Как провести референдум

Содержание
  1. Легко ли организовать референдум местного значения?
  2. «Сверху» и «снизу»
  3. Этапы и барьеры
  4. Может, опрос?
  5. В СССР
  6. В России
  7. Местный референдум: понятие, порядок проведения
  8. Вопросы, которые рассматриваются на местном референдуме
  9. Принципы проведения местного референдума
  10. Принципы действия решений, принятых на местном референдуме
  11. Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума
  12. Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):
  13. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
  14. На референдум не могут выноситься вопросы:
  15. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):
  16. Инициатива проведения референдума принадлежит:
  17. Назначение референдума
  18. Поправки в Конституцию: почему будет проводиться всенародное ание, а не референдум, в чем отличия?
  19. Зачем проводится всенародное ание. Отличия от референдума
  20. В каком порядке будет проходить всенародное ание
  21. Почему не референдум?

Легко ли организовать референдум местного значения?

Как провести референдум

Петербург переживает некоторую ажитацию: городская избирательная комиссия зарегистрировала инициативную группу по проведению регионального референдума.

Жителям предлагают решить судьбу Исаакиевского собора: должен ли такой значительный памятник культуры, служащий ныне музеем, переходить в исключительное ведение Церкви.

Эта тема последние месяцы очень волнует петербуржцев: в городе прошли многотысячные акции как за передачу храма РПЦ, так и против.

«Сверху» и «снизу»

Если референдум состоится, то он станет первым за 26 лет: последний раз мнение горожан выясняли аж в июне 1991 года: тогда их спрашивали, нужно ли возвращать Ленинграду название Санкт-Петербург. Решили, что да — и переименовали. И на этом — всё.

Негусто с референдумами и в других регионах. Точнее, с референдумами, которые пытаются организовать «снизу». Те, что устраиваются по инициативе властей, проводятся, и довольно часто.

— Может сложиться ошибочное впечатление, что в России референдумы практически не проводятся из-за чрезвычайно сложной процедуры организации, — сказали в Центризбиркоме.

— Вместе с тем почти каждую неделю в регионах проходят референдумы, на которых решаются вопросы местного самоуправления. Только за последние два года было проведено почти 1700 референдумов в 24 субъектах Федерации по различным вопросам местного значения.

Например, по самообложению граждан, объединению муниципальных образований, изменению статуса муниципальных образований и других.

В ЦИК сообщили, что 2016 году было 67 попыток организовать референдумы «снизу» — заявки получили 28 избирательных комиссий субъектов Федерации. А за три месяца этого года пытались зарегистрироваться шесть инициативных групп в четырёх регионах.

— Большое количество отказов в регистрации связано с некачественной подготовкой документов и неточной формулировкой вопросов, — пояснили в ЦИК. — Кроме того, вопросы не должны противоречить законодательству.

— Никто не блокирует такие инициативы, — заверил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

— Просто нужно учиться использовать институт референдума в соответствии с законом и ставить такие вопросы, которые действительно вызывают у людей живой отклик и неподдельный интерес.

Думаю, этот институт нужно использовать активнее.

Большинство несостоявшихся референдумов были на экологическую тему. На втором месте держатся вопросы о строительстве, в том числе дорог. На третьем — о благоустройстве.

Этапы и барьеры

— Референдум — очень эффективный институт прямой демократии, — уверен Андрей Клишас. — Особенно когда вопрос может быть разрешён на уровне муниципалитета, когда людям предлагают на обсуждение вопрос, который прямо влияет на жизнь людей в том или ином населённом пункте.

Организовать референдум «сверху» несложно: для этого нужно лишь решение соответствующих органов власти. Ни регистрировать инициативные группы, ни собирать подписи не требуется. А вот «снизу» это сделать трудно.

Чтобы затеять референдум в масштабах России, нужно не менее чем в половине регионов страны создать инициативные группы по сто человек или больше.

Сформулировав вопрос, который будут выносить на ание, группы должны зарегистрироваться в региональных избирательных комиссиях. Документов при этом надо заполнить много, и ни в одном не допустить ни единой ошибки.

После этого ЦИК в течение 10 дней проверяет вопросы референдума на соответствие закону.

Если всё в порядке, начинается сбор подписей. За 45 дней их надо собрать не менее двух миллионов, причём есть условие: с каждого региона — не более 50 тысяч подписей. То есть подписи нужно собрать не менее чем в сорока субъектах Федерации.

Затем ЦИК проверяет подписи — у него на это есть 30 дней. Изучению подлежат не менее 40 процентов автографов, причём если недействительными окажутся больше 5 процентов из них — референдума не будет.

Если же подписи в порядке, Центризбирком в течение пяти дней сообщает о грядущем плебисците президенту, Госдуме и Совету Федерации. Назначает референдум президент. Но до этого он запрашивает Конституционный суд, не противоречат ли вопросы, выносимые на ание, основному закону страны.

Если судьи нарушений не нашли, то глава государства назначает дату референдума.

Региональные референдумы проводятся по иной схеме. Там тоже надо собрать инициативную группу. Но если, скажем, в Петербурге, Удмуртии или Калининградской области в неё должны входить 20 человек, то в Москве — 300. Затем надо подать заявку в избирком региона. На этой стадии спотыкаются многие организаторы.

— Много документов, и все надо правильно заполнить, заверить, — объяснил заместитель председателя Петербургского горизбиркома Дмитрий Краснянский. — Например, инициативная группа референдума по Исаакиевскому собору сумела пройти этот этап только со второго раза, хотя люди там в этом деле опытные.

Следующий этап — региональный парламент, который должен в течение 20 дней определить, не противоречат ли вопросы референдума законодательству. Тут практика разная.

В некоторых регионах депутаты не разрешали плебисциты о строительстве атомных электростанций или утилизации ядерных отходов, мотивируя это тем, что вопросы ядерной энергетики находятся в компетенции федерального центра, а значит, на региональные референдумы выноситься не могут.

Возражения, что это скорее вопросы охраны окружающей среды и они могут решаться плебисцитом, парламентариев не убеждали.

Были и случаи, когда и вопросы были сформулированы правильно, и в чужую компетенцию никто не лез, но референдума всё равно не было.

Например, в Петербурге Заксобрание не включает в повестку дня рассмотрение заявки на плебисцит по мосту Кадырова, хотя прошло уже не 20 дней, а целых полгода.

— Это происходит не впервые, — невесело усмехнулся Краснянский. — Когда обсуждалось строительство небоскрёба Газпрома, Заксобрание тоже не стало рассматривать вопрос. Инициаторы подали в суд, но тот им отказал на том основании, что в России существует разделение властей и судебная власть не может вмешиваться в дела законодательной и указывать парламенту, какие постановления принимать.

И всё же инициаторы референдумов эти барьеры иногда преодолевали. В 2006 году в городе Дзержинске Нижегородской области это сделали сторонники прямых выборов мэра. В 2010 году аналогичная история была в Великом Новгороде.

А в 2013 году в Москве это удалось и коммунистам с вопросом о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь, и эсерам, желавшим спросить москвичей о платных парковках.

Во всяком случае, до следующей стадии — сбора подписей — инициаторы тогда дошли.

За 30 дней необходимо собрать автографы двух процентов жителей региона, имеющих право голоса. В Москве это чуть более 140 тысяч человек, в Петербурге — около 75 тысяч. После этого горизбиркому даётся неделя на проверку подписей — недействительных должно быть не более 10 процентов.

Читайте по теме В этом веке такую проверку не удалось пройти ещё никому. А иначе региональному парламенту пришлось бы назначать дату референдума.

Впрочем, даже если бы это и случилось, то, скорее всего, плебисцит бы не состоялся из-за низкой явки: по закону на участки для ания должно явиться более половины избирателей.

— 50-процентная явка — это нереально, — признал Краснянский. — Мы видим, сколько людей ходит на выборы.

С местными референдумами схема похожая, да и результат почти тот же: до назначения даты ания удалось добраться лишь дважды — в уже упомянутом Великом Новгороде, где плебисцит тем не менее так и не состоялся, и в Пскове, где 16 марта 2010 года он прошёл, — псковичи решали, выбирать ли мэра города всеобщим анием.

Может, опрос?

Сейчас на мази в России сразу несколько референдумов. В Ярославской области пытаются с помощью плебисцита помешать переименованию города Тутаев в Романов-Борисоглебск. В Петербурге, кроме Исаакиевского собора, горожане желают высказаться по поводу присвоения имени Ахмата Кадырова мосту.

— Организовать референдум это не только сложно, но и очень дорого для бюджета, — сказал зампред питерского горизбиркома Дмитрий Краснянский. — В рамках Петербурга стоимость референдума — это десятки миллионов рублей.

Назвать точную цифру невозможно — у нас последний раз такое мероприятие проходило в 1991 году. Но речь идёт о привлечении 20 тысяч человек к работе на участках. Плюс экономические потери из-за их отвлечения от основной работы.

Печать бюллетеней, их развозка, охрана… Много всего. Денег на это в бюджете не заложено. Если о выборах мы знаем заранее и закладываем эти траты в бюджет, то о референдумах не знаем.

Тем не менее отказывать в их проведении по финансовым причинам нельзя, так что хотим мы или нет, но средства найдём — или с помощью корректировок бюджета, или из резервного фонда.

Общероссийский референдум — ещё более дорогое удовольствие. Правда, ЦИК сообщил, что его цене есть предел: не более 250 миллионов рублей.

Так нужен ли механизм организации референдумов «снизу», если он всё равно не работает?

— Мне кажется, стоит принять закон о всеобщих опросах по упрощённой системе, — предложил выход Краснянский. — Мы знаем, что власти ориентируются на общественное мнение, и такой опрос позволил бы выяснить, чего действительно хотят или не хотят люди. При этом опрос бы носил необязательный характер. Раз уж в такой форме референдум всё равно провести невозможно.

В СССР

17 марта 1991 года — о сохранении СССР. 76,4 процента проали «за», но в декабре того же года Советский Союз распался.

Также в 1986-1991 годах в нескольких областях СССР прошли местные экологические референдумы. Например, 17 марта 1991 года в Челябинской области — о строительстве АЭС. «Против» проали 76 процентов избирателей.

В России

  • 17 марта 1991 года — о введении поста Президента России. 69,85 процента высказались «за».
  • 25 апреля 1993 года — на референдум вынесли четыре вопроса: о доверии президенту Борису Ельцину (58,66 процента проали за доверие), об одобрении социально-экономической политики (53,04 процента её одобрили), о досрочных выборах президента («за» — 49,49 процента) и о досрочных выборах Верховного совета («за» — 67,16 процента).
  • 12 декабря 1993 года — о принятии новой Конституции РФ. «За» высказались 58,42 процента.

В регионах:

  • 8 декабря 1996 года — в Костромской области — о строительстве АЭС. 87,43 процента проали «против».
  • 7 декабря 2003 года — об объединении в Пермский край Пермской области (83,91 процента «за») и Коми-Пермяцкого автономного округа (89,77 процента «за»).
  • 17 апреля 2005 года — об объединении в Красноярский край Красноярского края («за» — 92,44 процента), Таймырского (69,95 процента «за») и Эвенкийского (79,87 процента «за») автономных округов.
  • 23 октября 2005 года — об объединении в Камчатский край Камчатской области (84,99 процента «за») и Корякского автономного округа («за» — 89,04 процента).
  • 16 апреля 2006 года — об объединении в Иркутскую область Иркутской области (89,77 процента «за») и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (97,79 процента «за»).
  • 11 марта 2007 года — об объединении в Забайкальский край Читинской области («за» — 90,29 процента) и Агинского Бурятского автономного округа (94 процента «за»).
  • 2 декабря 2007 года — об изменении Конституции Чеченской Республики. 96,88 процента проали «за».
  • 11 апреля 2010 года — об изменении Конституции Республики Тыва. «За» — 95,36 процента избирателей.

Кроме того, за последние 10 лет в муниципальных районах и округах, городах и посёлках прошло 2278 местных референдумов. Их инициаторами почти всегда выступали органы власти. Чаще всего на ание выносились вопросы самообложения граждан, а также объединения или изменения статуса территорий, их переименования.

Источник: https://www.pnp.ru/social/2017/04/11/legko-li-organizovat-referendum-mestnogo-znacheniya.html

Местный референдум: понятие, порядок проведения

Как провести референдум
Определение 1

Местный референдум является одной из форм непосредственного местного самоуправления, которое выполняется населением — конкретно, решением вопросов местного значения, которое осуществляется анием граждан РФ, которые обладают правом на участие в таком мероприятии.

Такой референдум должен проходить исключительно на всей территории муниципального образования. Если действует военное/чрезвычайное положение, то такое мероприятие не проводится, а также не назначается на время их действия, а также в течение трех месяцев после их отмены.

Замечание 1

Принципы/техника проведения местного референдума идентична используемым на выборах.

Местный референдум не относится к распространенным формам местного самоуправления, выполняемым непосредственно.

Пример 1

С 12.12.1993 года в Екатеринбурге не было зафиксировано ни одного такого референдума.

Основной причиной этого является то, что процедура проведения местных референдумов является слишком усложненной.

Вопросы, которые рассматриваются на местном референдуме

На таких референдумах могут рассматриваться исключительно вопросы, имеющие местное значение. В пределах этих границ вопросы, которые подлежат обязательному вынесению на местные референдумы, определяются конституцией (либо уставом), федеральными законами и законами субъектов государства, а также уставом муниципального образования.

Вопросы, которые выносятся на местный референдум, не должны ограничивать/отменять человеческие и гражданские права/свободы общепризнанного характера, а также конституционные гарантии их реализации.

Также они не должны расходиться с законодательствами Российской Федерации и соответствующего ее субъекта.

Вопросы должны иметь такую формулировку, которая исключает вероятность множественного толкования и неопределенность правовых последствий принятых решений.

Не могут выноситься на местный референдум следующие типы вопросов:

  • о досрочном прекращении/продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов/должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее, включая дачу их согласия на это;
  • о принятии/изменении, исполнении/изменении финобязательств муниципального образования;
  • принятии чрезвычайных/срочных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.

Прочие ограничения вопросов референдума не допускаются. При этом запрещается рассматривать в качестве таковых технические требования к оформлению вопроса.

Замечание 2

Если объем текста рассматриваемого проекта муниципального правового акта свыше 200 слов, то формулировка вопроса должна содержать не более 50 слов описания, которое конкретно определяет содержание этого акта.

Опиши задание

Принципы проведения местного референдума

Назначает местный референдум представительный орган муниципального образования (если его нет, либо его решение не принято, то эту функцию берет на себя суд).

Этот орган имеет право отказа в назначении референдума, однако только в случае нарушений нормативных правовых актов (которые регулируют подготовку/ проведение референдума) в процессе выдвижения инициативы его проведения.

Если такой референдум был назначен судом, то его организацией занимается избирательная комиссия муниципального образования, а проведением — исполнительный орган госвласти субъекта страны (допускаются иные органы, на которые суд возложил обеспечение его проведения).

Замечание 3

Голосование на референдуме может проводиться только в воскресенье.

Предпраздничные и нерабочие праздничные дни, а также в день, который следует после нерабочего праздничного дня и воскресенье, которое объявлено рабочим днем, не допускаются для этой цели. Решение о назначении дня местного референдума должно быть официально опубликовано в СМИ (в срок не менее 45 дней до назначенного дня ания).

Согласно законам субъектов государства, уставами муниципальных образований может назначаться срок, на протяжении которого нельзя проводить местный референдум по вопросу, имеющему такую же смысловую составляющую, как у недавно проведенного. Такой срок может длиться не более двух лет, начиная с дня, в который были официально опубликованы результаты референдума.

Пример 2

Статья 5 Закона Свердловской области №20-03 содержит в себе норму, имеющую отсылки к уставам муниципальных образований. Согласно ей, срок в 2 года можно устанавливать только относительно референдумов, проводимых в Свердловской области. Подобное вполне соответствует принципам, которые учитывают местные традиции и которые заложены в законодательстве местного самоуправления.

Установление прочих обстоятельств, которые могут исключить назначение/проведение местного референдума, не является допустимым.

Согласно законодательству субъекта Российской Федерации, не позже, чем за 25 дней до установленного дня ания на референдуме уполномоченный орган может перенести это ание согласно уставу муниципального образования на более поздний срок, который, однако, не должен превышать 90 дней ради его совмещения с анием на выборах в государственные органы власти или органы местного самоуправления, а также с днем ания на другом референдуме.

Инициаторами референдума могут выступать:

  • граждане РФ, которые обладают правом участвовать в местном референдуме и проживают на территории того муниципального образования, в котором он должен состояться;
  • избирательные и прочие общественные объединения, чьи уставы позволяют участвовать в выборах/референдумах и которые зарегистрированы в должном порядке, а также в сроки, которые предусмотрены федеральным законом;
  • представительный орган муниципального образования совместно с главой местной администрации.

Проведение местного референдума не может быть инициировано представительным органом и главой муниципального образования раздельно друг от друга — важна именно их совместная инициатива. При этом стоит учитывать факт вероятности сомнения в правильности того, что инициатором референдума является представительный орган.

В таких случаях продолжение процедуры оформления выдвижения инициативы проведения референдума не имеет смысла, ведь именно этот орган выносит решение о его назначении. И в таком случае возникает вопрос — сможет ли он отвергнуть свою собственную инициативу? Скорее всего — нет.

Поэтому считается целесообразным исключение представительного органа из числа тех, кто может выдвигать инициативы проведения референдумов местного значения.

Чтобы инициатива проведения референдума была выдвинута гражданами, в ее поддержку формируется инициативная группа. Ее может организовать как отдельный гражданин, так и целая группа граждан РФ, которые имею право на участие в подобных мероприятиях. Количественный состав такой инициативной группы устанавливается законом того субъекта государства, в котором будет проводиться референдум.

Замечание 4

Во всяком случае, граждане имеют право образовать подобную инициативную группу, состоящую не менее чем из 10 человек, которые обладают правом участия в местном референдуме. Чтобы назначить этот референдум, инициативная группа представляет в муниципальную избирательную комиссию подписи участников предполагаемого мероприятия в качестве поддержки инициативы его проведения.

Принципы действия решений, принятых на местном референдуме

Решение, которое было принято в ходе референдума, является обязательным и не требует дополнительного утверждения. Решение местного референдума распространяется на всю территорию муниципального образования, в котором он был проведен.

Также оно должно быть зарегистрировано в органе местного самоуправления в том порядке, согласно которому регистрируются нормативные правовые акты необходимого уровня. Эта норма имеет очень большую важность, так как характеризует юридическую силу решения, которое было принято на референдуме.

Также это является отличием референдума от ания касательно вопросов изменения границ муниципальных образований и прочих их преобразований.

Юридическая сила решения по мнению некоторых, напрямую предопределяет характер и границы регулирующего действия, его обязательность и территориальные границы, а также основания для его вероятной отмены/изменения (согласно научно-практическому комментарию к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / М„ 2003. С. 607).

Решение местного референдума можно отменить/изменить посредством принятия другого решения на референдуме, который проводится не ранее 2 лет с принятия прошлого решения или признания его недействительным в судебном порядке. Если на референдуме был принят нормативный правовой акт, то его можно изменить в том порядке, который прописан в этом правовом акте.

Замечание 5

Если такового нет, то изменения вносятся в порядке, который предусматривается для внесения изменений в этот правовой акт. Подобные изменения должны вноситься не раньше, чем через 5 лет с момента принятия решения.

Отмена решения местного референдума в судебном порядке производится на следующих основаниях:

  • установленный порядок проведения референдума был нарушен, что повлекло невозможность изъявления действительной воли его участников;
  • закон субъекта страны или устав муниципального образования, на основании которых был проведен местный референдум, не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам или законам ее субъекта, которые действовали в момент проведения референдума, что повлекло невозможность выявления действительной воли его участников;
  • решение референдума не соответствует Конституции страны, федеральным законам, а также законам субъекта государства.

Замечание 6

Подобные нормы довольно трудны для исполнения, особенно касающиеся признания несоответствия нормативных актов Конституции, так как подобные полномочия имеет только КС РФ.

Если результаты проведенного местного референдума признаны недействительными, то комиссия, организовавшая ание на нем, назначает повторное ание.

Если для выполнения решения референдума необходимо издать нормативный правовой акт, то орган местного самоуправления/его должностное лицо (имеющее соответствующую компетенцию) должны в течение 15 дней с момента вступления решения в силу определить срок подготовки/принятия такого акта — такой срок не должен быть более 90 дней.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/munitsipalnoe-pravo/mestnyj-referendum/

Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума

Как провести референдум

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го ания утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти.

Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума.

К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Референдум РФ (далее также — референдум) — всенародное ание граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):

  1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном ании.
  2. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
  3. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом .
  4. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
  5. Участие гражданина РФ (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным.

    Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

  6. Голосование на референдуме (далее — ание) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для ания на референдуме в месте для тайного ания.

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.

Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное ание проект новой Конституции РФ.

На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ.

Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре­чить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):

  1. военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
  2. введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
  3. последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
  4. период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), ание по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык РФ, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе РФ, а также языки народов РФ на территориях их компактного проживания.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах ания и о результатах референдума.

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

  1. не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, — при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  2. Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
  3. федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

Назначение референдума

Референдум назначает Президент РФ.

Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии КонституцииРФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей КонституцииРФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.

При назначении референдума Президент РФ определяет день ания, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), ание по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

Не допускается совмещение дня ания на референдуме с днем ания на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/referendum-ponyatie-i-status-organizatsiya-i-provedenie-referenduma

Поправки в Конституцию: почему будет проводиться всенародное ание, а не референдум, в чем отличия?

Как провести референдум

По словам Главы ЦИК, ание по конституционным поправкам будут проводиться в рамках исключительной и уникальной процедуры. Она именуется всенародным анием. Чем отличается всенародное ание от референдума? Почему за поправки в Конституцию будет проводиться именно всенародное ание, а не референдум, и в каком порядке будет проходить ание?

Зачем проводится всенародное ание. Отличия от референдума

В ходе Послания Федеральному Собранию Президент Путин предложил внести изменения в Конституцию и заявил о необходимости утверждения таких поправок гражданами РФ.

Так как предложенные поправки не затрагивают основ конституционного строя и не имеют важного значения для функционирования российской политической системы, то проводить по ним ание не нужно вовсе.

Достаточно, чтобы поправки утвердил Совет Федерации, и они будут приняты – такая процедура сделает поправки действующими по всем законодательным правилам.

На основании ст. 136 Конституции поправки, предложенные к Главам 3-8, принимаются, как и любой федеральный закон, и вступают в силу после одобрения 2/3 Госдумы и ¾ Совета Федерации (п. 2 ст. 108 Конституции).

При изменениях в Конституцию необходимо проведение референдума. Но это правило распространяется при внесении изменений в основополагающие Главы 1, 2, 9 Конституции и только после ания за них 3/5 Парламента.

Процедура референдума сама по себе достаточно сложная, с точки зрения порядка и сроков проведения. Так, ее нельзя проводить менее, чем за год до окончания полномочий Госдумы, иначе оставшегося времени будет недостаточно для проведения поправок.

Референдум в стране объявляет сам Президент. По ст. 23 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» он направляет инициативы в Конституционный суд для проверки их конституционности и только после одобрения их судом может объявить референдум. Также Федеральное собрание должно перед референдумом созвать Конституционное собрание, которое разработает и утвердит конституционные поправки.

Но всего этого можно избежать, если вместо референдума провести всенародное ание.

Своим Указом Президент вправе назначить проведение всенародного ания. Это своего рода «упрощенный референдум» без жестких требований к форме волеизъявления граждан. Если результаты референдума обязательны для исполнения, то результаты ания – нет. То есть формально власть все равно может принять поправки без учета мнения народа.

Более того, Конституция не содержит ответа на вопрос: как поступить в том случае, если поправки были одобрены Советом Федерации и Госдумой, а народ отказался их поддержать. Порядка отмены утвержденных поправок, которые по закону не должны утверждать граждане, не существовало. Но принятый 11 марта 2020 года закон о порядке всенародного ания изменил данное положение дел.

В каком порядке будет проходить всенародное ание

11 марта Государственная дума и Совет Федерации приняли закон о внесении поправок в Конституцию. Его статьи 2 и 3 посвящены механизму принятия конституционных поправок. Он предполагает предварительное утверждение поправок Конституционным судом и проведение общенародного ания.

После одобрения поправок они будут переданы в конституционный суд для оценки их соответствия нормам 1, 2, 9 Глав Конституции. Конституционному суду отводится на проведение оценки и выдачу заключения 7 дней.

Стоит отметить, что проведение такой оценки не совсем входит в полномочия суда: он не может оценить то, что формально еще не имеет юридической силы и не вступило в действие (а до проведения ания поправки не считаются вступившими в силу).

Если суд примет отрицательное решение, то поправки не вступят в силу, и общенародное ание по ним не проводится. Если суд подтвердит конституционность поправок, то будет проведено всенародное ание, назначенное Президентом.

В случае если за поправки проголосуют более половины граждан, то они вступят в силу. Если менее 50%, то поправки не вступят в силу.

Почему не референдум?

В ст. 3 Конституции подчеркивается, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа.

Но общероссийское ание по поправкам в Конституцию подпадает под признаки и правила референдума, которые содержатся в российском законодательстве (они указаны в №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»). Поэтому законодатели делают упор на то, что это будет ание, а не референдум.

При проведении референдума пришлось бы соблюдать массу формальностей: соблюдение правил агитации за и против поправок, их финансирование, порядок ания и подсчета , участие наблюдателей и пр.

Проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского ания», который предстоит принять ЦИК, содержит усеченные правила ания в отличие от выборов и референдумов (в частности, по контролю за анием на дому).

Также на ание будет вынесен пакет поправок, которые мало связаны между собой. Гражданам предстоит ать или за пакет или против, что также отличается от требований при проведении референдума, когда на ание необходимо вынести только взаимосвязанные поправки.

Таким образом, за конституционные поправки будет проводиться именно всенародное ание, а не референдум по той причине, что референдум в данном случае не нужен, когда поправки можно было бы принять без учета мнения народа. Также принятый порядок ания отличается от нормативных требований к проведению референдумов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/vsenarodnoe-golosovanie.html

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: