Как определяется общая идея текста

Содержание
  1. Автоматическое определение рубрики текста
  2. Подготовка данных рубрикатора
  3. Алгоритм определения тематики текста, кратко
  4. Алгоритм определения тематики текста, подробно
  5. Волна
  6. Определение тематики
  7. Основная мысль текста: как определить или сформулировать мысль, в каком предложении она выражена и задания для определения этого
  8. Тема и основная мысль: связь и различие
  9. Тема
  10. Основная мысль
  11. Как определить тему текста
  12. Как выделить основную мысль
  13. Пошаговая инструкция
  14. Определение темы и основной мысли текста: разбор понятий, связь и различие темы и идеи, выявление идеи текста
  15. Как быстро научиться определять и записывать основную мысль текста?
  16. Что такое текст и как его составляют?
  17. Как определяют основную мысль в тексте
  18. Как определить и записать основную мысль на практике?
  19. Как определить тему текста? Алгоритм выполнения упражнений. Примеры
  20. Определение
  21. Как определить тему текста за 5 минут

Автоматическое определение рубрики текста

Как определяется общая идея текста

В предыдущих статьях, посвященных организации данных в виде рубрикатора (Использование графа, как основы для создания рубрикатора и Проблемы, подстерегающие любого создателя рубрикаторов) были описаны общие идеи по организации рубрикатора.

В этой статье я опишу один из возможных алгоритмов автоматического определения тематики текста на основе заранее подготовленного графа-рубрикатора.

При этом я сознательно избегаю сложных формул, чтобы донести идею, лежащую в основе алгоритма, максимально просто.

Подготовка данных рубрикатора

Для начала определимся с тем, в каком виде мы будем готовить данные для рубрикатора.

  • 1. Рубрикатор – это граф, а не дерево
  • 2. Текст, тематика которого определяется, может быть отнесен к нескольким рубрикам одновременно
  • 3. Для каждого соотнесения с рубрикой указывается коэффициент точности определения рубрики
  • 4. Тематика текста определяется для каждого текста отдельно, и не зависит от того как были определены рубрики других текстов ранее

Последний пункт нуждается в небольшом пояснении.

Независимость определения тематики текста очень хороша, когда не требуется последующая сортировка результатов. Когда тексты просто отнесены к рубрики или нет.

Но при наличии в рубрике нескольких текстов, наверняка возникнет необходимость отсортировать их по критерию наилучшего попадания в рубрику. В данной статье этот вопрос опущен для ясности.

Алгоритм определения тематики текста, кратко

Описываем рубрикатор. Извлекаем из исследуемого текста ключевые слова, описанные в рубрикаторе. В результате извлечения получаем кусочки разорванного и чаще всего несвязного графа. Используем волновой (или любой другой, по желанию) алгоритм для «дотягивания» извлеченных кусочков графа до вершины «всё». Анализируем и выводим результаты.

Алгоритм определения тематики текста, подробно

Создание рубрикатора было подробно описано в предыдущих статьях. На данном этапе считаем, что у нас есть расчерченный граф-рубрикатор, в листовых элементах которого присутствуют ключевые слова, а в узловых-рубрики.

Осуществляем поиск всего множества ключевых слов рубрикатора в исследуемом тексте. Так как слов, которые требуется найти может быть много, рекомендую для конкретной реализации обратиться в к алгоритмам быстрого поиска массивов строк в тексте.

Для затравки приведу ссылки на наиболее популярные из них:

Алгоритм Ахо — Корасик

Алгоритм характеризуется довольно сложной логикой построения дерева и обработки «возвратов», существует множество примеров реализации. На хабре было хорошее описание этого алгоритма.
Алгоритм Рабина — Карпа. Отличительная особенность алгоритма – эффективная работа с очень большими наборами слов. В принципе, почитав описания двух, предложенных выше, алгоритмов, не составляет труда придумать на их основе свою реализацию, способную учитывать какие-то дополнительные условия. Например, требование чувствительности к регистру текста, учёту морфологии и т.п. После того, как из исследуемого текста извлечены ключевые слова, используемые в описании рубрикатора, можно приступать непосредственно к определению тематики текста.

Волна

В рубрикаторе присутствует вершина «всё». Так же присутствуют найденные в тексте ключевые слова. Цель данного этапа – найти путь от каждого, найденного ключевого слова для вершины «всё».

Для ключевого слова «песок», путь к корню рубрикатора будет выглядеть следующим образом: Аналогично строятся пути до вершины по всем, найденным на предыдущем шаге словам.

В результате такого построения для каждого ключевого слова находится путь до вершины.

Определение тематики

Рассмотрим теперь, как было произведено автоматическое определение рубрики на примере статьи: «Как уложить тротуарную плитку?». Человек, даже не читая статью, может предположить, что речь будет идти о возможных способах кладки плитки и о сопутствующих материалах и технологиях. Проверим, как сработает автоматическое определение рубрики для этой статьи.

Начнём, традиционно, с ключевых слов, найденных в статье и имеющих отображение в рубрикаторе. На рисунке, отметка «рубрика» означает, что данный элемент рубрикатора не является листовым. Это позволяет «совместить» название рубрики и описывающего её ключевого слова.

Самое популярное слово в статье «Как уложить тротуарную плитку?» – это «тротуарная плитка», что и следовало ожидать.

Ниже, часть рубрикатора, которая была задействована в примере: Для примера, показано что ключевое слово «гравий» отнесено к двум рубрикам, а ключевое слово «тротуарная плитка» только к одному. Так же светлым фоном выделены рубрики, названия которых в тексте не встречаются. (Помним, что ключевое слово и рубрика могут иметь одно и то же название. Подробности в предыдущих статьях). Теперь посмотрим на рубрики, к которым была отнесена статья: Первая рубрика, к которой отнесена данная статья – это рубрика «Материалы для мощения». На рисунке – выделенная строка – это рубрика с итогами и ниже табличка с данными по каждому слову. Итоговая оценка принадлежности к этой рубрике – 7. Это самая высокая оценка. Из этой рубрики в тексте встретилось 2 слова, 7 раз на суммарном расстоянии 2. Напомню, что расстоянием между двумя вершинами графа называется число рёбер в кратчайшем пути. А именно, в тексте встретились ключевые слова «гравий» — один раз. И ключевое слово «тротуарная плитка» 6 раз. Оба этих слова являются дочерними по отношению к рубрике «материалы для мощения». Итого: (Гравий 1 слово) + (Тротуарная плитка 6 слов) + Встретилось 2 слова — (1 (Расстояние от слова Гравий до «Материалы для мощения») + 1 (Расстояние от слова Тротуарная плитка до «Материалы для мощения»)) Для полноты картины приведу схему сведения остальных рубрик: Интересно отметить тот факт, что «на пути» к разделу «Строительные материалы» были две рубрики: «сыпучие материалы» и «сыпучие и вяжущие материалы». Одна из них попала в итоговое определение, а другая – нет. Песок и гравий вместе можно отнести к рубрике «Сыпучие материалы». «Сыпучие материалы» можно отнести к «Сыпучим и вяжущим материалам». Расстояние до более общей (верхней) рубрики больше чем расстояние до более конкретной (нижней) то по формуле вычисления релевантности «Итого» получается очень маленьким (вплоть до отрицательного.

Основная мысль текста: как определить или сформулировать мысль, в каком предложении она выражена и задания для определения этого

Как определяется общая идея текста

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами.

Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Тема и основная мысль: связь и различие

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна.

Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе.

Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы.

Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный.

Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации.

Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

Источник: https://rgiufa.ru/russkij-yazyk/kak-opredelit-osnovnuyu-mysl-teksta.html

Определение темы и основной мысли текста: разбор понятий, связь и различие темы и идеи, выявление идеи текста

Как определяется общая идея текста

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу.

При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами.

Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Как быстро научиться определять и записывать основную мысль текста?

Как определяется общая идея текста

Многие учащиеся совсем не понимают, как определять основную мысль текста, несмотря на то что это достаточно простой навык, который отрабатывается с помощь алгоритма.

Работа над пониманием текста в средней школе почти не ведется, но на всевозможных контрольных работах, присланных сверху, часто проверяют умения и навыки, связанные с пониманием текста. ВПР по русскому языку также содержит задания, где требуется определить тему и правильно записать основную мысль.

Для того чтобы научиться правильно выполнять это задание, нужно иметь теоретические знания, связанные с понятием текст.

Что такое текст и как его составляют?

Человеческая речь развивается постепенно. Каждый человек начинает осваивать устную речь уже на первом году жизни. Сначала мы учимся произносить гласные звуки, потом начинаем использовать согласные и тут же составляем из них слоги и простые слова.

При таком навыке используется три единицы речи: фонетические -звук, слог и лексическая единица речи — слово. К трем годам ребенок начинает говорить простыми предложениями. К пяти он может использовать эпитеты, и вполне способен распространить простое предложение определениями, то есть он начинает использовать синтаксические единицы речи, объединяя словосочетания в предложения.

Предложение — это самая крупная единица речи, и без них текста не получится. Но предложения нужно правильно соединять, чтобы было понятно, как развивается мысль, и к какому выводу нас ведет рассказчик.

Уже в дошкольном возрасте человек начинает интуитивно составлять понятные высказывания на определенную тему. Дети могут рассказать, где они были, что делали и видели. Ребенок, показывающий речевой навык, позволяющий ему составить устный рассказ или текст, использует несколько предложений, объединенных одной темой, идеей и основной мыслью.

Каждый раз, когда хочется рассказать историю, человек формирует высказывание на определенную тему. Дети и взрослые не просто так рассказывают. Они хотят донести до слушателя информацию, которая их особенно волнует.

Если их речь будет внутренне организованной и относительно законченной, то полученное высказывание можно назвать текстом. Тогда у созданной единицы речи проявится основная мысль, которую старается уловить слушатель, чтобы осознать услышанное.

Текст — это высказывание на определенную тему, а основная мысль — это что именно сказал человек на эту тему.

В школе детей учат осмысленному пониманию структуры письменного текста и его особенностей. Рассматривают различные композиции текста, учитывая три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи требует своей уникальной структуры.

Текст — это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.

Чтобы текст был логически построенным и законченным, легко читался, люди используют абзацы. Каждый новый абзац содержит в себе новое высказывание, раскрывающее основную тему.

Лингвисты утверждают, что абзац пишут на определенную микротему, помогающую говорящему раскрыть через пример какую-то мысль, позволяющую слушателю понять суть высказывания.

Сколько в тексте абзацев, столько и микротем.

Микротемы нужны для полного раскрытия темы.

Чтобы понять, что такое микротема, представьте себе коробку, на которой написано «подарок» и где лежат смартфон, конфеты и цветы. Подарок — это тема, а вещи, лежащие внутри и преподнесенные в дар, — это микротемы.

Как определяют основную мысль в тексте

Основная мысль заложена во всем тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы (абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.

Чтобы определить основную мысль текста нужно:

  1. Прочитать весь текст.
  2. Определить тему высказывания.
  3. Ответить на вопрос: Что именно сказал автор на эту тему.
  4. Вычитать каждый абзац, выбрав в нем главное предложение, подчеркнув его.
  5. Сократить выбранные предложения, оставив только словосочетания, в которых заключена важная информация, раскрывающая отношение автора к рассматриваемой теме.
  6. Соединить выбранный материал в одно-два предложения, используя различные средства связи, и создать ответ, в котором бы отразилась основная мысль текста.

Внимание: распространенной ошибкой многих учащихся является попытка при определении основной мысли текста создать полностью самостоятельное суждение без слов автора, используемых в тексте. В этом случае ученик совершает подмену. Он заменяет слова, которые сказал автор, на свои, близкие по смыслу, но искажающие истинную мысль автора.

Как определить и записать основную мысль на практике?

Чуть ниже представлен текст о букве ё. Автор составил высказывание, в котором он размышляет о важности буквы ё в русском алфавите. Он написал 3 абзаца, и в каждом раскрыл микротему. В каждом абзаце имеется 1 предложение, которое несет в себе основную смысловую нагрузку. Все эти предложения выделены жирным шрифтом.

В русском алфавите есть две очень похожие буквы — «ё» и «е». (2)Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. (3)Она уникальна тем, что имеет точную дату рождения. (4)В России даже отмечают её именины 29 ноября. (5)В Древней Руси буквы «ё» не было ни в одном из славянских языков. (6)Вместо неё писали две буквы — «и» и «о».

(7)В 1783 году на заседании совета Российской академии княгиня Екатерина Дашкова поставила вопрос об удобстве написания слов и предложила ввести новую литеру — букву «ё».

(8)Как возникла идея поставить над буквой «е» две точки? (9)При царице Екатерине было модно всё немецкое, и когда было принято решение о введении новой буквы в российский алфавит, к букве «е» прибавили две точки наверху по образцу некоторых немецких букв. (10)Существует и другая версия, что букву «ё» заимствовали из французского языка.

(11)Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. (12)Даже буква «ё» долгое время считалась неприличной.(13)Судьба новой буквы была непростой. (14)При советской власти для экономии типографской краски букву «ё» печатали без точек, таким образом, поставили её на одну доску с буквой «е».

(15)Однако исчезновение точек над буквой «ё» может полностью изменить смысл слова. (16)Так, например, фамилии многих людей стали звучать неправильно. (17)На защиту буквы стали руководители многих организаций и учёные. (18)Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить.

(19)На протяжении веков она преображала наш язык и делала его более разнообразным и ярким. (20)Убрав из алфавита букву «ё», мы сделаем наш богатый русский язык более простым.

Наша задача — сделать из трех предложений одно сложное, которое и будет раскрывать основную мысль текста.

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения.

Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. — Это три выделенных предложения из абзацев.

Теперь из них создаем сложное предложение, которое передаст дословно основную мысль текста:

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая, и ее появление вызвало огромное негодование, но важность этой буквы в русском языке трудно переоценить. — Это сложное предложения является основной мыслью, которое выразил автор, рассказывая о букве ё.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e16a722e4fff000added781/kak-bystro-nauchitsia-opredeliat-i-zapisyvat-osnovnuiu-mysl-teksta-5e71527007e55847223b6c94

Как определить тему текста? Алгоритм выполнения упражнений. Примеры

Как определяется общая идея текста

В тестах по русскому часто встречаются задания типа «Прочитайте текст. Определите его тему». Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах «спотыкаются» многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.

Определение

Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.

Тема- это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина.

Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:

  • Л. Н. Толстой, «Анна Каренина» — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
  • Г. Троепольский, «Белый Бим Чёрное ухо» — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
  • М. А. Булгаков, «Собачье сердце»— опыт профессора Преображенского по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
  • А. Грин, «Алые паруса»- жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
  • А. Дюма, «Три мушкетёра» — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.

Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, «Война и мир», «Три товарища», «Ромео и Джульетта», «Приключения Тома Сойера»).

А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия «основная мысль» и «проблема текста», очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.

https://www.youtube.com/watch?v=2zx84Ty90xA

Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.

мысль (идея) текста — это то, о чём автор хочет сказать читателю. Чтобы передать свои мысли и чувства, подвести к определённым выводам, он использует характеры персонажей, различные описания и художественные приёмы. Идея — это то, что побуждает писателя взяться за перо, глубинный мотив любого произведения. То есть то, как он прочувствовал и понял тему.
Проблема текста — это сложный вопрос, не имеющий однозначного решения. Автор отстаивает своё мнение о том, что правильно, а что нет (оно выражено основной мыслью), и как бы предлагает поразмыслить читателю. Именно это глубокое противоречие лежит в основе всех конфликтов и столкновений в произведении.

На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.

ТемаИдея (основная мысль)Проблема
СутьЧто описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.)Цели и личное мнение автора — то, к чему он пытается подвести читателяГлобальный вопрос, о котором рассуждает автор
На какие вопросы отвечаетО чём рассказывается в произведении?Что я чувствую в этот момент?О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст?
Кто является главным героем?Как должен поступить в этом случае хороший человек?Почему герои оказались в такой ситуации?
Где и когда происходят события?Какие выводы нужно сделать из этой ситуации?На что нужно обратить внимание современному обществу?
Особенности«Репортаж» о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувствЛичное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиямЕсть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование
Не содержит субъективных оценокМожет содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильноНе привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты — религиозные, политические, социальные
Перечисляет факты — кто, что и почему сделалДемонстрирует позицию автора касательно проблемы текста — в чём причина, как это влияет на общество и т. д.Выражена в форме вопроса
ПримерыПрогулка по Санкт-ПетербургуПетербург — город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя историяПочему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя?
Спасение бездомного щенкаЗаботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества — умение сопереживать, доброту и ответственностьКто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных?
Важность правильного питанияДля здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп — мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злакиМожно ли в современном мире вести здоровый образ жизни?

Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.

Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые «вечные» темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:

  • любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
  • отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
  • противостояние добра и зла;
  • дружба и предательство;
  • взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.

Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.

Как определить тему текста за 5 минут

1. Перечитайте заголовок. В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.

2. Изучите текст.Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.

3. Выпишите ключевые предложения. В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.

4. Сократите. Теперь ваша задача — «выкинуть» из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.

5. Распределите словосочетания по значимости. Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.

6. Сформулируйте тему. За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, «Как научиться прощать» или «Целительная сила классической музыки»).

Источник: https://FB.ru/article/304057/kak-opredelit-temu-teksta-algoritm-vyipolneniya-uprajneniy-primeryi

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: