Как научить ребёнка доброте и состраданию

Содержание
  1. Отношение к другим людям. Сочувствие и сопереживание у детей
  2. Игры с животными
  3. Игрушки и сказки
  4. Другие дети
  5. На примере взрослых
  6. Ограниченная помощь
  7. Как научить ребенка доброте и приобщить его к совершению добрых поступков
  8. Когда и с чего стоит начинать первые уроки доброты для ребенка?
  9. Совершение добрых поступков и общественная благотворительность
  10. Благотворительные ярмарки и любительские «гараж-сейлы»
  11. Привлечение детей к участию в благотворительных ярмарках
  12. Другие популярные мероприятия и благотворительные акции для детей
  13. Новогодние благотворительные акции для детей и другие мероприятия фонда «Добрый город Петербург»
  14. Уроки доброты для детей более старшего возраста
  15. Учим ребенка доброте
  16. 2. Вначале было слово
  17. 3. Спешите их совершить
  18. 4. Получилось!
  19. 5. Особое отношение
  20. Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка
  21. Детская доброта
  22. Доброта и забота
  23. Как стать добрым?
  24. Милосердие и сострадание
  25. Детям о милосердии
  26. Уроки доброты
  27. Сказки о добре
  28. Приёмы воспитания
  29. Выводы

Отношение к другим людям. Сочувствие и сопереживание у детей

Как научить ребёнка доброте и состраданию

Жалею дочку: «У Маши не боли, пусть у мамы болит!», вскоре слышу, играет с куклой – «У куклы не боли, пусть у мамы болит»

Перлы деток с форума

Есть в психологии такое красивое слово, как эмпатия – способность понимать и разделять чувства другого человека, умение ставить себя на его место. В нашем мире, где много критики и осуждения, так не хватает умения сочувствовать и сопереживать.

Ее еще называют добротой, отзывчивостью. Однако, можно уйти в крайность, где проблемы другого человека становятся чересчур важными и своя жизнь уходит на второй план.

Как научить детей эмпатии, доброте, но не «перегнуть палку» и оставить собственные чувства в приоритете?

Узнайте самое главное о возрастных кризисах ребенка, скачав наш чек-лист, и действуйте правильно в это непростое время.

С самого рождения малыш знает, что такое боль – животик болит, зубки режутся, страх, что мама ушла и не вернется, т.д. Постарше это будут ушибы, ранения, прищемления, множество непонятных плачей, где основное – что-то происходит не так, как хочет кроха. Он кричит и просит избавить его от этого страдания.

Уже на таком раннем этапе ребенок будет фиксировать – как ему «помогают» справиться. Если это постоянные оставления наедине («покричит и успокоится») – то, вырастая, для себя он возьмет уроком, что страдающего нужно не трогать – » сам отойдет».

Детки, чьи родители их жалели, дули на ранку, приговаривали ласковые слова, с бОльшим пониманием относятся к чужой боли. Они подходят – гладят, дуют, обнимают расстроенного человека.

Однажды наблюдала такую картину – дочь включила телевизор, где шел сериал, в котором женщина плакала. Дочь еще плохо говорила, но я слышу, она переживает «тетя, хны-хны» и… гладит экран!!! Незнакомая женщина вызвала в ней жалость!

Пока ребенок маленький, очень важно показать ему, что страдает не он один. Не стесняйтесь своих эмоций, если вам больно, неприятно, страшно, ведь вы тоже – живая. Делитесь с ребенком, что вы стукнулись, вам больно от его укусов, вы расстроились от чего-то и т.д.

Конечно, это будут механические поглаживания, специальные объятия, и ребенок будет ждать «скорейшего выздоровления», НО! Это уже понимание того, что другому сейчас плохо. Более того, ребенок «помогает» от этого избавиться. Так, как умеет.

Вы, наверняка, и сами замечали – если вы плачете, то и ребенок расплачется. Если вы смеетесь, то и малыш расхохочется, хоть и не понимает, чем вызван этот смех. Умение отражать чувства других – у нас есть изначально. Очень важно этот навык не «потерять» и не увеличить чрезмерно.

Смотрите запись вебинара «Народная педагогика: как дать малышу самое лучшее» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Игры с животными

Все детки в какой-то степени «мучают» животных. Ведь это такая интересная игрушка! К тому же живая. Но если куклу еще можно бросить, наступить на нее, вертеть ей голову в разные стороны и т.п. – то с животными это уже настоящая жестокость!

Конечно, то, что ребенок «проделывает» над насекомыми и животными – это интерес. Что будет дальше? Если я оторву мухе крылья, как она будет себя вести? Если я раздавлю букашку – что она сделает? Если кота дернуть за хвост, как он отреагирует? Не ругать же дите за любопытство!

Чувство вины и стыда. Нужно ли их прививать ребенку?

Только на ВТОРОМ году жизни у ребенка приходит понимание, что чувствуют окружающие. Очень сложно объяснить малышу до года, что он делает что-то не то по отношению к другому. Учитывайте это.

Показывайте и рассказывайте, что так делать нельзя, проговаривайте, что чувствует кошка, собака или муха в этот момент. Что может их погубить или разозлить! Почему они убегают или царапаются. Что можно с ними делать, а чего нельзя.

Не игнорируйте моменты, когда ребенок делает больно животному – показывайте, что вам не нравится, когда малыш ведет себя так (спокойно, без криков). Уже зная, что родители не одобряют такое поведение – ребенок поймет, как делать не стоит.

При явном и частом проявлении агрессии к братьям нашим меньшим – обращайтесь к психологу (за таким состоянием кроются не выраженные негативные эмоции, результатом которых стала окружающая обстановка)

Смотрите курс «Периоды развития ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Игрушки и сказки

Игрушки тоже можно «оживить» и показывать, как с ними нужно обращаться. Что они чувствуют, что им нравится. При благоприятной атмосфере – дети дружат и любят свои игрушки – обнимают их, кормят, выносят на прогулку. Периодически будут ими швырять, наступать и «забывать» о них. Это нормальное состояние – ребенок понимает, что они не такие живые, как он.

В сказках разворачивается круг событий, где герои испытывают какие-то чувства. Как и с игрушками очень важно проговаривать ребенку, что является благоприятным.

«Вот видишь, Лис злой, он обижал Котика, поэтому с ним никто не дружил», «Маша пришла на помощь Ване, и Ваня поделился с ней игрушкой» — где отзывчивость, умение прийти на помощь, сочувствие очень ценится и «дарит» герою много положительных моментов (не только игрушки и сладости, но и эмоциональные проявления).

Дети очень хотят, чтобы их любили, с ними дружили, ими восхищались, гордились, ставили в пример. И каждого положительного персонажа «примеряют» на себя. Прочитав сказку, поговорите с ребенком – что правильного сделал герой? А как поступил бы он? Также? Молодец! Рассказывайте, как добрые поступки помогают другим людям и как это здорово, когда мир дружелюбен.

Смотрите запись вебинара «Пять ключиков к детскому счастью!» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Другие дети

То, что и здесь нужно рассказывать и показывать, что чувствует другой ребенок, я думаю, понятно.

Поощряйте и учите ребенка играть в игры несоревновательного типа. Т.е. игры, где нет соревнование, но есть взаимодействие. Это «дочки-матери», «больничка», совместная постройка «домика»/конструктора или поиск сокровищ — когда один помогает другому. Дети учатся слушать друг друга, делятся своими навыками, подсказывают и чувствуют себя в команде.

Конечно, у соревновательных игр есть свои плюсы, но, как правило, дети чаще чувствуют враждебность и зависть к выигравшему. Здесь можно привести такой пример – «Ведь ты же не хочешь, чтобы, когда выиграл ты – на тебя все обиделись и перестали дружить? Ты же хочешь, чтобы все радовались твоему выигрышу?».

Узнайте самое главное о возрастных кризисах ребенка, скачав наш чек-лист, и действуйте правильно в это непростое время.

На примере взрослых

Особенно важным будет пример взрослых в сочувствии и сопереживании. Проявляйте сами доброту и отзывчивость по отношению к миру. В первую очередь к близким – мужу, маме, свекрови, подругам и т.д.

Рассказывайте примеры из жизни, когда вы или вам (это тоже очень важно – умение ПРИНИМАТЬ доброту) помогали справиться с какой-то проблемой – поддерживали, выручали, спасали.

Пусть это станет неотъемлемой нормой! Передайте ребенку знание о том, что кто-то из его предков помогал людям (может даже совершил геройский поступок). Если таковых нет – всегда можете обратиться к великим людям – Мать Тереза, Далай Лама и т.д.

Проговаривайте, что идете к бабушке, чтобы помочь ей по хозяйству. Что зайдете к сестре (тете), чтобы помочь ей – посидеть с малышом. Что папа помогает маме – несет тяжелую сумку. И т.д.

Хвалите ребенка за проявления отзывчивости и желании помочь!

Личная территория ребенка или уважение с малых лет

Ограниченная помощь

Как бы остро люди не нуждались в нашей помощи, всегда важно помнить, что это все-таки ПРОБЛЕМА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. И скатываться в депрессию от чужих переживаний не стоит. Невозможно всем помочь.

Есть теория о том, что мы все приходим на Землю для того, чтобы познать свои уроки – а проблемы и несчастья – есть ключ к пониманию, что нам нужно постичь или преодолеть.

Однако, наша задача в том, чтобы научить ребенка не быть жестоким. Кто-то приходит в этот мир уже больным, без родителей или в семью, где над ним будут издеваться… Объясняйте и на своем примере показывайте, что вы сочувствуете другому человеку.

Помогаете ему по мере своих сил (не в ущерб себе и своей семье!) НО! Не делаете все за него, а только помогаете. Тем самым, давая ему возможность справиться с проблемой САМОМУ. В этом очень много уважения.

Вы можете помочь старой женщине перейти через дорогу, но вы не можете вернуть ей молодость, чтобы она легко бегала и радовалась жизни (также как исправить поведение ее мужа или детей).

Где-то важно сказать ребенку, что это ВЫБОР человека (например, малооплачиваемая работа или желание стать БОМЖом) и не стоит его жалеть. Что всегда есть возможность изменить свою жизнь. Те, кто только плачут – на самом деле не хотят ничего менять. Им просто нравится, когда их жалеют. Такие вещи, конечно, стоит говорить уже в возрасте постарше, чтобы ребенок ПОНЯЛ вас.

Смотрите курс «Позитивная безопасность ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)


Отказ от помощи тоже может стать благоприятным исходом. Рассказывайте об этом (только аккуратно, точно зная, что ребенок вас поймет ПРАВИЛЬНО) и показывайте, почему это будет положительным моментом.

Недетская ответственность. Когда ребенку плохо?

Если ребенок не научится отказывать – на нем будут «ездить». «Бесхребетность» — это неумение слушать СВОИ потребности, желание угодить другому.

Да, ребенка можно научить эмпатии, доброте и отзывчивости. Не забывайте сами практиковать этот полезный навык, но так, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным (вы помогаете всем подругам, а муж в это время обделенный остался).

Особенно не ущемляйте в доброте ребенка. Вы устанете от всех проблем мира, домой будете возвращаться злой – малыш будет понимать, что либо – на семью не стоит тратить свое время, другие – важнее, либо – проблемы других – это зло.

А значит нужно быть жестким, чтобы тебя не «перенапрягали».

Будьте в гармонии с собой, не причиняйте вреда кому-то самостоятельно, учитесь видеть приоритеты и ваш малыш обязательно станет отзывчивым и дружелюбным. Настолько, насколько поймет о важности сего.

Как вы говорите ребенку о чувствах других? Поделитесь, как учите малыша доброте?

Источник: https://viline.tv/deti/article/otnosenie-k-drugim-ludam-socuvstvie-i-soperezivanie-u-detej

Как научить ребенка доброте и приобщить его к совершению добрых поступков

Как научить ребёнка доброте и состраданию

Уроки доброты необходимая мера, ведь все мы хотим, чтобы наши дети выросли отзывчивыми по отношению к другим людям. Мы знаем, что способность сопереживать и стремление оказать помощь ближнему в сложной ситуации укрепляют взаимоотношения. А своему ребенку мы желаем только счастья и мечтаем, чтобы в жизни его окружали заботливые и верные друзья.

Как научить ребенка доброте? Мы задаемся подобным вопросом, когда видим, как наши малыши на детской площадке отнимают друг у друга игрушки, часто толкают и бьют своих сверстников.

Мы смотрим, как школьники оскорбляют одноклассников и смеются над теми, кто одевается хуже других, выглядит или ведет себя не так, как большинство ребят из его окружения.

Тогда мы задаем себе другой, еще более важный, вопрос: «Как научить ребенка состраданию и сочувствию?»

Действительно, как сделать это, ведь ни для кого не секрет, что дети иногда бывают очень жестоки. Но поступают они так не потому, что любви нет в их сердцах, а оттого, что просто никто не объяснил им, что жизнь порой бывает очень сложна и несправедлива, а судьба оказывается добра и щедра далеко не ко всем людям.

Когда и с чего стоит начинать первые уроки доброты для ребенка?

Уроки доброты для ребенка можно проводить уже с самого раннего возраста. Объясняйте ребенку, почему стоит помогать и заботиться о других, подкрепляйте свои объяснения конкретными личными примерами.

Вы можете вместе с малышом, скажем, построить кормушку для птиц зимой или налить молока уличному котенку.

Поверьте, даже если ваш кроха не полностью поймет то, что вы ему говорите, он запомнит, как вы складывается в специальный контейнер вещи, которые отсылаете в благотворительный фонд, или покупаете вязаные носочки у милой старушки возле метро.

Ваши действия отложатся не только в памяти малыша, но и вызовут в нем подсознательное стремление помогать другим. И он потом тоже будет стараться делать так же, как вы. Такие простые объяснения, подкрепленные личными примерами добрых поступков, могут стать отличным первым шагом к тому, как научить ребенка доброте и состраданию.

Совершение добрых поступков и общественная благотворительность

Совершение добрых поступков – безусловно, важное дело, но не всегда мы имеем возможность оказаться в нужном месте в нужное время.

Когда ваш ребенок станет чуть старше и достигнет возраста младшего школьника, он сможет понять еще одну очень важную вещь.

Это то, что совершить добрый поступок можно не только напрямую, но и с помощью посредников, а именно, общественных благотворительных организаций.

Общественная благотворительность с приходом интернета стала доступна каждому. Рассказать о ней, вы можете малышу как сами, так и доверить эту беседу самим сотрудникам благотворительных фондов.

Волонтерами подобных организаций сегодня устраиваются различные благотворительные акции для детей, имеющие не только просветительные цели, но и стимулирующие представителей молодого поколения к совершению добрых поступков.

Примеры благотворительные акции для детей проводимые общественными фондами:

  • любительские распродажи детских игрушек и поделок;
  • благотворительные экскурсии;
  • благотворительные мастер-классы;
  • уроки добрых дел.

Благотворительные ярмарки и любительские «гараж-сейлы»

Любительские благотворительные ярмарки — это довольно привычное явление для жителей европейских стран и США. Там такие мероприятия регулярно организуются во дворах частных домов, при церквях или школах. Причем в последнем случае ученики образовательных учреждений принимают непосредственное участие в распродаже.

Благотворительные ярмарки или как их называют в США «гараж-сейлы» (англ. garage sale) в настоящее время стали популярны и в России. Они могут носить частный характер (например, быть организованы родителями учеников школы) или общественный (устраиваться благотворительными фондами, церквями или учебными заведениями).

Целью распродажи может являться проведение благотворительной акции для детей сирот, тяжелобольных людей или, например, для бездомных животных. Ограничений здесь нет никаких, главное, чтобы все юные и взрослые участники ярмарки, а также ее гости знали, кому и на что пойдут вырученные во время проведения мероприятия средства.

Вот как могут поучаствовать в «гаражной» распродаже ваши дети:

  • отобрать и принести на ярмарку ненужные им игрушки;
  • самостоятельно смастерить какой-нибудь интересный сувенир;
  • помочь вам испечь печенье или пирожки, которые потом будут выставлены на продажу;
  • принять участие в организации мероприятия (украсить зал, разложить по столам товары, изготовить ценники и т. д.);
  • вы также можете доверить ребенку покупку тех или иных товаров на мероприятии, предварительно обдумав бюджет, который вы согласны выделить на благотворительность.

Благотворительные ярмарки в России уже ежегодно организуются в Татьянинской частной школе города Москвы. В 2017 году такое мероприятие состоялось 15 февраля и носило название «Белый цветок».

В качестве товаров на распродаже присутствовали игрушки, которые своими руками сделали дети-инвалиды, находящиеся на лечении в Реабилитационном центре «Добродетель-Тула».

Кроме того, на продажу были выставлены рисунки и поделки учеников, а также сотрудников учебного заведения. В итоге организаторы мероприятия смогли собрать почти 60 тысяч рублей.

Все эти средства были перечислены в вышеназванный реабилитационный центр.

Привлечение детей к участию в благотворительных ярмарках

Привлечение детей к участию в благотворительных ярмарках, а также проведение с ними воспитательно-просветительских бесед как нельзя лучше способствует развитию таких чувств, как сознательность, отзывчивость и умение сострадать чужому горю. Благодаря таким мероприятиям наши ребятишки знакомятся с иной стороной жизни, той, о которой им не приходилось задумываться раньше.

Дети начинают совсем по-другому оценивать этот мир и свое положение в нем. Главное то, что они начинают видеть в себе иные возможности, т. е. понимают, что способны творить добро. И теперь они знают, что, например, проведение благотворительной акции помощи детям сиротам относится не к разряду фантастики, а это реальное мероприятие, в котором они могут принять непосредственное участие!

Другие популярные мероприятия и благотворительные акции для детей

Благотворительные акции для детей могут быть очень разнообразными.

К ним так же относятся увлекательные экскурсии по городу или музеям, на которых юным участникам не только рассказывают о местных достопримечательностях и экспонатах, но и знакомят их с историей благотворительности и деятельностью соответствующих фондов.

Объясняют, что такое современная благотворительная акция помощи детям, взрослым или животным, попавшим в беду, сегодня активно проводятся различными организациями нашей страны. Одной из них, например, является фонд под названием «Добрый город Петербург».

Вот уже больше десяти лет это объединение ведет свою деятельность на просторах Северной столицы, стремясь сделать Санкт-Петербург настоящим центром добра и справедливости. Важным направлением деятельности фонда является развитие благотворительности, в том числе и приобщение молодого поколения к занятиям ею.

Благотворительные акции для детей в рамках этой программы, сотрудники «Доброго города» организуют как правило совместно с другими компаниями. Так для детей проводятся следующие мероприятия:

  • Обзорные экскурсии по Петербургу.
  • Посещение различных музеев города, например, «Республики кошек». Там участники программы могут познакомиться со знаменитыми обитателями подвалов Эрмитажа и поухаживать за ними.
  • Проведение благотворительных мастер-классов на базе таких площадок, как детский город профессий «КидБург». Здесь ребята учатся оказывать помощь потерявшимся и попавшим в беду животным (на станции МЧС), печь печенье в кондитерской, чтобы потом угостить бездомных, создавать интересные поделки и сувениры, способные порадовать больных малышей (в Школе искусств или на Ювелирном заводе).
  • Организация «Уроков добрых дел» в «Музее варежки». Став участником такого мероприятия, ребенок сможет написать «Письмо доброты», чтобы порадовать нуждающихся в помощи людей своим теплом, заботой и любовью.

Новогодние благотворительные акции для детей и другие мероприятия фонда «Добрый город Петербург»

Новогодние благотворительные акции для детей, приуроченные к празднованию главного зимнего торжества часто проводит фонд «Добрый город Петербург» совместно со своими партнерами. Участвовать в таких волшебных и радостных мероприятиях юным творителям добра бывает особенно интересно.

Кстати, у организации также есть интересная рассылка, которая поможет вам найти для себя ответ на вопрос, как научить ребенка состраданию и любви. Распространение такой информации осуществляется в рамках программы «Детям о благотворительности».

Рассылка содержит в себе:

  • новости;
  • анонсы мероприятий;
  • интересные истории о добрых поступках, способные вдохновить на совершение благих дел;
  • ссылки на полезные книги по воспитанию детей;
  • советы психолога.

Уроки доброты для детей более старшего возраста

Уроки доброты для детей, помимо фонда «Добрый город Петербург», проводят и многие другие организации.

Пожалуй, наиболее масштабным в этом отношении является проект, приуроченный к ставшей уже общероссийской благотворительной акции «Дети вместо цветов».

Там рассказывается о цели проекта: потратить те средства, которые ушли бы на покупку часто оказывающихся совсем ненужными учителям цветов, на благотворительность.

Уроки доброты помогают детям получить ответы на такие вопросы, как:

  • Что такое благотворительность?
  • Почему стоит ей заниматься, и кто нуждается в нашей помощи?
  • Как можно поучаствовать в судьбах нуждающихся?

Ведущие уроков доброты даже могут предложить юным участникам самим в будущем организовать проведение благотворительной акции помощи детям, такой как концерт или ярмарка. Волонтеры, имея соответствующий опыт, способны подробно рассказать своим молодым слушателям и их родителям о том, как это можно сделать.

*Наш сайт взаимопомощи «Люди для людей» так же является одной из площадок, на которых представители различных фондов публикуют свои объявления и анонсы грядущих акций. Подписывайтесь и всегда будете в курсе актуальных событий!

Источник: https://myldl.ru/news/item/141

Учим ребенка доброте

Как научить ребёнка доброте и состраданию

На вопрос: «Каким хочешь вырастить своего малыша?» — ты, не задумываясь, ответишь: «Честным, умным и добрым». Учи его быть таким личным примером.

Дети инстинктивно тянутся ко всем проявлениям ласки и тепла. Рядом с хорошим человеком они чувствуют себя защищенными, спокойными. Людская доброта имеет множество граней.

Это как сундук с сокровищами — его нужно не только найти, но и умело распорядиться содержимым. Карапузу важно ощущать добро по отношению к себе. Тогда он и сам научится им делиться.

Самый маленький ребенок, и тот ликует, чувствуя, что он принес кому-то радость! Помоги ему совершать правильные поступки, пусть даже крохотные.

2. Вначале было слово

Первое, что приносит ребенку ощущение доброты и радости, — это ласковые слова, внимательный взгляд и нежные интонации голоса. С младенческого возраста не стесняйся, глядя в глаза крохе, говорить ему что-то приятное, давать милые прозвища. Когда малыш подрастет, пусть слышит, что и к другим членам семьи ты обращаешься так же ласково.

Его старшая сестричка не «Татьяна», а «наша Танюша», дедушка и бабушка — не «дед и баба», а «дедушка Петя и бабулечка Лена». В играх с малышом придумывай такие имена игровым персонажам, которые тоже передадут чувство нежности и вызовут улыбку.

Например, белая лошадка Сметанка и ее детки-жеребята Творожок и Кефирчик, благодаря одним только кличкам, сразу станут любимыми друзьями. Их даже не захочется разломать! Не бойся, что это — «сюсюканье», которое сделает твоего кроху «слюнтяем».

В тех сферах жизни, где это нужно, ты сумеешь показать малышу образцы упорства, твердой последовательности и мужества. Что же касается доброты, то тут важно очертить для карапуза семейный круг как место, где сосредоточены все самые лучшие чувства.

3. Спешите их совершить

Приблизительно с полутора лет твой кроха становится относительно самостоятельным. Он выполняет осмысленные действия — свои, по собственной воле! Незаметно направь его к крошечному доброму делу — и непременно потом поблагодари. В таком возрасте малыш вполне может положить корм в плошку любимой кошке.

Вот и скажи: «Ты хочешь позаботиться о Дусеньке, спасибо тебе, это хороший поступок». По силам юному богатырю подать тебе чашку и тарелку, когда ты расставляешь их в буфете. «Это доброе дело -вместе с мамой приводить дом в порядок. Благодарю!» Заметь, здесь речь идет именно о совместной работе.

Так ты еще и формируешь начальные представления крохи о том, что все домашние отвечают за создание уюта, комфорта. Даже если чашка разбилась — не страшно! Воспользуйся этой неудачей, чтобы дать малышу первый опыт спокойного преодоления неудач: «Бывает, что и хорошее дело удается не сразу.

Но ты попытаешься еще раз — и все получится!» Кроха может принести бабушке в кресло теплую шаль. «Ты у нас заботливый, жалеешь бабушку и хочешь, чтобы ей было тепло».

Охотно вызвался придержать за кончик деревянную планку, когда дедушка что-то мастерит? «Здорово, что помог дедушке в нелегком деле! Ты трудолюбивый и добрый человек…»

4. Получилось!

Самое главное обучение доброте происходит незаметно, на примерах поведения родителей, близких людей. Они не хвалят себя, не ждут благодарности, не просят признания от других. А просто так поступают. Малыш впитывает эти образцы поведения как нечто само собой разумеющееся, как закон взаимоотношений между людьми… и не только между ними.

Поэтому используй возможность помочь, позаботиться, защитить — и кроха будет знать, что доброта действенна, от нее жизнь становится лучше. Прекрасный урок, например, не дать погибнуть крошечному бездомному котенку, неведомо откуда оказавшемуся в вашем подъезде.

Он бросается к каждому входящему в дом, пытается потереться о ноги, громко мяукает, словно объясняет: «Я хороший, возьмите меня к себе!» Твой кроха потянулся к этому пушистому комочку, пытается его погладить? Будь внимательна! Сейчас важный момент в ваших отношениях.

Запретить, оттащить, сказать: «Не трогай, он грязный» — значит заронить первые зерна равнодушия и черствости в хрупкую детскую душу. И что самое страшное — он может решить, что его собственная любимая мама вовсе не добрая, а только делает вид… Поэтому самое правильное решение в такой ситуации — принять участие в судьбе животного.

У тебя есть возможность забрать котенка к себе (твой малыш не страдает аллергией на шерсть, муж тоже любит животных, для вас не будут катастрофой затраты на корм и наполнитель для кошачьего туалета)? Поверь, жизнь всей семьи станет от этого веселее и счастливее на долгие годы. Но если ты не можешь позволить себе этот шаг, все равно не проходи мимо.

Вдвоем с крохой постелите котенку под лестницей старое махровое полотенце, поставьте мисочку с молочком. А во время прогулки расклейте по всему району объявление: «Возьмите себе маленького игривого котенка с веселым характером!» Мир не без добрых людей — непременно кто-то отзовется. А твой малыш получит наглядный урок доброты и никогда уже его не забудет.

Из таких вот мелочей складывается позитивная личность. Почему бы, к примеру, не выловить из лужи на асфальте дождевых червяков? Не нужно пальцами, можно палочкой. Начни первой и объясни, что, если их не перенести в грунт, они погибнут.

Или дело помасштабнее: позаботиться о меньшем братишке (принести ему водичку в бутылочке, подать игрушку, занять на некоторое время), попросить, чтобы другие не шумели (и самому не шуметь), пока он спит. Неплохо помочь другу в поиске потерявшейся в песочнице машинки, утешить его добрым словом. А в детском саду, когда все хихикают над упавшим карапузом, подать ему руку, пожалеть, а то и защитить… Вроде бы простые вещи. Однако понять их дано далеко не каждому. Достучитесь до своего малыша! Сострадание нужно не только этому миру, но и ему самому, чтобы чувствовать себя счастливым.

5. Особое отношение

К сожалению, нам, взрослым, рано или поздно приходится сталкиваться с обманом (те же просьбы о помощи порой приходится перепроверять, чтобы не наткнуться на мошенников). Но это не повод запретить себе проявлять доброту. Если этого не сделаешь ты или твой ребенок, тогда кто?..

Объясняй малышу, что настоящие чувства живут в сердце, оно и подскажет, как правильно поступить, Расскажи, что не стоит ждать благодарности за хороший поступок, не обязательно даже, чтобы его заметили. Добро делают по велению души, а не за награду. Самый лучший пример — домашние животные. Их добро естественно и порой бесконечно…

Публикация: 2011-07-11 14:03:12

Источник: https://zdorovye-mam.ru/uchim-rebenka-dobrote

Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка

Как научить ребёнка доброте и состраданию

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл.

Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности.

Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым — читайте в нашей статье.

Детская доброта

Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного ребёнка? Не отрицайте, что хорошо, если бы он стал добрым, смелым, умным, уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым. Вряд ли кто-то из родителей будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости, лишённой заботы.

Родители хотят, чтобы ребёнок умел любить и быть любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкольном учреждении и школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь.

Важно, чтобы ребёнок научился прощать, не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и хотел помогать.

«А знаете ли вы, что доброта — основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной».

Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка.

Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят.

Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена.

А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Доброта и забота

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С какого возраста начать воспитывать доброго ребёнка?

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру.

Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте.

Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Как стать добрым?

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. Каким образом? В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным.

  1. Учим помогать родителям по дому. Двухлетний малыш уже вполне может помогать родителям. К примеру, если его поставить на устойчивый стульчик, он может помочь помыть свою детскую пластмассовую посуду. Дошкольник может нести часть покупок из магазина – например, буханку хлеба. Малышу будет интересно орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль, пылесосить и пробовать мыть полы – тоже под силу дошколятам.
  2. Приучаем заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.
  3. Учим совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик дачных цветов, угостить ребят во дворе домашним печеньем, отнести ненужные вещи и игрушки в детский дом, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

«Совет. Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой».

Милосердие и сострадание

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший ещё азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже — когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

  • Сочувствует ли он людям?
  • Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?
  • Ласков ли он с родными?
  • Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:

  1. Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.
  2. Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко — весёлое, а это — грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки — научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забываете обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни — это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Детям о милосердии

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи:

  • показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом
  • подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)
  • помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)
  • отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом
  • регулярно помогайте соседям
  • учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Уроки доброты

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки.

Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера.

Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Как воспитать доброго ребёнка на личном примере?

  1. Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.
  2. Не кричите на детей и членов семьи: берегите нервы. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.
  3. Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребёнок – насыпал в глаза тебе песочек», а «Он не хотел, не обижайся» или «Ему мама наверняка говорила, что нельзя так делать».

С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Сказки о добре

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики.

Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть.

При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания.

Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени.

Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение о плохого.

Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки.

После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам.

Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком.

Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Приёмы воспитания

Есть несколько действенных приёмов, которые направлены на то, как воспитать доброго ребёнка:

  1. Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
  2. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.
  3. Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.
  4. Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.
  5. Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.
  6. Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.
  7. Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

«. Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты».

Выводы

Доброта формируется в семье. Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день.

Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость.

Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

Источник: https://paidagogos.com/speshite-delat-dobro-kak-vospitat-dobrogo-rebyonka.html

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: