Почему на улицах Владивостока ввели левостороннее движение

Содержание
  1. Почему в одних странах правостороннее движение, а в других — левостодороннее
  2. Исторические предпосылки разделения на право- и левостороннее движение
  3. Как происходило внедрение разных сторон движения
  4. Первые ПДД и штрафы за их несоблюдение
  5. Какие страны совершили переход на правостороннее движение
  6. Правостороннее и левостороннее движение: из-за чего произошло разделение
  7. Простая статистика
  8. Исторические предпосылки к разделению движения
  9. Римляне были приверженцами левостороннего движения
  10. Движение во Франции
  11. Дорожное движение в Лондоне 260 лет назад
  12. А как насчет россии?
  13. Какие страны решили перейти на правую сторону дорожного движения
  14. Почему в одних странах левосторонее движение, а в других — правосторонее?
  15. Римская версия
  16. Морская версия
  17. Колониальный фактор
  18. Политический фактор
  19. Когда в России утвердилось правостороннее движение?
  20. Левостороннее движение во Владивостоке
  21. Страны, которые поменяли движение
  22. «Назло вчерашним оккупантам»
  23. Географическая целесообразность
  24. «Левые» исключения
  25. Какое движение безопаснее?
  26. Страны с левосторонним движением

Почему в одних странах правостороннее движение, а в других — левостодороннее

Почему на улицах Владивостока ввели левостороннее движение

В современном мире водители 140 стран перемещаются по дорогам, придерживаясь правой стороны. В остальных 53 странах транспортные средства ездят по левой стороне, что создаёт определённые проблемы при пересечении водителями границ.

Но из-за чего произошло разделение движения, да ещё и такое неравномерное? Давайте взглянем на старинные ПДД и дорожные колеи и узнаем, в чём же там было дело.

Исторические предпосылки разделения на право- и левостороннее движение

Как известно, правшей в нашем мире преобладающее количество — около 80–90% от всего населения Земли.

Левшой же является только каждый седьмой человек, а амбидекстеров — людей, одинаково хорошо владеющих и левой, и правой рукой — и того меньше.

Так что издавна весь мир был подчинён правшам, а значит, правила устанавливались ими же. Касалось это и передвижения по дорогам на каком-либо животном или транспорте.

До появления мало-мальски надёжных и удобных повозок человек вынужден был передвигаться между селениями на своих двоих. И, конечно же, шёл он не с пустыми руками, а с мешком или тюком на правом плече — так было сподручнее.

К тому же, справа от себя, поближе к обочине дороги крестьяне привыкли вести дорогое сердцу и кошельку вьючное животное. Правой стороны по ходу своего перемещения придерживались и средневековые рыцари, но только на турнирах. Такое правило было из-за особенностей держания щита и меча.

Во всех остальных случаях всадники ездили ближе к левой обочине.

Вооружённые всадники всегда приторачивали меч с правой стороны луки седла. Заметив опасность, меч быстро выхватывали и отражали атаку.

К тому же, залезали в седло на лошадь слева, вставляя левую ногу в стремя. В противном случае всадник оказался бы в седле задом наперёд. Так что перемещались кавалеристы по левой стороне широкой дороги.

Так же ездили кучеры, управлявшие экипажами. Однако отнюдь не все.

Долгое время упряжками управляли форейторы, сидящие на одной из запряжённых лошадей. Как правило, это была левая лошадь, расположенная ближе к самой повозке. В таком положении кучер лучше чувствовал габариты своего транспортного средства и мог эффективнее управлять лошадьми правой рукой.

А ещё такое расположение кучера было удобнее для его посадки и высадки с лошадиной спины. А вот многоместными экипажами, например, открытыми ландо, кучер управлял, сидя справа на специальном месте в передней части. Только так возница не задевал пассажира своим хлыстом.

Левой стороны придерживались и древние римляне.

Как происходило внедрение разных сторон движения

Сегодня у исследователей нет подтверждённых данных, по какой стороне передвигались в древних государствах, где была развитая система дорог. Зато есть неоспоримое доказательство того, что древние римляне соблюдали левостороннее движение. В ходе раскопок в британском графстве Уилтшир откопали древнюю римскую каменоломню и дорогу.

Левая сторона этой дороги (если смотреть от выхода) была более разбитой, чем правая. По всему выходило, что от этой каменоломни гружёные подводы уезжали именно по левому краю.

Левой стороны держались и конные отряды воинов, совершающие марш. Доказывает этот факт найденная римская монета, на аверсе которой изображена пара конных, расходящихся по левую руку.

А вот во Франции правом пользоваться левой стороной проезжей части обладали только аристократы, и то недолго.

Во Франции до 1789 года простолюдины передвигались исключительно по правой стороне дорог. Знатные господа же ездили в своих каретах по другой стороне. А уже после свершившейся революции аристократы, чтобы замаскироваться, тоже стали придерживаться правой стороны.

Позднее такая маскировка превратилась в традицию. А после завоевания множества территорий Наполеоном там также стало вводиться правостороннее движение. Так случилось в Швейцарии, Германии, Испании, Голландии и Польше.

Страны-противники Наполеона в пику французскому императору ввели у себя движение наоборот — с левой стороны трасс.

Дорожное движение Лондона в XIX веке

Первые ПДД и штрафы за их несоблюдение

В 1756 году в Великобритании был введён специальный билль о левостороннем движении. За его несоблюдение, особенно на мостах, полагался крупный штраф.

Левой стороны придерживались и в многочисленных колониальных владениях Великобритании — на островах-колониях, а также в Австралии, Пакистане и Индии. Билль, а также штрафы по нему действовали на всех территориях.

Полагались штрафы за несоблюдение правил и в дореволюционной России.

Чтобы ответить на вопрос, почему в России правостороннее движение, стоит вернуться в прошлое на три века. Хотя по правой стороне в нашей стране перемещались ещё во времена Петра I, официально её утвердила императрица Елизавета.

Она в 1752 году подписала Указ о правостороннем движении для конных экипажей. Примерно в тот же период появились и первые правила передвижения по дорогам в нашей стране. Правой стороны в ходе езды на авто в России придерживаются и сегодня.

А вот в ряде некоторых государств правила, по которым движение транспорта происходило по той или иной стороне, менялись.

Дорожный знак в Австралии, напоминающий о том, что здесь левостороннее движение

Какие страны совершили переход на правостороннее движение

В XVIII веке давление, оказываемое Францией на многие другие государства, оставалось очень большим. Находясь под ним, даже страны-союзники Великобритании всё-таки отказывались от движения по левой стороне и изменяли правила.

Поменяли левую на правую сторону дороги и жители США. Случилось это только после окончательного освобождения от власти британской короны. А одним из последних государств Европы, где стали ездить по правой стороне, была Швеция.

Третье сентября 1976 года стало Днём «Н» в Швеции. Программа по изменению стороны движения вводилась не с бухты-барахты, ей предшествовала серьёзная подготовка. О переходе сообщалось в газетах, журналах и новостях.

Шведы даже провели рекламную кампанию, напечатав логотип Дня «Н» на женских трусиках и бюстгальтерах. Сам день перехода обошёлся без серьёзных ДТП.

В 4:50 утра все шведские водители остановились и сменили полосу движения, а через десять минут движение по дорогам Швеции окончательно стало правосторонним.

К движению по правой стороне трасс пришли в некоторых африканских государствах, к примеру, в Гане, Нигерии и Гамбии ввиду близости со странами, где действовало правостороннее движение. А в 1946 году, избавившись от оккупации Японией, Корея тоже «встала на правую сторону». Впрочем, и правосторонние страны тоже изменили направление движения по своим дорогам.

В Мозамбике, соседствующим с бывшими британскими колониями, относительно недавно был осуществлён переход с право- на левостороннее движение.

А небольшое островное государство Самоа перекинулось «налево» по причине обилия на острове авто с правым рулём. Произошло это в 2009 году.

В некоторых регионах России, которая относится к странам с правосторонним движением, также можно найти много машин с правым рулём.

В Хабаровске, на Камчатке и в Магадане авто с левым рулём — большая редкость, всё больше с правым. Впрочем, местные водители быстро приспособились и без проблем ездят по правой стороне.

Кстати, почти год на двух улицах Владивостока действовало левостороннее движение. Но эксперимент признали неудачным и закрыли.

Имеются в нашей стране, в Санкт-Петербурге и Москве, левосторонние разъезды, сделанные для удобства водителей.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5930fb857ddde84c29e24b43/5c920840134b0f00b43cb06e

Правостороннее и левостороннее движение: из-за чего произошло разделение

Почему на улицах Владивостока ввели левостороннее движение

В наше время водители 53 стран мира перемещаются по левой стороне дороги, а в других 140 странах — по правой, и это создает целый ряд проблем после пересечения границы. Почему же дорожное движение отличается? Если мы обратимся к старинным правилам дорожного движения, то все встанет на свои места.

Простая статистика

А знаете ли вы, что около 85 % населения земли правши? Из этого следует, что на планете только каждый шестой человек является левшой. Существуют также люди, которых именуют как амбидекстеры — они одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. На сто левшей и правшей приходится только один амбидекстер.

Исторические предпосылки к разделению движения

Давным-давно, до появления различных повозок человек перемещался при помощи своих ног. Как правило, никто не делал длительных переходов с пустыми руками, обычно брали с собой мешок с вещами и вешали его на правое плечо — так надежнее. С правой стороны, крестьяне вели свое животное или на правой стороне держали кошелек.

Кроме того, в средние века, во время перемещения на турнирах, рыцари также старались придерживаться правой стороны. Так было принято из-за расположения меча и щита в руках. А в обычное время они старались перемещаться ближе к левой стороне.

Средневековые воины всегда держали меч на седле под правой рукой — так было сподручнее. Едва обнаружив опасность, его быстро вынимали из ножен и начинали сражение.

Также, залезая на лошадь с левой стороны, всадник был вынужден вставлять соответствующую ногу в стремя, а правую перекидывать.

Левой стороны старались придерживаться и кучеры, которые управляли экипажами, стоит отметить, что далеко не все. До кучеров упряжками заправляли форейторы, которые сидели на запряженной лошади. Обычно они сидели на левой лошади, которая расположена ближе всего к повозке.

Говорят, что именно на ней кучер хорошо чувствовал всех лошадей и мог их контролировать с помощью правой свободной руки. Также такое положение позволяло ему видеть всех лошадей со спины. Многоместным экипажем управляли немного по-другому, кучер сидел на первых конях с правой стороны для того, чтобы не задеть пассажиров хлыстом.

Стоит отметить, что у римлян была такая же система размещения.

Римляне были приверженцами левостороннего движения

На данный момент у исследователей нет точных данных о том, на какой стороне раньше передвигались люди в тех уголках земли, где уже существовали дороги. Однако есть точные доказательства того, что римляне предпочитали придерживаться левостороннего движения.

Например, во время раскопок в Уилтшире была откопана древняя римская дорога, которая вела на каменоломню. Если развернуться спиной ко входу, то можно увидеть, что левая сторона дороги более разбита, нежели правая.

Логично, что на каменоломню заезжали пустые телеги, а выезжали переполненные по левому краю.

По левой стороне передвигались конницы во время совершения марша. Это подтвердила старая римская монета, на ней была изображена пара наездников, которые расходились друг от друга по левую руку.

Движение во Франции

Французские простолюдины были вынуждены передвигаться только по правой стороне дороги, а знатные люди перемещались на своих роскошных каретах по левой. Однако после революции аристократы для маскировки также стали ездить по правой стороне. Потом оказалось, что так удобнее, и это вошло в традицию.

После того как Наполеон завоевал много земель, постепенно начали вводить правостороннее движение. Так постепенно Испания, Швейцария, Голландия, Германия и Польша начали свое передвижение по правой стороне дороги. Стоит отметить, что страны, которые враждовали с наполеоновским режимом, сделали все наоборот и передвигались по левой стороне дороги.

Дорожное движение в Лондоне 260 лет назад

В один момент в Великобритании обнаружили, что происшествия во время движения на дорогах стали учащаться, и в 1756 году было решено ввести правило, которое призывало передвигаться исключительно с левой стороны. Нарушителям грозил серьезный штраф за его несоблюдение.

Кроме того, левостороннего движения придерживались и в колониях Англии — в Австралии, Индии, Пакистане. Штрафы за нарушения также распространялись и на колонии.

А как насчет россии?

За нарушение правил движения в дореволюционной России серьезно штрафовали. Правостороннее движение в нашей стране развилось еще во времена Петра Первого, однако официально оно было введено императрицей Елизаветой. Только в 1752 году она решила издать Указ о том, чтобы все наездники придерживались правой стороны на дороге. В это же время и появились правила дорожного движения в России.

Как вы видите, правой стороны во время движения придерживаются и сегодняшние водители автомобилей. А вот в большинстве других государств правила перемещения постоянно менялись.

Какие страны решили перейти на правую сторону дорожного движения

В 18-м веке Франция оказывала огромное давление на многие государства. Некоторые страны, которые были в союзе с Англией, решили отказаться от привычного левостороннего движения и перешли на правую сторону дороги. После того как США полностью освободилась от властвования Великобритании, они решили изменить привычное движение.

Последнее государство Европы, в котором отказались от левостороннего движения, — это Швеция. Процесс перехода происходил очень интересно.

В 1967 году власти разработали серьезную программу, запустили рекламную кампанию в журналах, газетах, новостях, а также написали дату даже на женских бюстгальтерах и трусиках.

И вот, третье сентября, или же «день Н», настал, и в пять утра все водители внезапно остановились, сменили полосу движения, и отныне Швеция стала страной с правосторонним движением.

Некоторые африканские государства также решили пойти по европейским стандартам и перейти на правостороннее движение, например, Гана, Гамбия и Нигерия дружно встали на правую сторону дороги ввиду своего близкого расположения.

В 1946 году Корея, после того как избавилась от японской оккупации, также перешла на правостороннее движение. Стоит отметить, что некоторые страны, в которых водители также перемещались по правой стороне дороги, со временем переходили на «левую сторону».

Мозамбик — государство, которое соседствует с бывшими английскими колониями, совсем недавно осуществило переход на левостороннее движение. Маленькое государство Самуи решило перейти на левую сторону дороги по причине того, что сюда преимущественно привозили машины, руль в которых находится с правой стороны.

Кроме того, интересный факт заключается в том, что в некоторых регионах России много водителей перемещаются на праворульных машинах: на Камчатке, в Магадане и Хабаровске леворульные автомобили — это настоящая редкость. Водители быстро адаптировались к праворульным и без особых происшествий передвигаются по правой стороне дороги.

Также во Владивостоке решили провести эксперимент и на двух улицах ввели левостороннее движение, но со временем его признали неудачным и прекратили. В Москве и Санкт-Петербурге также есть некоторые участки дороги с левосторонними разъездами.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/history/2019/5/16/98064

Почему в одних странах левосторонее движение, а в других — правосторонее?

Почему на улицах Владивостока ввели левостороннее движение

Существование право- и левостороннего движения не первое десятилетие добавляет работы автопроизводителям и головной боли водителям, вынужденным в отпуске или командировке ездить «не по той» стороне. А в этой существующей до сих пор двойственности, виноваты, как оказывается, лошади.

Как нетрудно догадаться, правостороннее движение ничем не хуже и не лучше левостороннего — лишь бы к нему были полностью адаптированы и автомобили, и дорожная инфраструктура. Начинающие английские или австралийские водители осваиваются на дороге не медленнее и не быстрее, чем немецкие и российские «чайники».

Может быть, поэтому все страны мира так долго не могут прийти к единому варианту — и к примеру, небольшое государство Самоа в Океании пять с небольшим лет назад перешло с правостороннего варианта на левосторонний.

Дело в том, что сто лет назад Самоа было немецкой колонией и при прокладке дорог вводилось привычное немцам правостороннее движение — однако машины на острова удобнее возить из Австралии и Новой Зеландии, где они в абсолютном большинстве «праворукие». Поэтому местный премьер-министр осенью 2009 года дал стране команду ездить по другой стороне дороги.

Но если две схемы движения одинаково хороши (или одинаково плохи) — как же тогда осуществлялся выбор? Неужели наши предки в какой-то момент банально подкидывали вверх монетку? Отнюдь.

В конце прошлого века археологи проводили раскопки на территории каменоломни древнеримских времен и обнаружили в том числе дорогу к ней.

На основании того, что с одной стороны колея была ощутимо глубже, чем с другой (причиной чего была разница в весе между пустой и груженой телегой), специалисты сделали вывод, что на территории этого древнего «предприятия» было принято левостороннее движение. Ряд других находок подтверждают этот вывод: в древности люди явно предпочитали двигаться по левой стороне.

Жокеям, управляющим самой роскошной каретой из имеющихся в распоряжении британской королевской семьи, не надо никуда прижиматься: на улицы, по которым должен проехать экипаж, ни одно другое транспортное средство просто не пустят.

Дело в том, что это для автомобилиста нет принципиальной разницы, какими боками разъезжаться. Но тысячи лет назад самым популярным средством передвижения по суше была лошадь, а вот для всадника или правящего повозкой кучера разница уже имеется.

Большинство людей — правши, и предпочитает садиться на лошадь с левой стороны, а оружие или, к примеру, кнут держать в правой руке. Именно из-за этого всадники, к примеру, предпочитали расходиться правыми боками — чтобы находиться в более удобной на случай нападения позиции.

А кучерам было сподручнее ехать слева, чтобы у кнута было меньше шансов зацепиться за кусты или изгородь на краю дороги — или зацепить кого-то из идущих по обочине.

Таким образом, левостороннее движение выглядит более привычным и естественным — но кому же тогда пришла в голову мысль занять другую сторону дороги? Ряд историков считает, что во всем виноваты многоконные упряжки, где кучер сидел не на карете или повозке, а непосредственно на одной из лошадей.

Удобнее всего кучеру было на левой задней лошади — однако в этом случае он не особо хорошо «чувствовал габариты» экипажа, разъезжаясь со встречными повозками. Поэтому и роскошные экипажи знати («шестисотые мерсы» своего времени), и тяжелые грузовые телеги (сталкиваться с которыми было себе дороже) начали держаться правой стороны.

Со временем привычку ездить справа приобрели и те, кто правил менее громоздкими и престижными экипажами. В результате в XVIII веке правосторонняя схема движения была официально закреплена во многих европейских странах: к примеру, во Франции это сделали в 1794 году, а в России — еще раньше, в 1752 году, указом императрицы Елизаветы Петровны.

Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.

Попытаемся разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.

Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.
Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.

Римская версия

В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку.

После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций.

В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.

Морская версия

Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.

В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.

Как английская «левизна» расползлась по всему свету?

Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:

Колониальный фактор

Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.

Политический фактор

Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт, схема движения превратилась в аргумент политики.

В тех государствах, что поддерживали Наполеона, — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми».

Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.

Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.

Когда в России утвердилось правостороннее движение?

В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века.

Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны».

В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.

Левостороннее движение во Владивостоке

Восток — дело тонкое. А Дальний Восток — вообще не понятное ):

Как вы наверно слышали, в центре Владивостока появились две улицы с левосторонним движением.

Из-за открытия моста через бухту Золотой Рог была изменена организация движения в центре города, «в целях оптимизации дорожного движения и исключения пересечения транспортных потоков». В том числе на двух улицах весьма необычно — по сути там ввели левосторонние движение. Зато теперь праворульные машины на них смотрятся очень гармонично.

Страны, которые поменяли движение

История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:

«Назло вчерашним оккупантам»

США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.

Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.

Географическая целесообразность

На правостороннее движение в середине 1960-х – начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.

Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H»*, когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.

В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.

«Левые» исключения

В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне.

Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул.

Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).

Какое движение безопаснее?

По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения — это всего лишь вопрос привычки.

Страны с левосторонним движением

Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % — по левой.

В Северной Америке

Антигуа и БарбудаБагамские ОстроваБарбадос

Ямайка

В Южной Америке

ГайанаСуринам

Европа

ВеликобританияИрландияМальта

Азия

БангладешБрунейБутанВосточный ТиморГонконгИндияИндонезияКипрМакаоМалайзияМальдивские о-ваНепалПакистанСингапурТаиландШри-ЛанкаЯпония

Африка

БотсванаЗамбияЗимбабвеКенияЛесотоМаврикийМозамбикНамибияСейшельские островаСвазилендТанзанияУгандаЮАР

Океания

АвстралияКирибатиНауруНовая ЗеландияПапуа — Новая ГвинеяСамоаТонга

Фиджи

Смотрите ещё: Как бы выглядели автомобили, если бы они были девушками

Источник: https://ribalych.ru/2016/04/22/levostoronee-dvizhenie/

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: