Младший школьный возраст: безболезненное начало обучения

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст: безболезненное начало обучения

Младший школьный возраст принято называть вершиной детства.

Это объясняется тем, что младший школьник сочетает в себе качества, которые присущи дошкольнику (наивность, легкомыслие, увлеченность), но при этом у него уже проявляется более взрослая логика мышления, направленность на учение, определенный социальный статус в обществе (школьник). Изменения затрагивают все стороны жизни ребенка, весь ее уклад, меняются интересы и ценности.

Возрастные границы младшего школьного возраста совпадают с началом обучения в школе. В настоящее время границы младшего школьного возраста установлены с 6-7 лет до 9-10 лет.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходят изменения в физическом и психофизическом развитии, данные изменения направлены на обеспечение дальнейшей возможности успешного обучения в школе.

Наибольшее значение, конкретно для ребенка имеет изменение его социального статуса. В этот период ребенок становится «общественным» субъектом, ему предоставляется больше свободы, но при этом возрастают требования и ответственность.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

На протяжении младшего школьного возраста ребенок учится выстраивать взаимоотношения уже не только со сверстниками, но и со взрослыми окружающими его людьми. Постепенно безусловный авторитет взрослого утрачивается, все большее значение приобретают сверстники, их мнение, возрастает значимость детского сообщества.

Замечание 1

Основная задача начального образования – заложить фундамент знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения ребенка, которое в рамках современных условий может продолжаться всю жизнь.

В начальной школе ребенка учат писать, читать, считать, рассуждать, связно и грамотно выражать свои мысли, правильно и логично делать выводы. Весь процесс обучения сопровождается интенсивным воспитанием. Воспитание в начальной школе имеет несколько направлений:

  • нравственное,
  • эстетическое,
  • трудовое,
  • физическое,
  • правовое,
  • экологическое,
  • экономическое и т.д.

Замечание 2

Необходимо отметить, что процесс воспитания в младшем школьном возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Это связано с тем, что если человек не воспитан, то давать ему знания не только не целесообразно, но и опасно.

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Особенность воспитания младших школьников вытекает из особенностей данного возрастного периода. Основой воспитания выступает сюжетно-ролевая игра, которая уже достигла своего максимального развития.

В игре ребенок имеет возможность не только примерить на себе определенную социальную роль, но и овладеть нормами поведения в различных ситуациях.

При усвоении первичных этических норм, формируются нравственные представления.

В процессе воспитания у детей возникает моральная мотивация поведения, в зависимости от складывающейся вокруг ситуации.

С возрастанием самостоятельности ребенка происходят изменения и во взаимоотношениях с педагогом и сверстниками. В этот момент большое внимание следует уделять воспитанию самооценки и авторегуляции собственного поведения. Ребенок должен научиться контролировать собственное поведение не только с позиции авторитета, но и согласно усвоенным нравственным нормам.

В процессе воспитания, под руководством педагога, дети младшего школьного возраста приобретают навыки коллективного взаимодействия. Учатся осознанно применять общественные нормы, соотносить их с собственным поведением и поступками.

У младших школьников во время взаимодействия друг с другом начинают оформляться первые микрогруппы, в которых часто возникают противоречия, вплоть до конфликтов.

Задача педагога состоит в том, чтобы не просто передать детям навыки поведения, а воспитать нравственные убеждения.

Достигается это путем формирования и развития опыта осуществления нравственной оценки собственного поведения и поведения других.

В основе воспитательного процесса, осуществляемого в рамках школы, лежат два основных подхода:

  1. Деятельный – организация различных видов деятельности (трудовой, познавательной, художественной и т.д.)
  2. Комплексный – органичное сочетание разнообразных видов деятельности и их направленностей.

Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.

Особенности обучения детей младшего школьного возраста

Основной особенностью обучения младших школьников является то, что в этот возрастной период происходит интенсивное развитие и изменение направленности их потребностей. Постепенно ведущим видом деятельности становится обучение.

Современная начальная школа старается удовлетворять потребности детей в получении новых знаний, посредством использования разнообразных методов и форм обучения, которые не только познавательны, но и интересны для детей.

Приобретение новых знаний и умений осуществляется на основании возрастных возможностей детей, с учетом их индивидуальности.

Помимо работы в классе постепенно вводится система домашних заданий, которая направлена не только на закрепление пройденного учебного материала, но и на развитие у детей самостоятельности и самоконтроля.

Важным является вопрос контроля результативности обучения. В первый учебный год дети не получают оценки за свои работы и знания, результат отмечается педагогом устно.

Это необходимо для того, чтобы не оттолкнуть ребенка от учебы, не сформировать у него негативного отношения к ней.

Так же это связано с тем, что в этот период у ребенка происходит перенаправленность ведущей деятельности с игровой на учебную и ему нужна поддержка, а не указания на собственные ошибки.

Педагог осуществляет диагностику знаний учащихся, но исключительно в личных целях, чтобы понять в каком направлении двигаться дальше, эффективны ли используемые им методы и приемы.

Замечание 3

Таким образом, особенность обучения детей младшего школьного возраста заключается в том, что образование направлено на всестороннее развитие ребенка, полноценное овладение им всем комплектом умений учебной деятельности, которые необходимы ему для дельнейшего успешного обучения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/osobennosti_obucheniya_i_vospitaniya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta/

Возрастные особенности обучения младших школьников

Младший школьный возраст: безболезненное начало обучения

Младший школьный возраст охватывает период с 6 до 11 лет, т.е. подразумевает учащихся 1-4 начальных классов. Эти границы обусловлены психическим развитием ребенка, а также его уровнем социализации. Родителям следует понимать и принимать во внимание этот показатель и учитывать возрастные особенности обучения детей начальных классов.

Начало учебной деятельности

Начало обучения подразумевает переход от игровой к учебной деятельности, который сопровождается психологической перестройкой.

С первых дней в школе ребенок вынужден придерживаться определенных социальных норм поведения и ориентироваться на слова и поступки учителя.

В самом начале обучения дети все еще работают с наглядными образцами, но постепенно осваивают словесно-логическое мышление. А уже в конце 4 класса между школьниками становятся очевидны индивидуальные различия. Так, психологи выделяют несколько групп:

  • теоретики (мыслители) – лучше справляются с решением задач в словесном плане;
  • практики – нуждаются в опоре, которой может стать практическое действие или наглядный опыт/эксперимент;
  • художники – обладают ярко выраженным образным мышлением.

При этом ребенок может относиться к одной или нескольким группам

Также при общении со школьником следует учитывать следующие возрастные особенности обучения начальных классов:

  • ребенок младшего школьного возраста обладает недостаточно дифференцированным восприятием. Поэтому может путать схожие по написанию цифры и буквы (например, Я и R или 6 и 9);
  • ребенок не может концентрироваться на мелких предметах. Он лучше воспринимает «бросающиеся» в глаза свойства предметов (например, цвет, форму или размер);
  • ребенок только формирует для себя научные понятия, а потому при решении задач ориентируется больше на внешние, более наглядные признаки предмета (со временем он сможет быстрее распознавать внутренние свойства).

Если «переложить» эти особенности на восприятие одной и той же картины, то в разном возрасте ребенок будет:

  • перечислять предметы – с 2 до 5 лет;
  • описывать картину в свободной форме – с 6 до 9 лет;
  • интерпретировать увиденное и строить предположения касательно задумки автора – с 9 лет.

Детям легче воспринимать информацию в игровой форме

Дети младшего школьного возраста все еще воспринимают и запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме, т.е. ту, которая вызвала у них живой интерес.

Но в отличие от дошкольников, ученики 1-2 классов уже могут концентрироваться на более значимых моментах и запоминать даже не самый «захватывающий» материал.

В этот период необходимо развивать произвольную память ребенка, который изначально пользуется преимущественно механической памятью.

Но если школьник и дальше будет «зазубривать» учебные тексты, то при увеличении объема и повышении сложности подаваемого материала, возникнут серьезные трудности (из-за отсутствия понимания информации). Смысловая память, в свою очередь, дает множество мнемонических приемов, как то деление большого параграфа на части, конспектирование, составление плана главы.

Мотивы обучения ребенка

Еще одна вещь, без которой дети младшего школьного возраста не смогут продвинуться в обучении – мотив. Чаще всего в этом качестве выступает шанс получить высокую оценку, заслужить похвалу учителя или родителей. Но существуют и другие мотивы, которые условно можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы

  1. Познавательные мотивы, напрямую связаны с учебной деятельности. Речь идет о желании ребенка получить знания, решить сложную задачу или овладеть способами самостоятельного обучения.
  2. Социальные мотивы, которые не связаны с учебой, но заставляют ребенка тянуться к знаниям. Так, он может хотеть быть грамотным, успешным, полезным для общества, знаменитым.

    В этом случае школьником движет тяга к похвале и доброжелательным взаимоотношениям с окружающими людьми (одноклассниками, учителями, родственниками).

Согласно статистике, у детей  с высокой успеваемостью доминирует мотивация достижения успеха. Им действительно важно получать хорошие оценки, правильно и вовремя выполнять задания, справляться со сложными задачками.

Внешние мотивы

К внешним мотивам относят награду за хорошие оценки (например, дополнительный час игры на компьютере или карманные деньги). Здесь для ребенка знания не важны.
Школьные оценки оказывают большое влияние и на самооценку ребенка.

Так, школьник может «проникнуться» мнением учителя и записать себя в категорию «двоечников». В результате этого, он тут же приписывает себе соответствующие качества и теряет мотивацию к обучению.

А зачем, если он все равно получит два?

Формирование нравственных и социальных качеств

Дети начальных классов все еще не сформированы как личность, а потому продолжают адаптироваться к окружающему их миру и буквально «впитывают» в себя информацию о правилах и нормах поведения.

Так, ребенку приходится согласовывать свои действия с требованиями и ожиданиями учителей, родителей, друзей, одноклассников.

Чем шире круг общения и интересов школьника, тем быстрее у него формируется собственное «кредо», которого он придерживается в подростковом возрасте. На формирование нравственных ценностей также могут повлиять:

  • телевизионные передачи и интернет;
  • книги и журналы;
  • беседы с друзьями.

Что касается социальных качеств, то в школе существует четкая и довольно развернутая система моральных ценностей. Постепенно ребенок осваивает новые для него критерии и начинает оценивать себя и окружающих.

И если раньше одноклассники представлялись ему как «товарищи, с которыми можно поиграть на перемене», то теперь каждый из них получает определенный статус: отличник/хорошист/двоечник, активный/пассивный, прилежный ученик/хулиган.

Таким образом, именно в младших классах закладывается прочная основа для формирования личности.

Дети осознают себя как отдельную единицу, находят свои мотивы для обучения, адаптируются к социальным нормам и постепенно вливаются в коллектив.

И если ни учителя, ни родители не «передавят», не помешают этому процессу, по окончанию 4 класса ребенок станет полноценным членом общества – с собственными взглядами, интересами и суждениями.

Источник: https://ladle.ru/news/vospitanie/vozrastnye-osobennosti-obucheniya-mladshih-shkolnikov

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: