Раннее развитие ребенка: польза или вред

Содержание
  1. Раннее развитие малыша. Польза или вред?
  2. Что же пишут в сети?
  3. Как же маме сделать правильный выбор?
  4. По поводу споров я хочу сказать следующее:
  5. История —  как мы пришли к занятиям
  6. О книге Массару Ибука «После трех уже поздно»
  7. Почему я выбрала карточки
  8. Что такое карточки?
  9. Как заниматься по карточкам?
  10. Послесловие
  11. Раннее развитие: вред и польза
  12. Что такое раннее развитие?
  13. Развитие и обучение — одно и то же?
  14. Работа над ошибками
  15. Немного о методиках раннего развития
  16. Следует ли строго придерживаться одной методики?
  17. Следует ли вносить коррективы по мере роста ребенка?
  18. Развитие в комплексе
  19. Раннее развитие ребёнка: польза и вред
  20. Раннее развитие как бизнес
  21. Развитие ребёнка: не рано, а вовремя
  22. Раннее развитие и школа
  23. Раннее развитие: не только вред, но и польза
  24. Когда раннее развитие приводит к отставанию
  25. Играть действительно нужно
  26. И вместо художника получается солдат…
  27. Вашим ребёнком займутся выпускницы ПТУ
  28. Фрустрирующее обучение
  29. Право на одиночество
  30. Что дает раннее развитие ребенка – польза и вред | Детский центр БУКВА
  31. Что включает понятие?
  32. Польза или вред?
  33. Как реализовать?
  34. Заключение

Раннее развитие малыша. Польза или вред?

Раннее развитие ребенка: польза или вред

Сегодня в мире разгорелась жуткая дискуссия о вреде и пользе раннего развития детей. Противники обучения говорят о его недоказанной эффективности и даже о возможном вреде. В то же время есть лагерь сторонников ранних занятий. И они рассказывают о впечатляющих успехах малышей.

Что же пишут в сети?

Возможно как раз сейчас ты ищешь ответ на вопрос:  чем полезным занять своего ребенка? Открыв пару-тройку сайтов ты обязательно попадешь на разжигающиеся дебаты о раннем развитии. Мамочки высказывают свою бурю эмоций.

Противницы занятий говорят — «о ужас! зачем вы мучаете учебой детей… Это так ужасно… Детям нужен воздух… им нужно движение».

 Сторонницы обучения защищаются и объясняют «5-минутное занятие не лишает детей прогулки», «рысь, показанная на карточке не исключает возможность погладить живую кошку».

Они пытаются объяснить, что занимаются с ребенком по обоюдному желанию, и не угрожают ремнем.

Тема животрепещущая. И судя по количеству сообщений в обсуждениях к статьям некоторые мамочки «живут» этим конфликтом.

Как же маме сделать правильный выбор?

Что же делать нам, мамам? Заниматься с детьми или нет? И если заниматься — то чем?  Ответы на эти вопросы я начала искать, когда моя дочка стала уверенно сидеть.

И сейчас я решила поделиться информацией и опытом с вами. Я подготовила этот материал, потому что очень хочу, чтоб счастливых мам и смышленых  деток становилось больше!

По поводу споров я хочу сказать следующее:

      • я за мир! За позитивное общение и конструктивную критику.  В основном в обсуждениях мам слышны эмоции. Мамочки заняли одну из позиций и яростно ее защищают.
      • ни вред ни польза не доказаны на сегодняшний день  А значит любые мнения чисто субьективны. Искать не существующую истину — значит тратить время в пустую.
      • лучшее для ребенка может выбрать только мама. И если мама хочет развивать ребенка, то в каждой методике сможет найти что-то полезное.
      • не нужно слепо и пошагово следовать всему тому, что написал Глен Доман или Мария Монтессори. Вы сами почувствуете — подходит это вашему малышу или нет.

История —  как мы пришли к занятиям

Когда Алисе исполнилось 7 месяцев я задумалась о необходимости развивающих занятий дома.

  Появилось много вопросов: Чем заниматься,  в какое время лучше заниматься, и как все это успеть?  Сначала я спросила мистер Google, набрав в поисковике «развивающие занятия с малышом». В ответ на меня сыпались десятки статей и видео.

Одни занятия требовали  много времени. Другие — предварительной подготовки и времени на уборку «последствий» таких игр А у меня и так был десяток задач на день.

Что делает обычная девушка, если интернет не решил ее вопрос? Правильно! Делится своими переживаниями с подругой. Я так и сделала. Повезло, что Юля (так ее зовут) готовилась к материнству тщательно.

И кроме вопроса как родить, как кормить, как поить —  изучила тему развития малышей. Именно Юля рассказала мне о существовании развивающих карточек Глена Домана.

И подсказала прочитать книжку  Массару Ибука «После трех уже поздно».

О книге Массару Ибука «После трех уже поздно»

Я начала с книжки. Книжка читается очень легко. Автор книги считает следующее:  Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Практика показывает, что очень важна среда, в которую попадает ребенок.

Гениями не рождаются, а становятся. Самые важные годы развития для головного мозга  — это первые три года жизни. А чем человек старше, тем сложнее ему дается обучение и развитие.

Поэтому так важно делать занятия с малышом как можно раньше.

Книга мне понравилась. Хотя сразу хочу предупредить, что в ней вы не найдете практических советов по обучению. Зато обретете более ценную вещь — вдохновение и силы! После прочтения книги у меня появилось устойчивое желание регулярно  заниматься развивающими занятиями с дочкой. Рекомендую прочитать.

Почему я выбрала карточки

Вдохновленная книгой, я решила добавить развивающее занятие в наши с Алисой будни. И выбрала карточки по следующим причинам:

  • это легко для мамы и не требует подготовки (кроме покупки)
  • это занимает мало времени
  • это дает огромный простор для развития ребенка
  • развивают память, речь, мышление.

Что такое карточки?

Карточки — это небольшие плотные листы с изображениями и иногда с надписями. На карточке могут быть изображены как предметы окружающего мира, так и герои сказок или названия профессий. А также цвета, формы, цифры и явления природы. В общем самые разные познания.

Как заниматься по карточкам?

3 месяца — 1,5 года  — начинать занятия можно просто с показа карточек и произнесения вслух названий.  Так малыши будут расширять свой пассивный словарный запас  и развивать память;

1 — 2 года     —  когда ребенок будет знать все названия можно добавлять элементы игры с поиском конкретных предметов;

1,5 — 3 года      — начинаем подробнее изучать каждое изображение. Например, где у животного ушки, где хвост, сколько лапок у муравья, где у березы ствол и т.д.;

1 — 3 года       —  можно добавлять физические упражнения: «летаем как бабочки», «крадемся как тигр», «качаемся как березка на ветру»;

3 — 8 лет        — некоторые карточки обладают фактами из энциклопедий и будут полезны и интересны деткам постарше. Моя племянница 8 лет в восторге от карточек Алисы

Послесловие

Купить карточки сейчас можно практически в каждом книжном магазине, а также через интернет. Фирм, занимающимися выпуском и разработкой много.

Обзор опробованных нами с Алисой карточек, а также подробности наших  занятий, советы и видео отчеты о результатах — все это обещаю для вас сделать в ближайшей статье.

Раннее развитие малыша. Польза или вред?

   0
Средняя оценка: 0 из 5

Источник: http://www.tanyapolonnikova.com/rannee-razvitie-malysha-polza-ili-vred/

Раннее развитие: вред и польза

Раннее развитие ребенка: польза или вред

О раннем развитии говорят, пожалуй, все родители. И споры относительно целесообразности оного не утихают. Многие прежние противники целенаправленных занятий с малышом стали их сторонниками.

Общепринятые требования к получению ребенком новых знаний значительно изменились за последние десятилетия. Никого уже не удивит пятилетний малыш, освоивший основы счета и письма — это стало нормальным явлением.

Нет предела совершенству, особенно если учесть врожденную способность малышей впитывать новую для них информацию. Некоторые современные дети начинают читать уже в год-два по методике глобального чтения.

Казалось бы, что плохого в том, что ребенок еще до школы получит максимум знаний, которые пригодятся ему в дальнейшем обучении, выборе профессии и своего места в жизни? Разве родители, которые прилагают недюжинные усилия для развития своего малыша, не желают ему лучшего?

Но оказывается развитие развитию рознь. И то, что некоторые понимают под благом, оборачивается и для ребенка и для окружающих взрослых своей самой нелицеприятной стороной. Виной тому неверный подход к понятию «раннее развитие», амбиции родителей и использование приемов обучения по отношению к малышу, для которого пока куда более важен и полезен игровой, а не учебный процесс.

Что такое раннее развитие?

Пожалуй, это первый вопрос, который должны задать взрослые, желающие дать малышу лучшее. Что самое интересное, многие мамы, зная о методиках раннего развития, не могут точно ответить на него.

В данном случае срабатывает принцип сравнения со знакомыми понятиями такими как «нормальное развитие» — то есть соответствие знаний и уровня становления мыслительных процессов ребенка определенному возрасту и «позднее развитие», означающее отставание.

Опираясь на эти понятия, взрослые, желающие развить своего малыша, делают основной акцент на объем знаний, которым научается ребенок в том или ином возрасте. И с чувством собственного достоинства рассказывают, что чадо 3 года посещает четыре кружка, уже освоило счет и чтение, декламирует на память Маяковского и знает все столицы Мира, говорит на английском и рисует пастелью.

Можно ли говорить в данном случае о раннем развитии? Разумеется, с малышом занимались.

Но, что если при этом ребенок не имеет ни малейшего представления о том, чем отличаются между собой те самые столицы, которые он заучил наизусть, не понимает ни строчки из стихотворения, а книгу берет в руки только под строгим маминым взглядом? При этом малыш не способен натянуть колготки, считает, что булка растет на дереве, а корову видел только на карточке под бабушкино мычание?

И будет ли такой ребенок более развит, нежели его сверстник, который еще не приступил к изучению букв, но может убрать за собой комнату, выразить свои мысли о сказке, прочитанной на ночь, отличается самостоятельностью и общительностью. Возможно, он не удивит гостей знанием Шекспира, зато с радостью поможет бабушке посадить герань на окне и с удовольствием слепит куличик из предложенного кусочка теста, который с гордостью съест сам за вечерним чаем.

Развитие и обучение — одно и то же?

В первом случае с ребенком занимались «ранним развитием». И, без сомнения маме приходилось прилагать немалые усилия и использовать массу вспомогательного материала, чтобы заложить в голову малыша знания. Но есть один важный и весьма ограниченный ресурс — это время. Именно его родители желают сэкономить, занимаясь с ребенком до трех лет, и как ни странно теряют.

Те часы, которое малыш провел в изучении азбуки, заучивании бессмысленной для него информации, рассматривании без сомнения хороших и полезных карточек, можно было бы потратить на другие сферы. И не стало ли именно это упущение невосполнимым?

Родителями управляли амбиции, желание получить результат, который можно продемонстрировать. Во втором случае с ребенком просто играли, объясняли, показывали, заинтересовывали. И не потому, что так написано в книге, а просто оттого, что любят и искренне хотят общаться.

Приведенный пример — демонстрация крайности, которой достигают взрослые, желая дать малышу максимум. Но речь в данном случае идет не о развитии, а о целенаправленном обучении ребенка тому, что сами родители посчитали нужным и полезным.

И это не ошибка исключительно современных родителей. Уже подросло поколение таких «дошкольных гениев» и нецелесообразность подхода показала себя в полной красе. Чем же чреваты чрезмерные амбиции родителей и желание «вложить» в голову ребенка максимум информации?

  • Многие дети, потрясающие своими знаниями взрослых в дошкольном возрасте в последствии не справляются со все возрастающей нагрузкой, ведь чтобы продолжать привлекать всеобщее внимание им проходится овладевать все новыми и новыми знаниями, превышающими «нормальный уровень». Давайте будем честны — каким бы одаренным ни казался ребенок, далеко не все рождены гениями, способными перевернуть представления о науке и искусстве. Наступает момент, когда чадо уже не может привлечь к себе внимание своей неординарностью и объемом знаний, что в купе с неокрепшей нервной системой может вылиться в нервозы и даже депрессию.
  • Чем больше ребенок знал до школы, тем проще ему дается процесс обучения на начальном этапе. Ведь, по сути, он повторяет уже пройденное, ему нет нужды напрягаться для получения новых знаний. Как правило, подобное выливается в нарушение дисциплины — ведь чаду скучно и оно просто не знает чем занять себя, пока одноклассники учатся читать по слогам. А к 5-7 классу возникает новая проблема — ребенок, привыкший, что знания даются без усилий может отказаться прилагать их при изучении того, с чем не был знаком ранее и в той форме, которую предлагает школьная программа.
  • У ребенка развивается потребность «поглощать» информацию без ее практического применения, чтобы просто блеснуть знаниями перед знакомыми или друзьями. Вырастает некая «ходячая энциклопедия», способная рассказать о том, как вырастить ананас в средней полосе России, но не умеющая даже пересадить герань.

Можно назвать и иные негативные последствия, связанные с неверным подходом к раннему развитию. Например, если с ребенком занимались главным образом интеллектуальными играми, может начать страдать физическая подготовка. Ведь малышу наряду с оттачивание умственных процессов необходимо приобретать двигательные навыки, развивать координацию движений.

Приобретение большого багажа знаний в раннем возрасте может сказаться и на способности ребенка общаться со сверстниками. Ему станет не интересно с ними, особенно если последние не проявят привычного энтузиазма при попытках чада объяснить им устройство двигателя внутреннего сгорания и тд.

Работа над ошибками

Можно ли избежать подобных «побочных эффектов»? Разумеется, если обратиться к самому понятию «развитие»:

Развитие — это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. (Толковый словарь С.И.Ожегова).

Если обратиться к другим словарям, в том числе по психологии человека, во всех определениях можно встретить одно слово «процесс». По сути, выражение «раннее развитие» не совсем верно.

Речь идет о том, чтобы с самого рождения предоставить малышу больше возможностей для совершенствования во всех сферах. То есть просто о развитии.

Это постепенное и закономерное раскрытие способностей ребенка, его умения мыслить, сопоставлять, находить решения нестандартных задач во всех сферах жизни.

Ребенок как губка способен впитывать новые знания, но точно так же он сможет и вырабатывать собственные пути получения информации и выработки навыков.

Если сместить акцент с объема данных, которыми в результате овладеет малыш на развитие и становление самого процесса познания и мышления, все встает на места.

Таким образом, раннее развитие ребенка начинается с вопроса родителей к самим себе: «что мы хотим получить в результате?».

Если результатом должны стать обширные знания или воспитание гения, если Вы хотите, чтобы в будущем ребенок получил достойное образование и профессию — подход изначально ошибочен.

Основной целью раннего развития является создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы полноценно развивать свои навыки познания окружающего мира и самостоятельно или с помощью взрослых овладевать новым, раскрывать собственные способности и совершенствовать их.

«Раннее развитие» подразумевает расширение возможностей ребенка для знакомства с новым — новыми движениями, методами решения поставленных задач, новыми представлениями о предметах и их свойствах и тд. И в данном случае не идет речь о приобретении знаний в качестве конечной цели. В этом основное отличие понятия «развитие» и «обучение».

Не совершайте ошибку — не пытайтесь учить ребенка в его не полные три года. Играйте с ним, заинтересовывайте его, предлагайте новое, разговаривайте, рисуйте, но не делайте упора на объем знаний.

 Да, кроху можно познакомить в год с буквами и цифрами, с экзотическими животными, разучить более 40 цветов и оттенков, но одновременно не дать малышу возможности для развития, то есть применения полученных знаний на практике.

В его голове будет просто набор смутных образов, оторванных от реальности и названий, с которыми ничего невозможно поделать.

Поэтому первым принципом раннего развития является возможность использовать полученные знания в ближайшее время, закрепить их и усовершенствовать.

Второе, что следует помнить, начиная развивать своего малыша с пеленок, так это прописную истину: «все хорошо в меру».

Новорожденный как чистый лист, на который по мере взросления наносятся представление о мире и эти знания касаются многих областей.

Это свойства предметов, с которыми знакомится ребенок, понятие причины и следствия, вкусовые и зрительные образы с которыми он сталкивается, новые навыки. Чрезмерный акцент на чем-то одном вносит дисбаланс в развитие ребенка.

Немного о методиках раннего развития

Родители, которые задавались или задаются вопросом раннего развития малыша, без сомнения назовут такие известные системы как Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Никитиных, Вальдорфской педагогики другие. Без сомнения многие отметят и различия в подходе именитых авторов к процессу развития и места ребенка в нем.

Выбрать между методиками, предлагающими часто абсолютно различный подход, оказывается сложно. Да и следовать им в точности человеку без специального образования не просто. Но, конечно, прежде чем приступить к чему-либо стоит хорошо изучить вопрос.

Согласитесь, сложно подобрать те средства развития, которые подходят именно Вашему малышу, имея о них весьма смутное представление. Еще более странно отдать малыша в центр или детский сад, определенной направленности, не зная подходов и принципов работы с детьми.

Я не стану разбирать методики подробно, подобной информации достаточно, так же не хочу рекомендовать что-то конкретное, а вот ответить на ряд часто возникающих у родителей вопросов считаю необходимым.

Следует ли строго придерживаться одной методики?

Без сомнения, любая программа, направленная на развитие ребенка — это некая целостная система, которую разрабатывал специалист, и точное следование ей является залогом успеха. Но те, кто читал о системах, понимают, что нет одной совершенной методики.

И, вероятно ее не будет никогда. Да и о специфике известных систем не стоит забывать.

В частности, если кто-то не знает, Мария Монтессори и Глен Доман работали с детьми, имеющими отклонения в развитии, и такие методики просто неправильно будет использовать в отношении здорового ребенка в «чистом» виде.

Стоит учесть и то, что дети разные. Кто-то будет с интересом изучать окружающий мир самостоятельно, кому-то для этого потребуется постоянное присутствие мамы и подсказки от нее. Один малыш будет хорошо воспринимать визуальную информацию, другому потребуется больше тактильных ощущений. Поэтому, на мой взгляд, использовать средства из различных методик целесообразно.

Даже если малыш развивается по системе Мнотессори, со временем стоит приобрести кубики Зайцева, чтобы легче освоить чтение. Если Вам приглянулась карточная система Глена Домана, как источник обширных знаний в простой форме это вовсе не означает, что малыша нужно лишить интересной и развивающей среды, ведь Вы не занимаетесь с ним все время.

Подберите для своего ребенка те средства, которые ему нравятся, и процесс развития пойдет как бы сам собой. Ведь основной движущей силой для развития является интерес малыша к той или иной игре.

Следует ли вносить коррективы по мере роста ребенка?

Стоит придерживаться правила — если определенные знания ребенок получает из одной методики, не следует тут же перескакивать на другую, если что-то пошло не так. Например, Вы решили, что необходимо научить малыша читать по системе глобального чтения Сесиль Лупан, но через некоторое время не получили ожидаемого результата. Не стоит сразу перескакивать на методику Зайцева.

В конце концов, если малыш научится читать чуть позже, ничего страшного не произойдет. Отложите то, что ему не интересно на время и повторите попытку позже. Если Вы убеждены, что данная методика не для Вас, также выждите время и лишь потом предложите другую.

Старайтесь, чтобы Ваша система, будь она строгим следованием конкретной методике или совокупностью нескольких, не была противоречивой. И каждое последующее задание было усложненным вариантом предыдущего. Предлагайте новые условия и варианты решения для уже знакомых задач.

Возвращайтесь к уже пройденному спустя некоторое время, когда малыш забудет старый вариант решения поставленной проблемы. Предлагайте новые правила в знакомой игре, давайте возможность ребенку находить и использовать собственный подход.

Развитие в комплексе

Не забывайте о том, что целью является не получение малышом знаний в одной конкретной области, а всестороннее его развитие. Сочетайте подвижные игры и спокойные, используйте различные источники информации — собственные объяснения, визуальную информацию на карточках, кубиках и картинках, можно применить одну или несколько компьютерных игр, не забывайте и про тактильные ощущения.

У детей ассоциативное мышление, чем более полное представление получит ребенок о том или ином предмете или явлении, тем ярче в его памяти отложится данная информация и ему будет легче проводить анализ и сопоставление.

Когда придет время посещать детский сад, сделайте его своим другом, а не врагом. Подбирайте таким образом, чтобы развивающая среда была максимально приближена к той, которая уже создана дома. Вам так же придется часто общаться с воспитателями, чтобы давать ребенку знания, не противоречащие, а расширяющие те, которые он почерпнул в группе.

Источник: https://hvatalkin.ru/deti/rannee-razvitie

Раннее развитие ребёнка: польза и вред

Раннее развитие ребенка: польза или вред

26.09.2017

muro/ru.depositphotos.com

«Как, ваш ребёнок ещё не ходит на “развивашки”?» Любая мама, которая не поддалась модной тенденции развивать младенца с первых месяцев (а то и дней) после рождения, рискует услышать эту полную осуждения фразу от подруг, родственников или просто знакомых. Мода на всевозможные методики раннего развития достигла небывалого размаха. Но так ли уж они полезны?

Раннее развитие как бизнес

Я, как психолог, достаточно долгое время работала с детьми. И когда родилась моя дочь, мне пришлось принимать множество решений, в которых я опиралась на свой опыт и психологическое образование. Порой эти мои решения вызывают удивление у окружающих, потому что я не всегда соответствую образу матери-психолога. Например, не занимаюсь с дочерью «развивашками».

Однажды, когда мы с коллегами беседовали о работе, один из них задал совершенно гениальный вопрос: «Ребята, а где плеяда юных гениев, которые должны были появиться благодаря раннему развитию?» И правда! Теориям детского развития не один десяток лет. К примеру, популярная книга «После трёх уже поздно» была написана в 60-е годы, полвека назад! Логично было бы ожидать, что появится целое поколение не по годам развитых детей, а потом и гениальных взрослых. Но этого, увы, не произошло.

В чём же дело? Всё очень просто: это отличный бизнес. И развивается он по всем канонам маркетинга. Мы, родители, порой готовы отдать любые деньги, чтобы обеспечить хорошее будущее для своих детей. Но, к сожалению, удар по семейному бюджету — это не самый серьёзный ущерб от «развивашек».

Интересное по теме: «Влияет ли раннее развитие на будущее ребенка?».

Развитие ребёнка: не рано, а вовремя

Сегодня обучать и развивать ребёнка пытаются со всё более раннего возраста и часто не учитывают особенности развития малыша. В каждом возрасте у ребёнка есть свои задачи, которые он должен научиться решать.

Например, существует такое понятие, как «сензитивный» период (не путайте с «сенсорный», это не про коврик). Проще говоря, речь идёт об особенно чувствительных периодах в жизни ребёнка, когда формируются новые навыки. Не успели получить нужный навык в этот период — прощай, например, речь (дети-Маугли не разговаривают). И догнать, компенсировать отставание позже будет очень и очень непросто.

А мы, вместо того чтобы дать малышу возможность решать те задачи, которые заложены в нём самой природой, отвлекаем его, заставляя заниматься тем, что этому возрасту совсем не свойственно.

Точно так же невозможно заставить кроху научиться тому, к чему по своему физическому и умственному развитию он ещё не готов. Ребёнок может к году механически зазубрить буквы, но воспринимает их лишь как простые картинки и вряд ли сможет научиться читать. Но мы почему-то продолжаем требовать решения непосильных задач от неокрепшего мозга малыша.

Источник: -канал Umnitsaru

Раннее развитие и школа

Моя мама всю жизнь проработала учителем. Всё чаще от неё и других педагогов я слышу, что «дети больше не хотят учиться». Есть мнение, что помимо прочего в этом виновато раннее развитие.

Довольно часто под «развитием» понимают обучение. А психологи сейчас то и дело приходят к мнению о вреде раннего обучения (особенно письму и чтению).

Для дошкольника наиболее естественна не учебная деятельность, а игровая. Маленькие дети развиваются играя. А мы что делаем? Хитрим. И игру заменяем учёбой.

Или учёбу игрой? В любом случае ребёнок не понимает, что учиться и играть — разные вещи. А позже, уже в школе, когда для игр не останется времени, выясняется, что учиться-то дети не умеют и не хотят.

Получается, что, пытаясь развивать ребёнка слишком рано, мы тормозим его развитие в долгосрочной перспективе.

Интересное по теме: «Мифы песочницы. Про раннее развитие».

Раннее развитие: не только вред, но и польза

Неужели всё настолько плохо и раннее развитие несёт только вред? Думаю, нет. В пресловутых «развивашках» есть и плюсы, если заниматься ими в меру и без фанатизма. Например, они дают маме множество замечательных способов занять ребёнка, и не нужно придумывать что-то особенное, когда привычные игрушки надоели.

А также мне очень нравится идея про зону ближайшего развития, когда ребёнок ещё не в состоянии совершить некие действия самостоятельно, но может сделать что-то вместе со взрослым. По-моему, вот это и есть пресловутое «раннее развитие» в чистом виде.

Я считаю, что сильнее всего на развитие ребёнка влияют не книжки и курсы, а окружающая среда. Если с ребёнком не говорить (иногда в режиме «радио»), то он и не заговорит. Хотите, чтобы малыш учил английский уже с трёх месяцев? Опыт билингвов вам в помощь! Говорите на этом языке сами, карточки не смогут заменить живую человеческую речь.

Очень важно также поддерживать интерес ребёнка к какой-то деятельности, позволять ему самому решать, чему он хочет научиться. Например, в книге Анны Быковой о ленивой маме описывается опыт с чисткой ботинок.

Анна рассказывает, что с первым ребёнком она упустила момент, когда ему был интересен этот процесс.

С младшим же она поддержала естественную любознательность малыша, и постепенно он прекрасно справился с данной задачей, а заодно научился и многому другому.

Поэтому я считаю, что всему своё время. Задача родителей — правильно оценивать возможности малыша, создавать ему благоприятные условия, своевременно и мягко направлять развитие ребёнка, но не пытаться его опередить.

Источник: http://citymoms.ru/rannee-razvitie-rebyonka-polza-i-vred/

Когда раннее развитие приводит к отставанию

Раннее развитие ребенка: польза или вред

О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить.

Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее.

И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы — опасно. Так и с ранним развитием.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

На мой взгляд, первая и главная опасность занятий для малышей заключается в их прекрасном маскировочном эффекте. Приведу пример из жизни.

Я знаю семью, у которой ребёнок в полтора года выучил названия многих экзотических животных: он знает жирафа, бегемота, кашалота, знает марки машин и даже делает попытки разобраться в видах динозавров. Всему этому его учат с шести месяцев по специальной программе.

Свободное время родители занимаются с ним по карточкам, водят на кружки. Однако выяснилось, что у ребёнка тяжёлые нарушения в работе мозга. Дело в том, что он узнавал животных только на конкретных карточках.

Когда же ему подарили несколько книг с авторскими иллюстрациями, он не смог узнать на них даже кошку. Ребёнок думал, что «жираф», «бегемот» и «кашалот» это названия карточек. На поверку оказалось, что у ребёнка трудности с абстрактным мышлением и воображением.

Этот пример иллюстрирует довольно частую проблему: родители считают, что залог успешного развития лежит в постоянной занятости. С ребёнком всё время занимаются, ребёнок демонстрирует чудесную память. На этом основании родители делают вывод, что воспитывают гения. На самом же деле их ребёнок отстаёт в развитии.

Вы замечали, что эрудитов на порядок больше, чем интеллектуалов? И что хорошая память при скромном уме встречается гораздо чаще, чем она же при уме блестящем? Всё потому, что запомнить гораздо легче, чем подумать.

Выучить 100 существительных легче, чем научиться использовать один глагол

А освоить глаголы действия «идти», «стоять», «сидеть» легче, чем такие выражающие личные потребности слова, как «пить», «есть», «писать». Ещё сложнее запомнить «нет». И уже совсем сложно — «да». Благодаря кружкам развития у нас появляются двухлетние дети, знающие наизусть весь атлас животного мира, но не способные попросить пить или сказать «нет».

Более того, я встречала детей, которые в два года не умели нюхать, дуть на горячее. Видимо, им не давали ароматную краюшку хлеба или красивый цветок, приговаривая «понюхай, как вкусно пахнет». Не учила мама, что нужно подуть, если не хочешь обжечься кашей. Встречала детей, которые не знают слов «больно», «болит», даже в форме «бобо».

И ладно бы речь шла только о запущенных случаях, где семьи детьми не занимаются. Нет, такие дети есть и среди тех, кого постоянно водят развиваться. Среди трехлеток имеются такие, кто знает несколько десятков и даже сотен иностранных слов, но не умеет одеваться, застёгивать липучки, вешать одежду на крючок и самостоятельно чистить зубы.

Играть действительно нужно

Люди не верят, когда им говорят, что ребёнок учится через игру. И учится от близких. Не верят, что для ребёнка в полтора года важнее «Школы семи гномов» является возможность потрогать кошку, собирать два часа пылинки с пола, измазаться в грязи и слепить свой первый снежок.

Не верят, потому что им просто и доступно никто не объясняет, а доверять априорным утверждениям наш человек не привык. В 2013 году ООН была вынуждена закрепить право на игру в Декларации прав ребёнка.

Основная задача поправки — борьба с коммерциализацией детства, сверхзанятостью ребёнка и некомпетентностью родителей.

Почему игра важна в жизни ребёнка

Возможно, родителям, которые не оставляют ребёнку свободного от занятий времени, стоит почитать немного о работе зоологов, этологов. Тех, кто изучают фундаментальные поведенческие законы всех живых существ. Тогда они узнают, что не удастся выпустить на волю хищников, которые с младенчества росли одни и не имели партнёров для игры.

Известный зоолог Ясон Бадридзе в ходе работы по воспитанию в неволе готовых к самостоятельной лесной жизни волков выяснил, что волки не смогут охотиться, если они не играют друг с другом в детстве. Более того, для игры им нужен максимально сложный ландшафт. Волчата, которые воспитывались у Бадридзе в пустом вольере, не могли научиться охоте.

Они элементарно не умели предугадывать, по какой траектории побежит олень, на какой скорости нужно его перехватывать. Они не могли организовать коллективную охоту, потому что ни один не научился рассчитывать свои силы. Зато волчата, которые играли друг с другом в догонялки посреди развалов камней, коряг, имитации леса, выросли в полноценных волков и сумели освоить охоту.

Чем интеллектуальней животное, тем важнее для него игра в детстве.

У нас, к сожалению, принято льстить себе утверждением, будто мы далеко ушли от животных. Да, в общем-то, нет. Не так далеко, как хотелось бы

И нам в детстве страшно нужна игра. Нужна возможность не просто играть, но и наигрываться вдоволь. До усталости, до удовлетворения. Особенно это важно для детей с творческим потенциалом.

И вместо художника получается солдат…

Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних. В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной.

Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои. Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом. Но дело в том, что творчества по часам не бывает.

Это понимала даже советская власть. Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка. Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась — это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии. Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы.

Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости. Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам. А наши молодые мамы не понимают.

Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью.

Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто. Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие — успешных учёных, а третьи — творческую элиту.

Знайте же, мамы и папы: большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи. Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра. И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам

Хотите развить в ребёнке творческие способности? Не ограничивайте его в порыве рисования. И в любом другом порыве.

Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков. Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения.

Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого.

Вашим ребёнком займутся выпускницы ПТУ

Третья опасность, с которой сталкивается отведённый в школу раннего развития ребёнок, заключается в низкой компетенции преподавателей. Как правило, работают в лучшем случае молодые выпускники педагогических или психологических вузов. Много преподавателей со средним профессиональным образованием.

Или вовсе без профильного образования. Правда такова: если у вас высшее образование, если ваша карьера позволяет вам тратить тысячи, а то и десятки тысяч рублей в месяц на занятия с ребёнком и развивающие игрушки, вероятно, вы более развиты, чем подрабатывающая в студии для малышей студентка педколледжа.

И, стало быть, общение с вами принесет ребёнку больше пользы. Я наблюдала за занятиями в нескольких кружках. И просмотрела много любительского видео из таких студий по всей России: увы, но часто преподаватели говорят с чудовищными ошибками, просторечиями, придерживаются устаревших методик.

Более того, в кружках и игровых комнатах чаще встречаются дешёвые однообразные игрушки и дешёвый раздаточный материал: пластик, яркие краски. Встречаются игрушки, которые Международной ассоциацией игры названы угнетающими: всевозможные говорящие звери, поющие микрофоны, малиновые жирафы и розовые львы.

С такими преподавателями и с такими игрушками ребёнок только деградирует.

Фрустрирующее обучение

Хуже занятий на пластиковых калабашках с 20-летней студенткой для ребёнка может быть разве что развивающее телевидение.

Надо сказать, что западный мир уже пережил бум популярности развивающих видео для самых маленьких. Так, Американская академия педиатрии с 1999 года рекомендует детям до двух лет не показывать никаких фильмов.

Войну развивающему видео давно объявили Канада, Великобритания, где объем рынка этих товаров к концу 2000-х годов оценивался в миллиарды долларов. Ролики для детей 0+ строятся по клиповому типу: яркие картинки быстро сменяют друг друга, периодически идут громкие звуки.

Это заставляет младенца завороженно следить за происходящим на экране. Любопытный анализ такого фильма публикует Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ М. В. Соколова. Взята одна серия фильмов для детей «Я все могу», основанной якобы на методике «Вообрази-Сообрази-Преобрази».

Оказалось, что в 20-минутном фильме вмещаются 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой выбранной тематике. При этом в новостной программе, например, за 30 минут предлагают 70-90 сюжетов и пять-семь тем.

Как заложить основы успешного будущего и при этом не навредить ребёнку

Британская ассоциация педиатров назвала видео для младенцев глубоко опасным: оно фрустрирует ребёнка, негативно влияет на развитие мозга, портит зрение, а, главное, лишает ребёнка полезного общения со взрослыми.

Развивающие видеофильмы для детей угнетают его психику, фантазию и способность концентрировать внимание. Если вы сажаете ребёнка перед телевизором, польза от этого только одна — вы получаете свое собственное свободное время.

Ребёнок же недополучает игры, общения с родителями и с самим собой.

Право на одиночество

Да-да, ребёнок первых лет жизни должен иметь возможность вдоволь играть и вдоволь общаться с самим собой. Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно. Потому что именно в одиночестве у него начинает работать фантазия, воображение.

Ребёнок, который все время занят, все время на виду у родителей, сверстников, педагогов, не имеет возможности подумать. Детей, которые не бывают заняты сами с собой, сразу видно.

Не поверите, но они хуже говорят, медленнее соображают, меньше выдумывают.

Один из главных врагов ребёнка — миф о необходимости социализации

О том, что он должен как можно раньше начинать общаться с чужими людьми. В итоге родители считают, что их ребёнку будет мало общения с тридцатью случайно подобранными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю.

Они начинают с полугода водить ребёнка на курсы якобы для установки навыков общения. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полутора лет его вместо яслей обязательно поведут на кружки.

Чтобы учился и социализировался.

Скажите честно, у кого из вас есть потребность по восемь часов в день находиться в коллективе из 30 человек? С друзьями каждый день по столько часов у всех есть желание общаться? То-то же!

Чем меньше ребёнок, тем меньше у него потребностей в общении и тем важнее для него возможность быть одному и в привычной обстановке.

Те, кто лишает своего ребёнка права увлечься игрой в одиночестве, рискуют вырастить ребёнка не просто посредственного, но и отстающего в развитии. Что у такого ребёнка не будет воли, самостоятельности и интереса к жизни, это ещё полпроблемы.

Куда страшнее, что перегруженность общением, режим и строгие занятия могут сказаться на способности ребёнка думать, размышлять, воображать.

Он будет знать по картинкам все флаги мира и всех животных саванны, но не сообразит, что делать, когда потеряется в магазине.

Если вы хотите вырастить ребёнка умного и творческого, дайте ему время для свободы. Для лени. Для ничегонеделания. Хотя бы лет до десяти. Если вам нужен исполнительный солдат с набитой информацией, словно опилками, головой, самое время записаться в кружки развития.

7 вещей, которым классно учиться вместе с LEGO Education

8 отличных настольных игр из советского детства

6 странных (и не очень) способов лечить грипп

Источник: https://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/4692-kogda-ranneye-razvitiye-privodit-k-otstavaniyu

Что дает раннее развитие ребенка – польза и вред | Детский центр БУКВА

Раннее развитие ребенка: польза или вред

Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос самым умным и стал успешным человеком. Вот только успех все понимают по-разному.

Для одних — это хорошее образование и большая должность, а для других – самостоятельная самодостаточная личность с интересами в жизни.

Задаваясь вопросом, что дает раннее развитие ребенка, родители дают ответ в зависимости от собственного целеполагания. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с занятиями малыша с самого раннего возраста.

Что включает понятие?

Под этим термином понимается отнюдь не обучение чтению и счету с года. Развитие – это гармоничное поэтапное формирование таких качеств как:

  • стремление к познанию;
  • умение получать информацию разными способами: визуально, на слух, тактильно;
  • способность анализировать полученные сведения;
  • умение рассказать о сделанных выводах.

Звучит «по-взрослому», но на самом деле это не так. Развитый малыш не только смотрит вокруг – он стремится потрогать вещь, которая его заинтересовала, задать вопрос.

Помните вечные жалобы на «почемучек» и «он везде лезет»? Не отвечайте, не пускайте, запрещайте – и через пару лет ваше чадо станет послушным и равнодушным. Развитие остановится.
К этому же термину относится и спорт.

Гимнастика, массаж, подвижные игры необходимы растущему организму как воздух. Без физической активности не будет развиваться и интеллект, испортится осанка, мышцы станут слабыми, а дитя вялым.

Итак, раннее развитие – это комплекс, включающий направляющее к жажде познаний влияние взрослого и гармоничное спортивное воспитание.

Польза или вред?

Зависит от поведения родителей. Амбициозные мамочки, чьи действия направлены исключительно на создание образа «самого-самого-самого», несомненно «перегнут палку» и достигнут обратного эффекта.

Заставляя и принуждая, вы ничего не достигнете. У ребенка появится отвращение к процессу обучения, инертность и отторжение самого процесса получения знаний. Дети растут играя, поэтому обучение должно быть непринужденным.

То есть превратиться в развитие.

Известно, что если родители не обращают внимания на малыша, не читают и не разговаривают с ним, то процесс интеллектуального роста останавливается в самом раннем возрасте. Это пагубно влияет на формирование нейронных связей в мозгу – для них просто нет питательной среды в виде новой информации. Ведь мозг еще не способен самостоятельно осознать полученные образы.

Где же золотая середина? В общении. Коммуникации в семье, на детской площадке, с друзьями – все это является частью естественного развития. Если вы хотите идти дальше – занимайтесь. Главное, расширить познавательный круг. Мы живем в статичной однообразной среде – одна и та же квартира/дом, площадка, дорога до магазина, редкие путешествия.

Как раз на этот случай и были разработаны лучшие методики и развивающие игры. Разноцветные карточки, яркие книжки, настольные игры для самых маленьких – все это раздвигает рамки и рождает познавательный интерес. В том, чтобы учить читать с младенчества нет ничего плохого. Просто нужно знать меру и не упираться, если буквы никак не складываются в слова.

Помните, что рождается личность со своими индивидуальными способностями.

У одних и тех же родителей старший сын склонен к иностранным языкам и уже в три года знает наизусть массу английских песен и способен сочинить целую повесть, а младшая дочка никак не научится читать, зато с легкостью считает, а закон всемирного притяжения для нее является чем-то естественным, как зеленые листья и синее небо.

Находите в детях то, что дается им легче и развивайте это направление. Не забывайте понемногу внедрять и то, что дается с трудом. Но без агрессии и принуждения.

Как реализовать?

Пока младенец совсем маленький, мама постоянно с ним разговаривает. Можно читать книжки, показывать игрушки. Важен тактильный контакт.

По мере роста ребенок вырастает из круга семьи и стремится выбраться во вне. Наступает момент, когда родители затрудняются дать ответы на все многочисленные «почему».

Это значит, что пора выводить малыша в большой мир – в детские развивающие центры. Что в них хорошего?

  1. Программа, рассчитанная определенный возраст. Интеллектуальное развитие напрямую связано с физиологическими особенностями роста мозга, поэтому начав обучение не вовремя вы рискуете навредить: не сформируются лобные отделы, снизится «пластичность», произойдет перегрузка ЦНС.
  2. Профессиональные педагоги сумеют организовать индивидуальное и групповое занятие с любым непоседой. Вам могут дать корректную рекомендацию о занятиях, которые будут полезны именно вашему чаду.
  3. Дети проходят мягкую адаптивную социализацию. Это не стресс, который они получают, оставаясь в детском саду. В развивающих центрах происходит именно общение между воспитанниками. Их учат коммуникации, пониманию, показывают, как разрешать конфликты мирным путем.
  4. Занятия проводятся согласно нормам развития – интеллектуальная деятельность сопровождается физическими упражнениями. Никаких «пока не допишешь – не встанешь».
  5. Педагоги не учат, они играют вместе с детьми – это очень важно. Большинство родителей утрачивают этот навык и им тяжело погрузиться в мир детства.
  6. Разнообразие занятий, которые предлагает детский центр может удовлетворить даже самых придирчивых взрослых. При этом, даже посещая три или четыре группы, ваше чадо не переутомится и не «переучится», так как собственно процесса школьного обучения еще нет. Но постепенно, с взрослением ребят, вводятся его элементы.
  7. Еще один плюс – наличие психолога. Он поможет разобраться во внутреннем мире ребенка и подскажет лучшие пути развития. Кому-то нужен лишний урок творчества, чтобы сформировать усидчивость и терпеливость, а другому лучше сделать упор на спортивные занятия. Не бойтесь обращаться за советами, специалисты для того и существуют.

Заключение

Чем раньше вы начинаете развивать своего ребенка, тем лучше. После 6-ти лет сформировать стремление к познанию уже сложно. А именно оно лежит в основе желания учиться.

Получать пятерки и быть отличником – это неправильные установки для современного мира. Здесь выше ценится тот, кто способен искать информацию, моментально ее воспринимать, анализировать и использовать.

Для этого нужны не пятерки, а гибкость мышления и желание «напрягаться».

Современная система образования с ОГЭ и ЕГЭ не рассчитана на зубрил. В основе успеха лежит умение учиться. Ведь подготовиться к этим экзаменам за три дня, как 30 лет назад, нельзя. Это занимает годы.

Поэтому если в базе мировоззрения вашего ребенка лежит установка «учиться – естественно, как дышать», то проблем в средней и старшей школе у него не будет. А формируется это именно в раннем возрасте.

Источник: https://bukva.site/blog/chto-daet-rannee-razvitie-rebenka/

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: