Как воспитывать взрослых детей

Содержание
  1. Воспитание взрослости — Психологос
  2. Причины внутренние и внешние
  3. Что должно быть сформировано
  4. Воспитание самостоятельности
  5. Учим ребенка уважению к взрослым
  6. Ребенок как будущий взрослый
  7. Научить уважению к взрослым – только на собственном примере
  8. Демонстрируйте соблюдение общепринятых правил
  9. Обучайте ребенка эмпатии
  10. Демонстрируйте пример уважительного отношения не только к старшим
  11. Будьте логичны и последовательны
  12. Делайте «хорошие дела» вместе с ребенком
  13. Откажитесь от гиперопеки
  14. О воспитании детей в помощь родителям
  15. Что такое воспитание ребенка
  16. Популярные школы воспитания детей
  17. Основные виды воспитания детей
  18. Воспитание детей по возрастам
  19. Как правильно воспитывать ребенка: 20 советов по воспитанию детей
  20. 5 заповедей для родителей
  21. Как правильно воспитать ребенка по типу темперамента ?
  22. Как распознать тип темперамента?
  23. Ошибки воспитания ребенка
  24. Сангвиник
  25. Флегматик
  26. Меланхолик
  27. Холерик
  28. 20 полезных советов как воспитать детей
  29. 11 проблем современного воспитания, которых не допускали наши бабушки
  30. 1. Раннее использование косметики
  31. 2. Потакание каждому капризу
  32. 3. Отдых за границей до 3 лет
  33. 4. Отсутствие домашних обязанностей
  34. 5. Отсутствие навыка письма
  35. 6. Боязнь разговоров на серьезные темы
  36. 7. Гиперопека
  37. 8. Представление о ребенке как об идеальном существе
  38. 9. Покупка игрушек и сладостей, чтобы ребенок отстал
  39. 10. Позиция слабого лидерства
  40. 11. Исключение фактора риска как такового

Воспитание взрослости — Психологос

Как воспитывать взрослых детей

Психологический инфантил — это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда. Чтобы этого не происходило, родители должны быть сильнее ребенка и последовательны в своих требованиях.

Психологический инфантил — это ребенок, которого родители приучили к тому, что он только и исключительно ребенок. Чтобы этого не произошло, у родителей должна быть программа развития ребенка, приучения его к самостоятельной и взрослой жизни.

​​​​​​​

Психологический инфантил — это ребенок, которого родители или общество соблазнили к игре «я маленький ребенок». Чтобы это не случалось, общество и родители должны быть заинтересованы в воспитании по-настоящему взрослых людей.

Причины внутренние и внешние

Основные возможные причины психологического инфантилизма внутри ребенка (и далее взрослого):

  • неумение быть взрослым (нет умения, опыта и навыков),
  • нет привычки быть взрослым (умение есть, а привычки может не быть),
  • нет желания быть взрослым (быть ребенком интереснее и легче).

Основные возможные причины извне, от неправильного воспитания:

  • сдерживание самостоятельности ребенка в то время, когда ребенок самостоятельности хотел.
  • нежелание ребенка быть самостоятельным и разрешение (вольное или невольное) взрослыми ребенком несамостоятельным быть. Может происходить в любом возрасте. Чтобы этого не происходило, родители должны иметь программму развития ребенка, приучения к самостоятельной и взрослой жизни. А для этого — быть сильнее ребенка и уметь проводить свои требования.
  • нет необходимости быть взрослым и самостоятельным. Жизнь такая, что ни за что не отвечающим ребенком прожить легко, взрослеть ни смысла, ни необходимости нет.

Социальные причины инфантилизма:

Дети растут правильно, когда их поддерживают и материнское-женское, и отцовское-мужское начало в воспитании (см. →). Сегодня в российском обществе явный перекос в женское начало и, как следствие, инфантилизм. См.→

Что должно быть сформировано

Дети и взрослые начинают вести себя как взрослые, когда имеют для этого:

  • необходимый опыт, умения и навыки,
  • взрослое поведение для них стало привычным,
  • у них есть интерес или выгода вести себя по-взрослому,
  • у них есть жизненные ценности: «Взрослым быть надо, взрослым быть хорошо».
  • у них есть убеждение (верования), что в данной ситуации именно так и следует себя вести,
  • у них личностная самоидентификация «Я — взрослый человек! У меня получается быть самостоятельным и ответственным!»
  • взрослое поведение ребенка получает подкрепление и поддержку.

Смотри Формирование качеств личности и Структура личности взрослого человека

Воспитание самостоятельности

Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:

  • создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам,
  • создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
  • создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена.

Смотри Воспитание самостоятельности

Взрослый человек

Взрослость — это не паспортный, а психологический возраст человека, определенный уровень и тип разви…

Воспитание и развитие ответственности

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе…

Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?

Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственно…

Дети не должны помогать своим родителям

Первый этап в подготовке детей ко взрослой жизни — дети шаг за шагом осваивают самообслуживание. Вто…

Человек-ребенок

Человек-ребенок — человек, взрослый по паспорту, и одновременно ребенок по личностному развитию​ — ч…

Готова ли Катя ко взрослой жизни

Одна женщина-психолог, гештальт-терапевт, за пару лет до окончания школы старшей дочерью сказала нам…

Любите детей долго и нудно!

А я их ненавижу. Всю свою псевдо-, квази- и просто педагогическую деятельность посвятил истреблению…

Кидалт

Кидалт, или взрослые дети (сокращение от англ. kid — ребёнок и англ. adult — взрослый) — взрослый че…

Кидалты — впасть в детство

В названии нет ошибки, речь не о «черных рыцарях» 90-х — кидалах. Герои нашего времени — кидалты — з…

Лучше принципиальная строгость, чем беспринципная доброта

Детей в наше время принято воспитывать как принцев и принцесс. А кто такие родители? Это их слуги. М…

  • Взрослость
  • Инфантилизм
  • Направления воспитания

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vospitanie-vzroslosti

Учим ребенка уважению к взрослым

Как воспитывать взрослых детей

Ребенок, который не уважает взрослых – это очень относительная проблема, потому что представления об уважении у всех разные.

Если чей-то сын или дочь, например, отвечает грубостью практически на любую просьбу и попытку поговорить – то, наверное, это действительно неуважение.

Если же речь идет, к примеру, о сбегании подростка на прогулку с друзьями вместо поездки на выкапывание картошки – то это, скорее, разумное желание чувствовать и удовлетворять свои потребности, а не чьи-то чужие, не имеющие к ребенку отношения как такового.

В этой статье мы попробуем разобраться, как понять, действительно ли ребенок не уважает взрослых, или взрослые просто не получают от него той беспрекословности, покорности и бесхребетности, которая была бы для них удобна и, возможно, тешила бы их самолюбие. И попытаемся выяснить, что делать, если здорового уважения к старшему поколению в ребенке и в самом деле не хватает.

Ребенок как будущий взрослый

В вопросах, касающихся субординации, уважения и самоуважения, родителям всегда важно помнить, что их сын или дочь – такой же полноценный человек, как и они сами.

Конечно, в детском возрасте, особенно в раннем, это еще довольно несмышленый человек, который не смог бы «выжить» без помощи взрослых.

Слово «выжить» мы взяли в кавычки, потому что тут имеется в виду не только банальное физическое выживание, но и приобретение необходимых знаний, навыков и умений, гармоничное развитие, социализация – словом, все то, что постепенно подготавливает ребенка к взрослой жизни.

Эта подготовка идет постоянно: сначала малыш играет в парикмахера, врача, продавца, в «дочки-матери» и тому подобное, а родители кажутся ему главным авторитетом.

Потом он начинает учиться и, что самое важное, учится учиться, и на пьедестал силы и всезнания возводит уже своих преподавателей.

А затем он осваивает, возможно, самые важные умения – пробует разные стили общения со сверстниками, пытается поставить себя в коллективе, начинает проявлять интерес к противоположному полу, и его главными авторитетами становятся уже друзья, приятели, одноклассники.

Все это – естественный ход нормального психологического развития, и если он нарушается (например, если подросток по-прежнему во всем слушается родителей и не решается высказать свою точку зрения), то по выходу во взрослую жизнь у ребенка начинаются проблемы. С общением, с принятием решений, с отстаиванием своих границ, с осознанием и реализацией своих желаний, и так далее.

Из вышеизложенного вытекают следующие важные выводы:

  1. Нельзя воспринимать ребенка, как своего подчиненного. Он находится в зависимом от родителей положении временно, да и то не по своей воле – в конце концов, это именно мама и папа захотели, чтобы он появился на свет, а родиться сразу независимым взрослым, увы, невозможно. Как только сын или дочь минуют все стадии детства и отрочества, они становятся такими же взрослыми людьми, как и их родители, не хуже и не лучше.
  1. Уважение к личности может быть только двусторонним. Если вы хотите научить ребенка уважать взрослых, то вы должны обратить внимание на то, достаточно ли вы уважаете его сами. Прислушиваетесь ли к его словам, страхам, сомнениям, учитываете ли его мнение при принятии решений, которые непосредственно на него влияют, уделяете ли ему достаточно времени и внимания в принципе. Чувствует ли ваш сын или дочь, что с мыслями, теснящимися в его/ее голове, можно прийти к вам, и вы выслушаете, услышите и поймете? Если при попытках выразить себя, дать своей индивидуальности проявиться ребенок натыкается лишь на метафорическую стену (или, что еще хуже, на обесценивание и высмеивание), то неуважение ко взрослым может быть даже ответной реакцией из-за злости и обиды.
  1. Уважение через страх – всегда плохая идея. Да, вы действительно можете научить ребенка ходить перед вами на цыпочках и приносить вам в зубах тапочки, причем даже в подростковом возрасте. Манипуляции, психологическое насилие – все это может быть до определенной степени эффективно. Можно отбирать у ребенка компьютер, можно запрещать ему видеться с друзьями, угрожать отменой долгожданной поездки или отказом в оплате любимого кружка, и заставить его делать то, что вы считаете правильным и полезным. Но то, что вы получите в ответ, будет сложно назвать уважением – скорее, необходимостью, с которой ребенок будет мириться, скрипя зубами. А во взрослой жизни он столкнется с ворохом проблем, связанных с таким отношением в детстве, да и рассчитывать на теплые доверительные отношения между ним и родителями после «вылета из гнезда» не придется. Вряд ли это то, чего вы действительно хотите для себя и своего ребенка.

Научить уважению к взрослым – только на собственном примере

Мы надеемся, что вы сделаете выбор в сторону условно «правильного» уважения, которое не только улучшит ваши собственные отношения с ребенком, но и облегчит ему нахождение в социуме во взрослой жизни. Но для того, чтобы научить сына или дочь этому самому уважению, вам придется внимательно следить и за собственным поведением. Основные советы здесь следующие.

Демонстрируйте соблюдение общепринятых правил

Уступайте места в транспорте пожилым людям, заботьтесь о родных бабушках и дедушках, с пониманием относитесь к их «причудам». При этом объясняйте малышу, что, например, бабушка уже старенькая, и ей сложно делать что-то самой, поэтому дети и внуки должны ей помогать.

При этом очень желательно, чтобы общение со старшим поколением в вашей семейной жизни действительно присутствовало.

Если из-за каких-то разногласий вы принципиально оборвете все контакты с этой частью родни, то научить ребенка уважению к старшим будет несколько сложнее, потому что перед его глазами окажется не самый лучший пример.

Понятно, что бывают такие отношения, которые невозможно терпеть и не получается изменить, но все же подумайте дважды, прежде чем ставить в них окончательную точку.

Обучайте ребенка эмпатии

Это очень важно не только в контексте того, чтобы научить ребенка уважать взрослых. Начинать можно даже с простейших сказок, которые вы читаете малышу, рассматривая с ним разноцветные картинки.

Объясняйте ему, что плачущая лисичка грустит, потому что ее обидели, прыгающий и улыбающийся зайчик радуется, что встретился с друзьями, и так далее (в зависимости от картинок и содержания сказки).

По мере взросления можно уже обсуждать эмоции реальных людей в реальных ситуациях, и свои эмоциональные отклики на какие-либо события. Не понимая всего этого, «не чувствуя» других людей, ребенок может проявлять неуважение, сам того не замечая.

Демонстрируйте пример уважительного отношения не только к старшим

Уважение к людям в принципе – это комплексное качество, которое не сводится к чему-то одному. Если вы будете при ребенке хорошо относиться к бабушкам и дедушкам, но при этом, например, хамить обслуживающему персоналу, то это окажется малоэффективно.

Вообще не так важно научить ребенка уважать взрослых, сколько важно научить его в принципе с уважением относиться к личности другого человека, даже если это дворник, уборщица или одноклассник из нуждающейся семьи.

Показывайте и объясняйте малышу, что никто не лучше и не хуже других – просто все разные, но все заслуживают уважительного отношения.

Обращайтесь к незнакомым людям на «вы», не перебивайте собеседников (и вежливо просите не перебивать вас, если кто-то это сделал), здоровайтесь со знакомыми, не забывайте о словах «спасибо» и «пожалуйста».

Будьте логичны и последовательны

Наверное, вы не раз видели картину, когда родители, которым не удается уговорить ребенка пойти туда, куда надо, говорят: «Все, я ухожу, а ты тогда оставайся здесь, пока-пока».

А потом медленно пытаются отойти, постоянно оборачиваясь, или возвращаются – словом, само собой, никуда не уходят и не оставляют ребенка на произвол судьбы посреди улицы. В результате малыш понимает, что словам родителей, даже сказанным серьезным тоном, особо верить не стоит – вполне возможно, что они все равно поступят иначе.

И он начинает «тестировать» маму и папу, не слушаться, наблюдая за последствиями своего поведения, а сами взрослые сетуют, что ребенок их не уважает.

Поэтому следите за тем, что говорите и делаете. Чтобы научить детей уважению, очень важно, чтобы их собственные родители были людьми слова.

Не давайте обещаний и не придумывайте наказаний, которые не собираетесь выполнять. А если сказали, что за такой-то проступок ребенок будет наказан таким-то образом – делайте это.

Такой подход потребует от вас большего внимания к своим словам и поступкам, но он того стоит.

Делайте «хорошие дела» вместе с ребенком

Это особенно подходит для маленьких детей, которые очень любят делать что-то «взрослое» с родителями. Например, испеките вместе кекс для одинокой бабушки-соседки. Или купите цветов и сходите на парад 9 мая, поздравьте ветеранов.

Если речь идет о чем-то простом, то вы можете просто натолкнуть ребенка на нужную мысль: например, попросить его отнести дедушке чашку чая или ненавязчиво узнать, не хочет ли он позвонить бабушке, поболтать с ней и заодно справиться о ее самочувствии.

Откажитесь от гиперопеки

Достаточно часто необходимость научить ребенка уважению ко взрослым возникает в тех семьях, где с него буквально сдувают каждую пылинку, исполняют все его прихоти. В результате у него возникает представление о себе, как о центре мира, о самом важном и ценном человеке, из-за чего и формируется неуважительное отношение ко всем остальным.

Дети – это, конечно, цветы жизни. Но, как уже было сказано, они будущие взрослые, не хуже и не лучше других. Поэтому уважайте не только их, но и себя. Грубо говоря, если у вас есть буханка хлеба – разделите ее на равные части, и отдайте ребенку лишь одну из них.

Не соглашайтесь третий год ходить в той же куртке, лишь бы купить сыну/дочери более модную обновку. Не оказывайтесь от долгожданного отдыха потому, что ребенку лень самому делать домашнее задание.

Словом, ищите баланс между заботой, вниманием и самоуважением, собственными интересами и занятиями.

И, конечно же, любите своего ребенка и не стесняйтесь говорить ему о своих чувствах, показывать их – даже если вам кажется, что ему это не нужно.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/uchim-rebenka-uvazheniyu-k-vzroslym/

О воспитании детей в помощь родителям

Как воспитывать взрослых детей

Каждый заботливый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Однако само по себе счастье в дом обычно не приходит. Оно формируется под воздействием атмосферы, которую в семье выстраивают мама и папа. Так, любым детям для счастья нужны любовь, забота, внимание и… воспитание.

Что такое воспитание ребенка

Воспитание детей – это деятельность, способствующая формированию ребенка с целью его разностороннего развития и привития ему определенных нравственных норм. Это долгий 18-летний проект, в котором главная роль отводится родителям. И роль это, конечно, деятельная, а не просто стороннего наблюдателя, смотрящего на детей по принципу «пусть вырастет то, что вырастет»

Воспитание детей — процесс серьезный и ответственный. В одной мудрой книге говорится — «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем». Поэтому от воспитания детишек в семье будет напрямую зависеть будущее их самих, а также их семей и всего поколения в целом.

Правильный подход к воспитанию позволяет из мальчиков и девочек вырастить самостоятельных сильных личностей. А неправильный подход создает детишкам, а потом и взрослым людям, которые из них получаются, множество трудностей и проблем.

Воспитание детей – это системный комплексный подход к формированию личности ребенка. В ходе воспитания мальчикам и девочкам прививаются полезные умения и навыки, даются знания, объясняются нравственные нормы поведения. Развитие ребенка должно быть гармоничным. Нужно развивать малыша физически, нравственно и творчески.

Воспитание детей не приравнивается только к наказанию ребенка. Оно включает в себя:

  • наставление,
  • обучение,
  • исправление.

Хотя в воспитании детей применяются различные методы, но их основу составляют три главных понятия. Именно они позволяют воспитать детей зрелыми, ответственными и уравновешенными людьми. При этом сами детишки будут расти в наиболее благоприятных для них условиях, будут счастливыми и жизнерадостными.

Итак, основной успешного воспитания детей являются:

  1. Любовь. Именно любовь позволяет заботиться о ребенке не только физически, но еще эмоционально и нравственно. Любящий ребенок понимает, что когда родители ставят перед ним какие-то ограничения или даже наказывают его, то это делается для его же блага. Также любовь побудит хвалить малыша, и не быть с ним слишком суровым.
  2. Благоразумие. При воспитании мальчиков и девочек нужно учитывать все их обстоятельства, особенности, способности и пределы возможностей. Важно не требовать от ребенка лишнего, но и не быть к нему чрезмерно попустительным. Также не нужно сравнивать детей между собой: каждый ребенок неподражаемая личность и подход здесь должен быть индивидуальный.
  3. Последовательность. У родителей слова не должны расходиться с их делами. Если ребенок услышал, что за плохое поведение его накажут, то нужно обязательно сдержать свое слово. Также в семье не должно быть двойных норм. Нельзя учить ребенка, к примеру, переходить дорогу только на зеленый свет, а самим перебегать и на красный.

Воспитание детей – это годы самоотверженного труда, который требует много времени и сил. Однако процесс это приятный, и чаще всего вознаграждающийся. В противном случае: «Ребенок, которому родители позволяют делать все, что угодно, опозорит мать». Так что прилагать усилия по воспитанию детей нужно обязательно, хотя это и не всегда легко.

Популярные школы воспитания детей

Современная психология знает различные виды концепций воспитания детей. Однако в рамках данной статьи мы не можем подробно рассказать обо всех направлениях воспитательной детской психологии. Остановимся только на самых популярных.

Популярные школы воспитания детей:

  1. Система Макаренко. Наш соотечественник неслучайно включен ЮНЕСКО в ТОП-4 величайших педагогов прошлого века. Эффективно работающая методика воспитания Антона Макаренко заключается в объединении детей в коллектив и причастности каждого из них к общему делу. Также ребенок должен сам принимать решение и нести за него ответственность. Кроме того, дети обязательно должны трудиться и подчиняться разумной дисциплине.
  2. Система Монтессори. Получила название от популярного итальянского педагога Марии Монтессори. Основой ее системы является всестороннее содействие ребенку в самостоятельном познании мира. При этом обучение предполагается в максимально свободной форме с учетом индивидуальных способностей и предпочтений мальчика или девочки.
  3. Система Дьюи. Американский педагог Джон Дьюи наряду с Макаренко и Монтессори тоже входит в четверку выдающихся педагогов ХХ века. Его система заключается в воспитании личности, умеющей приспосабливаться к любым ситуациям в жизни. Акцент в ней делается на обучение ребенка с самого малого возраста навыкам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни и будут ему реально полезны, а не относятся к так называемым знаниям «для общего развития».
  4. Система Кершенштейнера. Немецкий педагог Георг Михаэль Кершенштейнер тоже входит в ТОП-4 великих педагогов по версии ЮНЕСКО. Его система воспитания основана на обучении детей, имеющей высокий уровень наглядности — с многочисленными картинками, образцами, экскурсиями и практическими работами. Кершенштейнер выступал за ручной труд для детей, проведение широкой опытной и лабораторной деятельности.
  5. Система Икудзи. Это воспитательная методика Японии. Основана на вседозволенности для ребенка от рождения и до 5 лет. Затем в период от 5 до 15 лет японского мальчика или девочку уже ждали строгость и ограничения, а с 15-летнего возраста с подростком начинали говорить как со взрослым человеком и спрашивать с него соответствующим образом.

Подробнее о школе Икудзи – обзорная статья о методике на Эвио-Клаб.

6. Немецкая система. Главным в ней является четкость и организованность каждого аспекта жизни ребенка. Здесь все выстроено в строгую систему по времени и качеству – прием еды, игры, сон, учеба. Также четко подразделяется, где малыш может иметь свое мнение и желания, а где ему приходится безукоризненно выполнять требования взрослых.

Также есть еще другие подходы к воспитанию детей. Например, по гендерному признаку: как правильно воспитывать мальчиков, а как – девочек. Кроме того, существуют гуманистическая и дифференциальная психология по воспитанию детей, и так далее.

Основные виды воспитания детей

Теперь мы остановимся на наиболее типичных видах воспитания детей. Они были разработаны не психологами, а подсказаны самой жизнью. Ученые только их классифицировали. Возможно, вы сможете увидеть в них свой вид воспитания (о чем, вероятнее всего, ранее вы даже не догадывались) и определить свои проблемы общения с сыном или дочкой.

Концепции воспитания детей имеют следующие виды:

  1. Авторитарное воспитание. Основано на том, что дети во всем беспрекословно должны слушаться маму и папу. Здесь у ребенка не может быть своего мнения. Формы воспитания сводятся к нравоучением и нотациям. Мальчика или девочку подавляют родительским авторитетом, что обычно приводит к психологическим травмам. Особенно в подростковые годы, когда ребенок постепенно должен выходить из опеки родителей. У него будет куча обид, которые будут формировать огромное количество проблем в будущем.
  2. Потакающее воспитание. В данном случае ребенок не знает, что такое слово «нет»: ему все позволяется, и в семье он является центром вселенной. Ему создаются условия тепличного растения: когда все делается за него, а он отдает родителям только приказания. Мамы и папы изо всех сил стараются, чтобы их чадо было всегда довольно. Однако, когда ребенок выходит в социум, он быстро понимает, где он и где центр вселенной. И нередко на этом мальчик или девочка психологически ломаются. К тому же, по отношению к родителям и окружающим он проявляет избалованность и эгоизм, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
  3. Развивающее воспитание. Родители ставят задачи дать своему ребенку максимальное развитие. Они стремятся заинтересовать его музыкой, рисованием, спортом, хореографией, вокалом и так далее. Конечно, развитие творческих способностей ребенка и его физическая активность – дело нужно. Но всего должно быть в меру. Ребенок не может быть постоянно занят. Он должен также играть и отдыхать: так он познает мир в естественной для него форме. Обсуждаемый тип воспитания грозит ребенку перенапряжением, срывом из-за того, что он него слишком много всего ожидают, заниженной самооценкой. Также родители при активном развитии малыша забывают прививать его моральные и этические нормы.
  4. Программирующее воспитание. Родители пытаются вырастить из ребенка того, кем они не стали сами. Они не учитывают желания и способности мальчика или девочки, а закладывают в него программу развития, которая, как им кажется, будет для него самой лучшей. Такое воспитание подавляет психику маленького человечка, а в случае неуспеха в обозначенной родителями теме у него будет и заниженная самооценка. В будущем он также будет не лидером, а только послушным исполнителем, независимо от своих собственных желаний.
  5. Эпизодическое воспитание. Бывает, что мамы и папы настолько заняты на работе, что на собственного ребенка у них не остается времени. С сыном или дочкой они видятся редко и разговаривают мало. В основном, общаясь с ним, они сразу же дарят ему подарки, а воспитанием детей занимаются няни, родственники, друзья, учителя, знакомые. Дети привыкают получать от родителей только материальное, у них нет близких, доверительных отношений, они воспринимают их по принципу — «давай и уходи».
  6. Личностно-ориентированное воспитание. Является наиболее благоприятным видом воспитания для ребенка. Родители развивают мальчика или девочку гармонично. Учитывают его мнения и желания, но не во всем ему потакают. Детей учат самостоятельности, уважать других, отстаивать свое мнение, общечеловеческим ценностям. При этом его развивают, к примеру, используя такой вид детского творчества как рисование, но в меру.

Подробнее о развитии творческих способностей детей – статья о изобразительной деятельности на Эвио-Клаб.

Воспитание детей по возрастам

При воспитании детей обязательно нужно учитывать психофизические особенности, которые у мальчиков и девочек на разных возрастных этапах совершенно различные.

Основные периоды развития ребенка по возрастным группам выглядят следующим образом:

  1. Дошкольный период. Возраст детей здесь — с рождения и до 7 лет. Ребенок всему активно учится и быстро познает мир. Именно в это время его мозг работает наиболее активно, и как губка все в себя впитывает. Происходит становление малыша как личности.

Для большинства детей это наиболее счастливый период в жизни, хотя и детских страхов в указанное время формируется немало. Ну, а чтобы у малыша не формировались страхи, не нужно ему читать страшные сказки или пугать бабайками, цыганами и полицией. Обычно дети боятся того, чего боятся их заставляют взрослые.

Подробнее о детских страхах – причины и как с ними бороться в статье на Эвио-Клаб

В начальный период своей жизни малыш особенно нуждается в любви, заботе, внимании, развитии и формировании нравственных качеств. Причем отдельно принято выделять время до года (младенческий период) и время, проведенное им в детском саду (дошкольный период). Везде есть свои особенности воспитания.

В целом же с малышом нужно много играть, читать ему добрые сказки и небольшие рассказы. Еще все дети в указанный период очень любят рисовать. Поддержите такое увлечение ребенка. Пусть он раскроется в рисовании. Это вид детского творчества, который разовьет его моторику, фантазию, восприятие цвета, форм, научит быть более наблюдательным и усидчивым.

  1. Младший школьный период. Речь идет о возрастной группе с 7 до 12 лет. При воспитании нужно учитывать характерные особенности ребенка, его темперамент, сглаживать и переводить в благоприятное русло нежелательное развитие мальчика или девочки.

К примеру, нужно учить его управлять своими эмоциями, когда кто-то обидел. Известно мудрое выражение — «обида гнездится в сердце глупых». И, на самом деле, если с обидой вовремя не справиться, то она принесет обидевшемуся человеку больше вреда, чем пользы.

Школьников нужно развивать физически, умственно и нравственно. Здесь должно быть много игр и наглядных примеров. Нужно поддерживать те творческие или спортивные интересы, которые ребенок сам выбирает. Познавательный процесс на этом этапе связан больше с социумом. Поэтому для детишек в этом возрасте важны групповые виды деятельности: младшие школьники от них в восторге.

  1. Старший школьный возраст. Возраст подростков – это с 12 до 17 лет. Они не случайно называются у детских психологов кризисные годы. Человек активно формируется как самостоятельная личность и стремится выйти из-под влияния родителей и учителей.

По мере взросления такую свободу ребенку обязательно нужно давать. При этом поведение подростка может быть неуравновешенным и противоречивым.

Здесь нужно чаще заниматься с юношей и девушкой общими делами, разговаривать с ним, выслушивать и стремиться понять.

Причем важно не критиковать и не раздражаться, а стать для своего ребенка в этот непростой для него переходный период другом и советчиком.

Но, конечно, на бумаге рассказывать о том, как воспитывать детей, просто. На самом деле, воспитание сына или дочки это, долгий, тяжелый и кропотливый труд. Однако именно в нем заключается счастье как детей, так и родителей. И пренебрегать им ни в коем случае не нужно.

В помощь родителям мы выпускаем уникальные статьи о детях, их готовят психологи с профильным образованием, у нас вы можете найти:

Статьи о детях, воспитании и развитии ребенка

Как помочь ребенку по учебе

Упражнения и игры для детей и родителей

Источник: https://evio-club.com/statiy/vospitanie-detey-statiy/v-pomoshh-roditelyam/

Как правильно воспитывать ребенка: 20 советов по воспитанию детей

Как воспитывать взрослых детей

Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но его можно воспитать так, чтобы он был счастливым». Хорошие родители стараются вырастить успешных, счастливых детей, но далеко не все знают, как это правильно делать.

Некоторые полагаются на собственные знания и умения, другие ориентируются на пример своего воспитания. И те, и другие часто допускают ошибки.

Чтобы этих ошибок было как можно меньше, предлагаем узнать полезные советы о том, как воспитать детей, от Coral Travel.

5 заповедей для родителей

  1. Запрет, значит, запрет. Типичная ситуация: ребенок просит конфету, мама отвечает «Нет», но, как только слышит крик и плач, твердое «Нет» превращается в «Хорошо, только не реви». Это распространенная грубая ошибка многих родителей. В подобной ситуации дитя понимает, что слово мамы или папы не «закон», желаемого легко достичь.

    Это подрывает авторитет родителей в глазах малыша и провоцирует последующие капризы и непослушание. Советуем изменить формулировку: «Не сейчас», «Позже, потому что…».

  2. Единое мнение взрослых в семье. Папа запрещает, но мама разрешает. Еще одна частая ошибка родителей. Дети быстро адаптируют свое поведение по отношению к взрослым и этим пользуются.

    Между родителями должно быть полное согласие в моделях и правилах воспитания.

  3. Табу на выяснение отношений при детях. Разногласия бывают у всех, но важно научиться не спорить в присутствии детей. И уж тем более если это касается их воспитания. Решать, как воспитывать ребенка, родители должны наедине.
  4. Гармония в семье.

    Ребенок, как лакмусовая бумажка, отражает внутреннюю ситуацию в семье. Раздоры между родителями, напряженная обстановка отражаются на психическом состоянии детей.

  5. Отказ от сравнения с другими, особенно в период взросления. «Вот посмотри, какой Петя молодец», — ошибка, которая влечет недоверие, провоцирует комплексы и чувство неполноценности.

    Принимайте и любите детей такими, какими они есть.

Как правильно воспитать ребенка по типу темперамента ?

Многие родители даже не догадываются, что модели воспитания должны зависеть от типа темперамента у детей. Не стоит путать понятие темперамент и характер.

Темперамент — это врожденное качество, а характер формируется при взаимодействии с внешним миром. Дети с разным темпераментом на одну и ту же ситуацию или модель поведения реагируют по-разному.

Это особенно явно замечают семьи, где несколько деток: один на замечание мамы обижается и плачет, другой продолжает спокойно играть.

Как распознать тип темперамента?

Чистые типы нервной системы практически не встречаются. Чтобы распознать ведущий тип, необходимо присмотреться к чаду и его поведению в разных ситуациях.

  • Сангвиник — не бывает перепадов настроения, высокая активность, быстро засыпает и просыпается.
  • Меланхолик — быстрая утомляемость, чрезмерная чувствительность, трудная адаптация к новым условиям.
  • Холерик — высокая эмоциональность, быстрая реакция и громкая речь, тревожный сон, рассеянное внимание.
  • Флегматик — настойчивость, длительный сон (более 10 часов), медлительность, терпеливость, низкая эмоциональность.

Ошибки воспитания ребенка

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Наиболее частые ошибки и методы их решения по каждому типу темперамента:

Сангвиник

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

  • Верить обещаниям «потом» и «после» — сангвиникам свойственно откладывать требование родителей на потом.
  • Чрезмерная похвала.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Требовать выполнение задания «здесь» и «сейчас».
  • Всегда оставлять зону роста – хвалить, но всегда говорит, что ребенок может сделать лучше.

Флегматик

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

  • Объяснять на словах.
  • Поощрять пассивность.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Показывать действие на примере.
  • Повышать и поощрять активность в социуме.

Меланхолик

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

  • Наказывать за плохую успеваемость в школе.
  • Стыдить при посторонних.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Ставить простые задачи и хвалить за их выполнение.
  • Выделять сильные стороны и способности при посторонних.

Холерик

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

  • Проявлять агрессию и раздражительность в присутствии ребенка.
  • Чрезмерная опека.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Разговаривать с ребенком тихо и спокойно, даже иногда шепотом для повышения его внимания.
  • Развивать самостоятельность.

Более подробно узнать, как нужно воспитывать ребенка в раннем возрасте, расскажет психолог Дмитрий Карпачев.

Наказывать нельзя простить: нелегкая задача для родителей.

Наказание — неотъемлемая часть воспитания детей. С этим согласны и родители, и психологи. Важно не путать «наказание» с понятием «жестокое обращение».

Последнее подразумевает унижение и оскорбление личности, будь это словесно или посредством физического действия.
Цель наказания — заставить увидеть вину и последствия непослушания.

Если вы грубо отчитаете или ударите малыша, вместо понимания причинно-следственного действия получите в ответ обиду и злость. Наказание должно основываться исключительно на ограничении.

20 полезных советов как воспитать детей

Современная педагогика дает наставления родителям: ребенок — это полноценный член социума, между детьми и взрослыми должна быть полная демократия, обоснованная на доверии и договоренности. Но, как только дело доходит до практики, все эти учения превращаются в бесполезный набор слов. Coral Family собрал 20 советов, которые помогут воспитать счастливых детей.

  1. Формулируйте правила и требования правильно. Зачастую родители говорят детям слова «нельзя», «не лезь», «не трогай». Малыш, движимый потребностью познавать мир, не понимает, что такое «нельзя» и почему «не трогай собачку». Дети нуждаются в конкретных указаниях и требованиях: «Убери руку от розетки и подойди к маме».
  2. Поясняйте свои требования с точки зрения заботы. Не говорите «надо закапать глаза», а скажите «я хочу, чтобы твои глазки были здоровы».
  3. Оставляйте неудачи и проблемы за пределами детской комнаты. Часто взрослые раздражаются и срываются на детях из-за бытовых проблем. Ребенок считывает и как датчик реагирует на эмоциональное состояние родителей.
  4. Объясняйте, что все требования взрослых обусловлены интересами детей и выдвигаются ради их блага. Не пытайтесь послушания малыша добиться авторитарным способом. Ваши слова закон, но поясните, почему требование важное для исполнения.
  5. Говорите «правильные» слова критики. Воспитать ребенка как полноценную личность не получится, если все время его унижать. Следите за тем, что говорите в момент своего раздражения. Указывайте конкретные действия, которые вызывают вашу ярость: не «я злюсь, потому что ты болван», а «я злюсь, потому что ты ослушался».
  6. Всегда поддерживайте тесный контакт с детьми. Не ищите поводов для объятий и поцелуев. Дети в любом возрасте должны чувствовать любовь.
  7. Верьте в благие намерения детей. Если ребенок что-то сделал неправильно, не спешите его винить. Дети совершают ошибки лишь по своей неопытности, а не из вредности. Задача родителей — научить понимать, что хорошо и что плохо.
  8. Не учите тому, что сами не умеете. Родители — примеры для подражания, поэтому в ответственности за свои действия и поведение перед детьми. Хотите, чтобы малыш говорил правду, никогда не врите сами.
  9. Анализируйте свое поведение. Действия ребенка зачастую вызваны поведением родителей. В конфликтной ситуации проанализируйте свое поведение и сделайте выводы.
  10. Принимайте решения в спокойном состоянии. Если вы злитесь и раздражены, стоит отложить принятие любых решений. Помните, слова и тем более действия, принятые сгоряча, могут быть разрушительными.
  11. Спокойствие, только спокойствие! Агрессия — худшее, что могут дать родители детям. Учитесь сдерживать эмоции, контролировать себя.
  12. Не учите детей жертвовать своими интересами ради других. Всегда показывайте ребенку, что его мнение важно, учитывайте его слова и желания.
  13. Верьте в успех и способности детей. То, как человек будет видеть себя в социуме, полностью зависит от родителей. Если есть неудачи, никогда не говорите, что ребенок неспособный. Подбадривайте и оказывайте поддержку его начинаниям.
  14. Во время конфликта старайтесь не критиковать, не указывать на недостатки. Если что-то не получается, скажите: «Я знаю, что ты можешь лучше». Это гораздо полезнее слов «Я так и знал, что ты ни на что не способен».
  15. Проявляйте твердость и стабильность решений. Если сказали, что ребенок не получит игрушку, пока не выполнит задание, не стоит менять свое решение. Ваши слова должны быть действенными.
  16. Стройте доверительные отношения с детьми, не отталкивайте их от себя. Взаимное доверие — главное правило в достижении гармонии в семье.
  17. Развивайте мышление ребенка, давайте ему возможность думать и рассуждать самостоятельно. «Почему я тебя наказал?», «Что ты сделал неправильно?». Самоанализ — мощнейшее оружие на пути к пониманию своего действия. Это касается и родителей.
  18. Прививайте ребенку самостоятельность. Не спешите говорить: «Ты еще маленький», «Ты не сможешь», «У тебя не получится». Пусть малыш все пробует делать самостоятельно, сначала понемногу и под контролем взрослых. И радуйтесь его успехам.
  19. Поощряйте детей больше, чем наказывайте. За все, что малыш делает хорошо, хвалите его и поощряйте. Похвала — мотивация желаемого поведения.
  20. Любите детей такими, какими они есть. Позволяйте чаду быть самим собой: капризным, плаксивым, обидчивым и прочее. Показывайте, что любите его в любой ситуации.

Ребенок, как ненаписанная книга, какой зададите сюжет, таким будет его развитие. Помните, что дети — это счастье и радость в жизни каждого взрослого. Так есть ли смысл срываться по мелочам?

Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но его можно воспитать так, чтобы он был счастливым». Хорошие родители стараются вырастить успешных, счастливых детей, но далеко не вс…

Источник: https://sunfamilyclub.net/ru/blog/20-porad-yak-pravilno-vihovuvati-ditinu-shkola-molodih-batkiv

11 проблем современного воспитания, которых не допускали наши бабушки

Как воспитывать взрослых детей

В 1946 году в Великобритании было запущено длительное исследование, в рамках которого ученые отслеживали жизнь всех детей, рожденных в одну неделю.

В исследовании принимали участие и матери: по их мнению, быть хорошим родителем несложно: достаточно проявлять эмоциональное тепло, говорить с ребенком, слушать его и выполнять еще несколько простых правил.

Мамы и папы в XXI веке подходят к воспитанию более основательно, причем нередко себе же в ущерб.

AdMe.ru проанализировал, к каким ошибкам ведет такой подход, и выяснил, почему иногда к родительству стоит относиться проще.

1. Раннее использование косметики

© depositphotos   © depositphotos  

Кто из девочек не красился тайком маминой помадой в далеком детстве? Сегодняшние маленькие леди шагнули дальше и вовсю наводят марафет перед школой или прогулкой с подружками.

По данным маркетингового исследования, в США более половины детей в возрасте от 12 до 14 лет пользуются декоративной косметикой, в частности карандашами для глаз и бровей, тенями и тушью.

45 % из них наносят тональный крем или консилер, 33 % — румяна и бронзер, 10 % окрашивают волосы.

И если найти косметику, которая не содержит вредных компонентов, можно, то с психологическими последствиями не все так просто.

В самом запущенном случае девочка получит так называемый синдром принцессы: эгоцентризм, склонность к театральному поведению, убежденность в собственной исключительности и, как следствие, потребительское отношение к жизни.

Вспомните свое детство: в 14 лет за косметику и высокие каблуки завуч могла сделать выговор.

2. Потакание каждому капризу

© depositphotos  

Новая игрушка прямо сейчас, а не ко дню рождения или на Новый год? Фотосессия каждый месяц? В школу — только в костюме от Tommy Hilfiger и с модной стрижкой? «Главное — быть не хуже других и подарить счастливое детство» — так рассуждают родители, которые тратят на ребенка слишком много денег.

Желание соответствовать мнимой норме вырастит человека, который не умеет распоряжаться финансами. Он будет концентрироваться исключительно на материальном аспекте жизни, а такие вещи, как эмпатия и сострадание, такому ребенку (а позже и взрослому) будут чужды.

3. Отдых за границей до 3 лет

© depositphotos   © depositphotos  

Если вы регулярно отправляетесь в путешествия, то наверняка замечали на курортах и в любимых туристами городах семьи с грудными детьми. Поездки могут вызывать стресс, особенно на этапе подготовки. Отпуск с маленькими детьми подразумевает более детальное планирование.

Добавьте сюда акклиматизацию, перелеты или долгое путешествие на поезде — такой отдых станет испытанием и для родителя, и для ребенка. Кроме того, мы сохраняем воспоминания лишь с определенного возраста, а именно с 3,5 лет: дети помладше просто не запомнят тех красот, что вы хотели бы им показать. Поэтому брать с собой ребенка младше этого возраста нецелесообразно.

4. Отсутствие домашних обязанностей

© depositphotos   © depositphotos  

82 % нынешних взрослых признались, что в детстве у них были обязанности по дому: уборка, мытье посуды, забота о питомце и так далее. В то же время всего 28 % людей регулярно поручают подобную работу собственным детям.

Это можно объяснить: у наших бабушек не было посудомоечных машин, роботов-пылесосов и другой техники, которая сильно упрощает уход за домом. Но зато в случае отключения электроэнергии мы не попадали в безвыходное положение.

Поэтому выполнение домашних дел необходимо ребенку: оно формирует более самостоятельную личность, прокачивает навыки коммуникации с друзьями и родными, а также воспитывает чуткость, умение заботиться о ближнем. Чтобы выработать у ребенка позитивное отношение к работе, благодарите его: это повысит его самооценку и вовлеченность в дело, в отличие от денежной стимуляции.

5. Отсутствие навыка письма

© depositphotos  

Потребность писать что-либо от руки, кажется, уходит в прошлое: у всех есть смартфоны, планшеты, ноутбуки и так далее. Навыкам письма в школах уделяется все меньше внимания, и очень зря. Они взаимосвязаны с мелкой моторикой, сказываются на уровне грамотности, усвоении иностранных языков.

Когда мы пишем что-то на бумаге, мозг получает обратную связь, формируется координация зрения и движения, чего не происходит при наборе текста на клавиатуре. Один из опросов показал, что сегодняшние старшеклассники все чаще используют неформальные речевые обороты в официальном общении. Все это оказывает влияние на общую успеваемость ученика.

6. Боязнь разговоров на серьезные темы

© depositphotos  

Переезд в другой город или страну, развод, смерть — далеко не каждый современный родитель решится обсудить эти темы с ребенком, боясь нанести ему психологическую травму. Но дети начинают осознавать необратимость смерти примерно с 4 лет. Замалчивание нанесет более серьезный урон психике: рано или поздно дитя столкнется с неприятным явлением и не будет знать, как правильно его пережить.

Не стоит делать из ребенка тепличное растение: здоровая личность должна уметь испытывать не только положительные эмоции, но и негативные. Лучшее, что могут сделать мать и отец, — провести разговор максимально спокойно и мягко.

7. Гиперопека

© depositphotos   © pixabay  

Качество жизни во всем мире по сравнению с предыдущими поколениями постоянно улучшается, а технологии позволяют автоматизировать многие процессы в доме. У людей появляется больше свободного времени, которое молодые и не очень мамы тратят, в том числе, на чрезмерную заботу о ребенке.

В результате он вырастает беспомощным, неспособным самостоятельно решать проблемы и глубоко несчастным. Из-за попытки родителей реализоваться в детях последние с малых лет живут с постоянным чувством тревоги. Авторитарный стиль воспитания (гиперопека — одна из его разновидностей) в худшем случае может привести к попыткам суицида во взрослом возрасте.

8. Представление о ребенке как об идеальном существе

© depositphotos  

До такой степени, что любой негативный (хотя и справедливый) отзыв вызывает стремление доказать обратное и даже агрессию. Вместо этого попробуйте корректно рассказать ребенку о своих ожиданиях от него и поясните, зачем ему самому это нужно. В ходе эксперимента выяснилось, что «эффект Пигмалиона» работает: ожидания родителей влияют на успеваемость детей.

Кроме того, важно понимать разницу между обоснованной и необоснованной критикой и научить этому ребенка. Другое ценное качество — способность не обращать внимание на мнение незначимых людей.

9. Покупка игрушек и сладостей, чтобы ребенок отстал

© depositphotos   © depositphotos  

Супермаркет, перегруженная тележка с продуктами и ребенком, бесконечные просьбы купить шоколадку или киндер-сюрприз и, наконец, сдавшаяся без боя мать. Знакомая ситуация? Если она повторяется из раза в раз, вы легко вырастите манипулятора.

Чтобы не потакать капризам ребенка и не вызывать бурю негодования у других людей в очереди, следуйте простым правилам: по возможности не берите ребенка в супермаркет или воспользуйтесь доставкой продуктов. Не получилось — плотно накормите его перед тем, как пойти в магазин, чтобы желание что-нибудь съесть возникло с минимальной вероятностью.

10. Позиция слабого лидерства

© depositphotos  

Родители не всегда могут установить личные границы, позволяя детям садиться себе на шею в прямом и переносном смысле. Они боятся проявить твердость, оправдываясь фразами вроде «Ну он же ребенок». Например, вас не радуют еженедельные траты вашего чада в кафе: вы ворчите, но продолжаете выдавать нужные суммы, отказывая себе в том, что действительно необходимо.

Неспособность взрослых сказать «нет» приведет к тому, что они будут восприниматься слабыми, а отпрыск не научится уважению. Умение очертить границы и установить дисциплину (в разумных пределах) даст понимание, до какой степени можно вторгаться в жизнь другого человека, и создаст здоровый микроклимат в семье.

11. Исключение фактора риска как такового

© depositphotos   © depositphotos  

Мы проводили все детство на улице, возвращаясь домой затемно. Мама и бабушка были спокойны: достаточно было выглянуть в окно, чтобы понять, что с нами все в порядке.

В современных реалиях родители иной раз опасаются разрешать сыну или дочке возвращаться после уроков в одиночку. В этом есть смысл, но не стоит доводить ситуацию до абсурда.

Недавно психологи выяснили: если ребенок не сталкивался с малейшими и естественными неприятностями, у него формируются страхи и комплексы.

Например, малышу запрещалось кататься на велосипеде, чтобы избежать падений. Подростка ограничивали в отношениях с противоположным полом, чтобы он не грустил после расставания. Для достижения эмоциональной зрелости приходится испытывать и негативный опыт. Берегите своих детей, но знайте меру.

А какие правила воспитания детей вы бы позаимствовали у ваших мам, пап, бабушек и дедушек?

Фото на превью depositphotos, pixabay

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-semya/11-osobennostej-sovremennogo-vospitaniya-iz-za-kotoryh-nyneshnie-roditeli-proigryvayut-nashim-babushkam-2174765/

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: