Как воспитать самостоятельного ребенка

Содержание
  1. Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы
  2. Как быть ленивым родителем
  3. Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам
  4. Как узнать, что может ребёнок
  5. Учите ребёнка, а не делайте за него
  6. Помогите решить задачу, а не решайте за ребёнка
  7. Разрешите ребёнку ошибаться
  8. Дайте ребёнку выбор
  9. Думайте над каждым «нельзя»
  10. Заинтересуйте ребёнка
  11. Самостоятельность ребенка — способы воспитания и этапы развития самостоятельного ребенка (90 фото)
  12. Виды детской самостоятельности
  13. Поэтапное развитие детской самостоятельности
  14. Причины отсутствия самостоятельности
  15. Как воспитать самостоятельное чадо
  16. Основные моменты при воспитании самостоятельности
  17. Как вести себя с ребенком, чтобы он вырос самостоятельным?
  18. Фото самостоятельного ребенка
  19. Как воспитать самостоятельного ребенка?
  20. Как не надо воспитывать самостоятельность у ребенка
  21. Ранний старт (от 1 года до 3 лет)
  22. Вся жизнь – в игре (от 3 до 4 лет)
  23. Маленький взрослый (от 5 до 6 лет)
  24. Звёздные родители
  25. Как научить ребенка самостоятельности, практические советы
  26. Приглашать ребенка к обсуждению
  27. Спрашивать советы у ребенка
  28. Давайте выбор ребенку
  29. Помогать когда малыш просит
  30. Развитие кругозора детей
  31. Создавайте условия ребенку для самостоятельной игры
  32. Позволяйте совершать детям ошибки
  33. Возможность заниматься ребенку творчеством
  34. Чтобы научить ребенка самостоятельности, старайтесь выполнять свои обещания
  35. 5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным
  36. Как самостоятельность рождает уверенность в себе
  37. 1. Уверенность родителей
  38. Как сделать учёбу самостоятельной
  39. Как воспитать самостоятельного ребенка
  40. Для чего ребенку самостоятельность?
  41. Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:
  42. Что мешает ребенку расти самостоятельным
  43. Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения

Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы

Как воспитать самостоятельного ребенка

Сколько мы слышали смешных и печальных историй о том, как взрослых дяденек и тётенек приводят на собеседование мамы? Как выпускники идут в приёмную комиссию за ручку с бабушкой? Все эти проблемы растут из детства, в котором родители трясутся над детьми, не спят ночами, устают от огромного количества дел.

Анна Быкова уверена: можно обойтись и без бессонных ночей, и без скандалов и капризов. Для этого нужно вырастить самостоятельных детей, таких, которые не будут нуждаться в помощи родителей.

Как быть ленивым родителем

Вообще-то лень при таком подходе — это лукавство. Истинной ленью тут и не пахнет. Воспитание детей, которым не нужен постоянный контроль, требует от родителей огромнейших трудозатрат.

Мамина «лень» в основании должна иметь заботу о детях, а не равнодушие.

Анна Быкова

Ребёнок может стать самостоятельным только потому, что приходится. Например, если он всё время предоставлен сам себе и о нём некогда позаботиться. Но такая самостоятельность проигрывает по уровню развития сознательно воспитанной, когда родители делают всё, чтобы ребёнок перестал в них нуждаться как можно раньше.

Разберём основные принципы ленивой мамы.

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам

Не делать за ребёнка то, что он уже может, — это, по сути, не мешать. Например, в полтора года ребёнок может справиться с ложкой, а в три — одеться, убрать на место игрушки, в пять — разогреть в микроволновке завтрак, в семь — вернуться из школы и самостоятельно делать уроки. Почему ребёнок этого не делает?

Да потому что ему не позволяют этого родители, которым проще и быстрее накормить, одеть, собрать, привести за ручку.

Дети на самом деле умнее, чем кажется. И голодный ребёнок не будет отказываться от каши, а уставший не будет засыпать со скандалом. Дело родителей — только помочь: дать кашу, почитать сказку, подсказать, какая на улице погода и что лучше надеть.

Как узнать, что может ребёнок

Поскольку все дети разные, то и сроки развития индивидуальны. Нигде не опубликованы таблицы, в которых указано, в каком возрасте ребёнку можно вручать нож, а в каком — посылать в магазин за хлебом.

Когда руки тянутся сделать что-то за малыша, задайте себе вопрос: почему ребёнок не может сделать это сам? Одно дело — не может физически, потому что не развита моторика, потому что устал, потому что болеет. Тут нужны родительские действия.

Другое дело — не может, потому что не хочет, требует внимания, капризничает. В таком случае нужно поговорить, успокоить, подсказать, но не делать ничего лишнего.

И, наконец, если ребёнок просто пока не умеет, его надо научить.

Учите ребёнка, а не делайте за него

Учить ребёнка нужно по схеме «показать → сделать вместе → дать сделать с подсказкой → дать сделать самому». Причём пункты «сделать вместе» или «сделать с подсказкой» придётся повторять далеко не один раз.

Прежде чем восьмимесячный сын стал правильно сползать с высокого дивана, я разворачивала его в нужную сторону, наверное, раз пятьсот.

В три года достаточно было десять раз показать, как работает швабра, и один раз проконтролировать, чтобы ребёнок с энтузиазмом натирал полы.

В пять лет, глядя, как папа работает бокорезами, ребёнок проскакивает этап «сделаем вместе» и правильно пользуется инструментом.

Ленивый родитель готов потратить часы и дни, чтобы сделать дом безопасным и научить ребёнка играть самостоятельно.

Зато потом он будет наслаждаться возможностью выспаться в выходные, потому что ребёнок не станет кидаться к маме и папе сразу после подъёма.

Помогите решить задачу, а не решайте за ребёнка

Когда перед маленьким человеком ставят большие задачи, логично услышать в ответ, что он «не может». Как можно нарезать миску салата, когда тут целая гора овощей? Обычные родители нарежут сами, ленивые пойдут другим путём.

Они помогут разбить задачу на более мелкие. Например, сначала нарезать только огурцы, потом — только помидоры, а потом останется только зелень.

Разрешите ребёнку ошибаться

Ребёнок, осваивая новое дело, совершит массу ошибок, даже если занятие кажется взрослому ерундовым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику. Конечно, трёхлетний малыш со шваброй не намоет пол, а разве что намочит его.

Ленивые родители не станут отнимать ведро с водой. Они похвалят ребёнка, поблагодарят за помощь. А пока ребёнок смотрит мультфильм, незаметно вытрут лужи. Ленивые не станут ругать ребёнка за неправильно выбранный в магазине сорт чая или за слишком лёгкую, не по погоде, куртку.

Потому что любая ошибка — это опыт, а только опыт может сделать человека независимым.

Дайте ребёнку выбор

Чтобы ребёнок был самостоятельным, ему нужно выбирать. Причём выбирать по-настоящему, без обмана. Попросите ребёнка выбрать самостоятельно одежду, в которой он пойдёт гулять. Купить хлопья на завтрак. Решить, как провести выходной и в какую секцию отправиться после занятий.

Придётся присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо.

Это труднее, чем всё сделать своими силами. Но при таком подходе с каждым днём быть родителями будет легче.

Думайте над каждым «нельзя»

Часть запретов необходима, потому что мы заботимся о безопасности ребёнка. Но иногда за словом «нельзя» стоит забота о собственном удобстве. Проще запретить ребёнку брать в руки лейку, чем научить его поливать.

Ребёнок может опрокинуть цветок, рассыпать землю, может залить цветок, и вода потечёт через край горшка. Но именно так, через действия, ребёнок учится координировать движения, понимать последствия и исправлять ошибки.

Анна Быкова

Поэтому «нельзя» может быть только то, что небезопасно. Например, есть грязными руками или переходить дорогу в неположенном месте.

Когда в очередной раз жёсткое «нельзя» готово соскочить с языка, остановитесь, подумайте, ответьте себе на вопрос: «Почему нельзя?»

Анна Быкова

Если нельзя потому, что вам так удобнее, то счастья ленивого родителя вы не увидите ещё долго.

Заинтересуйте ребёнка

Для ребёнка любой процесс — это игра. Как только он перестаёт играть, заставить его что-то делать можно только с угрозами, наказаниями, запугиваниями и прочей нечистью, которую лучше не тащить в семейные отношения.

Желательно, чтобы опыт самостоятельности ребёнок получал на волне «Ух, как интересно попробовать!»

Анна Быкова

Когда ребёнок может что-то делать, но не хочет, заинтересуйте его. Разлил воду? Берём швабру, чтобы драить палубу вашего корабля, как настоящий матрос. Одна и та же игра надоедает быстро, так что придётся напрячь фантазию и предлагать разные варианты.

Мы не можем быть идеальными родителями, но наша задача — сделать так, чтобы ребёнок перестал в нас нуждаться. Этого, пожалуй, хватит.

Конкретные советы и примеры из педагогического опыта есть в книге. Прочитайте и ленитесь с пользой.

Купить на Litres.ru

Источник: https://Lifehacker.ru/lenivaja-mama/

Самостоятельность ребенка — способы воспитания и этапы развития самостоятельного ребенка (90 фото)

Как воспитать самостоятельного ребенка

Практически каждый родитель в современном обществе задается вопросом, почему ребенок не самостоятельный? В чем причины? Как научить ребенка самостоятельности?

Прежде всего следует разобраться в том, что представляет из себя детская самостоятельность, когда она проявляется, каковы причины отсутствия самостоятельности у детей. Возможно, что уже на этом этапе многие из родителей смогут увидеть свои ошибки и найти способ их исправить.

Виды детской самостоятельности

Выделяют следующие виды самостоятельности у ребенка:

  • Игровая и коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Восприятие и понимание художественной литературы;
  • Продуктивная и двигательная;
  • Музыкальная;
  • Элементарная трудовая.

Поэтапное развитие детской самостоятельности

Этап первый: когда ребенок находится в стандартных условиях, имея уже комплект наработанных привычек, способен совершать действия сам, без напоминаний. Например, сам моет руки после улицы, выбирает для себя занятия, знает, когда пришло время обеда, ужина.

Этап второй: ребенок пробует использовать все свои навыки и знания в непривычных для него условиях.

Этап третий: ребенок начинает действовать сам в совершенно незнакомых для себя обстоятельствах, даже с теми, с которыми совершенно не знаком.

Причины отсутствия самостоятельности

Проявление инициативы и самостоятельности у ребенка всегда зависит от родительского воспитания. И, если ребенок по мнению мамы и папы несамостоятелен, а по мнению школьной учительницы – безынициативный, не стоит все сразу списывать на плохие гены, плохого и ребенка и т.д. Стоит разобраться, а все ли правильно сделали сами родители, воспитывая своего ребенка.

Возможно, что ребенок просто привык, что абсолютно все делают за него. Принимают решения, что одеть, куда сходить, что посмотреть по телевизору. Даже за грудничков пытаются решить, где им следует ползать и во что играть.

Стоит понимать, что самостоятельность очень важна для будущего формирования личности чада. Поэтому необходимо прививать самостоятельность с самого рождения. Возможно, многих это удивит. Но к проявлению детской самостоятельности надо мотивировать.

Насмотревшись многочисленных передач по телевизору, начитавшись умных статей от медийных личностей в инстаграме, современные мамочки и папочки стремятся проявлять чрезмерную любовь к своему ребенку, опекать и оберегать его буквально от всех опасностей внешнего мира, чересчур заботиться о здоровье своего ненаглядного малыша, принимают все решения за него.

Авторитарное воспитание со стороны взрослых также негативно сказывается на проявление самостоятельности ребенка в будущем. Родители стараются контролировать действия ребенка, ограничивают его от всего, что может по той или иной причине негативно отразиться на ребенке по мнению родителей.

Руководить действиями ребенка кажется самым необходимым для правильного воспитания, ведь несмышленый малыш сам просто не в состоянии разобраться со всеми сложностями в своей жизни.

Непоследовательное воспитание в семье лишь запутывает ребенка, дезориентирует его. Присутствие вседозволенности со стороны бабушек, безразличие – со стороны отца, мамина строгость – все это мешает малышу осознавать, в каком направлении стоит действовать. И стоит ли действовать вообще. А во проявление постоянных истерик, тревоги у ребенка в этом случае гарантировано.

К сожалению, очень часто встречаются семьи, где родители предпочитают существовать отдельно от своих детей. Кормят, одевают, меняют подгузники. Выполняют необходимый минимум, чтобы ребенок мог существовать вполне комфортно.

Но вот только это всего лишь физический минимум. Родители совершенно не заинтересованы в своем ребенке, в развитии его как личности.

В наши дни все чаще можно услышать от родителей: «Ну это же ребенок!». Причем подобные фразы говорят и в случаях, когда ребенок прыгает в грязной луже, вымазавшись словно поросенок, и в случаях, когда ребенок обижает животных, кидается камнями в прохожих.

Попустительство со стороны родителей, вседозволенность для ребенка могут нанести непоправимый вред при формировании детской личности. И, если из такого чуда позже вырастет простой эгоист, это будет самым меньшим возможным для него плохим исходом.

Чем же так хороша демократическая позиция каждого члена семьи в узком кругу? Здесь сложно найти хоть один минус. Взаимоуважение родителей и детей, позитивное мышление, с которым растет ребенок, позволяет ему больше доверять взрослым и себе прежде всего.

Как воспитать самостоятельное чадо

Так как же воспитать в ребенке самостоятельность? Доверяя ребенка с малого возраста, можно добиться поразительных результатов.

Ребенок вырастет более коммуникативным, самостоятельным и смелым. Он сам будет стремиться выполнять важные и посильные для своего возраста задачи, помогать родителям, ведь подобные хлопоты будут восприниматься ребенком как привилегия, ведь доверяют ему настоящие взрослые дела!

И стоит запомнить, что точного возраста воспитания самостоятельности у ребенка нет. Все определяется индивидуальными чертами ребенка, его характером. Но, чем раньше родители начнут доверять ребенку действовать самостоятельно, тем раньше он вырастет целостной личностью.

Основные моменты при воспитании самостоятельности

Занимаясь воспитанием своего чада, прежде всего стоит уяснить, что является основополагающим при развитии и воспитании самостоятельности у ребенка:

  • Требовательность к ребенку;
  • Принятие ребенка как личности со своими особенностями;
  • Принятие индивидуальных качеств ребенка и стремление их развивать в разных направлениях;
  • Целостное воспитание личности ребенка и ответственности за реализацию своих идей. Ребенок должен осознавать, что всегда существует причина и следствие, каждое действие или поступок ребенка ведет к определенному результату, за который ребенок должен быть готов ответить.

Как вести себя с ребенком, чтобы он вырос самостоятельным?

Прежде всего научиться воспринимать своего ребенка как отдельную личность, со своими желаниями, плохим/хорошим настроением. Тогда все остальное окажется не таким сложным.

Не мешать ребенку проявлять свою самостоятельность. Он должен сам научиться получать результат от всех своих действий, даже если может получить синяк или шишку (все в пределах разумного, конечно).

Давать ребенку взрослые задачи на регулярной основе: помыть посуду, вынести мусор, поставить стирку.

Никогда не забывать хвалить своего ребенка. Даже если он рассыпал стиральный порошок по всей плитке.

Обязательно давать советы в дружеской форме. Это поможет ребенку действовать самостоятельно, но в рамках разумного.

Никогда не критиковать своего ребенка. Научиться с ним разговаривать на равных, объясняя и поясняя, почему он что-то делает не правильно.

Начать советоваться с ребенком по вопросам, которые также могут затрагивать интересы самого ребенка. Например, в какую спортивную секцию стоит идти заниматься.

Самостоятельность ребенка – это результат совместной каждодневной работы родителей. Позволив ребенку развиваться так, как у него это получается, позволив ребенку быть самим собой, мы в последствии получим целостную взрослую личности.

Фото самостоятельного ребенка

Помогите проекту, раскажите друзьям:    

Источник: https://detkiexpert.ru/samostoyatelnost-rebenka/

Как воспитать самостоятельного ребенка?

Как воспитать самостоятельного ребенка

Во времена нашего детства мир за окном не казался таким враждебным, и 5-летних детей спокойно оставляли играть во дворе в компании сверстников или отправляли за хлебом в ближайший магазин.

Ребенок учился чувствовать свободу и ее границы для себя, проявлял инициативу. Сейчас все изменилось, и родителям приходится придумывать новые способы привить ребенку самостоятельность.

Главное – вовремя начать. 

Но прежде мамам и папам надо смириться с фактом, что самостоятельность у ребенка всегда связана со свободой выбора, с независимостью. Ведь далеко не все родители согласятся с тем, что их малыш будет сам принимать решения. Действительно, ребенок еще многого не понимает, не имеет достаточно опыта и знаний, как же можно давать ему возможность обходиться без контроля взрослого? 

Такие опасения небезосновательны, но именно поэтому самостоятельность у ребенка и должна воспитываться родителями, чтобы не быть бесконтрольной и иметь четкие рамки. В свободе принятия решений нет ничего плохого, если научить ребенка подчинять ее правилам. А желание мам и пап  оградить малыша от малейших трудностей взращивает в детском характере нерешительность, тревожность, инфантильность.

Как не надо воспитывать самостоятельность у ребенка

Как ни парадоксально, но основная роль родителей в деле воспитания самостоятельности у ребенка заключается в том, чтобы как можно меньше вмешиваться в естественную потребность человека все испробовать на собственном опыте. 

Конечно, сложно сдержаться, когда кажется, что весь мир полон опасностей.

Трудно побороть свой страх, преодолеть ощущение собственной ненужности или просто выделить дополнительное время, чтобы позволить ребенку справиться с какой-то задачей самому.

Но мудрые родители понимают, что, поддавшись собственным чувствам, страхам и временному удобству, они препятствуют естественному развитию ребенка и формированию сильной, активной и инициативной личности. 

Вот три основные ошибки взрослых, мешающих детям расти самостоятельными:

* «Нам некогда». Одно из самых частых оправданий родителей.

Кто же спорит, намного быстрее одеть ребенка самим и сложить за ним игрушки, накормить, чтобы не испачкал все вокруг, взять на руки, а не ждать, пока он обследует все камешки… Но если ваша цель – самостоятельный и уверенный в себе ребенок, стоит запастись терпением и дать малышу столько времени, сколько ему требуется. 

* «Это опасно». Да, даже в квартире ребенка поджидает множество неприятных сюрпризов в виде стекол, падающих предметов, углов и т.д.

 Поэтому ваша задача – обеспечить малышу такую среду, в которой он сможет безопасно реализовать свою потребность в самостоятельности, и снабдить необходимыми знаниями.

Организуйте места для хранения игрушек так, чтобы малыш мог без вашей помощи их доставать и убирать, поставьте горшок в такое место, чтобы к нему было легко добраться в любой момент, дайте потрогать утюг, когда он будет достаточно теплым… Личный опыт намного прочнее теории.

* «Он же еще маленький…» Родителям часто хочется пожалеть своих малышей, особенно когда они встречаются с трудностями. Однако в любом возрасте ребенок должен сталкиваться с посильными проблемами и наблюдать последствия своих действий. А для этого взрослым нужно ознакомить малыша с правилами и самим неукоснительно их соблюдать.

Ребенок в состоянии протереть свои ботиночки и убрать их на место? Получилось у него это сделать под вашим наблюдением? Теперь это правило, и никакое «Я забыл», «Убери ты» не должно его изменять. Если вы сказали, что ребенок должен быть в кровати, когда маленькая стрелочка будет на цифре 9, иначе не будете читать на ночь, то заигравшийся малыш останется без сказки.

Пара уроков, пара скандалов – и ребенок будет вовремя бежать в кровать.

И, безусловно, родителям не следует забывать, что каждому возрасту присущ свой уровень самостоятельности.

Ранний старт (от 1 года до 3 лет)

Ребенок рождается полностью зависимым от взрослых, но проходит время, и он уже готов делать первые шаги к автономности.

Только вот родители часто не успевают сами меняться и соответствовать развитию сына или дочки.

Поэтому основная задача в этот период для взрослых – не упустить начало зарождения детской независимости, чтобы не пришлось потом мучительно и настойчиво формировать то, что могло бы возникнуть естественным путем.

В возрасте до 3 лет должен сформироваться первый «бастион» самостоятельности – элементарные навыки самообслуживания: умение есть, одеваться-раздеваться, собирать вещи, умываться. Существует множество потешек, прибауток, простых игр и песенок, которые помогают родителям в этой задаче, делая процесс легким и непринужденным. 

Кроме самообслуживания ребенок уже может проявлять свободу выбора, собственное мнение и инициативу. Позвольте малышу самому решать, какой краской и какую картинку он хочет нарисовать, во что и сколько хочет играть, из какой чашки пить и в какую сторону идти гулять.

Детям интересно исследовать мир и пробовать свои силы. Если не ограничивать их и не требовать слишком много, а поддерживать, помогать и поощрять, в детях формируется любознательность, активность и стремление к детской самостоятельности.

Бывает, ребенок на время остается без присмотра (допустим, на прогулке мама отвлеклась). Поэтому внушите ему заранее основные правила поведения вне дома (нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними, даже если они умоляют, стыдят или сулят что-то интересное), а также обговорите разрешенный маршрут перемещения (допустим, гуляя на детской площадке, не выходить за ее пределы). 

Вся жизнь – в игре (от 3 до 4 лет)

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже сознательно стремится к самостоятельности и готов отстаивать свою независимость.

При адекватном воспитании на предыдущем этапе малыш уже многое умеет сам и все больше пытается включиться во взрослую жизнь, проявляя интерес к делам родителей.

Именно на это время приходится пик развития детской самостоятельности: ребенку уже не нужна постоянная помощь и присутствие взрослого. Он не просто хочет, но и может, знает, как сделать что-то самому. Поэтому приходит время расширить границы его самостоятельности. 

Основная деятельность ребенка этого возраста – это сюжетно-ролевая игра, в которой малыши чаще всего берут на себя роли взрослых и проигрывают сценки из жизни. Вот ваша дочка уже «стала мамой» и катает коляску с младенцем. А сын начинает ремонт в квартире игрушечными инструментами.

Поэтому и самостоятельность у ребенка нужно развивать в игровой форме, придумывая разнообразные истории. Например, мытье в ванной можно превратить в игру «Пенное море», где сам малыш – Морской царь, которому необходимо с помощью губки и мыла покрыть себя пеной (а заодно и помыться).

Или попробуйте поиграть с малышом в «Волшебное тесто», доверив ему процесс разминания и лепку фигурок с помощью формочек.

Вспомните свое детство и дайте волю фантазии, дети легко включаются в игру и через какое-то время будут сами подсказывать новые игровые приемы, а чуть позже – и обходиться без них.

Кое-что новое открывается и в бытовой самостоятельности. Ребенок уже может не просто заниматься «самообслуживанием» (хотя и здесь есть над чем работать: пуговицы, завязки, кнопки и т.д.), он уже в состоянии заботиться о других членах семьи.

Пусть на элементарном уровне, но этот навык дает бесценный толчок для эмоционально-волевого развития ребенка. Просите вашего кроху поиграть одного в комнате, пока мама принимает ванну, ведь она так устала.

Хорошо, если малышу дают возможность помогать нести, допустим, легкий пакет с батоном хлеба или йогуртами, убрать за вами тарелку со стола, разбирать пакеты с продуктами. 

Кроме того, в этом возрасте ребенок учится делать выбор, принимать решения и оценивать свои действия. Главное – позволить ему это. Например, вы собираетесь в садик.

Приготовьте для него одежду по погоде и разрешите самому выбрать, в чем он пойдет, и одеться.

Пусть малыш на первых порах будет выглядеть нелепо, но подводите его к правильному решению ненавязчивыми вопросами: «Удобно было в садике в длинном платье? Может, лучше отложить его до праздника?» Позвольте ребенку самому делать выводы.

Маленький взрослый (от 5 до 6 лет)

Теперь самостоятельность у ребенка – это не только умение делать что-то самому и занимать себя, но и нести ответственность за свои поступки. Пора поручать ребенку определенные обязанности, касающиеся уже не только его самого, но и семьи в целом.

Это может быть сервировка стола, протирание пыли, поливка комнатных цветов – то, что малыш будет делать без вашего напоминания и регулярно. Можно даже ради этого посадить дома растение, выбранное ребенком, за которое он сам будет отвечать. Вам не стоит вмешиваться, даже если вы заметите, что малыш забывает его поливать.

Пусть он сам увидит результат своих трудов или ошибок. Вы же можете лишь помочь ему сделать выводы и попробовать вновь.

К сожалению, реалии большого города сегодня не позволяют родителям отпускать детей одних на улицу достаточно долго, в целях их же безопасности. Тем не менее старайтесь создавать для малыша хотя бы видимость свободы.

Во время прогулки будьте поблизости, но на некотором расстоянии от него. Пусть он гуляет на площадке, а вы сидите на лавочке, читая книгу. Или он сам берет хлеб в магазине и оплачивает его на кассе, а вы его «страхуете», если есть необходимость.

Для пятилетнего ребенка это признание его значимости и самостоятельности.

В целом, когда ребенок подходит к возрасту старшего дошкольника, родителям хорошо бы становиться немного «ленивыми». Так ребенку делегируется право самому распоряжаться некоторыми аспектами своей жизни, а также помогать другим членам семьи.

Например, маме может быть лень выносить мусор, рано вставать в выходные, сидеть с ребенком полтора часа, пока он не уснет, или уговаривать его поесть.

Однако нужно понимать, что все это возможно, только если раньше маме было не лень помогать ребенку в развитии его независимости.

Самостоятельность – внутренняя потребность каждого человека, данная с рождения, поэтому родителям важно создавать такие условия, чтобы она могла проявляться, и отшлифовывать ее правилами, аккуратно направлять в нужное русло. Кстати, во многом воспитать самостоятельность у ребенка помогает методика Монтессори.

Делайте все не за ребенка, а вместе с ним. Сообща убирайте игрушки (сначала в форме игры), ходите в магазин, наводите порядок. Показывайте, учите, объясняйте. Давайте возможность пробовать, пусть это и займет все свободное время. Результат стоит усилий.

Звёздные родители

Наталья Ионова, певица, Лида (7 лет), Вера (2 года)

«Я переживаю, когда дочки «лихачат», но всегда помню себя в их возрасте, когда хотелось лазать, бегать, прыгать…

Ежеминутно оберегать их от всего бессмысленно, иначе они не будут готовы ко взрослой жизни. Я даю им определенную свободу в играх, но стараюсь следить за обстановкой вокруг.

Например, если это детская площадка, то она должна быть оборудована каучуком, чтобы падение было не очень страшным».

Максим Маринин, фигурист, и Артемий (6 лет)

«Чтобы сформировать у ребенка самостоятельность и более правильное представление о жизни, чем дома, мы отдали его в детский сад… Наш парень без проблем адаптировался. Сейчас он уверенно ведет себя со сверстниками и может за себя постоять. Еще я привлек его к строительству дома – мы вместе возводили беседку, баню и забор. Когда-то я так же помогал своему деду…»

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/2053/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka

Как научить ребенка самостоятельности, практические советы

Самостоятельность — это результат воспитания, а не врожденное качество личности. От действий родителей зависит и как воспитать самостоятельного ребенка. Вот несколько советов:

Приглашать ребенка к обсуждению

Необходимо приглашать ребенка к обсуждению семейных дел и решений, тем более что он своим простым языком иногда может подсказать правильное решение.

Как ни странно все решения у нас принимаются за детей, а им не дается право высказать свое мнение в том или ином семейном обсуждении. Родителям проще принять решение единолично, а не выслушивать еще и другое мнение, тем более оно может не совпасть со своим.

Здесь стоит задача или согласиться или переубедить. Ваши доводы должны быть сильными и правильными, тогда ребенок с ними согласится.

Спрашивать советы у ребенка

Спрашивать совета у ребенка в делах, которые его напрямую касаются. Когда малыш был еще совсем маленьким, то все решения за него принимались мамами и они просто привыкают к этому ничего не меняя впоследствии.

Что одеть, куда пойти, чем заняться, что покушать это те вопросы, по которым надо советоваться, естественно принимая во внимание возраст.

При не совпадении мнений, как надо и что хочет ребенок, попробовать объяснить свое мнение, почему нужно сделать именно этот выбор.

Давайте выбор ребенку

Давайте ребенку делать выбор, но следует учитывать, что чем меньше ребенок, тем меньше должен быть выбор, потому что ему еще очень сложно выбрать из большого разнообразия. Рекомендуется делать выбор узкий, две, три позиции, например какой будешь смотреть мультфильм этот или этот. Это приучит к самостоятельности, выработает собственное мнение.

Помогать когда малыш просит

Помогать когда малыш просит, но следует учитывать, что здесь главное слово «когда просит», потому что родители очень любят помогать много и всегда. Как можно воспитать самостоятельного ребенка, если вы все стараетесь сделать за него.

Необходимо сократить количество помощи особенно в тех случаях, когда ребенок умеет делать это сам, если что то не получается тогда научите его просить помощи, проговорите с ним: «мама мне нужна твоя помощь», «как это сделать», «мама у меня не получается» и другие.

Развитие кругозора детей

Развитие кругозора детей, это не просто книжки, а посещение новых мест, разговоры много обо всем и на разные темы. Вокруг нас множество разных предметов, много людей и событий, которые не известны детям и они задают вопросы, эти вопросы взрослым кажутся не важными и их игнорируют.

Создавайте условия ребенку для самостоятельной игры

Давайте время и создайте условия ребенку для самостоятельных занятий и игр, предварительно напитав его своей любовью и заботой, т.е. дать ему дозу внимания, после которой он захочет остаться играть один.

Без этой дозы он будет ходить за вами как хвост в надежде получить это внимание. У детей должно быть свое приватное пространстве, если не личная комната , то по крайней мере собственный угол.

Старайтесь не отвлекать ребенка, если он чем то занят, не стоит лезть к нему с подсказками и помощью, а иначе как научить ребенка самостоятельности.

Позволяйте совершать детям ошибки

Позволяйте совершать детям ошибки, то есть если вы наблюдаете за ребенком и видите, что сейчас что- то может произойти и это не угрожает его безопасности, то позвольте этому произойти. Не нужно бросаться на помощь или лезть своими советами, когда что то не получается, если конечно он сам не попросит помощи.

Как можно воспитать самостоятельного ребенка если не дать ему право на ошибку. Старайтесь не перехватывать инициативу в том, чем занимается ваш ребенок, не пытайтесь спасать его от результатов своей деятельности, пусть он поймет, как и зачем это сделал.

В случае если он сильно переживает за свои действия, плачет, вы можете предложить свою помощь, спросив об этом.

Возможность заниматься ребенку творчеством

Возможность заниматься ребенку творчеством не должно быть исключительно вашим желанием. Родители должны показать ребенку разнообразие, пройдя с ним, какие то тестовые занятия, например танцы, рисование или лепка, то есть показать, чем можно заняться. Малыш сам созреет и выберет то, что ему интересно.

Чтобы научить ребенка самостоятельности, старайтесь выполнять свои обещания

Потому что если вы этого не делаете, то и ребенок берет за правило тоже их не выполнять. Поговорите на эту тему, расскажите, почему люди друг с другом договариваются, дают обещания и что бывает, если они не выполняются.

Читайте: Сколько можно ребенку смотреть телевизор.

Источник: https://vseprodetok.ru/dlya-roditelej/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka/

5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным

Как воспитать самостоятельного ребенка

Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Книга Елизаветы Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» поможет отказаться от принуждения и воспитать самостоятельного ребёнка с помощью вдохновляющих методов.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза.

До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям».

Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?

Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела. Например, десятилетняя девочка способна следить за своей одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и аккуратно складывать.

Как самостоятельность рождает уверенность в себе

Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:

  • требовательными,
  • неуверенными в себе,
  • склонными к депрессивным переживаниям,
  • нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.

Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу.

В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо.

Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.

Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня»

В нашем детстве мы всё больше подчинялись родительским требованиям. Когда не подчинялись — нас наказывали, а некоторых даже били. Так родители зарабатывали свой авторитет. Теперь мы выросли и знаем о последствиях такого воспитания, теперь мы ищем другие пути воздействия на детей.

«Если твердить ребёнку, что он „самый лучший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на „правильные“ слова»

1. Уверенность родителей

«Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».

В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».

На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней

Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.

Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».

2. Поддержка

Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.

3. Развитие навыка

Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.

Стадии развития самостоятельности:

1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;

2. Ребёнок выступает в качестве помощника;

3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;

4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;

5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

4. Правильные границы

«Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».

Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия

Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым.

Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями.

Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.

Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких.

Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла.

Если ребёнок не знает, с чего начать рисунок, сначала помогите ему определиться с темой и выбрать нужные цвета.

Не спешите освобождать от бытовых дел школьников. Если не хотите, чтобы выполнение уроков затянулось, лишь бы не уборка или мытье посуды. Мама и папа тоже работают, но совместный быт никто не отменял.

5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека

Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.

Поэтому формируйте положительный образ, отмечайте его поступки и поведение. Используйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».

«Пятая ступень связана с первой, так как является началом нового движения. Стараясь увидеть в ребёнке хорошие черты, показывая ему самому его сильные стороны, вы укрепляете собственную веру в то, что он может сделать следующий шаг, двинуться дальше».

Как сделать учёбу самостоятельной

Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с домашними заданиями:

  1. Организация работы (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);
  2. Исполнение домашнего задания;
  3. Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).

Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.

Родители могут подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется родителями частично.

При этом возрастает ответственность ребёнка за правильное выполнение всей работы.

Наконец родитель проверяет домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передаст контроль за выполнением ребёнку.

Источник: https://mel.fm/blog/anna-kachan1/49021-5-shagov-kotoryye-pomogut-sdelat-rebenka-samostoyatelnym

Как воспитать самостоятельного ребенка

Как воспитать самостоятельного ребенка

Самостоятельность ребенка напрямую связана с независимостью и свободой выбора, что придется признать и принять его родителям. Если вы хотите воспитать в сыне или дочери самостоятельность, будьте готовы столкнуться с решениями, которые они начнут принимать лично. Именно поэтому к таким переменам в жизни вашей семьи нужно ответственно подготовиться.

Когда мы были маленькими, мир за окном не казался таким враждебным. Детей оставляли играть во дворе в компании сверстников, спокойно отпускали одних в школу и на секции, отправляли в магазин за молоком и хлебом. В современных реалиях самостоятельность прививают другими способами. Главное – не упустить момент и не взрастить в малыше инфантильность, нерешительность и тревожность.

Да, вам будет страшно, ведь «он еще совсем кроха, у него мало знаний и опыта, без контроля взрослых он не обойдется». Ваши опасения имеют основания, поэтому у самостоятельности, которой вы хотите наградить ребенка, должны быть четкие рамки. Подчините свободу принятия решений правилам – и все будет хорошо.

Для чего ребенку самостоятельность?

Несамостоятельность равна зависимости. Дети, которых постоянно опекают, берегут и балуют взрослые, как правило, имеют заниженную самооценку. Они эгоистичны и не уверены в себе, что часто скрывается за агрессией, подхалимством или грубостью. Но случись что серьезное, они тут же побегут к взрослым, потому что внутри застенчивы, слабы духом, не приспособлены кжизни.

Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:

  • Обрел здоровую самооценку.
  • Был активным и любознательным, нашел цель в жизни.
  • Чувствовал себя нужным. Осознавал, что ему доверяют.
  • Мог сам спланировать свой день.
  • Терпеливо и спокойно занимался делом, которое ему нравится.
  • Брал на себя допустимую для его возраста ответственность.
  • Преодолевал препятствия, не теряя силу духа.
  • Умел постоять за себя и говорить «нет».
  • Активно участвовал в социальной жизни, имел друзей.
  • Всерьез воспринимал других людей, равно как и его воспринимают всерьез.
  • Чувствовал себя свободным, довольным и счастливым.

ВАЖНО: Позволить ребенку быть самостоятельным – не значит позволить ему творить все, что вздумается.

Детская самостоятельность – это необходимость и способность делать все, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.

Что мешает ребенку расти самостоятельным

Ваш ребенок – личность. Да, вчера вы кормили его с ложечки и меняли подгузники, но он все равно отдельный от вас человек, у которого есть возможность вырасти успешным или переложить всю ответственность за свою жизнь на вас.

Если вам больше нравится первый вариант, позвольте крохе уже с 1 года обрести самостоятельность, соответствующую его возрасту. Пусть исследует мир и пробует свои силы, а вы наберитесь терпения, забыв о том, что:

  • Вам некогда. Разумеется, одеть ребенка, собрать его игрушки по всей квартире, накормить или взять на руки, потому что он еле тащится по улице, исследуя каждый камешек, быстрее и проще. Но вам придется принимать условия игры. Если хотите воспитать самостоятельного ребенка, вот вам совет психологов: дайте ему столько времени, сколько потребуется на завязывание шнурков,уборку, питание, передвижение и т.д.
  • Это опасно. Падающие предметы, углы, разбивающиеся вазы – даже дома малыша подстерегает множество рисков. Ваша задача – обеспечить ему безопасную среду для реализации потребности в изучении всего подряд и снабдить необходимыми знаниями. Например: «Включенный в розетку утюг сильно нагревается и обжигает. Потрогай его сейчас, пока он теплый. Чувствуешь? Чтобы не получить ожог, никогда не трогай включенный утюг!». Личный опыт фиксируется в детской голове лучше, чем теоретические знания.
  • Он еще маленький. В любом возрасте ребенок сталкивается с проблемами, с которыми может справиться самостоятельно, наблюдая за последствиями своих действий и делая выводы. Покажите ему, куда ставить кроссовки после прогулки. У него получилось это один раз под вашим присмотром? Теперь он должен постоянно выполнять это действие без каких-либо отговорок. Сам.

Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения

  • Уберите тревожность. Большую часть действий ребенок от двух лет совершает самостоятельно. Вы можете следить за каждым его шагом, но спешить к нему на помощь стоит только тогда, когда это действительно необходимо. Но и тут нужно задать предварительный вопрос: «Тебе нужна помощь?».
  • Не «негативьте». «Не беги быстро, упадешь».

    «Не ходи туда, а то злой дядя тебя заберет». «Сейчас порежешься». «Сейчас уколешься». «Ноги хочешь переломать?». Вы все делаете правильно, если хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего на свете и прижимался к вашей юбке. Кстати, такие программы срабатывают мгновенно: ребенок бежит по дорожке и понятия не имеет, что может упасть. Но мама кричит: «Осторожно!».

    И вот уже малыш летит носом в асфальт.

  • Стимулируйте самостоятельность. При желании за ребенка можно даже играть и разговаривать. Этим вы лишаете его стимула к развитию. Поощряйте желание одеваться, есть, листать книгу, строить пирамидки и т.д.
  • Создайте атмосферу стабильности и безопасности.

    Дети моментально впитывают негатив и становятся маленькими параноиками, если их родители не соблюдают режим дня, негативно высказываются о мире, сами чего-то постоянно боятся. Окружите малыша добром, показывайте новые возможности, делайте его жизнь интересной.

  • Исключите шаблоны и стереотипы.

    Взрослый человек – это набор готовых сценариев, система ценностей и установок, полученных с личным опытом. Вы неосознанно передаете их ребенку, но вместо того, чтобы облегчить ему жизнь, они ограничивают его мышление. Процесс воспитания – это взаимный обмен. Вы учите малыша, а он учит вас.

    Подключите творчество, откройте разум, будьте готовы принимать его мысли, рассуждения и умозаключения.

Любите, общайтесь, доверяйте, помогайте развиваться – и ваши дети вырастут благополучными, понимающими, цельными личностями.

А ваш ребенок самостоятельный?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b69ab76f3eaf800ab68368c/5c950e7ebde70300b469fb24

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: