Как преодолеть библиофобию

Содержание
  1. Библиофобия (боязнь книг): причины, симптомы и лечение
  2. Что такое библиофобия
  3. причины
  4. Характеристики классического кондиционирования
  5. Другие причины боязни книг
  6. Симптомы этого фобического расстройства
  7. Лечение и терапия
  8. Эрик УОРРИ: Не бойся Посмотреть страху в глаза. (June 2020)
  9. Библиофобия — боязнь книг или чтения
  10. Исторические
  11. Травматические переживания в детстве
  12. Неграмотность
  13. Интересы личности
  14.  Нарушения, с которыми связаны расстройства
  15. Симптомы
  16. Лечение
  17. Поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия
  18. NLP
  19. Гипнотерапия
  20.  Энергетическая психология
  21. Что такое библиофобия и как от нее избавиться — Психология
  22. Библиофобия – что это
  23. Признаки
  24. Как бороться
  25. Самостоятельная борьба
  26. Помощь психолога
  27. Чем опасна
  28. Профилактика
  29. Библиофобия: проявления боязни чтения и причины возникновения страха книг, лечение и терапия расстройства
  30. Общее описание патологии
  31. Причины возникновения расстройства
  32. Симптоматика недуга
  33. Детство и взрослая жизнь
  34. Советы родителям
  35. Лечение библиофобии
  36. Библиофобия – причины, симптомы, лечение
  37. Проявление заболевания
  38. Основные причины
  39. Методы лечения
  40. Как полюбить книги и привить чтение?
  41. Как побороть фобию самостоятельно
  42. Метод экспозиции — вот, что должно помочь!
  43. 1. Определите тревожные мысли и предположения, возникающие у вас относительно объекта вашего страха
  44. 2. Определите неэффективные способы борьбы с фобией
  45. 3. Рациональная проверка ваших мыслей и предположений, возникающих относительно объекта ваших страхов
  46. 4. Запомните одну важную вещь о физиологии страха
  47. Метод экспозиции. Подробная инструкция к действию
  48. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Секрет, который поможет сделать экспозицию эффективнее и комфортнее
  49. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример списка ситуаций для проработки страха поездок в общественном транспорте — маршрутки, автобусы и т.д

Библиофобия (боязнь книг): причины, симптомы и лечение

Как преодолеть библиофобию

Фобии являются довольно распространенным типом тревожных расстройств. , Люди могут бояться многих раздражителей, и это может быть нормальным явлением; однако, фобические расстройства характеризуются тем, что страх, который они вызывают, иррациональный.

Практически все будут бояться побыть наедине со львом, а не с клоуном. Есть люди, которые чувствуют ужас, когда они рядом с этими забавными персонажами, которые известны как кулрофобия.

Фобии создают дискомфорт и беспокойство для человека, который страдает, что имеет тенденцию избегать фобического раздражителя, который вызывает это неприятное ощущение. Есть разные виды фобий, одним из них является библиофобия или боязнь книг и чтения , В этой статье мы обсудим эту фобию и объясним ее причины, симптомы и последствия.

Что такое библиофобия

Библиофобия — это фобия и, следовательно, иррациональный страх перед фобическим стимулом, в данном случае для книг и чтения. , Обычно это начинается в раннем возрасте, например, в школе, когда у детей может быть неприятный опыт чтения. Представьте себе ребенка, которому трудно читать и который должен прочитать текст вслух, потому что учитель просит его сделать это.

Перед классом ребенок начинает читать, но он делает это очень медленно, и слова являются плодом нервов. Ребенок становится все более нервным, и смех одноклассников заставляет его чувствовать себя так плохо, что этот опыт не забывает его.

С годами он продолжает вспоминать, что эта ситуация жила каждый раз, когда ему приходилось читать текст. Это неприятное переживание отмечает его, и он испытывает большой дискомфорт, когда видит книгу или ему приходится ее читать.

На самом деле, избегайте книг любой ценой в их руках, потому что они вызывают большое беспокойство.

причины

Как видите, одним из источников этой фобии может быть травмирующее переживание, и, как и в предыдущем примере, оно обычно начинается в раннем возрасте.

Изучение этого иррационального страха может происходить с помощью типа ассоциативного обучения, называемого классической обусловленностью, и причинами этого неприятного опыта могут быть недостаточное понимание текста и низкая самооценка, различные расстройства обучения или издевательства и издевательство читай правильно.

Одной из наиболее важных характеристик этого типа обучения является то, что он включает рефлекторные или автоматические ответы не добровольное поведение.

Классическая обусловленность — это связь между новым стимулом и существующим рефлексом, следовательно, это тип обучения, в соответствии с которым первоначально нейтральный стимул, который не вызывает ответа, в конечном итоге провоцирует ассоциативную связь этого стимула со стимулом, который обычно это вызывает ответ.

Характеристики классического кондиционирования

Одним из великих теоретиков классического кондиционирования был Иван Павлов, который посвятил часть своей жизни своему обучению и известен своими экспериментами с собаками.

Иван Павлов был не психологом, а физиологом, который хотел исследовать процесс слюноотделения собак. Его эксперимент состоял в измерении слюны собак, когда он давал им еду.

Однако этот интеллигентный персонаж осознал, что после многократного показа им пищи слюна у животных выделялась даже из-за отсутствия пищи, просто в присутствии Павлова, потому что собаки знали, что когда он появится у двери, они будут получить деликатес.

Это произошло потому, что собаки узнали, что присутствие Павлова было равнозначно присутствию пищи.

Несомненно, Павлов был важен для предоставления знаний и данных об этом явлении, но первым ученым, который исследовал обусловленность людьми, был Джон Уотсон.

Это известно одним из самых известных экспериментов в истории и в то же время противоречивым, но оно помогло понять, что происходит в нашем организме, когда у нас есть фобия.

В следующем видео вы можете найти объяснение эксперимента Уотсона.

Другие причины боязни книг

Изучение фобий с помощью классической обусловленности относится к тому факту, что среда играет определяющую роль для человека, чтобы быть фобическим. Тем не менее, другие теоретики на протяжении всей истории говорили, что это расстройство может иметь генетическое происхождение, то есть некоторые люди могут чаще страдать от этой патологии из-за наследования.

Кроме того, есть еще одна теория, которую Селигман назвал «теорией подготовки», в которой говорится, что реакция страха является ключом к выживанию человека, поскольку она активирует реакцию «бой-бегство» в опасных ситуациях. Поэтому биологически мы запрограммированы так, чтобы легче было бояться определенных раздражителей.Этот тип ассоциаций называют примитивными и некогнитивными, которые нелегко изменить с помощью логических аргументов.

Симптомы этого фобического расстройства

Хотя существуют разные типы фобий, все они имеют одинаковые симптомы, единственное, что меняется, — это фобический стимул, который их вызывает. Фобии характеризуются дискомфортом и беспокойством, которые они вызывают, и поведением избегания, которое они провоцируют.

Когда человек чувствует иррациональный страх перед книгами или чтением, это имеет тенденцию избегать тех ситуаций, в которых это может быть в контакте с этим стимулом, который вызывает неприятное ощущение .

Таким образом, симптоматика фобий является:

  • Чрезвычайная тревога и страх перед присутствием или воображением фобического раздражителя.
  • Ускоренное сердцебиение.
  • Толчки.
  • Избегание поведения
  • Мысли о том, что человек выбежит из воздуха.
  • Мысли о большом дискомфорте.
  • Гипервентиляция.
  • Ошеломление, тошнота, головокружение и головные боли.
  • Hyperperspiration.
  • Боль или стеснение в груди.

Лечение и терапия

Как и подавляющее большинство фобий, лечение, получившее наибольшее научное одобрение, представляет собой когнитивно-поведенческую терапию. , который состоит из исправления и изменения тех мыслей или поведения, которые вызывают дискомфорт у пациента. Есть несколько техник, среди которых используются техники релаксации или техники воздействия.

Последнее является преимущественным лечением и, в частности, объясняющей техникой систематической десенсибилизации, которая включает в себя постепенное воздействие на пациента фобического стимула при обучении эффективным инструментам преодоления трудностей.

Однако другие виды психологической терапии также показали свою эффективность в различных исследованиях, например, «Внимательность» или «Принятие и приверженность терапии».

В тяжелых случаях лечение с помощью лекарств также может работать, если оно не является единственным терапевтическим вариантом и сочетается с психотерапией.

Эрик УОРРИ: Не бойся Посмотреть страху в глаза. (June 2020)

Источник: https://ru.yestherapyhelps.com/bibliofobia-fear-of-books-causes-symptoms-and-treatment-12841

Библиофобия — боязнь книг или чтения

Как преодолеть библиофобию

Цинь Ши Хуанди , первый китайский император, приказал уничтожить книги, опасаясь конфуцианских идей, которые в них содержались.

Библиофобия (Bibliophobia) – это боязнь литературы или ненависть к ней. Это явление часто возникает из-за опасений, что эффект от прочтения произведения может иметь резонанс в обществе или оказать влияние на культуру. Боязнь идей, содержащихся в книжной продукции, – причина цензуры и сжигания книг.

В 1999 году на лекции в Биркбекском колледже Том Шиппей обсудил библиофобию в Средних веках. Это явление возникло, когда духовенство использовало неграмотных людей в нужных целях и управляло массами при помощи религиозных документов и законов. Он проиллюстрировал это примерами англо-саксонской литературы (один из них – «Рассказ о помиловании»).

Bibliophobia является преувеличенной иррациональной боязнью книг или чтения конкретных текстов.

Расстройство вызвано негативным опытом, отсутствием понимания смысла, неврологическими отклонениями, развитыми в раннем детстве, издевательством или каким-то физическим насилием.

Исторические

Термин известен с древности. Он встречается в записях XVIII века, где считается, что иррациональный страх перед книгами исходит из множества факторов: ограничения, отсутствие опыта чтения, суеверия, ревность учеников, педантизм и политические страхи.

Считалось, что фобия вызвана отсутствием опыта чтения книжек в детстве, хотя ученые обнаружили, что были случаи, когда дети читали литературу в молодом возрасте, но все равно у них со временем развилась патология.

Кроме того, считалось, что это отклонение было вызвано отсутствием свободы выбора книг, поскольку ранее людям не разрешалось читать что им хочется. Многие тома были запрещены, потому что их содержание противоречило убеждениям общества или культуры. Точно так же существовала специальная литература обязательная к прочтению в воспитательных целях.

Согласно Джексону (1932), эта фобия вызвана суевериями, так как были люди, принесенные в жертву за свои знания в эпоху инквизиции (например, Галилей). Отдельные известные фанатичные писатели, поддерживали это мнение, так как хотели предотвратить появление нового знания, отрицающего то, что они предложили.

Кроме того, процесс вызван политическими опасениями, экспериментами и наблюдением за тем, как сжигались библиотеки. Люди понимали, что если бы они предпочли выбирать эти знания, то их жизнь могла оказаться в опасности.

В настоящее время, когда ограничения почти отсутствуют, научные достижения позволяют демонстрировать другие причины для создания боязни книг.

Травматические переживания в детстве

Расстройство связано с переживаниями в детстве, например, когда родители заставляли ребенка сидеть над книжками. Еще одной причиной может быть опыт чтения неудачных литературных жанров.

Неграмотность

Тайная безграмотность способна стать триггером (спусковым крючком) для развития библиофобии. Люди, которые не умели читать, старались избегать ситуаций, когда им понадобится продемонстрировать свои навыки. Они испытывают смущение и стыд.

Интересы личности

Если мы побуждаем человека вчитываться в книги, которые выше уровня его понимания или изучать темы, которые выходят за рамки его интересов, скорее всего, он начнет испытывать отвращение к этим текстам.

У некоторых детей фобия может быть вызвана трудностями, которые они испытывают при чтении из-за расстройства нервной системы: дислексия, дефицит внимания при обучении, связанный с гиперактивностью или без нее, и умственная неполноценность.

Если рассмотреть эти проблемы более подробно:

  • Специфическое расстройство обучения (дислексия) – нейробиологическая и эпигенетическая патология, которое влияет на чтение, а также на эффективное распознавание слов через визуальный рисунок.
  • Расстройство дефицита внимания. Выраженная рассеянность, гиперактивность, импульсивность, которые мешают развитию и повседневному функционированию.
  • Языковое расстройство. Трудности в приобретении, использовании речи, его выражении и понимании. Ограничения включают в себя труд в школе или на работе, эффективное общение, социализацию и их сочетание.
  • Фонологическое заболевание. Проблемы воспроизведения речи, разборчивости.
  • Детские расстройства. Изменения в потоке, ритме, временной организации речи.
  • Интеллектуальная инвалидность. Ограничения умственного функционирования и адаптивного поведения. Сдерживание деятельности в повседневной жизни. Может быть мягким, умеренным, тяжелым или глубоким.

 Нарушения, с которыми связаны расстройства

  • Эпилепсия. Согласно Международной лиге против эпилепсии (2014), эта патология мозга, определяемая тенденцией к повторяющимся судорогам.
  • Болезнь Альцгеймера. Дегенеративный психический сдвиг, который начинается у пожилых людей (старше 50 лет). Симптоматика: потеря памяти, путаница, трудности в мышлении, изменения в речи, поведении и личности.
  • Шизофрения и другие психические расстройства. Заблуждения, галлюцинации, дезорганизованное мышление, аномальное двигательное поведение. Менее выраженные негативные симптомы: (уменьшение эмоциональной экспрессии, снижение активности по собственной инициативе).
  • Биполярное расстройство. Люди, которые испытывают маниакальные приступы, а также тяжелые депрессивные эпизоды или гипоманиакальные кризисы.

Симптомы

  • Чрезмерное потоотделение.
  • Чувство ужаса.
  • Ощущение паники: иррациональный парализующий страх, который может привести к панической атаке.
  • Ощущение ужаса.
  • Беспокойство: повторяющиеся мысли.
  • Ускоренный сердечный ритм, тахикардия.
  • Гипервентиляция: затрудненное дыхание.
  • Тремор по всему телу или конечностям.
  • Нечеткие или путаные мысли о ситуации или объекте, который их производит.

Лечение

В качестве первичного лечения боязни книг, психиатр прописывает лекарства, способные снизить проявление симптомов, но не обладающие накопительным эффектом.

Другим вариантом лечения библиофобии является психотерапия.

Наиболее распространенными методами лечения фобий — это поведенческая, когнитивно-поведенческая терапия и нейролингвистическое программирование (НЛП). Существуют альтернативные методы лечения, такие как гипноз и энергетическая психология.

Поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия

Работа «здесь и сейчас» связана непосредственно с симптоматикой, которую человек ощущает. В фобиях обычно используются релаксация, когнитивная реструктуризация и постепенное обучение.

Систематическая десенсибилизация с большим успехом применяется для лечения боязни книг, когда терапевт постепенно подвергает человека его фобии. Это происходит в полностью контролируемой среде на сеансах.

NLP

НЛП основано на психических процессах мозга, а также на использовании ценности, которую мы придаем слову. Способ, которым люди себя выражают, отражает внутренние представления проблем. Перепрограммированные убеждения, поведение, мысли, заставляют индивида осознавать свои слова, жесты, выражения лица, которые вызывают и провоцируют иррациональный ужас.

Гипнотерапия

Альтернативное лечение боязни книг, основано на релаксации, интенсивной концентрации и сосредоточенном внимании на одной или нескольких темах, которые нужно рассматривать, чтобы внести изменения в мысли, эмоции, вызванные конкретной ситуацией или объектом, или найти психологическую причину расстройства.

Вы должны достичь трансового состояния. Специалист направляет человека на то, чтобы сосредоточить болезненные мысли, эмоции и воспоминания, чтобы исследовать их, а после найти спусковой механизм симптомов.

Гипноз используется для восстановления мыслей и воспоминаний, находящихся в подсознании.

 Однако может возникнуть опасность создания ложных реминисценций без каких-либо терапевтических намерений, поэтому жизненно важно не выполнять его при психических или диссоциативных патологиях.

 Гипноз способен поддержать при проблемах сна, пищеварения, онкофагии, тревожных. депрессивных расстройствах, фобиях, зависимостях от табака, алкоголя и азартных игр.

 Энергетическая психология

Энергетическая психология – это терапия, основанная на соединении ума и тела. Она фокусируется на взаимосвязи между мыслями, эмоциями, поведением и биоэнергетической системой личности.

Источник: https://ostrahe.ru/phobias/object/bibliofobiya-boyazn-knig-ili-chteniya/

Что такое библиофобия и как от нее избавиться — Психология

Как преодолеть библиофобию

Многие дети не любят читать книги, которые задают по школьной программе на лето или на дом, потому что те неинтересные или непонятные. С годами эта неприязнь и страх проходит, и человек понимает, что чтение – это средство для обучения, развития, интересного времяпрепровождения. Однако у некоторых людей страх сохраняется на всю жизнь. Он называется библиофобия.

Библиофобия – что это

Библиофобия – это боязнь книг и чтения. В тот момент, когда человеку нужно что-то прочесть, его охватывает паника, сильнейший страх. Пугает как сам процесс, так и мысли о том, что человек прочитает что-то неприятное.

Или мысли о том, что чтение повлечет за собой наказание, вызовет негативные последствия. Чаще встречается боязнь определенной литературы, например, медицинской или в жанре триллера, детектива.

Некоторые люди боятся научной литературы, но с удовольствием читают художественную литературу.

Признаки

Во время приступа паники поведение человека становится неадекватным. Библиофоб кричит, плачет, размахивает руками. Одни стараются убежать и спрятаться, а другие проявляют агрессию в отношении окружающих людей и книг. В особо запущенных случаях библиофоб стремится уничтожить всю литературу, которую встречает на своем пути, некоторые покушаются на библиотеки.

Кроме поведенческих изменений заметны соматические признаки:

  • повышение давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • потливость;
  • тошнота;
  • рвота;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • озноб;
  • тремор конечностей;
  • проблемы с координацией;
  • дезориентация;
  • проблемы с дыханием;
  • неясность мыслей;
  • предобморочное состояние и обмороки.

Чаще всего причина скрывается в детстве. Вероятно, в тот момент, когда ребенок осваивал чтение, случилось что-то травмирующее. Например, родители жестоко наказывали ребенка за плохие оценки или за то, что у него не получается читать. Или однажды, когда педагог заставил читать вслух при всем классе, ученик растерялся, из-за чего подвергся насмешкам других детей или самого учителя.

Что еще может быть причиной фобии:

  • стеснительность;
  • отсутствие опыта чтения (безграмотность);
  • боязнь не понять смысл прочитанного;
  • суеверия;
  • ограничение выбора в чтении и принуждение к прочтению отдельных книг;
  • неврологические нарушения и заболевания, вызывающие проблемы с речью, концентрацией внимания.

В современном мире страх быть наказанным за чтение, распространение, хранение книг выражен не так ярко. Чаще причиной является детская психотравма.

Это важно! Причина библиофобии – травмирующий опыт, связанный с чтением. Сначала возникает ненависть к литературе (или ненависть к отдельному человеку, который участвовал в ситуации, переносится на книги), а потом она превращается в страх перед чтением.

Как бороться

При выраженном психофизическом истощении, неадекватном поведении психологи назначают медикаменты, чтобы облегчить симптомы. Но это не решает проблему. Чтобы избавиться от страха, нужно использовать методы психологии.

Самостоятельная борьба

В качестве самопомощи необходимо освоить методы расслабления (дыхательная гимнастика, аутотренинг, мышечная релаксация) и, используя их, сближаться со страхом. Проанализируйте, что конкретно вас пугает. Начинайте читать с тех книг, которые вам интересны.

Если необходимо прочитать обучающую литературу, то подумайте, обладаете ли вы достаточной базой. Возможно, стоит найти дополнительную литературу, разобраться в терминах. Если страх связан с детскими воспоминаниями, то силой воли принуждайте себя ежедневно читать то, что интересно.

Убеждайте себя, что никто не будет вас ругать, наказывать.

Помощь психолога

Психологи используют метод якорения, гипноз и метод постепенного сближения, когнитивно-поведенческую психотерапию, НЛП. Цель психотерапии – проработка психотравм и разрушение негативных связей.

Необходимо сформировать новые, позитивные ассоциации между чтением и состоянием клиента. Для этого сначала клиента погружают в расслабленное состояние, просят вспомнить или представить что-то приятное, а потом прочитать небольшой отрывок текста.

Чем чаще будут проходить такие тренировки, тем быстрее сформируются новые связи.

Чем опасна

Страх чтения мешает работе, обучению. Окружающие не понимают библиофоба, считают его неграмотным, ленивым человеком. Не все книги можно найти в аудиоформате, например, узкоспециализированную литературу, инструкции, правила на работе вряд ли удастся найти. Библиофоб начинает стесняться сам себя, постепенно он отходит от коллектива, выбирает уединение.

Профилактика

Профилактику нужно проводить в детстве. Необходимо уважительно и внимательно относиться к ребенку. Не нужно принуждать его к чтению, наказывать, высмеивать. Если что-то непонятно, то нужно стараться вызвать интерес. От него зависит мотивация. Нужно объяснять значимость чтения, предлагать выбор, поддерживать интересы ребенка.

Источник: https://psycop.ru/fobii/bibliofobiya.html

Библиофобия: проявления боязни чтения и причины возникновения страха книг, лечение и терапия расстройства

Как преодолеть библиофобию

Библиофобия — это патология, при которой человек боится читать. Услышав о таком расстройстве, обычный человек может посчитать страх перед чтением глупым и нелепым, ведь книги выступают источником знаний и в них нет ничего страшного. Но вот только библиофоб так не думает, испытывая нарастающую тревогу при мысли о том, что он должен что-то прочесть.

Общее описание патологии

При всём разнообразии фобий боязнь чтения кажется довольно странной. Простому человеку сложно вообразить, как можно бояться книг. Тем не менее некоторые люди действительно страдают от этого психического недуга.

Наверное, если бы ученики младших классов имели понятие о подобном явлении, то при нежелании готовить уроки они бы жаловались не на температуру, а на библиофобию.

Так отчего же возникает панический страх перед книжками?

Это редкое психическое расстройство может проявляться по-разному. Бывает, что тревога наступает при контакте с любым книжным изделием, а бывает, что человек боится литературы какого-то конкретного направления, например, научных справочников, романов, детективов или учебников.

Страх перед чтением можно разделить на подтипы:

  1. мифофобия подразумевает боязнь легенд;
  2. метрофобия предполагает страх поэзии.

Как правило, внешность библиофобов ничем не примечательна, поэтому нельзя сразу понять, из-за чего человек взволнован. Такие люди начинают паниковать, когда они должны что-либо прочесть. Особый страх возникает, когда необходимо читать вслух. Панику вызывает не только сам процесс чтения, но также и знакомство с содержанием текста.

Причины возникновения расстройства

Патология включена в список фобий от всемирной организации здравоохранения, но до сегодняшних дней многие считают её глупой и странной. Этот навязчивый страх ещё называют книгоненавистничеством и книгобоязнью. Но, как бы его ни называли, смысл остаётся неизменным. Для такого пациента самым сложным жизненным испытанием является перелистывание книжных страничек.

Специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно лечения недуга. Одни психологи убеждены, что библиофобия обусловлена негативным опытом детства, когда человек не сумел справиться с тяжёлой ситуацией.

Допустим, ребёнка напугал кто-то из сверстников, или родители заставляли его читать «умные» книжки целыми днями, или же малыша больно ударили по голове тяжёлым учебником.

Подобные происшествия во взрослом возрасте могут вылиться в иррациональную нелюбовь к литературе.

Как правило, книгобоязнь со временем лишь усиливается, принимая устойчивую форму. Некоторые дети становятся библиофобами, когда родители заставляют их читать, наказывая за допускаемые ошибки.

У каждого своё восприятие ситуации, однако вполне возможно, что психика человека с боязнью книг была травмирована в детские годы именно в стенах библиотеки. Развитие патологии могли спровоцировать следующие ситуации:

  1. необоснованно грубое отношение библиотекарши;
  2. отказ в выдаче книжки;
  3. упрёки библиотекаря в том, что человек слишком долго не может определиться с выбором.

Каждая из этих ситуаций способна привести к развитию расстройства. Как правило, первым звоночком является ощущение дискомфорта при нахождении среди книжных стеллажей.

Что бы ни говорили психологи, существует мнение, согласно которому каждый библиофоб знает, из-за чего развилось заболевание, что именно стало отправной точкой.

Это означает, что определить истинную причину иррациональной боязни чтения намного проще, и терапия способна дать хорошие результаты.

Известный философ Жан-Жак Руссо испытывал страх перед медицинскими книгами, хотя в целом он был довольно позитивным, жизнерадостным человеком с прекрасным чувством юмора.

Симптоматика недуга

Многие пациенты избегают чтения любыми путями, настолько оно для них обременительно. Они могут мотивировать своё нежелание всевозможными несуществующими причинами. Для них ничего не стоит соврать, лишь бы избежать «опасного» занятия. Если отказаться от чтения всё же не удаётся, реакция может быть самой непредсказуемой:

  1. плач;
  2. дрожь в руках;
  3. затруднённое дыхание;
  4. повышение артериального давления;
  5. учащённое сердцебиение;
  6. расстройство желудка.

Иногда даже может наблюдаться самопроизвольное испускание мочи. Подобные симптомы характерны и для многих других фобий. При виде книги больному кажется, что с ним обязательно произойдёт что-то ужасное, что жизнь находится под угрозой. Нужно отметить, что такая боязнь не влечёт за собой никакого серьёзного вреда. Ни жизни, ни здоровью библиофоба ничего не угрожает.

Впрочем, подобное психическое расстройство способно осложнить жизнь. Ведь оно заметно ограничивает выбор профессии, порождает проблемы с обучением и в личной жизни. В социуме нежелание читать воспринимается как обыкновенное невежество.

Если рассматривать патологию в более широком смысле, несложно понять, что именно вызывает панический страх, когда заходит речь о библиотеке. Рассказ одного библиофоба наглядно иллюстрирует, как этот недуг может быть связан с детской психологической травмой. В детстве этот человек очень боялся вступать в диалог со школьным библиотекарем, так как нередко задерживал книжки.

Когда он приближался к этой строгой женщине, у него начинали дрожать колени, тряслись руки. Не было сил произнести подготовленные слова оправдания, которые, казалось, уже не спасут. Прогуливаясь между книжными стеллажами, он всегда опасался того, что вот-вот подойдёт эта грозная библиотекарша и упрекнёт в том, что он слишком долго думает и пора бы уже что-то выбрать.

Детство и взрослая жизнь

Чем раньше будет обнаружено психическое расстройство, тем выше шансы на успех. Поэтому, заметив странности в поведении своего ребёнка, родители должны как можно быстрее отреагировать — это позволит предупредить развитие заболевания в будущем.

Зачастую недуг даёт о себе знать при изучении сложных предложений, когда необходимо запоминать прочтённую информацию. Допустим, после чтения короткого текста ребёнок не может рассказать, что было в начале рассказа. Так, он теряет способность анализировать прочитанное.

Если ребёнок болен и ему требуется лечение, он не в силах справиться с этой проблемой в одиночку. Ещё это состояние опасно тем, что, ощущая себя беспомощным, библиофоб усиливает свой страх.

Пытаясь преодолевать боязнь и читать книги вопреки нежеланию, ребёнок начинает себя чувствовать ещё хуже. Страдания усиливаются, возникает ощущение беззащитности и угнетённости.

Из-за этого портится и характер: больной становится более робким и пассивным, идёт по пути наименьшего сопротивления.

Если такого ребёнка ограбят или побьют уличные хулиганы, он может совершенно никак не отреагировать. Обычно такие дети даже не пытаются оказать сопротивление преступникам.

Чаще всего фобия формируется именно во время обучения в школе, ведь ученик получает немало информации из печатного текста.

С такой проблемой люди нередко бросают школу и впоследствии не могут себя полноценно реализовать в жизни.

Взрослый человек с паническим страхом чтения не может достичь успеха в карьере. Как правило, такая личность не проявляет инициативу, испытывает сложности при организации и планировании труда.

Если такой человек становится начальником, он проявляет чрезмерный консерватизм и не отличается находчивостью.

Занимая руководящий пост, библиофоб отказывается от свежих идей подчинённых и строго придерживается принятых стереотипов.

Одной из причин недуга выступает нарушение процесса познания, обусловленное торможением в центральной нервной системе. Помимо этого, процессы торможения также касаются и зрительного аппарата. Панический страх заставляет больного отталкивать от себя всякую новую информацию и цепляться за старые привычные представления.

Советы родителям

Любая фобия — это лишь условный рефлекс, формируемый вследствие застойного возбуждения в коре головного мозга, которое приводит к торможению определённых процессов. Увидев первые признаки недуга, родители должны отвести ребёнка к психоневрологу.

Важно следить за тем, чтобы ребёнок ежедневно посвящал как можно больше времени чтению вслух. Лучше отдать предпочтение тем книгам, которые способствуют развитию воображения, например, фантастике или приключениям. Через некоторое время после чтения нужно попросить сына или дочку пересказать прочитанное. Если ребёнок будет испытывать трудности и путаться, ему стоит немного передохнуть.

Имеет большое значение, чтобы подобные занятия проводились исключительно в спокойной и доброжелательной атмосфере. Важно не скупиться на похвалу и акцентировать внимание даже на незначительных успехах. Это подбодрит больного и придаст ему уверенности в своих силах. Ему будет проще справиться с чувством беспомощности и ущербности.

Лечение библиофобии

Многие недооценивают подобную патологию, считая, что она не нуждается в лечении, а беседы со специалистом вполне достаточно для успешного выздоровления.

Но на самом деле недуг является серьёзным расстройством психики, и дружеские рекомендации едва ли помогут наладить положение.

Людям с библиофобией нужна консультация квалифицированного специалиста, который сможет подготовить соответствующий лечебный курс для конкретного пациента.

Больной нуждается в индивидуальном подходе, ведь у каждого эта патология может проявляться по-своему, да и степень фобии тоже отличается. Медикаменты прописываются крайне редко, обычно лекарственные препараты назначаются для устранения повышенной тревожности и беспокойства.

Во время сеанса психотерапевт может попросить пациента что-нибудь прочесть в его присутствии, обычно этот приём хорошо работает, так как больной ощущает собственную защищённость. Он знает, что в присутствии врача ничего плохого не произойдёт.

Во время чтения он чувствует, как тревога и нервозность постепенно ослабевает, привыкает к объекту страха. Приходит понимание, что на самом деле во время чтения ничего не угрожает жизни и нет никаких причин для паники. Несколько таких консультаций по обыкновению позволяют избавиться от фобии. В целом метод преодоления демонстрирует неплохие результаты.

В лечении также успешно применяется гипнотерапия. Хорошо себя зарекомендовало и «якорение», когда образ книги постепенно наделяется позитивным смыслом и начинает ассоциироваться с чем-то хорошим. Многие пациенты после выздоровления с радостью приобщаются к миру книг и буквально начинают жизнь заново, ощущая себя гораздо более полноценными людьми.

Источник: https://strahoff.net/b/opisanie-i-lechenie-bojazni-knig-bibliofobii/

Библиофобия – причины, симптомы, лечение

Как преодолеть библиофобию

Очень сложно представить, как можно бояться книг? Наверняка, если бы ученики знали о библиофобии, и не хотели бы учить уроки, воспользовались этим заболеванием. Почему же некоторые люди так сильно боятся книг? Библиофобия – достаточно редкое психическое расстройство.

Больной может бояться всех книг или только определенных – романы, детскую литературу, справочники, учебники. В зависимости от вида страха диагностируют – мифофобию (человек боится легенд, древних мифов), метрофобию (боязнь поэзии).

Из-за чего развивается библиофобия? Как ее преодолеть?

Проявление заболевания

Больной человек всеми способами хочет избежать чтения. Он может обманывать, пытается найти причину, чтобы не читать, хитрит. Если все-таки заставить почитать библиофоба, она сразу же плачет, при этом у него сильно дрожат руки, он роняет книгу.

Кроме того, появляются симптомы, которые сопровождают разные страхи:

  • Учащается биение сердца.
  • Появляются проблемы с дыхательной системой.
  • Подскакивает давление.
  • Беспокоит диарея.
  • Наблюдается самопроизвольное мочеиспускание.
  • Человек боится чего-то страшного, смерти. Хотя на самом деле ему ничего не угрожает.

Страхи ограничивают человека, он не может определится с профессией, полностью отказывается читать, а у детей, студентов появляются проблемы с учебой. Возникают проблемы и с личной жизнью, потому что отказ от чтения воспринимается как невежество.

Некоторые боятся именно библиотеки. У школьников страх возникает из-за того, что они долгое время не возвращают книги. После контакта со строгой, грубой библиотекаршей, у деток начинаются трястись руки, дрожит голос, а слова оправдания, почему они задержали книгу, вообще не могут вымолвить.

Основные причины

Чаще всего страх появляется после неудачного опыта, который связан с книгами. Например, ребенка напугали сверстники, возможно был нанесен удар книгой, поэтому развилась библиофобия.

Психологи до сих пор пытаются разобраться в причине развития фобии. Одни считают, что заболевание связано с неудачным детским опытом. Например, ребенка кто-то сильно напугал, ударил. Другие уверены, что фобия развилась, из-за того, что взрослые пытались вырастить вундеркинда, заставляли читать много книг. Именно поэтому ребенок относится к книгам с большой агрессией.

Некоторые уверены, что виноваты библиотекари, которые грубо вели себя, не помогли ребенку подобрать книгу, поэтому у него на всю жизнь осталось неприятное чувство. Чтобы узнать причину библиофобии, лучше всего ее спросить у самого человека, он знает, чего боится.

Методы лечения

Большинство психотерапевтов уверены, что необязательно лечить данную фобию, достаточно побеседовать с больным, рассказать, насколько полезное чтение.

Здесь важно понимать, страх – это ненормально, поэтому беседы навряд ли помогут. В данной ситуации необходима срочная помощью специалиста, который поможет разработать эффективный курс терапии.

Важно понимать, что к каждому больному нужно подходить индивидуально.

Редко при библиофобии используется лекарственное лечение. Оно требуется в случае повышенной нервозности, беспокойства.

В другой ситуации может помочь одно занятие с психологом, который невзначай предложит больному что-нибудь прочесть. Здесь больной почувствует, что в безопасности, поэтому сможет преодолеть свой страх.

Как правило, через несколько сеансов, пациент полностью выздоравливает, начинает читать.

В критических ситуациях используется комплексные психотерапевтические процедуры. Некоторые психотерапевты предлагают гипноз, во время которого пытаются вытеснить эмоции, представления, все воспоминания, касающиеся боязни к книгам. Реже используется директивная суггестия. Рекомендуется самовнушение (аудиотренинг), во время которого больной сам избавляется от всех своих страхов.

Как полюбить книги и привить чтение?

Сейчас многие детки просто отказываются читать книги, не из-за того, что имеют страх, у них вовсе отсутствует желание. К основным причинам относится:

  • Неумение.
  • Нежелание.
  • Есть другие более интересные занятия.

Практически каждый современный ребенок страдает мультиманией. Если раньше интересно было сесть и прочесть книгу про приключения разных героев. Сегодня это все ребенок смотрит в Интернете, по телевизору, для него книги – прошлый век.

Хотя и для многих взрослых, книги тоже в прошлом, потому что электронные книги, смартфоны, планшеты заменили все. Люди не идут в библиотеку не из-за того, что у них библиофобия, просто не видят смысла.

Эту же книгу, журнал можно найти дома в Интернете и прочитать.

Нужно ли бороться с фобией и нежеланием читать книгу? Конечно! Техника не заменит напечатанный текст. Родители должны стараться как можно больше читать ребенку, учить его это делать, только так будет результат. Чтобы не развилась библиофобия, когда ребенок только пойдет в первый класс, уже с маленького возраста подбирайте стишки, сказки и читайте деткам.

Пусть они листают, смотрят, пересказывают вам сюжеты. Не нужно думать, что у ребенка все впереди, он еще начитается. Книги – основная часть развития. Чем больше человек читает, тем он умнее, мудрее, всегда найдет выход из любой ситуации. Кроме того, чтение развивает речь, пополняет словарный запас. Нельзя бояться и отказываться от книг.

Не зря же говорят: «Рукописи не горят», именно с ними передается весь опыт, память, история.

Если вам пришлось столкнуться со страхом перед книгой, преодолейте его. Пусть ваша цель будет – грамотность, развитие, ум.

Старайтесь в свободное время не сидеть за компьютером или перед телевизором, а возьмите том любого классика, который вам нравится, и почитайте его. Сразу же пропадут все страхи, тревоги. Приучайте к этому и своих детей.

Только делайте это спокойно, не заставляйте их, иначе из-за вашей настойчивости у них может развиться фобия, отвращение. Будьте осторожны!

Источник: https://medportal.su/bibliofobiya-prichiny-simptomy-lechenie/

Как побороть фобию самостоятельно

Как преодолеть библиофобию

Все фобии, несмотря на их огромное количество, объединяет одно – очень сильный страх, вызываемый конкретным стимулом.

Само ощущение страха, тревоги – достаточно неприятное ощущение. Поэтому, как обычно полагают люди страдающие фобией, оставаться в стороне от ситуаций, вызывающих это самое беспокойство, — одно из самых лучших средств избежать этих ощущений.
Но есть две причины, почему так поступать не следует:

  1. Избегание сильно ограничивает жизнь. Например, человек может предпочесть пропустить свадьбу лучшего друга, найдя 1000 и 1 причину, по которой он «не может прийти», только потому, что боится публичного выступления и произнести тост.
  2. Избегание делает страхи еще сильнее. Например, в ситуации, когда человек, идя по улице, начинает сильно чихать. Так сильно, что кажется, что это невозможно остановить. Что вызвало такую реакцию – неизвестно. Но рядом была аллея с цветами. Предположив, что это связано с реакцией на пыльцу (только предположение) – изменяется маршрут на работу. В дальнейшем начинается избегание любых цветов; резких запахов; постоянно возникающих мыслей о возможной аллергической реакции и т.д. И фобия расширяется.

Итак, избегание — это то, что усиливает любую фобию. Но если человек перестает избегать фобию, у него появляется возможность исследовать свой страх и победить фобию!

Метод экспозиции — вот, что должно помочь!

Парадоксально, но факт: чтобы вылечиться от фобии нужно научиться избегать избегания. Но как это сделать, если фобия очень сильна? И есть опасность испугаться еще сильнее?Именно для таких случаев были разработаны методы, помогающие преодолеть фобии ДОЗИРОВАННО и в контролируемых условиях.

Одним из таких методов является метод экспозиции. Экспозиция подразумевает постепенное, шаг за шагом, взаимодействие со стимулами (или ситуациями), которые вызывают страх.

В результате человек как бы привыкает к страху, чувствительность к вызывающим беспокойство стимулам снижается и, переходя постепенно от простых к более сложным пугающим ситуациям, человек планомерно избавляется от фобии вообще.

Метод экспозиции — научно доказанное и клинически испытанное средство борьбы с фобиями [43]. Вам обязательно нужно его освоить, даже если у вас лично нет фобий!

Однако прежде чем перейти непосредственно к самой технологии борьбы с фобией, необходимо немного подготовиться. Об этом последующий материал.

1. Определите тревожные мысли и предположения, возникающие у вас относительно объекта вашего страха

Во время сильной тревоги каждому из нас присуще несколько преувеличивать степень опасности. Помните поговорку: у страха глаза велики?
Так вот, нам нужно сначала понять, насколько опасность преувеличена. Задайте себе несколько вопросов, чтобы заполнить таблицу «Мои предположения и страхи»:

  • Какие мысли возникают у меня, когда я думаю об объекте моих страхов?
  • Если это произойдет, что в этом плохого?
  • Что самого страшного может произойти?… И если это произойдет, что тогда?
  • С чем можно сравнить происходящее (какой образ возникает у меня в голове)?
  • Как я буду чувствовать себя, когда это будет происходить?
  • Происходило ли что-то похожее со мной раньше? А сейчас со мной будет происходить тоже самое, что и тогда?

Таблица № 1: Мои предположения и страхи.

    Чего я боюсь (объект страха)?
    Как я это делаю? (Мои предположения и преувеличения)

Часто встречаются следующие преувеличения:

  • Происходящее воспринимается как крайность: все…, конец. Пример: Я пойду на работу по тому же маршруту,  начну чихать и не смогу остановиться.
  • Происходящее воспринимается как очевидное, даже если оно маловероятно. Пример: во время выступления нашего хора — все будут смотреть только на меня и насмехаться!
  • Преувеличение собственной беспомощности. Пример: если собака почувствует мой страх – она обязательно нападет и я не смогу ничего сделать (убежать, закричать, замахнуться и т.д).
  • Мне никто не может помочь / Все будет как и прежде. Мы можем с определенной вероятностью ожидать какого-то события, на основе повторения этого события в прошлом. Потому как наши предсказания выводятся из двух фактов: из числа уже наблюдавшихся повторений и из степени сходства повторяющихся событий. Пример: я уже испытала боль в кабинете стоматолога, то же будет и сейчас.

2. Определите неэффективные способы борьбы с фобией

Каждый раз, когда человек начинает взаимодействовать с объектами своих страхов, происходит небольшое обострение. И оно заставляет нас оставаться на расстоянии от проблемы, избегать объекта страха, что вредно и что «подкармливает» фобию. У каждого из нас могут быть свои (незаметные) способы, которые помогают нам оставаться в «безопасности».

Пример: У Влады страх ездить одной в машине по городу. Но у нее никогда «не получается» ездить в машине самостоятельно. Как-то так выходит, что кто-то все время оказывается рядом: попутчики, коллеги, в крайнем случае, она разговаривает по телефону с мужем во время поездки.

Так вот, очень важно определить, что мы делаем для того, чтобы оставаться в «безопасности». Для этого необходимо ответить на следующих два вопросы:

  1.   Что сделал бы на моем месте человек, у которого нет фобии?
  2.   Если бы на моем месте был человек, у которого нет фобии, что бы он прекратил делать из того, что делаю в настоящий момент я?

Ответы на эти вопросы запишите в таблицу №2:

Чего я боюсь?Что я делаю, чтобы остаться защищенным?Почему это не помогает справиться с проблемой?

Так как преодоление фобии предполагает постепенное погружение в проблему – в дальнейшем очень полезно будет возвращаться к этому списку и дополнять его.

3. Рациональная проверка ваших мыслей и предположений, возникающих относительно объекта ваших страхов

Сознательно человек может понимать иррациональность своих страхов, но ничего с этим поделать не может. Страх как возникал, так и возникает.

Цель этого пункта в том, чтобы помочь мозгу засомневаться в тех мыслях, которые у него возникают, относительно страхов, а не принимать сразу же их за правду.

Такое рациональное восприятие страхов снизит напряжение и позволит меньше бояться.
А сделать это можно через поиск ответов на ряд приведенных ниже вопросов:

  • Какие есть доказательства (за и против) относительно моих предположений? Например, сколько людей умирает от укуса клещей?
  • Могут ли мои ощущения причинить мне вред? (Ведь ощущения не могут причинять вреда и они быстро проходят).
  • Этот страх никогда не закончится?
  • Что самого страшного может случиться? Если бы это произошло, что бы я делал?
  • Не преувеличиваю ли я воспринимаемое?
  • Я знаю всю информацию об объекте моих страхов?
  • Как именно моя жизнь будет ограничивается, если я не буду и дальше рисковать?

4. Запомните одну важную вещь о физиологии страха

Как только мы сталкиваемся с тем, чего боимся, срабатывает сложная физиологическая система. При этом физически мы чувствуем обычные симптомы страха: сердцебиение, изменения дыхания, дрожание рук, ног и т.д.

В тот момент, когда запускается эта система, уровень тревоги за короткий промежуток времени — очень быстро увеличивается.

Так вот, организму «кажется», что тревога будет расти и расти — пока станет невыносимой… Вплоть до печального исхода (сердечный приступ, потеря сознания и т.д.).

Но это не так! Запомните: психика довольно быстро обнаруживает, что реального ущерба организму нет. И после достижения пика, страх ВСЕГДА начинает снижаться. Получается, тревога проходит сама по себе. как это изображено на графике. Зная этот закон, вам будет легче выдерживать небольшую тревогу в процессе самостоятельного применения метода экспозиции [8].

Кстати, чтобы более легко преодолевать страх, ознакомьтесь с информацией из Приложения 1!

Метод экспозиции. Подробная инструкция к действию

Теперь, когда вы старательно выполнили предыдущие 4 шага, вы готовы начать ваше торжественное шествие к победе над фобией. Вот, что вам теперь нужно сделать:

  1. Составьте список ситуаций или стимулов (10 — 20 шагов/пунктов), из которых состоит ваша фобия (см. пример такого списка в Приложении 2).
  2. Начинать необходимо с ситуации, которая вызывает тревогу, но уровень тревоги такой, что вы можете  справиться с ней, потерпеть (идем от менее сложных к более сложным ситуациям).
  3. Запишите все те предположения, которые возникают у вас. Представьте все происходящее в деталях (для того, чтобы потом можно было проверить насколько верны были ваши предположения).
  4. Собственно, сама контролируемая встреча со страхом. ЦЕЛЬ ЭТОЙ ВСТРЕЧИ — ПРОВЕРКА ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ ИЗ П. №3. При этом, выполняя выбранный шаг:
  • не убегайте и не избегайте самого стресса. Имейте в виду, в каждой ситуации (шаг/пункт) уровень тревоги будет немного увеличиваться. Но если вы будете оставаться в этой ситуации, тревога будет снижаться (вначале примерно 20-30 минут, а потом время будет уменьшаться).;
  • не используйте никаких защитных механизмов;
  • проверьте, насколько точны были ваши предположения;
  • запишите что вы узнали об объекте ваших страхов и о ваших возможностях справиться с этим.

Помните: вы проводите этот эксперимент, чтобы определить, насколько точным является ваше предположение!!!

Очень важно не пытаться преодолевать страх, а только оставаться в этой ситуации!!!

Помните о ваших привычных способах борьбы со страхом и ни в коем случае не прибегайте к ним и не убегайте!!!

После того как вы закончите со страхами в одном пункте и почувствуете спокойствие, переходите к следующему. Не переходите, если продолжаете чувствовать тревогу.

Вот так, шаг за шагом, за несколько дней вы сможете побороть свой страх в домашних условиях без помощи психотерапевта!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Секрет, который поможет сделать экспозицию эффективнее и комфортнее

Во время прохождения того или иного шага вы можете чувствовать определенный страх. Но вы можете научиться снимать напряжение с помощью специально предназначенных для этого психотехник. Подойдет любая.

Мы рекомендуем использовать для этого прогрессивную мышечную релаксацию либо метод контролируемого дыхания, либо направленную визуализацию.

Причём практиковаться в этих методах следует заранее – в домашних условиях.

Каждый раз, когда тревога становится слишком интенсивной, вы снимаете напряжение с помощью релаксации или дыхания. А потом снова возвращаете свое внимание к ситуации или стимулу, вызывающего тревогу. В результате вы заметите как страх отходит.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример списка ситуаций для проработки страха поездок в общественном транспорте — маршрутки, автобусы и т.д

  1. Оставаться на остановке и наблюдать как другие люди садятся и выходят из автобусов в присутствии человека, которому вы доверяете;
  2. Оставаться на остановке и наблюдать как другие люди садятся и выходят из автобусов в одиночестве;
  3. Прийти на конечную станцию и сидеть перед пустой маршруткой в присутствии друга;
  4. Прийти на конечную станцию и сидеть перед пустой маршруткой в одиночестве;
  5. Прийти на конечную станцию (обычно это последняя остановка при пересечении нескольких маршрутов) и посидеть в пустой маршрутке и без водителя (договориться с водителем) в присутствии поддержки;
  6. То же, что в п.5,  но самостоятельно;
  7. Сидеть в маршрутке с включенным двигателем, но которая никуда не едет (договориться с водителем);
  8. Проехать ранним утром, самым первым автобусом, когда нет людей, 1 остановку в присутствии поддержки. (Выбрав маршрут с самыми короткими расстояниями между остановками);
  9. То же, но самостоятельно;
  10. Увеличить количество остановок до 2-х.
  11. Проехать 3 остановки;
  12. Проехать 1 остановку, но не утром, а когда много людей;
  13. Проехать этот же маршрут 2 остановки;
  14. Проехать в автобусе – 4,5 остановки;
  15. Проехать весь маршрут автобуса с 1-й до 11-й.

Имейте в виду, что для каждого конкретного случая должен быть свой список. Этот приведен лишь для ознакомления, он очень приблизительный. Придумайте свой! Успехов!

P.S. Если по какой-то причине метод экспозиции вам не подходит, обращайтесь к нам, мы поможем вам избавиться от страха более эффективными методами! См. подробнее здесь.

Источник: https://vsdhelp.com/info/kak-poborot-fobiyu-samostoyatelno.html

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: