактивностью иногда путают впечатлительность, подвижность, активность, любопытство, протестное поведение.

Чтобы отличить активность от гиперактивности, используют такой СДВГ тест:

Активный ребенок

  1. Любит энергичные игры, не сидит на одном месте. Если его увлечь, может почитать книжку или сложить пазл.
  2. Много, быстро говорит, постоянно что-то спрашивает.
  3. Редко имеет проблемы с пищеварением и сном.
  4. Активен не постоянно и не везде. Может быть непоседой дома, у бабушки и спокойным в саду.
  5. Неагрессивный, редко провоцирует конфликты. Когда злится, может кого-то обидеть.

Гиперактивный ребенок

  1. Все время хаотично движется, не контролирует себя. Продолжает двигаться даже когда устанет. Плачет, когда совсем выбивается из сил.
  2. Быстро, много говорит, глотает слова. Спрашивает и тут же перебивает, не может дослушать ответ на свой вопрос.
  3. Трудно укладывается спать. Сон неспокойный, прерывистый. Часто имеет расстройства пищеварения.
  4. Всегда неуправляемый, независимо от того, где он пребывает: дома, в гостях, саду, на улице.
  5. Часто становится причиной конфликтов. Кусает, бьет, толкает, не контролирует свою агрессию.

Гиперактивный ребенок: что делать

Конечно, СДВГ — это не надуманная проблема и не плохое воспитание. Нравоучения, наказание не только не помогают, но и могут навредить: снизить самооценку, вызвать чувство вины. Вот несколько советов, которые могут вам помочь.

Самое первое, что нужно сделать, — установить точный диагноз с помощью детского психоневролога или невропатолога. Только врач может определить, действительно ли ребенок гиперактивный, или это естественная подвижность. Лишь после этого можно говорить о том, какая помощь ему нужна.

Занятия с психологом

Нужно найти хорошего психолога и заниматься с ним не только ребенку, но и всей семьей. Ведь занятия со специалистом ограничены во времени, а все остальное — это ваша работа, постоянная и целенаправленная. На сеансах семейной психотерапии вы обучитесь тому, как избегать крайностей:

  • жалости, вседозволенности из-за того, что он «не такой, как все»;
  • чрезмерных требований, которым сын или дочь не могут отвечать в силу своих особенностей.

Также психолог даст рекомендации по поводу лечебной физкультуры, диеты и т.д. Оптимальным для психотерапии считается возраст 5–10 лет.

Курс нейропсихологической коррекции

Комплекс таких занятий подбирается индивидуально для каждого ребенка. Его составляющими могут быть упражнения для:

  • глаз, языка;
  • дыхания;
  • мелкой моторики;
  • растяжки;
  • расслабления, визуализации;
  • развития навыков коммуникации;
  • умения понимать и выполнять правила.

Все это помогает нормализовать гипотонус и гипертонус, которые могут стать причиной или следствием гиперактивности и плохо влияют на развитие ребенка. На занятиях дети также учатся взаимодействовать с другими людьми, произвольно (целенаправленно) выполнять действия, контролировать себя, сосредотачивать внимание и т.д. Кроме занятий со специалистом, нужно также выполнять упражнения дома.

Микроклимат в семье

Очень важно уделить внимание обстановке в семье. Постарайтесь глубоко, всем сердцем понять своего ребенка и проблему, с которой он живет. В этом как раз поможет хороший психолог.

Только в таком случае вам удастся подобрать правильный тон разговора, не допустить гиперопеки и не сорваться на крик.

Важно не просто знать правила воспитания и обучения ребенка с СДВГ, но и следовать им с верным внутренним настроем, имея мудрость, терпение, доброту и разумную строгость.

Все это требует от нас много ресурсов. Кроме того, родители гиперактивных детей часто имеют повышенную раздражительность, тревожность. В таком состоянии работать над коррекцией СДВГ еще труднее. Поэтому позаботьтесь также о себе, найдите способы быть в ресурсе.

Соблюдение режима дня

Одна из проблем гиперактивности — масса начатых дел и ни одного завершенного. Ребенок забывает, теряет, ему сложно быть ответственным и достигать целей. В решении этой проблемы помогает четкий распорядок дня, который выполняется всеми членами семьи, находящимися рядом с ребенком. Дети школьного возраста могут сами отмечать выполненные дела и переходить к следующим.

Организация пространства

Детям с СДВГ сложно следить за порядком, класть вещи на свои места. Поэтому родителям необходимо постараться комфортно организовать пространство, в котором находится сын или дочь. Можно взять разноцветные ящики, промаркировать их (если ребенок не умеет читать, обозначения можно сделать в виде рисунков) и обучить складывать вещи на свои места.

Игры и упражнения

Среди полезных игр для детей с гиперактивностью — те, которые тренируют внимание и концентрацию, произвольность (волю), контроль над двигательной активностью, развитие навыков общения.

Тренирует внимание, зрительную память. Попросите ребенка нарисовать несложный рисунок (к примеру, дом). Затем пусть он отвернется, а вы дорисуете пару деталей. Ребенок должен найти, что изменилось в его рисунке.

Развивает усидчивость, слуховое внимание. Предложите ребенку послушать тишину. Какие звуки слышны? Сколько их? (Тиканье часов, шум улицы и др.). Можно усложнить задание, попросив ребенка посчитать только звуки, доносящиеся с улицы.

Учит контролировать импульсивность, тренирует выдержку. Разложите на полу несколько шишек и попросите ребенка помочь мишке убрать их. Он должен взять игрушку в руки и ее лапами собрать шишки.

Помогает развивать гибкость в общении, умение понимать других людей. Для игр на развитие коммуникативных навыков нужно несколько участников.

Они разделяются на пары, становятся лицом к лицу, держат друг друга за пояс, правая нога становится возле ноги партнера. Теперь они сиамские близнецы с двумя головами, тремя ногами, двумя руками и общим туловищем.

Дальше можно выполнять разные задания: пройтись по комнате, порисовать, похлопать в ладоши и т.д.

Для развития коммуникационных навыков с детьми дошкольного возраста можно также читать коррекционные истории и сказки.

Бережное отношение к психике

Несмотря на кажущуюся энергичность на самом деле у гиперактивных детей энергии меньше, чем у сверстников. Они быстро устают, а частое переключение между задачами, хаотичность действий утомляет их еще больше. Задача родителей — помочь восполнить нехватку энергии.

Ребенка нужно беречь от перегрузок, массовых скоплений людей, больших магазинов, чрезмерных эмоций. Все это вызывает нарастание симптоматики.

Вместо этого уделяйте достаточно времени прогулкам, спорту, правильному питанию, помогайте с выполнением домашних заданий, ограничьте контакты с негативными людьми.

Расскажите об особенностях ребенка всем, кто с ним контактирует: родственникам, учителям, воспитателям, няне. Разъясните правила общения и как вести себя в разных ситуациях.

Положительные качества гиперактивных детей

Кроме трудностей, с которыми вы можете столкнуться в воспитании ребенка с СДВГ, у него непременно есть положительные черты характера.

  1. Он практически никогда не обижается. Ведь в силу особенностей психики он просто не может долго концентрировать внимание, в том числе, и на обидах. Он не держит зла, быстро отходит и забывает о конфликтах.
  2. Он творческий, креативный. Имея в голове десятки самых разных мыслей одновременно, ребенок может выдавать массу оригинальных идей и легко достичь успеха в какой-то сфере. Да, он много отвлекается, но при этом он способен увидеть то, чего другие не замечают.
  3. Он гибкий. Скорее всего, у него всегда есть несколько вариантов решения задачи.
  4. Он быстрый. Если ваш ребенок заинтересован в выполнении какой-то задачи, он делает это быстро. Чаще всего это касается заданий, связанных с активностью.

Вы можете пополнить этот список собственными наблюдениями за ребенком и его уникальными положительными качествами. Напоминайте себе о них как можно чаще.

Все гиперактивные дети очень разные в своем поведении и мироощущении. Они — как снежинки: вы никогда не найдете двух одинаковых. Надеемся, наши советы помогут вам найти свой подход, наладить диалог и помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире.

Заботимся вместе!

Источник: https://happyma.eva.ua/ru/giperaktivna-ditina-yak-napraviti-energiyu-v-mirne-ruslo/

Гиперактивный ребенок– особенность характера или заболевание? Лечение СДВГ

Как направить гиперактивность в нужное русло
Общий рейтинг статьи/Оценить статью [Всего : 4 Общая оценка статьи: 5]

Гиперактивный ребенок – не редкость в наше время. В каждом детском коллективе есть ребенок, который ведет себя активнее своих сверстников – шумит, кричит, все роняет и отвлекает детей от игры или учебы.

Такие “живчики” в ряде ситуаций являются настоящей проблемой как для членов семьи, так и для окружающих.

И главный вопрос, который беспокоит родителей гиперактивного ребенка – является ли это поведение проявлением характера, или болезнью (СДВГ), которую нужно лечить? В этой статье мы расскажем о симптомах гиперактивности и о методах коррекции и лечения этого состояния.

Как проявляется гиперактивность у ребенка?

Чрезмерная активность у детей называется медицинским термином СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Из этого названия следует, что главным мотивом поведения гиперактивных детей является потребность привлечения внимания к себе. И это вовсе не обозначает, что ребенок недополучает заботу, очень часто бывает как раз наоборот.

Как распознать гиперактивного ребенка? У таких детей есть характерных особенностей:

  • Импульсивность. То есть ребенок совершает поступки не задумываясь о последствиях. Такие действия могут как минимум вызвать недоумение, а в худшем случае привести к травмам.
  • Непоседливость. Ребенку сложно заниматься одним и тем же делом более 10-15 минут. Это качество очень мешает в школьном возрасте, где ребенок должен провести в одном положении весь урок, запоминать и воспроизводить информацию.
  • Трудности с восприятием сложных заданий.
  • Неумение концентрироваться. Гиперактивные дети могут задавать огромное количество вопросов, и при этом не интересоваться ответом.
  • Конфликтность. Часто бывает так, что гиперактивный ребенок создает конфликтные ситуации, вплоть до применения “физических аргументов”.
  • Потребность в постоянном движении. Ребенок больше бегает, чем ходит, и ему необходимо все время что-то делать.

Наверняка, многие родители узнали своих детей. Но не стоит сразу же “вешать ярлыки” и ставить несуществующие диагнозы. По статистике не более 7% детей страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. И поставить такой диагноз может только специалист – детский психиатр или психолог.

Не забывайте о том, что дети – отличные манипуляторы. И их поведение в ряде случаев зависит от того, что позволяют им взрослые. Бывали ли у вас такие случаи, что дома ребенок капризный, шумный, не выполняет простые просьбы, все разбрасывает и не слушает вас.

Но при этом в гостях его, как подменили – он спокойный, покладистый и уравновешенный. Или, наоборот – в школе конфликтует, срывает уроки, а дома – идеальный ребенок.

Такая эпизодическая гиперактивность говорит о том, что она не является паталогической, это лишь следствие некоторых педагогических упущений, которые можно исправить.

Вот советы родителям, дедушкам и бабушкам гиперактивных детей:

  • Установить контакт с ребенком, убрать раздражители. Речь идет и о поломанной игрушке, и о других взрослых и детях, которые отвлекают внимание и вызывают активные эмоции.
  • Ставить перед ребенком простые, четкие и выполнимые задачи. Это немного напоминает армию, но именно такой стиль позволит гиперактивному малышу услышать и понять просьбу.
  • Постоянно соблюдать одни и те же правила. Например, если сегодня нельзя рисовать на обоях, то и завтра и через неделю тоже.
  • Соблюдать режим дня – время сна, прогулки, приема пищи, чтения.
  • Хвалить ребенка (за хорошие поступки, разумеется). Культивировать и поощрять то, что получается.
  • Пускать избыточную энергию в мирное русло – прогулки, активные игры, спорт.
  • Избегать скопления гиперактивных детей. По возможности, это правило необходимо соблюдать и не посещать шумные многолюдные мероприятия.
  • Находить возможность отдыха для родителей. Быть родителями гиперактивного ребенка – довольно сложно и физически и морально. Поэтому родителям нужно периодически переключаться и отдыхать.

Как видите, проблему гиперактивности, если она является особенностью характера, можно решить самостоятельно. Единственное, на что стоит обратить внимание – не ждите от ребенка быстрых изменений, скорее всего они произойдут к 12 – 14 годам. Вот такой долгий и довольно сложный процесс вам предстоит. А что делать?

Симптомы и причины СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью)

Отличие ребенка с СДВГ от очень активного ребенка заключается в том, что у малыша полностью отсутствует самоконтроль.

Его чрезмерная активность проявляется независимо от ситуации и наличия окружающих раздражителей.

Кстати, раздражителем для таких детей может явиться не только явные факторы – поломанная игрушка, сложная задача, шумная обстановка, но и обычные явления – яркий свет, дождь или музыка.

В раннем детстве ребенок с СДВГ часто и беспричинно плачет, плохо спит. У него может быть нарушена речь и координация – он упускает предметы, постоянно падает. С возрастом это проявляется чрезмерной эмоциональностью, подвижностью и низкой продуктивностью.

Такие дети, как правило, учатся хуже своих сверстников, так как плохо концентрируются и запоминают. Есть проблемы и с адаптацией в детском коллективе. Поведение гиперактивного ребенка часто вызывает непонимание и возмущение сверстников и приносит немало забот педагогам.

Далеко не все умеют справляться с этой проблемой и лучшим выходом из ситуации являются наказания непослушного ребенка или максимальная изоляция от других детей. Но эти методы не работают, а вызывают негатив и желание делать что-то в отместку.

Возникает замкнутый круг, “виноватым” в котором традиционно остается ребенок, хотя его вины тут нет.

Давайте разберемся с причинами СДВГ:

  • Гипоксия (недостаток кислорода) во время беременности, родовые травмы, прием медикаментов. То есть все то, что происходит с ребенком до его рождения.
  • Генетические факторы. На сегодняшний момент это только теория, но отмечено что у импульсивных родителей есть риски произвести на свет гиперактивного ребенка.
  • Заболевания нервной системы и травмы головного мозга.
  • Прием пищи с пищевыми добавками. Связь консервантов, красителей, подсластителей и других добавок с СДВГ – научно доказанный факт. Настораживает то, что эти искусственные компоненты могут содержаться в пище в пределах нормы, и при этом до 10% детей в возрасте от 3 до 8 лет демонстрируют проявление гиперактивности при регулярном приеме таких продуктов.

Диагностика и лечение СДВГ

Если вы заподозрили, что у вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, то главной задачей для вас будет найти грамотного врача, который поможет справиться с проблемой.

Этими вопросами занимается детский невролог, психолог или психиатр. Проблема нашего общества заключается в наличии целого ряда стереотипов, связанных с таким профилем заболеваний.

Вы должны понять, что с интеллектом вашего ребенка все в порядке, просто есть некоторые особенности, требующие к себе особого внимания.

Вначале врач соберет анамнез (в том числе и семейный), выяснит, в каких ситуациях проявляется гиперактивность ребенка. Затем оценит его поведение с помощью критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией:

Далее проводят комплексное обследование – электроэнцефалограмму или более современный метод – магнитно-резонансную томографию (МРТ). При СДВГ будут обнаружены очаги патологической активности головного мозга.

Для исключения постановки ложного диагноза детей дошкольного возраста наблюдают несколько месяцев и только в том случае, если симптомы сохраняются подтверждают диагноз.

Диагностика СДВГ – достаточно ответственное мероприятие, и справиться сможет только специалист.

Лечение СДВГ комплексное – медикаментозное и психологическое.

Медикаментозное лечение СДВГ

Единой тактики лечения СДВГ на сегодняшний день нет. Дело в том, что каждый препарат, который предложен той или иной ассоциацией педиатров и неврологов обладает рядом достаточно серьезных побочных эффектов. Вот список самых популярных препаратов для лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:

  • Метилфенидат – стимулятор центральной нервной системы с неизученным полностью механизмом действия. Из побочных эффектов – тревога, бессонница, аллергия, тошнота, головная боль, депрессия, тахикардия, повышение артериального давления. Кроме того, он повышает вероятность пристрастия к наркотикам в более старшем возрасте и обладает синдромом отмены, что и неудивительно, ведь он оказывает стимулирующее действие на нервную систему, подобно амфетамину. Тем не менее, в ряде цивилизованных стран этот препарат рекомендуется для коррекции гиперактивности у детей.
  • Атомоксетин – воздействует на рецепторы норадреналина. Препарат показан исключительно для СДВГ. Побочные эффекты – потеря аппетита, сонливость, радражительность.
  • Антипсихотические препараты – корректируют поведенческие расстройства и обладают еще массой эффектов, связанных с передачей нервных импульсов в головном мозге. Вместе с тем, уменьшают объем мозга, способствуют появлению лишнего веса, повышению артериального давления и уровня холестерина в крови.
  • Ноотропные препараты – для улучшения памяти, внимания, мышления и качества сна. Стоит отметить, что не смотря на отсутствие достаточной доказательной базы, врачи отмечают положительное влияние этих препаратов на состояние ребенка.
  • Витамин В6 и магний – имеют доказанную эффективность снижения симптомов у детей с СДВГ.

Психологическая коррекция детей с СДВГ

Воспитание ребенка с СДВГ – непростая задача и требует немало усилий. И одна лишь помощь психотерапевта не решит ваши проблемы, многое зависит от вас лично. Рекомендации поведения с таким ребенком:

  • Установить доверительные отношения с ребенком, минимум гаджетов, максимум общения.
  • Поощрять и хвалить. Дети с СДВГ особо чувствительны к похвале, но не особо обращают внимание на наказания и замечания. Ставить в угол и ругать – совершенно бесполезно.
  • Переключать внимание в том случае, если ребенок зациклен на проблеме, стараться устранять раздражители.
  • Правильно реагировать на плохое поведение. Объяснять, что не так, и как нужно было поступить.
  • Соблюдать режим дня. Можно вместе составлять список дел на сегодня и вычеркивать уже сделанные.
  • Разбивать сложную задачу на подзадачи в одно действие. Например, задание – “сложи игрушки, и приведи себя в порядок” – звучит для гиперактивного ребенка как непонятный набор звуков. Правильно сказать так: 1. Положи машинку на полку. 2. Иди в ванную, помой руки и лицо с мылом.

Все должно быть предельно четко и понятно.

  • Заниматься спортом, больше гулять. Избыток энергии должен быть потрачен с пользой.

Есть еще много правил, которые вы сможете обсудить с психологом. Очень неплохо чтобы на занятиях были не только мама, но и папа, а желательно и другие члены семьи, которые контактируют с ребенком ежедневно.

Выводы: гиперактивность независимо от того является ли она особенностью характера или симптомом заболевания, требует особого внимания, ведь из гиперактивных детей получаются не менее гиперактивные взрослые.

К счастью, в большинстве случаев проблема корректируется без лекарств, но есть ситуации, в которых без квалифицированной помощи не обойтись.

Этого не надо боятся или стесняться, ведь здоровье вашего ребенка (в том числе и психическое) – в ваших руках.

Пусть ваши дети будут в меру активными и никогда не болеют!

Источник: https://medsimple.com.ua/giperaktivnost-u-detej/

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: