Как влияет общение между членами семьи на развитие личности ребенка

Содержание
  1. Роль семьи в формировании личности человека
  2. Стили семейного воспитания
  3. Взаимоотношение родителей и детей в семье
  4. Опыт отношений в социуме
  5. Преодоление трудностей
  6. Социальные навыки
  7. Личные убеждения и уверенность в себе
  8. Моральные ценности
  9. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания
  10. Сотрудничество образовательных учреждений и семьи
  11. Как коллектив влияет на личность ребенка?
  12. Значение коллектива в воспитательном процессе
  13. Воспитательные задачи педагога
  14. Самоутверждение и коллективная деятельность
  15. Формирование взрослых моделей общения и деятельности
  16. Осознание себя самостоятельным индивидуумом
  17. Заключение
  18. Влияние обстановки в семье на ребенка, формирование личности и семья
  19. Что такое семья
  20. Место ребенка в семье
  21. Роль семьи в воспитании детей
  22. Реакция ребенка на конфликты в семье
  23. Примеры положительного влияния
  24. Примеры отрицательного влияния
  25. Как себя вести, чтоб не травмировать психику детей
  26. Как влияет общение между членами семьи на развитие личности ребенка: рассказываем суть
  27. Становление ребенка: как семья влияет на формирование и социализацию личности
  28. Семья как основа формирования восприятия
  29. Семья как основа гармоничного развития личности ребенка: функции и взаимодействие
  30. Что важно для младенца?
  31. Какое влияние оказывает семья и внутрисемейные отношения на формирование личности ребенка
  32. Раннее детство
  33. Стоит прислушаться

Роль семьи в формировании личности человека

Как влияет общение между членами семьи на развитие личности ребенка

Человек с начала жизни находится в семье, где и формируется его личность. Он растет под влиянием родителей — основных воспитателей. Развиваясь, изучает мир и себя в нем.

Первые навыки общения готовят его к социуму. Роль семьи в формировании личности весьма значительна. Здесь ребёнок получает первую информацию об окружающей реальности.

Родители могут воздействовать на маленького человека, который находится в зависимости от них.

Стили семейного воспитания

Члены семьи связаны отношениями родства, что является залогом стабильности в эмоциональной сфере. По сути это малая группа, служащая отправной точкой для личностного роста.

Здесь же закладываются основы личности ребенка, который учится взаимодействовать с окружением, постигает нормы и правила поведения.

Влияние семьи на формирование личности — это совокупность данных факторов, предопределяющий дальнейшую жизнь, в каких бы социальных группах ребенок не оказался. Отношениям в семье и обществе посвящён этот раздел сайта.

Различают несколько типов отношений в семье, связанных с воспитанием.

  • При наличии диктата одни родственники подавляются другими. Систематически уничтожаются инициативы. Если подобная авторитарность проявляется по отношению к детям, формирование личности столкнется с неудачами.
  • Опека: родители трудятся, обеспечивая потребности ребенка. Он огражден от забот, в результате чего по жизни во многом оказывается недостаточно приспособленным, не имеет самостоятельности, инициативности. А также ему затруднительно быть частью коллектива.
  • Влияние семьи на формирование личности, проявленное в стиле невмешательства, касается обеих сторон: детей и взрослых. Это пассивный тип воспитания со стороны родителей.
  • Метод сотрудничества проявляется в общих целях, задачах, совместной деятельности. Индивидуальный эгоизм ребенка при этом успешно преодолевается.

Семья — средство воспитания. В дошкольном возрасте ребенка занимают игры, составляющие его основную деятельность. Дальнейшее обучение формирует усидчивость, умение сосредотачиваться. К этому нужно подготовиться заранее. А именно, научить дитя:

  • выполнять поручения;
  • быть прилежным;
  • доводить до конца игры или дела;
  • быть упорным, проявлять настойчивость и силу воли.

Рассматривая, как семья влияет на человека в детстве, важно учесть стремление к самостоятельности, вовлечение в бытовую и деятельность, трудовое воспитание. Все это предопределяет успех в учебе, а затем и жизни.

Взаимоотношение родителей и детей в семье

Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.

  • Дети начинают заявлять о потребностях и желаниях. Взрослые должны отличать их от капризов, давая малышу нравственные уроки относительно привычек.
  • На второй год ребенок учится ходить, знакомится с окружающей средой посредством прикосновений, проявляет любопытство. Ему необходимо все объяснять, наглядно показывать, отвечать на вопросы, проводить игры.
  • Наступают моменты, когда ребенка надо приучать к рамкам дозволенного. На примерах героев книг ему объясняют, как следует поступать, а чего делать нельзя. Рассматриваются вопросы нравственных качеств, что именно ценится или подлежит порицанию.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей — воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях.

Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.

Опыт отношений в социуме

Межличностные отношения в семье рассматриваются с точки зрения, относительно которой она представляет собой коллектив, дающий ребенку первый опыт отношений. Роль личности в обществе весьма важна. Дети подражают родителям, приобретая их привычки. Поэтому отрицательные влияния должны быть минимизированы.

Современное общество несколько ослабило влияние семьи. В этом процессе изменились и ее общественные функции. Позиции в социализации становятся утраченными, к примеру, по части организации отдыха и некоторых других сфер.

Но, согласно научному мнению, формирование личности невозможно вне общественной среды. Воспитатели, педагоги, друзья и весь социум подключаются к процессу развития личности не сразу.

Семейственность дает понимание связи поколений при осознании себя частью группы, сопричастности.

Под влиянием общественного окружения маленький человек меняется, при этом родители закладывают основы, а ребенок считает это правильным и авторитетным. Воспитатели программируют чадо к конкретному образу жизни при наличии его доверия. Вырастет он закомплексованным или адаптированным к социуму, во многом зависит от семьи.

Какое же способствующее социализации воздействие на малыша следует оказывать? Необходимо вовлекать его в виды деятельности, что ускорит формирование адаптированной личности. А также весьма универсальна методика развития с помощью хорошего примера, которому можно подражать.

Преодоление трудностей

Для успешного преодоления проблем нужно выявить социально-психологические факторы, относящиеся к воспитанию. Наибольший эффект может быть достигнут при единении. Между детьми и взрослыми должна быть нравственная связь.

В старшем возрасте формирование личности в семье, как процесс, не может идти само собой. Ребенка нельзя оставлять наедине со своими трудностями. Родственные взаимоотношения, дающие первичный жизненный опыт, также формируют наблюдения и навыки разрешения ситуаций.

То, чему ребенок учится, должно иметь перед собой примеры, не расходящиеся с реальностью.

Социальные навыки

Межличностные отношения в семье при поддержке взрослых могут оказать значительную поддержку в весьма важном приобретении — навыках общения. Реализуя свои взгляды и убеждения, формируется стиль взаимодействий с окружающими.

Хорошо, если взрослые помогут преодолевать неудачи. Но по окончании детского и школьного периодов семья не сможет оказывать столь решающего влияния. Школа дает социализацию.

Уже на этом этапе воздействие оказывают сверстники и учителя.

Может оказаться значимым появление других социальных групп в жизни. Но к школьному возрасту (7 годам) основы личности будут уже заложены. После этого поведение нужно лишь корректировать. Поэтому делаем вывод о наибольшей силе воздействия со стороны семьи при развитии личности. Такое влияние можно назвать основным по значимости.

Личные убеждения и уверенность в себе

Как та или иная семья влияет на формирование личности, уместно рассмотреть относительно формирующейся самооценки. Ребенок дошкольного возраста ориентируется на то, как его характеризуют воспитатели.

Если ожидания родственников расходятся с индивидуальными особенностями, возрастом, он получит неадекватное представление о себе.

Самосознание будет реалистичным, когда родители отмечают детей позитивно, но не считают их уровень чрезмерно высоким по сравнению со сверстниками.

Роль семьи в развитии личности связаны с точностью самооценки. Заниженный уровень представлений о себе (комплексы) — следствие контактов с родителями, которые мало занимаются детьми, но предъявляют повышенные требования.

Ребенок слышит упреки, подвергается наказаниям, от него не ожидают больших успехов в учебе. Результат — недовольство собой.

Завышенная оценка своих способностей и личных качеств образуется, если воспитанника постоянно хвалят, награждают подарками.

Мягкость и редкость наказаний, избегание жесткости, похвалы без восхищения формируют в маленьком человеке адекватное представление о себе. Роль семьи в формировании личности проявляется также при сочетании достаточной требовательности с вниманием к интересам ребенка. Родители интересуются взаимоотношениями с друзьями, вкусами. Результат — довольно высокая самооценка.

Диагностика межличностных отношений в семье показывает, что дети с комплексами сомневаются в себе. При этом может развиться устойчивая тревожность. Такой же результат бывает и при хорошей успеваемости, когда родители ожидают большего.

Моральные ценности

Неуверенность ребенка в себе может привести к бездумному следованию чужим указаниям, действиям по шаблонам, избеганию проявления инициатив.

Если еще и успеваемость в школе падает, родители сосредотачивают на этом все больше внимания. Результатом может стать эмоциональный дискомфорт.

Разорвать замкнутый круг, складывающийся из пониженной самооценки ребенка и реакции на это окружающих, вполне возможно, изменив оценки родителей.

Современная семья приобретает новые функции:

  • безопасность психологической сферы;
  • эмоциональный комфорт;
  • подготовка ребенка к жизни в обществе.

Для реализации этих задач нужна достаточная зрелость чувств и психологическая культура. Высокая интеграция означает знание всеми членами семьи личных особенностей друг друга.

  • Влияние сочетается с взаимопомощью.
  • Сплоченность сопровождается симпатией и доверием.
  • Потребности удовлетворяются при помощи заботы.

Зрелость семьи также включает довольно высокую самооценку, гуманные принципы поведения. Все эти моральные ценности ориентируют на личностный рост. В том числе это проявляется в интеллектуальной сфере. А социальная направленность может быть вполне открыта в связи с ее позитивностью.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни.

Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину.

Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками — важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи — это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Традиционно правильное воспитание приводит к итогам появления личности, адаптированной к социуму. Качества, убеждения и поведенческие факторы соответствуют успешному процессу взаимодействия с окружением, общения и деятельности.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе — родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

Источник: https://myself-development.ru/formirovanie-lichnosti-vliyanie-i-rol-semi/

Как коллектив влияет на личность ребенка?

Как влияет общение между членами семьи на развитие личности ребенка

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности.

Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие.

Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт.

Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично.

Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства.

Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности.

Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации.

Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности.

Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник.

Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия.

Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству.

От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь.

Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив.

Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость.

Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab4b3f59f434792b3bab8a2/5ab6952ca936f4d79f64b29d

Влияние обстановки в семье на ребенка, формирование личности и семья

Как влияет общение между членами семьи на развитие личности ребенка

Всех нас окружают люди. С момента рождения и до момента смерти мы находимся среди других людей и не можем не взаимодействовать с обществом и не быть его частью. В течение всей жизни, развиваясь, мы подвергаемся воздействию различных факторов, важнейшим из которых является влияние нашего ближайшего окружения — нашей семьи.

Что такое семья

Психологи определяют семью, как группу взаимодействующих людей, которых объединяют супружеские отношения и родственные связи. Семьи могут быть разные по количеству членов и структуре, но все они имеют одну задачу — взаимопомощь во всестороннем развитии каждого члена семьи.

Объединенные общим жильем, бытом, бюджетом, родственной связью и семейными ценностями люди становятся единой группой. К составу семьи относят мужа, жену и их детей. Все остальные родственники остаются близкими и родными, но как бы на расстоянии.

Место ребенка в семье

Мы уже выяснили, что такое семья и кто к ней относится. Какую же позицию в ней занимает ребенок? В системе семейных отношений ребенок — наиболее слабое звено, он маленький, мало к чему приспособлен и нуждается в защите и заботе. Одеть, накормить, обогреть и защитить — таковы основные родительские инстинкты.

В то же время, он не имеет ни знаний, ни умений, ни опыта, поэтому его учат. Учат всему, что умеют и знают сами. Дети очень восприимчивы к окружению, поэтому многие элементы характера, поведения, реакций взрослых членов семьи они копируют, как маленькие обезьянки.

Важно

Семья является основополагающим звеном в жизни и развитии детей. Именно она имеет наибольшее влияние на их формирование и становление как личностей.

Роль семьи в воспитании детей

В жизни каждого из нас, родители, и семья в целом, занимают особое место. Ребенок с первых лет жизни попадает в атмосферу своей семьи и впитывает те нормы поведения и отношений, которые были приняты именно в его окружении.

Семья — важнейший фактор влияния на ребенка. Именно ее ежедневное, длительное влияние формирует личность малыша. Непрерывный, изо дня в день, воспитательный процесс не заменит ни один детсад, ни одна школа, даже интернатного типа.

Важно

Главные ответственные за воспитание люди — это мама и папа. Именно они отвечают за то, каким вырастет их ребенок.

Любовь ребенка к родителям выражается в том, что он во всем им подражает. Воспринимая как пример поведение родителей, малыш перенимает и хорошее, и плохое. Повзрослев, человек начинает копировать ситуации родительской семьи. Часто он выбирает партнера или супруга, похожего на отца (мать), модель семьи также строится по типу родительской.

Какой путь изберет человек во взрослой жизни, какую профессию выберет, как будет строить отношения с противоположным полом — все это закладывается в детстве.

Семьи бывают очень разные как по составу, так и по жизненным обстоятельствам.

Воспитание детей в многодетных семьях будет сильно отличаться от воспитания ребенка-инвалида, или от бережного отношения возрастной пары к единственному ребенку.

А обстановка внутри обычной полной семьи будет совсем непохожа на авторитарность матери-одиночки. Но в каждой семье, независимо от состава и обстоятельств, роль главного воспитателя лежит на родителях.

Важно

Но не только положительные аспекты личности формируются семьей. Весь негатив, с которым сталкивается ребенок, также влияет на его формирование.

Реакция ребенка на конфликты в семье

В каждой семье время от времени возникают конфликты. Это могут быть разные точки зрения, столкновения интересов, принципиальные разногласия по важным вопросам.

Это нормально, ведь все люди разные, воспитывались в разных семьях и имеют свое мнение. Если такие выяснения отношений нечастые, не очень агрессивные и не перерастают в рукоприкладство — не стоит волноваться за ребенка.

Стоит объяснить ему, что это просто спор, что мама и папа уже помирились и все хорошо.

Но при частых скандалах ребенок начинает сильно переживать, ведь он любит обоих родителей. Малыш проецирует конфликт на себя, считая, что в ссоре виноват именно он, и это отражается на его здоровье и внутреннем состоянии. Сильное чувство вины вызывает стресс и может по-настоящему травмировать детскую психику.

Важно

Чуткие и восприимчивые, малыши легко считывают эмоциональный фон родителей.

Вы можете пытаться оградить детей от конфликтов, сдерживаясь при них и выясняя отношения только «за закрытой дверью». Вряд ли это поможет, ведь напряженное молчание, отрывистые фразы, отсутствие тепла в голосе — все эти признаки не смогут обмануть маленького человека.

Сдерживание эмоций и ожидание «удобного» момента для ссоры может привести к тому, что накопленное раздражение вырвется в самый неподходящий момент. Хуже того — объектом агрессии может стать сам ребенок, чей приставучий характер или сотый вопрос за последние пять минут и станут той самой каплей, которая переполнит чашу терпения.

Накричав, или, что намного хуже, отшлепав ребенка, родитель будет чувствовать вину и угнетенность. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой вред будет нанесен малышу. Чувство вины, ненужности, отверженность самыми близкими людьми — вот неполный перечень того, что приведет вашу кроху к пониженной самооценке, замкнутости и депрессиям.

В какой момент и в чем этот негатив проявит себя? Сказать трудно. Но процент подростков, которые связываются с неподходящими компаниями, заигрывают с наркотиками и вступают в группы самоубийц типа «Синий кит» очень велик.

Примеры положительного влияния

Итак, атмосфера, в которой растет ребенок, напрямую влияет на то, какой личностью он станет, какие бытовые привычки сформируются, какое окружение и модель семьи в будущем он выберет. Каждый из членов семьи, не только родители, вносит свою лепту в эмоциональный фон и в отношения. 

  1. Если ребенка хвалят за положительные действия и порицают за негативные — это помогает ему сформировать оценочную систему своего поведения.
  2. Если ребенка поддерживают в его делах и творчестве — это рождает уверенность в себе и своих силах.
  3. Помощь ребенку в чем-либо формирует у него ощущение опоры, понимание того, что он не один.
  4. Внимание к его словам учит контактировать с людьми, объяснять свои желания, а не просто кричать «Хочу!».
  5. Уважительное отношение к его мнению заставит почувствовать себя личностью, понять, что с ним считаются, он не пустое место.
  6. Справедливость в суждениях, в поощрении и наказании также поможет ребенку определить «что такое хорошо, а что такое плохо».
  7. Атмосфера спокойствия и стабильности подарит ощущение защищенности.

Примеры отрицательного влияния

Кроме положительного влияния, семья может оказывать и отрицательное. Прежде всего, это происходит в неблагополучных семьях, а также семьях, в которых высокий уровень сложных условий. К таким можно отнести такие условия, как:

  • бедность;
  • низкий уровень развития родителей;
  • неполная семья;
  • равнодушное отношение к ребенку;
  • нежелательная беременность, и, следовательно, нежелательный ребенок.

Важно

Бесконтрольность ребенка, когда родители слишком заняты своими делами, может быть опасна. Предоставленные себе дети нередко часто ищут развлечений не в тех местах, попадая в дурные компании.

Гиперопека также отрицательно влияет на формирование ребенка. Находясь под неусыпным контролем бдительных родителей, он теряет волю и инициативу, вырастая боязливым, нерешительным, робким и неуверенным в себе. Ни о защите своих интересов, ни о самозащите речь не идет совсем — запуганный контролем ребенок не способен даже просто дать сдачи обидчику.

Жесткое воспитание, которое иногда практикуют излишне строгие родители, особенно по отношению к мальчикам, скорее сделает из ребенка маленького запуганного зайчонка, чем «настоящего мужчину». Не суровые наказания формируют мужественность, а уверенность в себе и своих силах, которые в постоянном страхе воспитать невозможно.

Холодность по отношению к ребенку может быть обусловлена различными причинами, в которых мы не будет сейчас разбираться, это тема для отдельной статьи.

Важно то, что дети не получают полноценного эмоционального развития в обстановке безразличия и эмоциональной отверженности. Отсутствие любви бьет по малышам гораздо сильнее, чем отсутствие новой игрушки или модного велосипеда.

Без любви и внимания, чувствуя себя ненужным, ребенок зарабатывает неврозы и озлобленность по отношению к тем, кто, по его мнению, эту любовь получил.

Завышенные ожидания родителей — еще один фактор, негативно влияющий на формирование маленького человека. Часто, стремясь потешить свое эго, родители впадают в очередную крайность. Ребенка, едва научившегося ходить, начинают таскать по всем «развивашкам» города.

В понедельник английский, после него — танцы, во вторник — лепка и рисование, в среду — основы экономики и история народов Океании… В своих стремлениях «блеснуть» ребенком, мамаши теряют чувство меры, перегружая малыша совсем недетскими объемами информации.

Как результат — низкие успехи или их отсутствие по всем направлениям, постоянная тревога, навязчивые страхи.

Как себя вести, чтоб не травмировать психику детей

Нормальная, здоровая обстановка в семье тоже имеет свои признаки. Давайте же разберем, как выглядит идеальная семья.

  1. Между родителями и детьми существует разумная привязанность.
  2. С раннего возраста ребенок развивает коммуникативные навыки. Он способен просить и объяснять, с ним можно договориться.
  3. Родители совместно ухаживают за детьми, что дает им почувствовать заботу каждого из родителей.
  4. Понимание особенностей детского развития.
  5. Соответствующее возрасту сексуальное воспитание, не входящее в противоречие с моралью и конституцией.
  6. Достаточное количество внимания, которое получают дети.
  7. Адекватная оценка возможностей ребенка, отсутствие непосильных требований и нагрузок.
  8. Помощь и поддержка детям в их начинаниях.
  9. Разумное планирование финансов семьи, знакомство детей с основами планирования.
  10. Обучение детей согласно возрасту домашним делам. Не нужно требовать непосильного. Помыть яблоки способен уже 2-х летний малыш, а 3-х летний может помочь маме достать ложки к обеду, в 5 лет можно детей ознакомить с пылесосом и т.д.

В целом, ничего сложного или невозможного. Большинство родителей знакомы с этими пунктами и практикуют их. В жизни могут быть небольшие несоответствия, ведь все мы люди. Могут быть нечастые ссоры, недопонимание. Но воспитать из малыша хорошего, успешного человека — это то, к чему мы все стремимся. А все, что нужно ребенку — это адекватная любящая семья.

Источник: https://blizosti.net/kak-obstanovka-v-seme-vlijaet-na-formirovanie-lichnosti-rebenka/

Как влияет общение между членами семьи на развитие личности ребенка: рассказываем суть

Как влияет общение между членами семьи на развитие личности ребенка

Никто не станет оспаривать постулат о том, что семья является основой развитии личности ребенка, именно здесь закладываются все основные представления о социуме, в котором малышу предстоит жить. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка настолько высоко, что было бы крайне неосмотрительно полностью передоверять эту функцию воспитателям и педагогам.

Становление ребенка: как семья влияет на формирование и социализацию личности

В случае безусловной родительской любви ребенок находится в безопасности, получает удовлетворение своих потребностей и понимает свою самоценность, а значит, чаще здоров.

А как семья влияет на становление личности ребенка, если любовь в ней условна, и малышу приходится все время ее добиваться в качестве награды за что-то? Часто лишение любви используется для наказания и различных манипуляций. Такие отношения для ребенка наполнены тревогой, страхом и неуверенностью.

Отношение родителей к ребенку может быть амбивалентным, когда на смену любви приходит враждебность, и ребенка начинают отторгать, или родители могут не понимать, что именно они чувствуют по отношению к нему.

Отношение родителей к ребенку может быть индифферентным — равнодушным, с низким уровнем понимания и дистантностью. Обычно так проявляют себя психологически незрелые люди, у которых не развился родительский инстинкт, и не выработалась родительская позиция.

Но наиболее негативно влияние семейной атмосферы на развитие ребенка там, где родители могут скрыто отвергать ребенка — выражать по отношению к нему негативные эмоции, игнорировать.

Учитывая то, какое влияние оказывает семья на формирование ребенка, многим родителям необходимо корректировать свое отношение к малышу.

В ходе коррекции, без которой нельзя вернуть в семью мир и гармонию, супругов учат видеть и принимать себя и своего партнера.

Такой же подход необходим и в коррекции отношений с ребенком — нужно принимать его просто потому, что он есть, он ваш, и он индивидуален.

Причины негативного влияния семейных отношений на формирование личности ребенка различны. Это могут быть нереализованность личных потребностей, например получения высшего образования, в связи с рождением и воспитанием ребенка, лишение или значительные ограничения общения, сна и отдыха из-за необходимости ухаживать за младенцем.

Родители могут неадекватно воспринимать образ ребенка и преувеличивать его недостатки или приписывать несуществующие. Таким образом, они переносят свой негативный опыт и вырабатывают отвращение к ребенку.

Нарушение родительской любви может произойти в результате психической травмы, например в том случае, если рождение малыша или первые месяцы его жизни совпали с трагическими событиями и утратой близкого. Тогда ребенок и все связанное с ним становятся напоминанием о неприятном.

Неадекватность родительского отношения к своему чаду может возникнуть также у инфантильных, невротических, с патологическими чертами характера и эмоциональными расстройствами личностей.

Родители могут изменить свое отношение к ребенку, если он по мере роста и развития становится более активным, недисциплинированным, порывистым, хотя это иногда объясняется дефектами воспитания или особенностями темперамента.

Родители воспринимают противоположность качеств ребенка как признак слабости, незрелости, задержки психического развития, ведь он не хочет становиться взрослым, т.е. таким, как они сами. В этом случае важно понять причину расхождений в темпераменте и разногласий в общении и признать индивидуальность ребенка, а также его право быть собой. Нарушение родительской любви способно возникнуть при неудовлетворенности браком и проблемах в супружеских отношениях.

Семья как основа формирования восприятия

В семьях, где есть старшие дети, и они относятся к младшим с любовью и добротой, малыши растут радостными и более уверенными в себе. Влияние семьи на формирование личности ребенка просто безгранично. Психологи утверждают, что для детей разного возраста взаимоотношения со всеми членами семьи очень важны и, главное, чтобы они развивались гармонично и не несли разрушающий характер.

Семья влияет на базовое формирование восприятия себя и мира в целом, иными словами, ребенок чувствует и оценивает себя положительно, значимо, и к миру он относится дружелюбно и чувствует, что он в нем желанный гость.

Эти слова играют в жизни каждого человека очень важную роль, эти представления являются влияющими на развитие личности ребенка и на то, как он будет строить свой жизненный сценарий в большом социуме.

Закладывается и формируется такая жизненная позиция с детских лет, с первых дней взаимосвязи со своими родителями.

Любовь и забота, доброта и безусловное принятие своего ребенка являются самыми важными и беспроигрышными методами в воспитании. В первую очередь каждый малыш должен ощущать и чувствовать безоговорочно, что он любим и очень нужен своим близким.

Слово семья звучит для всех предельно понятно, но далеко не все понимают важную роль семейного воспитания в формировании личности.

Семья как основа гармоничного развития личности ребенка: функции и взаимодействие

Согласно выводам американской писательницы Э. Галински, автора многих книг по воспитанию детей, в детско-родительских отношениях существует шесть стадий. Каждая из них оказывает огромное влияние на ребенка, для которого семейные отношения – залог будущего психического здоровья.

1. Формирование образа ребенка. Стадия начинается в момент зачатия и является основной для выработки позиции родителей. Она становится основой для влияния семейных отношений на личность ребенка, а также представлений о воспитании, образце родителей, ребенке и способах взаимодействия с ним.

2. Выкармливание младенца. Стадия продолжается от рождения до конца первого года жизни. Семья учится взаимодействию, и хотя развитие личности ребенка в этот период минимально, между родителями вырабатывается привязанность, формируется структура ценностей, и распределяются роли в семье.

3. Стадия авторитета. Приходится на 2 — 5-й годы жизни малыша. Родители обучают ребенка многим навыкам, общению, правилам поведения в семье и обществе. В этот период они дают первые оценки своей воспитательной деятельности.

4. Стадия интерпретации. Совпадает с младшим школьным возрастом ребенка. Функции семьи в развитии личности ребенка и подходы родителей к воспитанию в этот период пересматриваются.

5. Взаимозависимость. Ребенок находится в подростковом возрасте. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка в этот период максимально.

В семье происходит изменение структуры власти, так как родителям приходится считаться с его самостоятельностью и независимостью.

В этот период взрослые становятся для подростка либо старшими друзьями и партнерами, либо между ними возникают противоборство и конфликты.

6. Расставание. Взрослые понимают, что дети выросли, стали независимыми, и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь и определяют то, какими были родителями.

Что важно для младенца?

В этот период более важного чем мамина любовь и забота, ничего не существует. Для крохотного создания важно чувствовать тактильно, видеть, слышать и ощущать мамино присутствие и тепло. Вроде бы это всем понятно, но суть кроется именно во внутреннем, глубоком чувстве, что малютка нужен и любим.

Конечно, младенцы этого не осознают рационально, но зато на уровне чувств они все прекрасно понимают. Первое влияние семьи на формирование личности ребенка начинается с этого периода.

В копилку личностных качеств уже начинают закладываться позитивно влияющие чувства и эмоции, которые передаются родительской любовью и заботой.

На протяжении всего первого года жизни младенца маме необходимо постоянно выполнять следующие рекомендации:

  1. Как можно чаще разговаривать со своим малышом. Рассказывайте ему стишки, пойте песни, ведите веселые беседы. Выполняя каждодневные и обязательные процедуры, объясняйте ему, что сейчас происходит. Мягкий и нежный мамин голос творит чудеса.
  2. Тактильные прикосновения, частые объятия, поглаживания — все это неотъемлемая часть общения с младенцем.
  3. Папа не должен оставаться в стороне, его присутствие тоже очень важно для гармоничного развития ребенка. Малыш должен знать и угадывать голоса своих родителей.

В принципе влияние родителей на формирование характера, личностных особенностей и нравственного ориентира детей уже происходит с первых минут общения друг с другом.

Важно не только, как обращаются с самим новорожденным, но и какое общение, эмоции и чувства окружают его в целом, какие взаимоотношения в самой семье между мамой и папой.

Интонация, слова, высота звуков — это все факторы, влияющие на общую атмосферу в этом микросоциуме.

Какое влияние оказывает семья и внутрисемейные отношения на формирование личности ребенка

Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей — нового поколения. Это влияет на существующие в семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение.

Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию.

Роль семьи в развитии личности ребенка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.

Гармоничная семья положительно влияет на развитие личности ребенка, ведь в ней человек может проявлять себя во всех формах жизнедеятельности. В семье ребенок вырабатывает определенный образ жизни и приобщается к культуре.

С самого рождения он включается в семью и под влиянием внутрисемейных отношений ребенок в процессе воспитания усваивает, что хорошо и что плохо. Он учится длительному, беспрерывному взаимодействию на примере своих родителей, контактируя с ними, приобретает свой опыт.

Если семейные взаимоотношения гармоничны, на развитии личности ребенка это скажется самым положительным образом. Если отношения в семье основаны на любви и принятии, то ребенок бессознательно перенимает такой механизм взаимодействия.

Важную роль в целостности семьи занимают детско-родительские отношения. Влияние семьи на развитие личности ребенка очень длительно, ведь отношения между детьми и родителями непрерывны и изменяются в зависимости от возраста и отношения к семейным ценностям.

На контакт с малышом влияет эмоциональное отношение родителей к ребенку — наличие любви и принятия, а также ответное отношение ребенка — привязанность и другие возникающие эмоции.

Детско-родительские отношения всегда имеют большое значение для обеих сторон, чаще ставятся выше других межличностных отношений.

Их особенности зависят от того, насколько родители вовлечены в них, насколько уделяют внимание ребенку и удовлетворяют его потребности, от способов общения, разрешения конфликтов и методов воспитания, от степени предоставления ребенку самостоятельности и контроля, а также последовательности в воспитании.

Влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка основано на феномене родительской любви, которая невозможна без принятия ребенка, т.е. признания его самоценности. От степени принятия зависит эмоциональная близость или дистанция между взрослыми и ребенком.

Привязанностью называют отношение ребенка к родителям. Она может иметь положительное значение, если последние проявляют безусловную любовь и помогают в развитии личности.

А как семья влияет ребенка, если привязанность имеет негативное значение, если родительская любовь условна? В этом случае привязанность к родителям приобретает форму психологической зависимости, приводящую к появлению психосоматики.

Раннее детство

Если ребенок привыкает к уважительному, спокойному, доброжелательному общению, которое он наблюдает постоянно как норму, то в его внутреннем мире также будет царить уравновешенность и спокойствие.

И, конечно же, плохо для здорового развития личности наблюдать и слышать постоянные ссоры, крики, и ощущать неровное, возбужденное эмоциональное состояние мамы.

Благополучное формирование личности в семье будет лишь в том случае, когда внутрисемейное взаимодействие будет носить здоровый характер, без нарушающих и разрушающих друг друга чувств и эмоций.

Раннее детство является сензитивным для развития таких качеств, как:

  1. Целеустремленность.
  2. Доброта, порядочность, честность.
  3. Ребенок учится принимать ситуативное решение. Появляются мотивы и побуждения.
  4. Усваиваются этические нормы и нравственное воспитание.

На этом этапе выступает именно семья как фактор формирования личности ребенка. Конечно, по сравнению с предыдущим возрастом, рамки социальных взаимоотношений начинают расширяться.

Все чаще происходит взаимодействие с посторонними людьми, малышей начинают водить в садик, на развивающие занятии, спортивные секции и другие социальные мероприятия. Но роль родителей в формировании личности ребенка все равно остается доминирующей и основополагающей.

На этом этапе закладывается довольно мощная платформа для становления индивидуальных качеств маленького человека и подготовка к социализации.

Стоит прислушаться

Необходимо, чтобы ребенок обрел внутреннюю уверенность в своих силах. А, это развивается путем одобрений, моральной поддержки и стимуляции мотивов к действиям со стороны близких. Жесткая критика, сомнения в способностях ребенка приводят к неуверенности и нерешительности, а значит, и достигать поставленных целей будет ему очень нелегко.

В периоды сильных эмоциональных переживаний ребенка родители должны находиться рядом и помогать ему осознавать свои переживания. К примеру, можно говорить: «Ты сейчас сердишься» или «Ты огорчен потому, что…».

В общем, у дошкольника должно быть достаточно семейной заботы и внимания.

У него появляется много вопросов, на которые в обязательном порядке необходимо отвечать, достаточно поверхностных общих понятий на тему, и интерес малыша будет удовлетворен, а значит, вы будете способствовать развитию его неиссякаемого интереса к познанию окружающего мира.

Как видно, роль семьи в формировании личности ребенка настолько важна, что родителям стоит понимать, какая важная миссия на них возложена, что от их обычной повседневной жизни, общения, внутренней культуры и атмосферы в доме зависит, насколько будет счастлив их ребенок во взрослой жизни.

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://newsu.ru/otnosheniya-i-semya/vliyanie-sem-i-na-rebenka.html

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: