Как выявить одаренность

Одаренный ребенок в классе: как распознать и как организовать? – EduNeo

Как выявить одаренность

Одарённые дети — это особый контингент школьников. Их не так уж и много, но они требует особого к себе внимания. Тут и возникают проблемы по организации взаимодействия с ними в текущем процессе школьного обучения.

Что такое одаренность?

В книге голландских авторов Монкc Ф. и Ипенбург И.

 одарённость представлена как потенциал, который может проявить себя (и тогда ярко выраженные неординарные способности ребёнка в той или иной области или в нескольких сразу проявятся в полной мере), а может так и остаться лишь потенциалом, которому никто не поможет реализоваться. И именно педагог, чуткий и неравнодушный, способен «подтолкнуть» ребёнка, пока не сошла на нет его потребность в развитии, ведь совершенствование любой способности требует руководства и стимуляции.

Довольно часто в школьной жизни невыявленная одарённость проявляет себя так: очень энергичные, любознательные, непоседливые,скучающие на уроке, так как успевают всё понять и осмыслить гораздо быстрее сверстников, следовательно, у них остаётся много свободного времени, которое надо чем-то занять. И если учитель не даст им вовремя интересное задание, не сумеет продуктивно организовать их пребывание на уроке, то проблемы с дисциплиной неизбежны. Вот здесь и начинается совместное сотрудничество педагога, психолога, семьи ребёнка и самого «субъекта» обучения.

Как же распознать одарённого ребёнка?

Монкс и Ипенбург предлагают многофакторную модель одарённости, которая позволит определить, относится ли ребёнок к данному контингенту:

  • В личностном плане у таких детей должны наблюдаться превышающие средний уровень интеллектуальные способности, креативность и повышенная мотивация к обучению,
  • Ещё три немаловажных элемента — семья, школа и сверстники.

С помощью наблюдений и психологических тестов, скоординированной работы с родителями выявляется основной вектор одарённости ребёнка и выстраивается индивидуальная траектория обучения.

 То есть, чтобы дать возможность одарённым детям полноценно развиться, школа должна предложить им дополнительную к основной программе деятельность.

Для этого организуются факультативы, мастер-классы, сотрудничество с музеями, культурными и научными центрами, а также возможность расширенного и углублённого изучения интересующих их предметов.

На конкретных уроках это можно организовать, используя новые формы работы и задания повышенной сложности по интересующему ребёнка предмету.

И тут на помощь учителю приходит, конечно же, дополнительные интернет-ресурсы.

Уже создана прекрасная база ресурсов, позволяющих не только заинтересовать ребёнка школьным предметом, но и дать ему возможность подойти к решению поставленных школой задач неординарно и творчески.

При работе с одарёнными детьми следует:

  1. Провести психологическое тестирование на определение типа мышления и предметных склонностей.
  2. Привлечь к сотрудничеству родителей учащегося для организации оптимального режима труда и отдыха, психологической поддержки и мотивации ребёнка.

    Провести с родителями разъяснительную работу вместе с педагогом-психологом.

  3. Привлечь к сотрудничеству руководителей профильных кружков и факультативов для дальнейшего развития интереса к предметной области и подготовки к участию в олимпиадах.

  4. Организовать на занятиях углублённое и (или) ускоренное изучение предмета.
  5. Использовать на уроках и дополнительных занятиях современные развивающие технологии и средства обучения.

Одним из способов углубления и расширения предметных знаний является изучение нового материала по принципу «перевёрнутого класса».

  1. Ученик изучает новую тему по учебнику, предоставленной учителем презентации или видеоуроку, двигаясь в собственном темпе.
  2. В предоставленном учителем материале по гиперссылкам одарённый ребёнок переходит к новым источникам информации: текстовым, видео, обучающим курсам по предмету и др. (такими источниками могут быть материалы , готовые видеоуроки, например, сайт ИнтернетУрок, где даны не только текстовые и видеоуроки, но и тесты и тренажёры на закрепление пройденного материала, а ко многим темам — списки рекомендованной литературы и ссылки на ресурсы интернет).

      Подобным примером подачи материала может служить, например, урок истории по теме «Культура Киевской Руси»:

  1. После изучения материала ребёнок отмечает, что он хотел бы ещё узнать, записывает вопросы, которые хотел бы задать преподавателю.
  2. При желании одарённый ученик составляет презентацию по заданной теме с обобщением ключевых моментов (такая задача ставится ему заранее).
  3. На уроке в классе все учащиеся задают возникшие у них вопросы, а одарённый ребёнок, изучивший материал более глубоко и основательно, может ответить на них вместо учителя (или вместе с ним), дополнить новыми фактами рассказ педагога.
  4. Созданная учеником презентация используется для подведения им итогов урока.

Ёще одним способом активации способностей на уроке является использование новой для наших учителей возможности по созданию интерактивного плаката. Один из таких ресурсов – Сморе

Пользователям предоставляется возможность создать 2 бесплатных плаката, а затем за небольшую ежемесячную или льготную годовую оплату — расширенные возможности, и можно активно внедрять данный вид деятельности как на уроках, так и на факультативах и дополнительных курсах.

Алгоритм работы на SMORE:

Регистрируемся (также есть возможность входа через аккаунт ).

На стартовой странице проходим интерактивное объяснение принципов работы ресурса (Just getting started? Here’s how Smore works), кликая на синий прямоугольник, далее — по стрелкам.

Рис.1. Начальная страница

Нажимаем оранжевую кнопку «Start a new flyer”.

Выбираем тематический класс будущего плаката:

Рис.2. Выбор тематики плаката

Нажав Class для создания плаката по образовательной тематике, попадаем на страницу с готовым шаблоном, где сразу предлагается изменить приведённые заголовок и подзаголовок.

Рис.3. Готовый шаблон

Справа от основной ленты находится инструмент «Design», который позволяет изменить фон, цвет ленты и шрифт.

Интерактивность плакату придают ссылки на ресурсы интернет, кнопки перехода, возможность встроить видео. Кнопки добавления материала находятся в конце страницы плаката.

Рис.4. Кнопки прикрепления материала

По окончании заполнения постера материалом справа от ленты нажимается нажимается «Edit your flyer», чтобы опубликовать созданный плакат.

Рис.5. Публикация плаката

Пример интерактивного плаката, который может создать одарённый ребёнок при подготовке к семинару-обобщению по теме «Татаро-монгольское нашествие»

А вот так можно оформить рекламную афишу школьного спектакля:

Примерная тематика интерактивных плакатов при работе в школе:

– обобщение пройденного материала по какой-либо теме,

– материалы для подготовки к семинару, интеллектуальному марафону, олимпиаде,

– реклама дополнительных занятий или тематических интернет-ресурсов,

– афиша к спектаклю (если, например, ребёнок не обладает актёрским талантом, но может креативно подойти к вопросу создания рекламы школьного спектакля).

Ссылки, кнопки перехода, области текстового или цифрового ввода не только обеспечивают интерактивность плакату, но и позволяют проявить знания и фантазию. А учитывая то, что ресурсы — англоязычные, детям с повышенными способностями предоставляется возможность ещё и «потренировать» свой английский.

Это лишь немногие из доступных сейчас учителям возможностей, но и они помогут провести занятие интересно и с пользой, поддержать интерес ребёнка к изучаемому предмету, дадут возможность детям проявить свой потенциал.

Рекомендуем к прочтению:
Монкс Ф., Ипенбург И. Одарённые дети / Пер. С голландского,- М.: Когито-Центр, 2014. – 132 с

Авторы:

Клишевич Н.В. – учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей» г. Протвино.

e-mail: n_klishevich@mail.ru

Сисякина А.А. – учитель русского языка и литературы МБОУ “Лицей” г. Протвино.

Источник: https://www.eduneo.ru/odarennyj-rebenok-v-klasse-kak-raspoznat-i-kak-organizovat/

Одаренные дети — как определить и развить их способности

Как выявить одаренность

В современном мире педагогам сложно сразу определить поистине талантливого ребенка, ведь для этого необходимо выполнение целого ряда тестов. Одаренные дети требуют особого внимания со стороны родителей, учителей, сверстников и других членов социума. От этого зависит, будет ли замечен талант ребенка, и произойдет ли его полное раскрытие.

Одаренные дети – это ребята, которые имеют повышенные умственные способности в сравнении со сверстниками и отличаются повышенными интеллектуальными, физическими, творческими или другими способностями. Выявить одаренного ребенка можно внимательно наблюдая за ним с помощью разных методик:

  • Детские тесты креативности, предложенные Гилфордом, выявляют дивергентные способности;
  • Тесты Торранса, предназначенные для оценки устного творческого мышления и способностей у детей старше 5 лет;
  • Тест групповой оценки, предложенный С. Римм, на выявление таланта, интересов и творческих способностей;
  • Пенсильванский тест, созданный Т. Руки, для определения творческой направленности;
  • Тест креативного потенциала, разработанный Ю. Хеменвей и Р. Хофнером.

Также психологи и педагоги могут использовать другие тесты и опросники, а также создавать свои методики для определения одаренности у деток.

Существуют некоторые особенности одаренных детей, среди которых выделяются такие:

большой словарный запас, начинает говорить в очень раннем возрасте;

быстро запоминает всю информацию, задает много вопросов;

цепкая память, легкость использования уже имеющихся знаний;

весьма любознателен, легко концентрируется на предметах на длительное время;

расширенный кругозор, интерес ко всему происходящему в мире;

интерес к разрешению задач, часто игнорируются промежуточные этапы с переходом от вопроса непосредственно к решению;

имеет необычное воображение;

раннее появления умения читать;

обладает сильными чувствами, обладает своей, особенной точкой зрения, может иметь особое чувство юмора;

требовательный к окружающим людям и процессам, однако не любит выполнять одинаковые действия длительный период времени.

Проявление одной из представленных особенностей не делает ребенка одаренным, однако заставляет присмотреться к нему внимательней. Одаренные дети обладают сразу несколькими из вышеперечисленных особенностей. Правильное обучение одаренных детей позволит открыться их таланту максимально, открыв тем самым доступ к возможности дальнейшего улучшения навыков и познаний.

Одаренность ребенка может проявляться, начиная с раннего детства, когда малыш делает первые успехи в рисовании, музыке или чем-то другом.

Также одним из признаков одаренности есть внимание ребенка к деталям окружающего мира и способность долго сосредотачиваться на одном предмете или занятии.

Необходимо всячески способствовать развитию ребенка, давая возможность как самостоятельно получать необходимую информацию и предметы для изучения, так и помогая ему в этом.

Однако не стоит перехваливать ребенка, давая понять ему, что он не такой как все, ведь это может стать причиной ряда проблем, особенно когда речь идет о малыше:

  • часто это становится причиной в сложности установления контактов в социуме, особенно со сверстниками, поскольку такой ребенок будет разительно отличаться от них;
  • регулярная похвала может подтолкнуть ребенка к полному не восприятию критики;
  • чувствуя превосходство над другими, часто подшучивают над окружающими, не принимая при этом шуток в собственный адрес.

Также можно столкнуться и с другими проблемами, которые преследуют одаренных детей:

  • неприязнь к школе – причина кроется в том, что школьная программа кажется таким детям скучной и неинтересной, а к тому же достаточно легкой;
  • игровые интересы – одаренные малыши любят сложные игры, в то время как их сверстники предпочитают легкие и веселые, что приводит к изоляции и закрытии чада в себе;
  • нонконформизм – отбрасывают любые стандарты, особенно идущие в разрез с тем, что их интересует;
  • проявление различия между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
  • стремление к безупречности, что часто выливается в заниженную самооценку и чувство неудовлетворенности.

Талантливые дети нуждаются в чутком подходе со стороны родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей. Им необходимо еще в раннем возрасте заложить основы социального поведения, чтобы поспособствовать легкой адаптации ребенка с особенностями развития в дальнейшем.

Необходимо также учитывать и ряд других особенностей, которыми обладают такие дети:

  • особая любознательность, стремление во всем проявить и показать себя;
  • раннее развитие умственных способностей, серьезность, открытость и честность;
  • стремление достигнуть большого, воля, настойчивость в действиях;
  • увлеченность в своем деле, отличная память и повышенная энергичность;
  • проявление независимости, самостоятельная работа;
  • уверенность в себе и спокойствие в любых ситуациях.

Особое внимание необходимо уделить одаренным детям 5 лет, которым совсем скоро предстоит пойти в школу.

Необходимо правильно подойти к выбору учебного заведения, выбрав лицей или гимназию, где преподавательский состав более подготовлен к работе с такими малышами.

Еще одним методом поспособствовать лучшему развитию такого чада станут всевозможные кружки, курсы и центры развития, где он сможет получать все необходимое для развития своего таланта.

Виды одаренности

Существуют разные виды одаренности, и прежде чем способствовать развитию того или иного таланта, следует правильно установить предпочтения ребенка. Исходя из этого, можно отнести его к одному из типов талантливых детей.

Одаренный ребенок может иметь признаки повышенного общего развития или же обладать особыми способностями в определенном направлении. В зависимости от этого и будет определяться вид способности:

Общая одаренность – равномерное развитие всех общих способностей на высоком уровне. Характеризуется большим размахом деятельности, где ребенок в будущем сможет достичь весомых результатов в любой области. Основа для развития специальных способностей, но в то же время полностью независимый фактор.

Художественная одаренность может быть музыкальной, изобразительной или сценической. Отличается высоким мастерством в музыке, изобразительном искусстве, театре, скульптуре или других видах деятельности.

Творческие способности проявляются в креативном подходе к решению вопросов. Творчески одаренные дети имеют нешаблонное мышление, что позволяет им находить уникальные пути решения проблем. Такие дети стремятся к познанию нового, и часто именно это и становится основной их мотивацией.

Одаренность интеллектуальная – умение быстро, четко и правильно анализировать, и сопоставлять факты, мыслить и находить способы решения даже сложных задач. Обычно в школе такие дети – отличники.

Однако часто отличные результаты достигаются по одному-двум предметам, заинтересовавшим ребенка, в то время как остальные предметы изучаются посредственно.

Интеллектуально одаренные дети легко перерабатывают информацию, запоминают ее и активно используют в дальнейшем, а также способны дать или воспринять оценку тех или иных данных.

Академическая одаренность – особая успешность в учебе, высокая активность и результативность в обучении и познавательной деятельности. Легкое усвоение даже специализированной школьной программы, в дальнейшем – отличные специалисты.

Симбиоз интеллектуальной и академической – подразумевает особые способности ребенка к запоминаю и понимаю основополагающих понятий, хорошему длительному сохранению информации в памяти и эффективной переработки полученных знаний. Такие дети легко справляются со знаниями в разных областях.

Психомоторная или спортивная одаренность выделяется у тех, кто имеет особые показатели в скорости, точности движений, скорости реакции и других спортивных навыках.

Социальная или лидерская одаренность вбирает в себя целый ряд свойств, которыми должен обладать человек. Среди прочих необходимо выделить такие особенности детей – интеллект выше среднего, умение быстро и самостоятельно принимать решения, планировать дела и временные ограничения, знание себя и уверенность в себе, упорство и энтузиазм.

Каждое направление требует отдельного особого подхода. Стоит помнить о том, что вовремя обнаруженный талант, получивший поддержку со стороны родителей, воспитателей и учителей, поможет ребенку максимально открыться и в дальнейшем занять достойное место в обществе, принеся ему пользу.

Курсы для развития талантливых детей

Современный мир готов предоставить целый спектр курсов, способных развить способности одаренных детей в разных сферах деятельности.

При этом в большинстве случаев отпадает необходимость в простом заучивании материалов, самостоятельном его длительном поиске.

Теперь одаренные дети, могут активно проявить себя на уроках технологии с применением самых современных методик и элементов, что позволяет лучше раскрыть свои способности.

Дополнительные курсы и внешкольные занятия для детей позволяют еще больше раскрываться благодаря нестандартному индивидуальному подходу к каждому.

Занятия с одаренными детьми в таком случае проходят не только с пользой, но еще и интересно, ведь ребенок получает доступ к тем предметам и технике, которая в школе зачастую отсутствует.

Еще одним достоинством подобных занятий — это провождение их в свободной форме, иногда игровой, с постоянным присутствием опытных специалистов, готовых помочь и ответить на все вопросы.

Современные дети с младенчества проявляют интерес к компьютерной технике, и многие в последствие получают возможность раскрыться и стать настоящими талантами в области компьютерной техники и информационных технологий.

Специально для проявивших ранний интерес к новым девайсам, сейчас доступны разные курсы по информатике для работы с одаренными детьми. Это позволит ребенку лучше узнать устройство компьютера, принцип его работы и научиться быстро и правильно его использовать.

И это лишь малая часть того, что можно познать, посещая наши курсы.

Одаренного ребенка на занятиях в центре Айтиландия помимо изучения аппаратной части компьютера ждет чудесный мир программирования с использованием Java и Scratch, который откроет понимание программной составляющей работы компьютера и предоставит уйму возможностей для развития.

Одаренные дети, независимо от типа своего таланта, требуют дополнительного образования. Творческие дети с легкостью могут посещать курсы по анимации, компьютерной графике, фотографии и другим художественным видам деятельности.

Каждый из них проходит с использованием современной техники, что помогает адаптировать ребенка в современные условия массовой компьютеризации и информационного мира.

Использование полученных навыков позволит не только лучше раскрыть творческий потенциал, но и в дальнейшем значительно расширить собственные способности.

Одаренные дети с разными видами талантов могут посетить курсы по легоконструированию и робототехнике, где каждый найдет для себя интересные моменты.

Подобный курс позволит проявить свой потенциал в творчестве, математике, информатике и других науках, и сферах, что важно для каждого из малышей и их родителей.

Особенно полезными эти курсы будут для детишек с одаренностью в техническом направлении.

Занятия доступны для каждого малыша и будут интересны даже для одаренных детей 5-6 лет. Возможность выбора одного из курсов или даже нескольких из них дают возможность ребенку, проявляющим интерес в определенном направлении, получить доступ к максимальному количеству полезной информации.

Развитие одаренных детей на таких курсах проходит гораздо быстрее, что связано с потоком важных и полезных знаний, которые получают ученики. Это стимулирует уже существующие способности и позволяет не только раскрыть их, но и значительно расширить кругозор ребенка, открыв перед ним мир неизведанных возможностей.

Одаренные дети в мире

Одаренные и талантливые дети рождаются по всему земному шару. Обычно первыми замечают проявление определенных навыков родители, от которых в дальнейшем и зависит, развивать талант или игнорировать его. Конечно лучше, когда взрослые выбирают первый вариант и делают все для того, чтобы их чадо могло развиваться в своей сфере.

В истории известно немало случаев, когда уже в детском возрасте люди становились известными благодаря своей гениальности в той или иной области. Вот только несколько ярких примеров:

  1. Ким Унг-Йонг – мальчик из Кореи, который знал 4 иностранных языка уже в первые годы жизни и решал задачи по математическому анализу, а в 15 лет он стал доктором физических наук. Уровень его IQ составил 210.
  2. Аэлита Андрэ– известная австралийская девочка-художник, которая, несмотря на свой 10-тилетний возраст смогла продать собственные картины на суму в миллион долларов. Она начала рисовать с 9 месяцев и известна в круге сюрреалистов.
  3. Акрит Ясвал был замечен в 7 лет, сделав без специальных медицинских навыков уникальную операцию соседской девочки. Ему удалось восстановить подвижность пальцев, которая была утеряна в результате получения сильнейших ожогов.
  4. Таниш Мэттью Авраам уже в 4 года был принят в организацию умнейших людей мира – Менса. В 5 лет смог пройти онлайн программу для гениев математики Стэндфордского Университета. Уже в 7 поступил на геолого-астрономический факультет в Американский Ривер Коледж, и через 3 года успешно закончил его. В 8 лет был участником конференции NASA, брал участие в открытии нескольких сверхновых звезд и наблюдал солнечный шторм.
  5. Онафуджири «Фуджи» Ремет — уже с 3 лет фотографии, сделанные этим молодым человеком, выставляются во многих международных залах. Сейчас на его счету более 3000 сногсшибательных фото, которые сделали его всемирно известным.

Это лишь крохотная часть детей, которые несмотря на малый возраст смогли стать известными и добиться больших успехов.

Одаренных детей иногда называют — детьми будущего, ведь они могут принести что-то новое и уникальное в развитие всех ключевых технологий, искусства и других аспектов жизни.

Одаренные дети, которых достаточно много в Беларуси всегда найдут применение своим талантам, развивая их посещая наши занятия.

Источник: https://yaroslavl.itlandia.ru/blog/odarennye-deti-kak-opredelit-i-razvit-ikh-sposobnosti/

Признаки одарённости у детей

Как выявить одаренность

Поговорим о связи феномена креативности и феномена одарённости. Есть ли эта связь, и какая она?

Частенько в быту эти два понятия подменяются. Мы пользуемся ими, как синонимами.

Мысль здесь в том, что одарённость, как высокий уровень развития способностей, включает в свою структуру склонность к преобразованию (креативность) того способа деятельности, которому когда-то человека научили.

По каким признакам мы судим о наличии у ребёнка способностей к чему-то? Это не всегда понятно: один человек скажет, что одарён, другой – нет. Как мы определим, как оно на самом деле? Исходя из признаков одарённости.

Признаки наличия способностей (одарённости)

Если у тебя есть к чему-то задатки, то ты этому быстро учишься. Быстрее своих сверстников. Иногда говорят: «схватывает на лету», «даётся проще». Практически быстрый темп проявляется в том, что дети, имеющие к чему-то способности, за короткий промежуток времени осваивают большой объём материала.

Но наличие высокой обучаемости единственным признаком одарённости рассматриваться не может.

Широта переноса навыков означает, что человек, склонный к какой-то деятельности, может свои способности реализовывать за пределами учебной ситуации. Он понимает, где в жизни знания можно применить.

Пример. Очень часто способности ребёнка оценивают по тому, как он учится. Быстро или медленно «схватывает».

Допустим, есть малыш 3 лет, умеющий в свои три года читать. Мама естественно гордится его продвинутостью. Первый признак одарённости – высокий темп обучения – здесь представлен в полном объёме. Но понаблюдаем за малышом. Практически всегда увидим: ребёнок умеет читать, но читает только тогда, когда мама открыла букварь и сказала: читай.

Малыша окружает большое количество печатной информации, например, вывески, надписи на коробках. Но он их не читает. Он проявляет свой навык чтения только в специфической учебной ситуации под команду: читай.

Ребёнок не перенёс навык за пределы учёбы. Тогда мы не говорим о высоком уровне способностей, а только о том, что в этого малыша было вложено много маминых усилий. Он получил учебный навык, но пока его не перенёс. Малыш пока не знает, зачем ему навык чтения.

Другой пример: тригонометрические функции, логарифмы. Как их понимает большинство учеников даже в математическом классе? На уровне учебной задачи. Но появляется мальчик 10 лет, вычисливший площадь солнечных батарей для полёта на Марс, применяя эти самые косинусы и логарифмы. Он уже в 10 лет знает, зачем они нужны в жизни. Так кто из детей одарён?

Смысл в том, что способному к чему-то ребёнку деятельность даётся гораздо легче, чем остальным. Он затрачивает меньше энергии.

Отечественный психофизиолог, исследователь способностей Борис Михайлович Теплов предложил формулу наличия способностей у человека. По ней мы можем судить есть или нет у него данные к какой-то деятельности, соотнося продуктивность и энергетические затраты («цену») на её осуществление.

Получается, вопреки расхожему мнению мы не можем судить о задатках ученика только по демонстрируемому результату (академической успешности). Обычно как мы судим:

  • у ученика тройки-четвёрки – нет у него особых задатков,
  • он не умеет делать этого – нет у него способностей.

Результат – пятёрки по предмету – может быть объективно одинаковым у разных учащихся. Но надо смотреть, как они достаются. У одного в знаменателе огромное число, у другого может вообще ничего не быть. Разделите результат на усилия, и получите истинный вариант способностей.

Часто упускается из внимания. Человек с определёнными задатками любит дело, к которому способен, и стремится им заниматься всегда и везде.

Часто в школе и от родителей можно услышать: Ваня способный мальчик, но ленивый. Если бы он приложил хоть сколько-нибудь усилий, то имел бы замечательный результат.

Здесь мы судим о способностях по высокой обучаемости, не учитывая мотивацию, и ставим ученика в неловкое положение. Вроде задатки есть, надо оправдывать, выдавать результат, а мотивации нет.

И вместо развития умений и повышения продуктивности наступает регрессивная невротизация: от меня ждут, говорят, я могу. А я может, и могу, но не хочу. Не лежит душа.

Напомню, разговор о способностях мы затеяли, чтобы показать место креативности.

Пятый признак одарённости. Одарённым может считаться человек, способный выполнять деятельность, отступая от того алгоритма, которому его научили, внося элемент самостоятельной творческой активности. Когда человек механически повторяет алгоритм и ничего своего не вносит, о наличии задатков речи не идёт.

Креативность в структуре одарённости

Таким образом, если мы говорим о способностях человека и одарённости, как высоком уровне способностей, то креативность – это ключевой признак.

В психологии принято делить способности на общие и специальные. Педагоги-предметники (а это все педагоги, включая воспитателей детских садов) обращают внимание на специальные способности, которые прямо соответствуют предмету: языковые, математические, музыкальные и всякие другие. Это способности к выполнению частных, локальных видов деятельности.

Креативность относится к общим способностям, необходимым для выполнения абсолютно любого вида деятельности. Таким образом, креативность включена в структуру способностей или одарённости абсолютно любого способного или одарённого ребёнка.

Заблуждения

По жизни слова «способности, одарённость» применяются со знаком плюс. Здорово быть одарённым. Как-то неудобно сказать родителям: ваш ребёнок бездарен. Так происходит потому, что в быту слова «способности, одарённость» применяются как оценка человека. Оценка положительная. Но исследования показывают: не все так безоблачно.

Относительно креативности как признака одарённости существует ряд заблуждений.

1. Креативность проявляется в неком продукте: например, отличной успеваемости.

Опасное заблуждение, когда ценностью становится пятёрка, а не ученик. Наш ученик становится инструментом, которым мы добиваемся результата. Я хочу быть учителем, ученики которого побеждают на олимпиадах.

Если ты способен это обеспечить, ты способен, ты одарён. Если не способен, ты мне неинтересен как педагогу.

Такой однобокий подход приводит не к стимуляции, а к благополучному затуханию креативности, поскольку ученик когда-то приходит к субъективному выводу, что школа им пользуется.

2. Креативность надо всеми силами развивать, а то она затухнет.

Тут есть одна большая неприятность. Мы начинаем развивать какую-то специализированную креативность – изобразительную, математическую, любую другую. А человек – существо многостороннее. Помимо способности решать математические задачи в нём есть много чего ещё. Развивая только определённую креативность, мы подкладываем ребёнку большую свинью, нарушая гармоничность его развития.

Покажем на образе. Самая гармоничная фигура – круг, мяч. Он катится по любой поверхности, выскакивая из ямок, преодолевая горки. Так и гармоничная личность – это нечто целостное, законченное. Она всегда найдёт внутренний ресурс для выхода из любой критической ситуации.

Что получается при однобоком развитии? У мячика вырастают рожки (есть такие мячи), тормозящие свободное движение, цепляющиеся за всё на пути. Вытягивая у ребёнка какие-то стороны и оставляя без развития все остальные, мы формируем человека, что будет спотыкаться на каждом шагу.

Психолог Микляева А. В. приводит пример из практики.

На приём пришла дама с сыном 8 лет, весьма одарённым математически и музыкально, закончившим музыкальную школу (в свои-то годы), имеющим сумасшедшие знания по физике и математике.

За время разговора взрослых мальчик вёл себя отвратительно: бил мать ногой в спину, переворачивал горшки с цветами и разбрасывал землю просто потому, что ему стало скучно.

Мама обратилась с тем, что при всей своей одарённости, во всё остальном мальчик ноль или даже минус в сравнении со сверстниками: не умеет налаживать контакты, адекватно вести себя…. Даже писать он не научился, «царапает» печатными буквами. В первом классе мальчик не смог освоить программу по окружающему миру.

Это крайний случай, конечно. Но как такая страшилка выросла? На каком-то этапе мама заметила выдающиеся способности сына, стала создавать условия и приглашать учителей для развития только их, полностью игнорируя все остальные качества. Результат – неуправляемое существо, которое кроме физики, математики и скрипки ничего больше не хочет знать.

Одарённые дети это тоже, как видите, группа риска. Однако специальных коррекционно-развивающих программ для них не существует. Логика их должна заключаться во всестороннем развитии.

Категорически неправильно развивать креативность на материале только своего предмета, не видя ничего шире. Возможно мы достигнем высокой продуктивности.

Но надо помнить – любая одарённость несёт в себе риск дезадаптации.

Развитие креативности в отдельном виде деятельности – не самоцель. Развитие креативности в детском и подростковом возрасте – это работа по представлению ребёнку возможности быть разным во всём, а не только в том, где как нам кажется у него есть способности.

Источник: https://mama-pomogi.ru/o-detyakh/odarjonnost/priznaki-odarjonnosti-u-detej

Одаренность

Как выявить одаренность

Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки.

Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов.

Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.

Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?

Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек.

Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Что такое одаренность

Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды.

И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие.

Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.

Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию.

Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным.

А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.

Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности.

Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам.

И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей.

Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.

Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними.

Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации.

Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр.

Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок.

Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их.

Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности.

Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы.

В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Развитие одаренности

Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность. Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность.

Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям.

Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок.

Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».

В более тонких сферах, например, художественной, математической, педагогической одаренности этих генов, влияющих на них, гораздо больше, счет идет на сотни. Это гены целого ряда гормонов, которые активизируют работу мозга, гены, управляющие сборкой мозга во время развития эмбриона, гены, отвечающие за работу мозга в зрелом состоянии – этот список велик и пока достаточно не изучен.

Мало знать о генах, важно еще знать о том, как они взаимодействуют, и для создания математической модели генетической одаренности еще очень далеко. Однако, даже имея этот генетический паспорт, родителям нужно будет не забывать о собственной воле ребенка. Очень важный фактор – радость от того или иного вида деятельности, которое задействует в развитии способностей центр удовольствий.

Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях.

Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении.

И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/odarennost/

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: