Какие основные функции менеджмента

1.3. Функции менеджмента организации

Какие основные функции менеджмента

Лекционное занятие 1.3.

Функции менеджмента организации

Организационные результаты менеджмента

Функции менеджмента

Функции менеджмента рассматриваются во взаимосвязи. Менеджмент представляет серию непрерывных взаимосвязанных действий, то есть – процесс. Каждое из действий, осуществляемое в процессе управления, выполняет базовые функции: планирования, организации, мотивации и контроля.

1. Планирование предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать участники организации, чтобы достичь этих целей.

Посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации.

Цели и планы периодически пересматриваются, так как среда отличается изменчивостью, неопределенностью и рисками.

2. Организация означает структурирование работ и задач для выполнения планов и достижения целей.

Работы и задачи выполняют люди, которых подбирает руководитель, делегируя отдельным из них полномочия по использованию ресурсов организации.

Субъекты, которым делегированы полномочиями принимают на себя ответственность за выполнение своих обязанностей. Поступаятаким образом, они соглашаются на отношения подчинения по отношению к руководителю.

3. Мотивация заключается в создании у людей внутреннего побуждения к выполнению запланированных работ и задач в соответствии с их обязанностями.

Мотивация является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

Для того, чтобы мотивировать работников, руководителю следует определить, каковы их потребности, и обеспечить удовлетворение потребности посредством работы и выполнения поставленных задач.

4. Контрольпредполагает обеспечение мер по достижению целей организации. Контроль означает:

—         точное определение целей;

—         измерение результатов, которые достигнуты;

—         сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.

Если результаты существенно отличаются от ожиданий, то цели и планы пересматриваются, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Взаимодействие между функциями осуществляется в процессе руководства, коммуникаций и принятия решений. Для осуществления целей организации, надо руководить этим процессом: принимать решения и устанавливать коммуникации между людьми, организуя обмен информацией.

Руководство – деятельность, предполагающая возможность влияния на отдельных сотрудников и их группы так, чтобы они работали и выполняли задачи в направлении достижения целей организации.

Принятие решений – выборспособа достижения целей из всех имеющихся альтернативных вариантов.

  Принятие решений составляет основное содержание деятельности руководителя, так как предполагает понимание истинных масштабов и сложности проблем организации.

Понимание проблем и выбор способов решений невозможно без информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Поскольку организация представляет структуру отношений между людьми, то обеспечение ее эффективного функционирования, в значительной степени, зависит от коммуникаций.

Процесс управления подчеркивает взаимозависимость функций управления, что отличает его от системного подхода, в котором взаимозависимость элементов организации и ее взаимодействие с факторами внешней среды.

Менеджер – создатель организации

Менеджер, конечно не единственный, кто создает организацию. Замысел организации принадлежит чаще ее учредителям, которые начинают бизнес. Именно они формируют важнейшие параметры будущей организации.

Значительная роль принадлежит и тем, кто проектирует технологии, технику и соответственно – организацию, как форму сочетания ресурсов бизнеса.

Определенные задачи выполняют и те, кто занимается подготовкой кадров, создает объекты инфраструктуры, проводит консультирование, различные экспертизы, организует финансирование, страхование и учет.

Менеджеры в процессе становления организации выполняют особую роль, ничуть не принижая заслуги всех участников.

Менеджеры отличаются тем, что управляют работниками и процессами осуществления работ самых различных видов и направлений.

В итоге, менеджеры управляют и самой организацией, которая в процессе своего функционирования и развития на всех стадиях жизненного цикла продолжает создаваться, укрепляться, и совершенствоваться.

Функциональные характеристики менеджмента

Классическое понимание традиционного менеджмента основано на разделении процесса управления по функциям.

Исходя из состава функций, классическое содержание менеджмента определяется как управленческая деятельность, предполагающая видение перспектив, планирование деятельности организации, предвидение результатов, распоряжение ресурсами, координацию действий людей в процессе осуществления деятельности и контроль над ее результатами.

За прошедший ХХ век экономика претерпела значительные изменения. Изменился и менеджмент, постепенно обретая современное содержание, для которого характерны:

·     обособление самостоятельных направлений менеджмента: инновационного, корпоративного, логистического и т.д.;

·     появление новых функций менеджмента: развитие этики и культуры менеджмента, социальной ответственности, изменений, интеллектуального творческого процесса управленческих решений, интеллектуального лидерства, управления командами и проектами;

·     нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий, вынуждающих менеджеров постоянно менять цели и проводить организационные изменения;

·     радикальное изменение отношений между руководством и персоналом, способствующее становлению лидеров, которые могут вести людей за собой к выполнению поставленных целей, используя сильные стороны личности и знания каждого члена коллектива;

·     рост внимания к факторам риска, которые в современной экономике становятся приоритетными в принятии управленческих решений.

Менеджмент с подобными чертами, существенно отличается от классическиого представления о менеджменте:

·     лояльностью к работающим;

·     высокой степенью ответственности;

·     эффективными организационными коммуникациями;

·     атмосферой, способствующей раскрытию личности;

·     участием сотрудников в управлении;

·     чувствительностью к изменениям в окружающей среде;

·     удовлетворенностью сотрудников в результатах труда;

·     переходом от авторитарного руководства к лидерству;

·     приоритетностью потребительских предпочтений;

·     этичностью бизнеса и менеджмента;

·     доверием к людям;

·     видением перспектив развития организации;

·     высоким значением личности менеджеров.

Организационные результаты менеджмента

 Ответственность за деятельность организации возлагается, прежде всего на менеджеров, которые управляют организацией. Именно менеджеры отвечают за результаты использования ресурсов, которыми наделена организации для достижения целей, поставленных ее учредителями.

Для подчинения всей совокупности процессов и действий членов организации единой цели создается организационная структура. Подчинение цели означает, что организация должна получать результат:

·     прибыль;

·     увеличение доходов членов организации;

·     удовлетворение социальных потребностей и т.п.

Обязанность менеджера, таким образом, заключа­ется в эффективном и рациональном использовании ресурсов для достижения целей организации.

Эффективность организации — это степень ее приближения к поставленной цели, которая показывает, насколько организация может выполнять свои функции, т. е. предоставить потребителям необходимые им товары и услуги.

Рациональность действий менеджеров — оценка количества ресур­сов, потребовавшихся для достижения целей организации (сырье, материалы, денежные средства и сотрудники, задействованные в производстве данного объема продукции или получении определенного результата). По сути, имеется в виду объем ресурсов, необходимый для производства товара или услуги. Ра­циональность может рассчитываться как количество ресурсов, использованных для производства товара или услуги.

Менеджеры должны создавать условия для рациональной и эффективной работы организации.

Деятельность менеджеров заключается в нахождении и применении способов повышения рациональности, при одновременном стремлении и к достижению целей компании по качеству обслуживания и удо­влетворенности потребителей конечного продукта.

То есть, — главная   обязанность менеджеров состоит в обеспечении высокой результативности работы, выраженной в степени достижения целей орга­низации при эффективном и рациональном использовании имеющихся ресурсов.

Источник: https://kovalenkob.ru/%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC/%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D1%8B-2/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-1/1-3-%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/

В чем состоят основные функции менеджера?

Какие основные функции менеджмента

Основная задача менеджеров состоит в том, чтобы создавать условия для групповой деятельности так, чтобы индивид вносил свой вклад в достижение групповых целей с минимальными затратами денег, времени, усилий, а также с минимальными неудобствами. Поэтому для реализации управленческой деятельности менеджер должен выполнять следующие функции:

  • административную (разработка и реализация кадровой политики: подбор, формирование штата, расстановка, адаптация персонала, повышение квалификации),
  • стратегическую,
  • экспертно-консультативную,
  • представительскую,
  • воспитательную,
  • психотерапевтическую,
  • коммуникативно-регулирующую,
  • инновационную,
  • дисциплинарную.

Рассмотрим эти функции более подробно.

Административная функция заключается в разработке и реализации кадровой политики. Выполнение этой функции предполагает проведение анализа трудового потенциала, планирование персонала, наем, подбор, маркетинг персонала, формирование штата, расстановку, адаптацию персонала, повышение квалификации, увольнение.

Стратегическая функция требует одновременного осуществления контроля, который, в свою очередь, должен, отвечать следующим условиям: иметь постоянный характер, быть объективным, должен быть формой проявления уважения к подчиненному.

Экспертно-консультативная функция требует профессиональной компетенции по поводу производственно-экономической деятельности предприятия, коммуникаций, межличностных отношений; делегирования полномочий; а также использования в ежедневной работе элементов консультирования.

Воспитательная функция должна базироваться на единстве морали, слова и дела, помощи в адаптации работников в коллективе.

Психотерапевтическая функция имеет целью обеспечение сотрудникам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне, оказания помощи.

Коммуникативно-регулирующая функция состоит в построении специальной системы информационного обеспечения управления подразделениями и организацией в целом.

Инновационная функция предполагает поиск эффективных методов управления, организации работы предприятия с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Дисциплинарная функция заключается в осуществлении контроля, мотивации деятельности персонала.

Какие роли выполняет менеджер в организации?

Все функции, выполняемые менеджерами, определяют разнообразие его ролей в процессе управления. Роль – это определенное поведение или набор действий, выполняемых в связи с должностью. Поэтому работа менеджера при выполнении возложенных на него функций связана с межличностными коммуникациями, информацией и принятием решений. Этим и определяется роль, выполняемая менеджером в организации.

Во-первых, это роль по принятию решения, которая выражается в том, что менеджер определяет направление движения предприятия, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер.

Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина.

Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает часто сделать гораздо труднее, чем найти параметры оптимального решения.

Во-вторых, это информационная роль, которая заключается в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в роли руководителя, формирующего отношения внутри и вне предприятия, он мотивирует коллектив на достижение целей, координирует усилия и, наконец, выступает как представитель организации.

Менеджер должен быть руководителем, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить.

Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени.

Таким образом, работа менеджеров состоит из комбинации нескольких ролей; эти роли взаимосвязаны; их важность меняется в зависимости от уровня управления.

Таким образом, менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми на предприятии.

Однако не все менеджеры играют одинаковую роль, не все менеджеры занимают одинаковую позицию, задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны.

Каким образом реализуется распорядительная деятельность менеджера?

Основная задача организационно-административной деятельности – координация действий подчиненных. Никакие экономические рычаги не могут существовать без административно-распорядительного воздействия, которое обеспечивает согласованность в работе.

Организационно-административные методы базируются на власти руководителя, его правах, его собственной дисциплине и ответственности. Эти методы влияют на подчиненных через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые в письменной форме или устно.

Эти методы регламентируются правовыми аспектами трудового и хозяйственного законодательства.

Распорядительное влияние – это прямое административное указание, которое имеет обязательный характер и адресовано управляемым объектам или лицам.

Приказ – это распорядительный документ, изданный руководителем предприятия, которое является самостоятельным хозяйственным субъектом, с целью решения основных и оперативных задач.

Основная форма официальных отношений в системе управления – это распоряжение. Распоряжение – это сообщение, переданное руководителем своим подчиненным по поводу смысла и результатов их деятельности. Оно должно содержать: постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений (т.е. того, что не надо делать) и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжение должно соответствовать стратегии предприятия и компетентности как руководителя, так и исполнителя, поэтому распоряжение должно:

  • быть обоснованным и четко сформулированным;
  • быть обеспеченным необходимой информацией и материальными ресурсами;
  • позволять проверять результаты действий и быть направленным на их выполнение.

По способу отдачи распоряжения бывают устными, письменными и смешанными. Такое разграничение зависит от срочности, важности проблемы, которая решается, отношений между руководителями и подчиненными, степени зрелости последних. Устные распоряжения отдаются при решении срочных задач небольшой и средней сложности и важности в небольших стабильных коллективах.

Однако успешное распоряжение может быть неоднозначно понято (как теми, кто их выдает, так и теми, кто их получает). Распоряжение всегда лучше делать письменные, если они длинные (так как человек запоминает ограниченную часть информации).

Распоряжение может быть смешанным: сначала для оперативности отдаются устные, в том числе телефонные, а затем делается письменное подтверждение.

В зависимости от целей, особенностей ситуации, личности и уровня развития рабочих распоряжения могут быть директивными (приказ, команда, поручения и т.д.) или демократическими (советы, рекомендации, просьба, вызов добровольцев).

Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно в установленный срок выполнить задание. Приказ, который отдается устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, которые будут использованы при нарушении срока или порядка выполнения задач.

Поручение в отличие от приказа регламентируют только содержание задания, оставляя подчиненным право выбора способа действий, а иногда и срока исполнения.

Если задание обычное, а отношения доверительные, то распоряжение лучше сделать в виде просьбы.

Совет оставляет определенную свободу в отношении содержания, оставляя неизменным только его основное содержание.

От того, как отдаются распоряжения, зависит качество их выполнения. Поэтому зачастую они усиливаются средствами воздействия на исполнителя: убеждение, апелляция к логике (если рабочий имеет примерно равное положение с руководителем), пожелания, просьба (если сущность задачи с моральной точки зрения выглядит сомнительно), обещание вознаграждения, угрозами.

Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать реальным возможностям исполнителя.

При постановке задачи подчиненному нужно объяснить: что и к какому сроку необходимо выполнить, какие средства при этом использовать; какова его роль; с кем необходимо поддерживать контакты; какие последствия могут быть в случае успешного или нет завершения работы. Задачи могут формироваться в двух пределах: максимальной, которую не надо превышать, и минимальную, ниже которой не надо опускаться.

Необходимо помнить, что большинство людей слабо воспринимают отдаленную перспективу, поэтому задача должна быть четко сформулированной и иметь определенный срок его исполнения. Но никогда нельзя представлять работу как срочную, так как это приводит к нервозности и падению эффективности, соперничеству между исполнителями.

Организация деятельности по выполнению задач должна быть регламентирована, так как в противном случае исполнительная дисциплина ослабевает.

Цель распоряжений – не только обязать исполнителей действовать, но и мобилизовать их инициативу, вызывать положительные эмоции. Это следует обеспечивать следующим образом:

  • соответствием возможностям подчиненных, их культуре, уровню образования, психологическим особенностям;
  • возможностью проявлять свои способности, инициативу, самостоятельность;
  • наличие сроков и форм отчетности;
  • формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем заранее составленной договоренности, доведением задания в форме вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием возможностей и способностей работника успешно выполнять задания.

Получая задание, подчиненный обязан:

  • внимательно слушать, уточнять, не пытаться самостоятельно во всем разобраться;
  • не спешить заверять в успешном выполнении задачи, так как выполнению могут помешать численность факторов;
  • не перекладывать работу на руководителя, не торопиться с выводами, советоваться с коллегами и подчиненными, своим руководителем.

Контакты руководителя с подчиненными проявляются в том, что руководитель формирует поручение, указание, распоряжение и форму исполнения. Известно, что от того, насколько умело выдано указание, в значительной степени зависит ход и результат выполнения указаний.

Существуют определенные рекомендации, которые позволяют завершить встречу так, чтобы распоряжения руководителя были приняты и исполнении:

  1. Четко, конкретно сформулировать цели и задачи.
  2. Убедиться, что подчиненный понял поручение.
  3. Исполнитель должен всегда знать, что ожидает от него руководитель.
  4. Формируя задачи, следует предусмотреть возможность контроля за его выполнением. «Разобраться» и «К исполнению» не дает возможности контроля с полной ответственностью.
  5. Не желательно менять задания исполнителю по ходу выполнения. Необходимо предоставить возможность довести задачу до конца, даже если результаты его будут использованы позднее.
  6. Кроме того, необходимо учитывать, что монотонные и односторонние задачи со временем не воспринимаются рабочими.
  7. Если задача представляется группе рабочих, то следует его обсудить со всеми будущими исполнителями, чтобы каждый понял не только общую задачу, но и свою роль в его исполнении. В этом случае достигается очень важный эффект – решение получает оценку со стороны того, кто его будет выполнять.
  8. Срок выполнения задания устанавливается не «за пять дней», а четко «до 10.10.05».
  9. Авторитет руководителя уменьшается, если его подчиненный получает распоряжение выполнить какое-либо задание «через его голову». В этом случае нарушается принцип единоначалия и в управленческой практике такое положение вещей допускаться не должно. Если имеет место такой инцидент, то подчиненный должен сообщить своему руководителю, который принимает решение о выходе из ситуации.
  10. Определяя задачи подчиненному, руководитель обычно испытывает сопротивление с его стороны. Это связано с рядом факторов: задание новое, привычка выполнять то, что не требует значительного умственного напряжения и т.д. Необходимо постепенно преодолевать это сопротивление.

Необходимо периодически пересматривать и переутверждать должностные инструкции. В тексте должно быть указано, что рабочий выполняет оперативные и другие указания руководителя, которые связаны с реальными рабочими обстоятельствами.

В составе руководителей выделяются два основных типа – линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения всего круга проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения.

Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то в отношении всей системы он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела –линейным (в вертикальных иерархиях одним из функциональных руководителей является менеджер, ответственный за координацию отношений).

Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов экономических, юридических, технических и прочих служб. Но принимать решение должен именно он. Принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем должны быть полностью согласованы все позиции.

Руководитель охватывает проблему в целом, во всех ее аспектах. Принятие решений – основная функция руководителя.

Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, за организацию работы по их реализации, а также за контроль исполнения.

Источник: http://topknowledge.ru/osnovmen/3383-v-chem-sostoyat-osnovnye-funktsii-menedzhera.html

Основные функции менеджмента: планирование, организация, контроль, координация, мотивация

Какие основные функции менеджмента

Стратегическая цель деятельности предприятия является базой для определения объема и типа управленческий деятельности, обеспечивающей ее достижение.

Речь идет о тех функциях, которые сопровождают любой процесс управления вне зависимости от особенностей организации (форма собственности, назначение, размер и пр.). Поэтому их называют общими функциями управления.

Данные функции являются основой управленческой деятельности.

Достижение поставленной цели требует не просто использования основных функций, а определенной их синхронизации, динамики приоритетов в функциях.

Основными функциями менеджмента являются:

  • планирование (прогнозирование),
  • организация,
  • координация,
  • контроль,
  • мотивация.

Опиши задание

Планирование

Планирование – основополагающая функция менеджмента, складывающая из ряда подфункций:

  • целеполагание и прогнозирование,
  • наделение полномочиями,
  • оценка ресурсов,
  • программа действий и бюджетирование,
  • установление критериев контроля.

Планирование (в узком смысле) является процессом по формированию системы мер, которые направлены на выполнение ряда целей. Планирование дает ответы на следующие вопросы: что необходимо сделать, какие ресурсы необходимы, за какой период времени, каким должен быть результат?

Планирование на микроуровне (в рамках определенного предприятия) включает комплекс краткосрочных программ и бизнес-планов, которые должны содержать плановые предполагаемые показатели и меры, необходимые для их выполнения.

Планирование на макроуровне является формой государственного регулирования объектов управления. Планирование позволяет ответить на следующие вопросы:

  • какие параметры имеет объект управления в настоящее время;
  • в каком направлении он должен изменяться;
  • что нужно сделать для достижения поставленной цели?

С конца 20-х гг. ХХ в. в России основным элементом управления было планирование. В то время разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: на год, на пятилетку, комплексные и т.д.

В 90-е гг. ХХ в. стало развиваться планирование на различных уровнях: муниципальном, региональном, общегосударственном.

По периоду времени действия программы разделялись на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Цикл планирования состоит из следующих звеньев:

  • определение сильных и слабых сторон развития;
  • анализ внешней среды;
  • использование имеющихся преимуществ;
  • определение целей,
  • разработка плана достижения целей;
  • корректировка целей и отклонений.

Организация

Организация – это управленческая деятельность, которая направлена на упорядочивание процесса управления в целом. Организация распределяет функции управленческих решений, обеспечивает целесообразное построение определенных органов управления, определяет компетенции их структурных подразделений.

Задачами организации являются:

  • утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, а также отношений между ними;
  • обеспечение деятельности предприятия ресурсами (материальными, финансовыми, человеческими, информационными);
  • формирование структуры организации с учетом размера, целей, персонала, технологии.

Основные этапы организации:

  • создание организационной структуры управления. На данном этапе организация делится на блоки в соответствии с ее стратегиями и целями, определяются функции и задачи всех подразделений,
  • установление зон ответственности и полномочий, связывающих высшее руководство и нижестоящие уровни управления, персонал организации, обеспечивающие возможность координации и распределения задач.

Принципы, которые нужно учитывать при выполнении функции организации:

  • неразрывная связь с целями предприятия, которые определяются в ходе планирования;
  • единство цели (каждое подразделение и сотрудники организации должны работать на одну общую цель);
  • поручение различных задач работникам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие подразделения или группы;
  • координация различных видов деятельности (члены группы должны знать, что они должны делать, в какие сроки и кто ими руководит).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/funktsii-menedzhmenta/

Функции менеджмента (управления)

Какие основные функции менеджмента

Тема функции менеджмента очень интересна и многозначна. Как и весь менеджмент разнообразен, так и его функции варьируются от автора к автору. Какие же они функции управления или менеджмента?

Существует несколько отличающихся друг от друга классификаций функций менеджмента. Дело тут в авторе, каждый теоретик, обобщая материал старается привнести в теорию управления свое видение.

Вот и получается что функций управления очень много – планирование целеполагание, организация, мотивирование, руководство, контроль, координация и так далее. Некоторые авторы укрупняют функции менеджмента, другие наоборот дробят их.

Получаем, что количество функций меняется от 4 и до 6-8 штук. Сформулируем далее наиболее часто встречаемые классификации.

Основные функции менеджмента

Функции менеджмента по Мескону (или функции управления по процессному подходу). Это классификация самая распространенная и самая цитируемая, как зарубежными авторами, так и отечественными.

Данная концепция выделяет 4 основные функции управления:
— планирование,
— организация,
— мотивация,
— контроль.

И два связывающих процесса:

— процесс коммуникаций,

— процесс принятия решений.

Схематически функции по данной классификации приведены на рисунке. Это знаковый процесс для всего менеджмента и к нему мы вернемся чуть позже.

Однако кроме классификации, представленной в книге «Основы менеджмента» Мескона и Хедоури, в нашей стране часто используются функции предложенные Румянцевой. По сути это российский аналог функций менеджмента.

Функции менеджмента по Румянцевой включают в себя 5 составных элементов:
— планирование,
— организация,
— мотиваций,
— контроль,
— координация.

Схематически модель Румянцевой выглядит так.

Данная схема имеет такую взаимосвязь неслучайно. Дело в том, что связывающую роль между основными функциями управления в данном случае выполняет функция координация. Если в модели процессного подхода роль связей выполняют коммуникации и принятие решений, то здесь это именно координация.
Теперь установим взаимосвязь между функциями управления и определим их сущность.

Взаимосвязь и сущность функций менеджмента

Итак, примем за основу систему функций менеджмента из 4 функций и двух связывающих процессов. Дадим им определение.

Планирование как функция управления – это процесс определения целей и направлений движения организации. Планирование это разработка конкретных целей и планов, которые организация хотела бы достичь в обозримом периоде.

Организация как функция управления – это процесс распределения конкретных заданий конкретным исполнителям. Организовывая, мы создаем определенную структуру работы, или организации, или действий.

Мотивация как функция управления – это процесс побуждения сотрудников к более эффективной работе. Мотивируя персонал, мы стремимся получить от него большую отдачу и производительность труда.

Контроль как функция управления – это процесс проверки, то, что обеспечивает нам максимально эффективное следование намеченным параметрам, так как сравниваем мы с планом. Контрольная функция, основанная на обратной связи, это основа процессов управления.
Подробнее что такое обратная связь, а также что такое предмет и метод менеджмента можно посмотреть в лекции 2.

Процесс коммуникаций – связывающий процесс дающий возможность протекать всему процессу управления – это процесс обмена информацией.

Процесс принятия решений – основная деятельность менеджера – это выбор альтернативы.

Два указанных связывающих процесса подводят нас к понятию взаимосвязи функций менеджмента. Суть это связи состоит в том, что функции управления выполняются, последовательно начиная с планирования заканчивая контролем. Но они не смогли бы осуществляться, если бы не было связи между этими функциями. Роль связующих выполняет обмен информацией и принятие решений.

Вернемся к нашей схеме функций управления по процессному подходу

Эта схему часто называют цикл менеджмента. Все стрелки на схеме это связывающие процессы — коммуникации и принятие решений.

Все функции между собой взаимосвязаны, все выполняют общую плановую цель. Но для того чтобы функция смогла работать, необходима информация и необходимо принятие решений. Таким образом, мы имеет циклический взаимосвязанный процесс работы функций управления.

Дальше мы рассмотрим понятие внешней и внутренней среды менеджмента.

Источник: https://ya-prepod.ru/funktsii-menedzhmenta-upravleniya.html

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: