Как научить ребенка рассказывать

Как научить ребенка пересказывать прочитанное?

Как научить ребенка рассказывать

Многие родители до самой школы не задумываются о том, чтобы обучать ребенка такому полезному навыку, как пересказ. Причиной этого является ошибочное мнение, что пересказывание необходимо только тогда, когда малыш уже научился читать.

На самом деле пересказывать можно и услышанное, и просмотренное, поэтому рекомендуется начать занятия с ребенком уже в дошкольном возрасте. Это значительно облегчит его дальнейшее обучение чтению и письму.

Чтобы сделать это правильно и помочь малышу в развитии речи, мышления и воображения, необходимо использовать развивающие словесные игры и учитывать рекомендации педагогов.

Кратко о пересказе

Пересказ – это изложение сюжета книги, рассказа, фильма и т. д. своими словами. Это не заучивание оригинального текста и не воспроизведение его в точности до пауз, а умение уловить сюжетные линии, фигурирующих персонажей и рассказать об этом.

Почему позже в школе некоторые дети с трудом пишут изложение? Потому что они не умеют пересказывать. Вместо этого школьники пытаются запомнить текст, заучить его, что крайне трудно. Это еще одна причина, по которой стоит научить ребенка пересказывать уже в дошкольном возрасте.

Следует помнить, что вы тоже должны уметь пересказывать. Если у вас трудности с изложением прочитанного, то как вы планируете обучать малыша, который по большей части копирует вашу речь?

Важно практиковать совместное чтение с ребенком, чтобы он рассматривал иллюстрации и слышал ваш голос, – так он больше включится в процесс. Читайте вместе даже тогда, когда малыш уже умеет читать самостоятельно. Так вам будет проще обсуждать прочитанное и вы сможете проконтролировать технику чтения ребенка.

Помните, что основа пересказа – это выделение смысловых блоков. Именно на них ориентируется человек, чтобы рассказать о прочитанном или услышанном.

На что стоит обратить внимание?

По прихоти начинать учить пересказу не стоит. Если же вы заметили, что ребенок проявляет интерес к книгам, ему нравится, когда вы ему читаете, тогда можете добавлять небольшие упражнения. Сначала это лучше делать ненавязчиво, задавая наводящие вопросы о прочитанном вами: «О чем мы сейчас прочитали?», «Кто был главный герой?», «А что он сделал, когда …?» и т. п.

Обязательно учитывайте объем: память у детей не так развита, как у взрослых, поэтому отдавайте предпочтение небольшим историям. Когда ребенок будет с легкостью рассказывать, о чем сказка, можете увеличить объем.

Также упражнения по прочитанному стоит выполнять дробно, т. е. разделив текст на смысловые блоки. Сейчас многие детские книжки и пособия по чтению сформированы таким образом: на одной странице завязка истории, на второй наводящие вопросы, и так до самого конца. Это сделано в помощь родителям, чтобы им было проще учить пересказу дошкольников и младших школьников.

Умение пересказывать зависит в том числе и от словарного запаса ребенка. Если вы редко с ним разговариваете, не используете развивающие игры, то и речь его будет бедна.

Он даже может примерно знать, что хочет сказать, а вот как это сделать, какими словами и грамматическими структурами – не понимает.

Поэтому малышу нужно будет помогать: предлагать ему несложные, но правильные конструкции, играть в словесные игры, развивать память.

Ругать ребенка за то, что у него не получается пересказать историю, как вы этого требуете, не рекомендуется. Иначе, он будет думать, что лучше вообще этого не делать, тогда его хотя бы не станут ругать. Помните, что у всех детей речевое развитие проходит по индивидуальной схеме – кому-то пересказ дается легко, а кому-то приходится прикладывать больше усилий.

Этапы пересказа

Для того чтобы ребенок научился правильно излагать содержание прочитанного, необходимо знать основные этапы, на которых строится обсуждение.

  1. Совместное чтение. Если вы занимаетесь с дошкольником, то он, скорее всего, будет отвлекаться и постоянно перебивать вас. Терпеливо отвечайте на его вопросы, плавно возвращая к истории.

    Лучше заранее выбрать книгу, которая будет интересна ребенку.

    Если ребенок умеет читать, попросите его прочитать вслух. Но следует помнить, что так он быстрее устанет от занятия. В зависимости от размера произведения и возраста ребенка вы можете читать по блокам или историю целиком.

  2. Блок наводящих вопросов. Здесь вы спрашиваете, о ком идет речь в истории, что произошло, куда пошли герои? Вопросы должны не только отразить прочитанное, но и подвести к следующему блоку. Сказка может быть совсем небольшой, поэтому блоков может быть один или два. Вы можете задавать вопросы по ходу чтения.
  3. Составление плана. Данный этап очень важен и подходит для детей, умеющих читать. Нужно набросать схему пересказа, состоящую из основных мыслей каждого блока, чтобы по ней ребенок смог пересказать всю историю. Позже он будет справляться и без плана. задача – научить четко определять (одним предложением) главную идею первой части или абзаца, второй, третьей и т. д. Это своеобразный каркас, на который позже будет наращиваться история из слов и предложений.
  4. Обсуждение полного сюжета. Здесь ребенок должен уже не рассказать по частям, о чем вы прочитали, а полностью пересказать сюжет. Вы также можете использовать наводящие вопросы или план пересказа.
  5. Вопросы по личному отношению. Мнение вашего ребенка об истории, о персонажах и их поступках – это дополнительная часть пересказа. Таким образом у ребенка развивается не только речь, но и морально-этические установки, духовные и личностные ценности, воображение и абстрактно-логические мышление.

Словесные игры в помощь

Для того чтобы улучшить навыки пересказа, используйте развивающие словесные игры. Они помогут улучшить память, словарный запас и красноречие, воображение и мышление.

  • «О чем письмо?». Напишите или напечатайте на листе текст письма, положите его в конверт и покажите ребенку. Скажите, что от бабули пришло письмо, и затем прочитайте его вместе с ребенком. Спросите его: «О чем оно?». Потом попросите рассказать о содержании письма папе. Помогайте ему наводящими вопросами.
  • «Где ошибка?». Прочитайте вместе какую-нибудь сказку или посмотрите мультфильм, а затем задавайте ребенку вопросы с ошибкой. Например, в сказке мальчик победил злого дракона и спас принцессу, а вы скажите ребенку: «Как жаль, что мальчик не смог справиться с чудовищем и спасти красавицу-принцессу, так ведь было?» Скорее всего, малыш вас исправит.
  • «Как ты думаешь, о чем?». Покупайте книги с иллюстрациями, и прежде чем начать читать, спрашивайте у ребенка, о чем, по его мнению, будет история? Таким образом вы будете развивать творческое мышление и воображение. А если его предположения оправдаются по ходу сюжета, он еще и будет рад, что догадался.

Заключение

Исключительно от вас зависит, когда вы начнете обучать малыша пересказу, но лучше не затягивать с этим вопросом.

Развитая речь поможет ему не только получать впоследствии хорошие оценки в школе, но и свободно общаться, не бояться публичных выступлений, развернуто выражать свои мысли.

Не упустите момент, когда ребенок сам проявил интерес к чтению и стал задавать вопросы по прочитанному, – поощряйте его любознательность.

Источник: https://Razvivashka.online/chtenie/nauchit-rebenka-pereskazyvat

Зачем учить ребенка рассказывать истории

Как научить ребенка рассказывать

Умение рассказывать истории сейчас становится одним из обязательных навыков успешного человека. Lisa.ru рассказывает, как правильно учить этому малышей с раннего детства.

Умение рассказывать истории (по-другому — «сторителлинг») становится сегодня востребованным навыком. Сейчас захватывающие истории используются в продажах товаров и услуг, в сферах обслуживания. Конечно, не факт, что твой ребенок будет заниматься этим в будущем. Но красивое и яркое повествование может пригодиться в самых разных жизненных ситуациях.

Что такое хорошая история?

Что отличает хорошую историю:

  • ясный и понятный сюжет,
  • краткость,
  • увлекательность,
  • способность вызвать эмоциональный отклик.

Сюжет истории должен быть понятен слушателю: логика героев ясна, а путь от обстоятельства, которое дало старт сюжету к его развязке,— прямым. И чем короче будет история, тем лучше.

Слушателю и читателю будет интересно, если ему близка ситуация, в которую попал герой, или же он вызывает у него сопереживание. Оно обычно возникает, когда у героя есть проблема, которая актуальна. Тогда зрители действительно будут волноваться, какой же будет финал.

Разумеется, это не обязательно проблема «двойки» в школе или нежелание есть манную кашу.

Даже маленькие дети способны создать ассоциативный ряд и заинтересоваться рассказом, где обстоятельства — чуждые, но проблема — своя, родная.

Например, история про крокодильчика, с которым не хотела дружить обезьянка, потому что крокодильчик не мог с ней лазить по деревьям, будет прекрасно понята малышом, у которого есть желание дружить, но не очень получается.

Для того, чтобы ребенок мог легко рассказывать истории, нужно не только заниматься его общим развитием речи, но и тренировать именно способность составлять сюжет.

С малышами стоит не только много разговаривать, но и как можно чаще читать и рассказывать им коротенькие сюжетные произведения. Лучше всего — в стихах. Русский народный фольклор содержит массу таких примеров, а современные авторы подражают народному творчеству.

Также очень полезно играть в  игры, которые развивают сюжетное мышление. Простая игра «спрятался — нашли» может оказаться подготовкой к сторителлингу, если ты увлеченно озвучишь свои действия:

— Где же наша шапка? Может ее Тузик утащил? Нет, у него на подстилке ее нет. Может, наш кот ее съел? Нет, он молочко и рыбку любит. Ааааа! Вот она наша шапка! Это мы с тобой ее за вешалку уронили!

Когда ребенок станет более активным слушателем, подкрепляй свои игровые действия словами и не стесняйся проявлять фантазию. Например, поиграй в ракету и посадку на луну или поход в магазин.

Главное, чтобы ты сама могла давать ребенку примеры последовательных действий от завязки к развязке.

— Захотелось Маше яблок, пошла она в магазин. Набрала целую тележку. Подошла к кассе, сунула руку в карман, а денег-то нет! Зато во-о-от какая дырка у Маши в кармане! Пришлось ей без яблок домой возвращаться и зашивать кармашек.

Когда ребенок начнет подолгу слушать твое чтение, пересказывай ему прочитанное с опорой на картинку.

А когда он начнет говорить сам, позволяй имитировать чтение. Если малыш, глядя на картинку, пересказывает сюжет или воспроизводит произведение по памяти, ободряй и поддерживай его!

Карточки для составления сюжетных рассказов можно сделать самой или купить. Важно, чтобы они соответствовали возрасту малыша. Карточек, по которым нужно придумать рассказ, должно быть на одну меньше, чем ребенку лет, или ровно столько же, если у него отлично получается. Пусть ребенок постарается расположить картинки одну за одной и рассказать, что произошло.

Для детей дошкольного возраста выбор мотивирующих игр довольно большой. Они бывают карточными, когда в одной истории нужно увязать несколько предметов, которые случайно достались на карточках. Или кубиковыми — роль карточек играют кубики, у которых на каждой грани есть опорный рисунок. Принцип тот же, но детям очень нравится «бросать кости».

Как привлечь народные традиции?

Масса основ для историй есть в народном творчестве. Они увлекательны и отлично запоминаются.

Прибаутки — русские народные произведения, где есть действие и что-то смешное. Чаще всего они высмеивают ошибки и нелепости в поступках.

«Однажды говорила о себе репа: — я, репа, с медом хороша. — Поди прочь, хвастунья! — отвечал мед. — Я и без тебя хорош». 

Прибаутки могут быть ритмичными, похожими на маленькие песенки:

Петушок, петушок,Золотой гребешок,Масляна головушка,Шелкова бородушка,Что ты рано встаешь,Голосисто поешь,Деткам спать не даешь?

Такой фольклорный жанр как небылица, тоже развивает навыки сторителлинга. В коротком произведении есть невозможные сочетания героев и действий. Например:

Из-за леса, из-за горЕдет дедушка Егор.Сам на кобылке,Жена на коровке,Дети на телятках,Внуки на козлятках.Съехали с гор,Развели костер,Кушают кашку,Слушают сказку.

Такие небылицы, забавные стишки и сказки малыш будет «мотать на ус». Подрастающему ребенку также стоит читать народные сказки и короткие детские рассказы. Их легко найти в Интернете по этим ключевым словам.

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/535172-storitelling-s-pelenok/

Как научить ребёнка говорить

Как научить ребенка рассказывать

Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются в первые месяцы жизни.

Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.

Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.

  • Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
  • Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.
  • Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
  • Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
  • Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.

Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.

  • Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
  • Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
  • Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
  • Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.
  • Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
  • Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
    1. Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
    2. Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
    3. Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
    4. Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.

Baby talk помогает детям почувствовать родительскую любовь, вызывает ощущение комфорта и безопасности.

В каких случаях стоит беспокоиться

В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.

  • Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
  • Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
  • Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.
  • Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
  • Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.

Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.

  • Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
  • Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные .
  • Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
  • Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
  • Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
  • Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
  • Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
  • Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».

В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.

  • Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
  • Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
  • Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.
  • Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали : чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
  • Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
  • Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
  • Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.

Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.

Ричард Н. Аслин, профессор когнитивных наук, специалист по развитию и восприятию речи у детей

Как научить ребенка говорить красиво и связно?

Как научить ребенка рассказывать

Речь ребёнка необычайно специфична. Она пестрит особенностями, которые будут проявляться в процессе формирования его речевых навыков.

В первые годы жизни дети копят слова в своем лексиконе, запоминают их, произвольно деформируют.

И в этот период родители начинают задаваться вопросами: возможно ли из всего этого «лексико-фонетического богатства» сформировать связную речь? И как научить ребенка говорить правильно?

Важно помнить: ребёнок должен научиться не только рассказывать о том, что совершается на его глазах, но и уметь выражать своё отношение к происходящему, описывать фантастические события, использовать свой лексикон в полной мере, когда сила воображения так велика. Как же этому научить без помощи логопеда, попробуем разобраться.

Рассмотрим опыт формирования речевых навыков на примере проведенного эксперимента.

Повествование & Вольное изложение

Как пересказ, так и фантазийное повествование — отличные приемы речевой практики

Одной группе детей взрослый рассказчик показывал картинки, выстраивая их в определённой последовательности, образуя некий сюжет и сопровождая всё это синхронным текстом – рассказом.

Во второй группе взрослый выстраивал сюжет так, как хотел, используя снова и снова новые варианты развития событий. Рассказчик сочинял.

Он выходил за рамки ситуации и придумывал ещё десять разных сюжетов с теми же персонажами, которые играли разные роли в зависимости от темы повествования.

Такой рассказ был более красочным и лексически насыщенным за счет использования необычных «сказочных» слов: «в тридесятом государстве», «жили-были», «страшная ведьма», «прекрасная принцесса» и т.д.

Практика для детей

После этого детям обеих групп предложили взять в руки картинки и проделать то же самое. В первом случае дети пытались с точностью повторить рассказ, вспоминая хорошо построенную ситуацию с чётким сюжетом, конкретными персонажами и понятными действиями. И пересказ дошкольникам удался.

Во втором же случае ребята сами становились творцами сюжета, выстраивали вымышленный рассказ так, как хотелось их безудержной фантазии, и получали от этого огромное удовольствие, требуя продолжить занятие.

Итоги творческого эксперимента

Дошкольники обеих групп успешно справились с двумя заданиями, которые касались сюжета. Но не все смогли дать оценку своей речи или выступлению сверстника.

Интерес к такой аналитической работе после творческой части заметно упал. Оценивать чью-то речь оказалось сложнее, чем рассказывать интересные истории.

Многие ушли от ответа или просто смущённо ответили «хорошо».

Это говорит о том, что на данном этапе речь не воспринимается детьми как предмет обсуждения, оценки или анализа. Она является способом, инструментом общения, неотъемлемой частью совместной деятельности. Не все дети в раннем возрасте понимают все прелести, функции и силу слова.

Но при всём этом здоровые дети получают неописуемое удовольствие от различных деформаций, интерпретаций слова. Необыкновенное наслаждение получает ребёнок, произнёсший интересное, совершенно бессмысленное сочетание звуков, которое похоже на волшебное заклинание.

Любовь к абракадабрам, придумыванию собственных слов, рифм и целых предложений – естественный этап овладения ребёнком культуры речи.

Для формирования навыков связной речи есть несколько простых и увлекательных упражнений, с которыми можно познакомиться, посмотрев небольшое видео.

Словотворчество

Придумывая новые слова, дети используют правила родного языка, сформированные на основе личного опыта. То есть можно с лёгкостью понять, что «бабока» – это существительное, а «тырыпырит» – глагол. Не каждый ребёнок сможет объяснить взрослому, как именно выглядит «бабока». Этому существу место лишь в неизведанных детских фантазиях.

Словотворчество может быть не просто методом освоения речевых навыков, но и увлекательной игрой для всей семьи

Не все малыши нуждаются в объяснении новых слов, когда вы вместе читаете сказку.

Возможно, ребёнок придумал этому слову своё значение и вполне им доволен.

Как и доволен тем, что в его власти видеть не тот «дословный» и «буквальный» мир, которые видят взрослые, а другой – загадочный, таинственный, разнообразный и не подчиняющийся никаким законам.

Поэтическое видение мира

Детей привлекают музыкальное созвучие, ритмичность, мелодичность слов. А это и есть поэтическое видение мира, которое свойственно только двум типам людей – гениям и детям.

Отсюда и страстная любовь детей к сказкам, историям о волшебных превращениях, невозможных и нелогичных (по мнению взрослых) вещах. Отсюда же необыкновенная способность поэтов передавать с помощью средств художественной изобразительности, основанных на переносном значении, глубокий смысл и проникать в бессознательное.

Только поэты, как и дети, порой видят образы естественным путём и не всегда могут объяснить, что они значат.

Они передают впечатления. Специалисты уверены, что такие способности присущи всем детям до тех пор, пока их любовь к слову и словотворчеству не остынет, а речь не наполнится штампами из «взрослой жизни».

Не навреди: рекомендации родителям

Часто поэтическое восприятие мира разрушается благодаря взрослым, которые вечно всё объясняют своим детям и тычут в толковые словари. Это, безусловно, полезно, но только если ребёнок сам этого просит. Дайте ему самостоятельно заняться творчеством, изучить слово, насладиться им. В таком случае слово для ребёнка играет несколько ролей:

  • инструмент для передачи информации,
  • предмет активного творчества,
  • способ управления своей деятельностью и деятельностью окружающих людей (в случае, если слово оторвано от его реального значения),
  • самостоятельный объект, который даёт ребёнку возможность для поэтического видения мира.

Вместо того, чтобы подавлять инициативу ребенка, присоединитесь к его поискам, поддержите его старания

Как научить ребенка рассказывать о своих проблемах

Как научить ребенка рассказывать

Ребенок растет и отдаляется – как сохранить его доверие и показать, что на вас можно положиться?

Каждый родитель мечтает иметь настолько доверительные отношения с ребенком, чтобы тот мог поделиться любой проблемой. Как этого достичь?

В первые годы жизни ребенка мама и папа для него – весь мир, он доверяет им безусловно, делится каждой своей мыслью. Но по мере взросления у ребенка меняются интересы, расширяется круг общения и авторитетов, потому родителям стоит немалых усилий сохранить доверие своего подросшего чуда. Что советуют психологи?

Об этом сейчас очень много говорят, потому что хорошо развитый эмоциональный интеллект действительно решает массу жизненных проблем.

Напомним, что эмоциональный интеллект – это способность адекватно выражать свои эмоции, понимать эмоции и чувства других людей, способность к эмпатии, сопереживанию, работе в команде, уважению чужих границ и интересов.

И все это не рождается вместе с ребенком, а развивается в течение жизни благодаря, в том числе, усилиям его родителей.

Что могут сделать родители для развития эмоционального интеллекта ребенка?

Во-первых, самим делиться своими эмоциями и переживаниями. Важно не переборщить и не переложить на ребенка тот груз негатива и взрослых проблем, который он не в силах нести и решить.

То есть не стоит делиться с ребенком проблемами вашего брака или недовольством начальством, однако можно пояснить, что вы злитесь на супруга, потому что он не оправдал ваших ожиданий в конкретной ситуации.

Или что расстраиваетесь, поскольку повышение по работе получил человек, который, по-вашему, заслуживает этого меньше вас.

То есть не стоит совсем закрываться и в результате срывать свое плохое настроение на ребенке, но и пояснять эмоции и чувства нужно максимально деликатно, акцентируя на том, что чувствуете вы, а не на том, что кто-то там почему-то плохой.

Во-вторых, помните, что проговаривать нужно не только отрицательные эмоции, но и положительные. «Я рада, что у тебя все получилось», «Мне грустно, когда у тебя плохое настроение», «Я счастлива, когда ты улыбаешься», «Я злюсь, потому что ты не выполнил то, что обещал».

В-третьих, помогите самому ребенку выразить его эмоции: «Видишь, тебе радостно, когда мы вместе проводим время», «Ты злишься, потому что устал», «Ты переживаешь, потому что впереди встреча с незнакомыми людьми».

Помните, что чем более открыты вы перед ребенком – тем более открытым он будет в ответ.

Если в семье не принято между родителями и детьми или между взрослыми прямо говорить «Я тебя люблю», обниматься, проявлять свою нежность, спокойно высказывать недовольство – то доверия, увы, не будет.

Задавайте вопросы

Только не стандартные: «Как дела?», «Как в школе?», «Ты поел?», «Во сколько будешь?». Спрашивайте, что ребенок чувствует, интересуйтесь его переживаниями. Старайтесь делать это максимально тактично, чтобы не лезть в душу, особенно если общаетесь с подростком. Вопросы должны соответствовать возрасту ребенка.

У малыша можно поинтересоваться, нравится ли ему книжка, что ему нравится в новой игрушке, скучает ли он по папе, когда тот на работе. У детей постарше можно спросить, как они себя чувствуют перед важной контрольной, чем понравился новый учитель, чем впечатлил просмотренный фильм или прочитанная книга.

Здесь все просто: если вы похвалили ребенка, вместе посмеялись, поделились какими-то своими мыслями и переживаниями – банк пополнился. Если между вами конфликт, обман, непонимание – банк опустошается.

Причем опустошается он активнее, чем пополняется, потому над пополнением стоит работать постоянно, иначе отношения с ребенком рискуют зайти в тупик.Чувства и эмоции возникают в человеке спонтанно — это процесс контролировать невозможно.

Если ребенок чувствует гнев и злость по отношению к вам – это неприятно, но он имеет на это право. А вот способ выражения эмоций – это вопрос воспитания и самоконтроля. Потому нужно учить ребенка сдерживать себя, если хочется, например, ударить кого-то от злости или сломать какую-то вещь.

Часто эмоциям отчаянно нужен выход.

Если родители не научат ребенка находить его – то его агрессия может направиться не только на окружающих, но и на самого себя. Потому задача родителей – ни в коем случае не осуждать появившуюся эмоцию, а помочь с ней справиться и не добавить собственного негатива.

Искренность нужна не только в общении с самим ребенком.

Если он видит, как вы регулярно кого-то обманываете, лукавите, притворяетесь – будь то знакомые, родственники или совершенно чужие люди – ребенок понимает, что доверять вам нельзя, ведь вы легко вживаетесь в роль и обманываете, не моргнув глазом. Если вы хотите, чтобы ребенок вам доверял, покажите, что вам действительно можно доверять. Не распространяйте секреты, которыми он с вами поделился, и не подрывайте его доверие.

Вайке созерцатель

  • Активность: 115k
  • Пол: Женщина

Вайке созерцатель

Источник: https://nashideti.temaretik.com/1810074457147706281/kak-nauchit-rebenka-rasskazyvat-o-svoih-problemah/

Как научить ребенка пересказывать текст

Как научить ребенка рассказывать

Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.

Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения и связной речи.

Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь:

  1. внимательно прослушать текст;
  2. понять его смысл;
  3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения;
  4. запомнить авторские или народные обороты речи;
  5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.

Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.

Произведения для пересказа

Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.

До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.

Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др.

Виды пересказов

По своему виду пересказ может быть:

  • Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.
  • Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.
  • С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.
  • С частичной перестановкой текста.

Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.

С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.

На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?

Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся:

  • последовательность изложения;
  • отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;
  • использование характерных речевых оборотов;
  • плавность речи;
  • соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.

Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.

Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы.

Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами.

Кроме того, в статье «Игры со словами» описано много игр, которые помогут насытить речь ребенка новыми словами.

На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:

  1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;
  2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;
  3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;
  4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;
  5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;
  6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр).

Учимся пересказывать в возрасте 3-4 лет

В этом возрасте ребенок способен на пересказ только с опорой на картинки, схему или подробные вопросы взрослого. Поэтому лучшими помощниками вам будут фланелеграф, геометрический конструктор или последовательные картинки по произведению (их могут заменить ваши схематичные рисунки).

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Когда вы прочтете сказку и подробно ее обсудите, попросите ребенка показывать сказку на фланелеграфе параллельно с вашим чтением. Читайте медленно, чтобы малыш успел разыграть все события.

 Если нет подходящих картинок – замените их фигурами из конструктора (каждой фигуре присвойте определенное значение, например, большой круг — медведь, маленький круг – Маша, маленький прямоугольник — короб и т.д.).

Этот способ также развивает память и воображение.

Также вы можете рисовать схематичные изображения по рассказу, а потом малыш будет рассказывать по этой схеме весь текст. Или же пользоваться иллюстрациями из книг. Последний способ имеет ряд недостатков. Часто изображения в книгах перегружены деталями и отвлекают ребенка от основной линии сюжета.

Пересказ в 4-5 лет

В этом возрасте самым главным этапом является обсуждение произведения. Задавая ребенку множество вопросов по сюжету, вы тем самым помогаете ему лучше понять смысл произведения и порядок событий в нем. Начинайте с простых вопросов.

Например, по сказке «Кот и Петух»: куда ушел кот? что наказывал петушку? что говорила лиса? И постепенно переходите к более расширенным: как петух и кот попали в лес? что происходило, когда кот уходил за дровами? Потом вы можете просто просить ребенка рассказать начало сказки, что было в середине и конец сказки.

Таким образом, взрослый помогает ребенку и за него выстраивает «схему» сказки. Для ребенка 4 лет не очевидно, что сказку следует рассказывать сначала. Он будет пытаться рассказать ее с самого интересного, по его мнению, места, несмотря на то что сюжет из-за пропущенного начала может быть не ясен.

Ребенку важно уметь пересказывать как все произведение целиком, так и его отдельную часть. Кроме того, малыш может упускать важные детали из-за уверенности, что вы же знаете сказку, и вам эти подробности ни к чему. Если вы столкнулись с такой проблемой, то попробуйте попросить ребенка рассказать сказку только что пришедшей игрушке.

Это также подходящий возраст для начала творческого пересказа. Например, демонстрируя сказку на фланелеграфе, самостоятельно введите нового героя и вплетите его в сюжет. Когда ребенок будет пересказывать, то он уже по вашему образцу может ввести другого нового героя или заменить главного на свое усмотрение.

Заключительной частью занятия может быть драматизация прочитанного произведения, то есть не спектакль с игрушками или на фланелеграфе, а постановка с распределением ролей между участниками.

Хорошо привлекать к этому домашних и других детей.

В такой ситуации ребенок примеряет на себя роль конкретного героя, учится выражать его эмоции голосом, позой и жестами, внимательно следит за сюжетом, чтобы не пропустить свой выход.

Пересказ в 5-6 лет

При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.

Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.

Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она.

Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения.

Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.

В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.

Пример занятий с группой детей по пересказу смотрите в этом видео:

Источник: https://razvivash-ka.ru/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat-tekst/

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: