Рано развиваться или вдоволь наиграться?

Содержание
  1. Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?
  2. Каждый день — новое открытие
  3. Подготовка к школе с трёх лет
  4. Раннее развитие: да или нет?
  5. Когда раннее развитие приводит к отставанию
  6. Играть действительно нужно
  7. И вместо художника получается солдат…
  8. Вашим ребёнком займутся выпускницы ПТУ
  9. Фрустрирующее обучение
  10. Право на одиночество
  11. Правда ли, что дети, начавшие рано ходить и говорить, станут гениями?
  12. Существует ли повод для беспокойства?
  13. Маркер дальнейшего развития
  14. С точки зрения взаимодействия в социуме
  15. Как это влияет на когнитивные способности детей?
  16. Что дает раннее развитие речи?
  17. Потенциал для двигательных навыков
  18. Типичный диапазон приобретенных навыков
  19. Можно ли догнать сверстников?
  20. Своевременное или раннее развитие?
  21. Насколько необходимы методики раннего развития?
  22. Записать вашего ребенка в группы раннего развития можно по телефону: +7(495)999-03-17

Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?

Рано развиваться или вдоволь наиграться?

Молодые мамы, ожидая первого ребёнка, нередко строят планы, как они будут развивать своего кроху, причём буквально с первых месяцев его жизни.

А потому заранее запасаются всевозможными методиками, чтобы малыш развивался, к двум начал читать, к трем — складывать и отнимать… Есть ли смысл в «раннем развитии»? На эту тему рассуждает Ася Штейн, педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью, мама троих детей.

Ася Штейн. desnitsky.ru

— Насколько, на ваш взгляд, необходимы разные развивающие методики для самых маленьких?

— Есть очень много всевозможных методик, которые преследуют разные цели. И есть очень разные дети. Мне кажется, речь должна идти не о раннем, а о своевременном развитии.

Что значит своевременное? Это когда конкретный ребенок, а не какой-то среднестатистический, оговорённый стандартами,  физически и психологически готов, дозрел до восприятия данного конкретного навыка или какой-то информации.

Не так важно, чем при развитии этого навыка пользоваться —  кубиками, карточками, рамочками, традиционными игрушками и традиционными азбуками.

Важно, чтобы вокруг ребенка была развивающая среда, чтобы то, что он видит вокруг себя, чуть-чуть опережало будущие потребности.

Например, возможно, скоро ребёнок дозреет до того, чтобы начать спрашивать про буквы. Но он станет про них спрашивать, если будет знать что это такое, понимать, например, что с их помощью читают книжки.

Если этих букв или любого другого развивающего материала ребёнок видеть не будет, он просто не сможет начать осваивать какой-то навык тогда, когда будет к нему готов. То есть, я бы  говорила не о каком-то стимулировании развития, а о создании активно развивающей среды.

— Как понять, что ребёнок готов получать навык? Родители боятся опоздать, например, с  тем же чтением.  

— В норме дети начинают читать в возрасте от четырёх до девяти лет, в зависимости от типа восприятия, от особенностей личности, от уровня двигательной активности и еще от очень многих причин. Если у ребенка нет логопедических проблем, он все равно научится читать. Причем, научится именно тогда, когда будет к этому готов, даже если с ним специально не занимались.

Опоздать или не опоздать – эти категории сюда не подходят. Если вы читаете ребенку книги, он видит, что есть буквы, и в какой-то момент просто начнет спрашивать: «Что там написано?» Этот вопрос будет свидетельствовать о том, что ребенок готов к тому, чтобы учиться читать.

Опять-таки, обучение может идти в разной форме и очень разными темпами. Я знаю массу детей, которые научились читать сами, безо всякой посторонней взрослой помощи. Просто сидели, смотрели и научились.

А есть дети, которые совершенно не воспринимали кубики Зайцева и прочие методики, зато отлично учились читать с бабушкой по классическому букварю.

А кому-то действительно очень помогли те же самые кубики Зайцева, которые, в общем-то, — неплохое пособие, если им правильно пользоваться. Просто нет никакой волшебной палочки, чтобы сделать ребенка суперумным.

С другой стороны, если активно предлагать ребенку освоить какой-то навык раньше времени, раньше, чем он будет готов, то, скорее всего, он его освоит, потому что у детей очень пластичная психика. Но это произойдет за счет чего-то другого. То есть, в тот момент, когда ребенок будет, предположим, раньше, чем он к этому готов, учиться читать, у него могут запасть какие-то другие важные функции.

В лучшем случае, поскольку дети хорошо защищены, ребёнок будет не столько активно учиться читать, и все обойдется.

Но, если всё-таки родителям удастся победить и научить ребёнка раньше времени читать, закрашивать рамочки, складывать головоломки и так далее, то он  не освоит то, что ему надо было бы освоить.

Условно говоря, не научиться  прыгать на одной ножке, кататься на велосипеде и завязывать шнурки.

В свое время Мария Монтессори ввела такое понятие, как «сенситивный возраст», то есть возраст, когда мозг ребенка максимально готов к освоению того или иного навыка. Если ребенок в своем развитии проскакивает этот возраст, то он потом всё-таки освоит этот навык, но с гораздо большими затратами и потерями.

Нельзя учить ребенка читать в два года, вместо того, чтобы лепить с ним куличики. Потому, что лепить куличики, кидать мячик, кататься на велосипеде в два года, несомненно, полезней, чем читать.

Даже если ребенок научится складывать буквы в слова, он все равно читать не будет. Скорее всего,  он будет просто угадывать слова, которые запомнил. Многие дети проделывают этот фокус, вводя родителей в заблуждение. По-настоящему читать они всё равно начинают ровно тогда, когда им надо начать читать: в свои пять, шесть, семь лет.

Правда, иногда родители успевают так надоесть с «обучением», что дети начинают испытывать отвращение к процессу самостоятельного чтения. Я знаю много детей, чьи родители увлекались ранним развитием и которые в итоге не любят читать.

Каждый день — новое открытие

— Порой мамы хотят, чтоб каждый день их малыша был наполнен открытиями, интересными делами и потому придумывают ежедневно новое и новое дело для него. Насколько это полезно и для мамы, и для ребёнка?

— Что бы ребенок ни делал с мамой,  ему это только на пользу. Не важно, новое это или старое занятие. На самом деле, дети любят повторения. Если ребенку хочется осваивать что-то новое и у мамы есть  на это время, то замечательно.

Но, если мама всю свою жизнь будет тратить исключительно на то, чтобы лепить с детьми из соленого теста, то это не совсем правильно: она должна реализовываться не только в детях, и детям на самом деле нужна успешная и реализованная мама, которая потом не будет попрекать: «Я  с тобой все детство лепила из соленого теста и играла в кубики и не защитила диссертацию, не нашла работу!»

Если мама чувствует, что реализуется дома – замечательно.   Играть с ребенком полезно. Маме может надоедать играть в одно и то же, и чтобы ей самой было интересно и весело, она может придумывать новые занятия. Только вот если мама будет всё время придумывать что-то новое, не давая повода для развития фантазии ребёнка, то эта фантазия и не разовьётся.

Но важно помнить, что ребенок не должен играть все время только с мамой. На самом деле ребенок развивается вовсе не тогда, когда его развивают взрослые. Он развивается в своей собственной спонтанной игре.

Одним из признаков успешного развития считается  умение ребенка самостоятельно играть в ролевые игры: в школу, в магазин, в больницу, в семью.

По тому, насколько сложна, продолжительна игра ребенка оценивают его эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие.

— С какого возраста ребёнок готов играть самостоятельно?

— Здесь тоже всё индивидуально.  Есть дети, которые с года играют сами, а есть,  которые начинают с трёх лет. Но в любом случае до трёх лет им надо показывать, как играть, нужно  вовлекать их в игру: покупать всевозможные  игровые наборы, самим что-то делать. Главное – предлагать детям прикоснуться к этому «миру понарошку» с помощью тех же кукол, мишек и так далее.

Обычно считается, что первые зачатки ролевой игры в среднем начинаются после полутора лет, когда ребенок переходит от манипулирования предметами к выстраиванию игровой ситуации. Но, в принципе, когда девочка или мальчик даёт мишке свою соску – это уже ролевая игра.

— Если мама не успевает подолгу играть с ребёнком, как не дать образоваться комплексу «я плохая мать»?

— Есть известное выражение, что важно не количество, а качество времени, проведенного с ребенком. И не обязательно придумывать чего-то новое и сложное. Можно рассказать сказку, поиграть в куклы, зайку переодеть – всё, что угодно!

Желательно, чтобы каждый день родители какое-то время посвящали  только ребенку, чтоб ни компьютер, ни телефон, ничего не могло отвлечь их. Тогда ребенок понимает,  что это полностью его время, и мама или папа занимаются только им.

Понятно, что у всех разная ситуация. Кто-то дома с утра до вечера с одним ребенком и может посвящать ему целый день. А кто-то работает или у кого-то – многодетная семья и сложно провести с каждым ребёнком много времени.

Но  если удастся уделять каждому ребёнку безраздельно хотя бы 15 минут, это замечательно. Причем это время не должно  тратиться на занятия,  на нравоучение, на какие-то гигиенические процедуры.

То есть, если мы моем ребенку голову, стрижем ногти или выполняем логопедические упражнения, обсуждаем его недолжное поведении —  это не время, проведенное с ребенком.

Подготовка к школе с трёх лет

— Стоит ли отдавать маленького ребёнка на всевозможные «развивалки»? Сейчас предлагают «подготовку к школе» буквально с трёх лет.

— Трёхлетнего ребенка нельзя подготовить к школе. Но если ребенок не ходит в детский сад, то водить его на какие-нибудь занятия — неплохо. Причём  совершенно неважно чему там учат: фольклорному пению или кубикам Зайцева.

Главное, что получает ребёнок — социализация. Он учится контактировать с детьми, с чужими взрослыми, выполнять какие-то инструкции от чужого взрослого, как-то соотносить  свою жизнь с жизнью других людей.

Ничего плохого в этом нет.

Если ребенку  нравится на этих занятиях, пусть ходит. Занятия надо выбирать поближе к дому, чтобы они были хорошо оборудованы.

То есть, если рядом есть хорошо оборудованная Вальдорфская группа или группа Монтессори и плохо оборудованная, с плохим оповещением и неудобным расписанием группа подготовки в элитный лицей, я бы выбрала Вальдорфскую группу. Здесь важны люди, которые этим занимаются и то, пространство, в котором всё происходит.

Но, честно говоря, я не вижу никакой разницы между детьми, которые в детстве посещали такие группы и теми, которые их не посещали. Особенно к концу начальной школы эта разница вообще никак не заметна.

zapiskiprofana.ru

— Какие ошибки совершают родители, стремясь подготовить ребёнка к школе?

— Точно не нужно с ребенком заранее проходить школьную программу, потому что ему потом будет просто не интересно учиться.

В школе на первых порах может возникнуть иллюзия, что ребенок что-то умеет, а на самом деле  он получил поверхностную информацию и у него не сформировался навык правильных  действий. И вновь проскакиваются, выпадают какие-то этапы развития.

Но есть вещи, которым лучше обучаться медленно, чем быстро. Именно в том темпе, который предлагает начальная школа, ничего не форсируя.

Детей, которые проходили обучение ускоренными темпами, нередко рано отдают в школу или они перескакивают через классы. В итоге они оказываются в старшей школе раньше, чем их сверстники.

Возникает действительно серьезная проблема: во-первых, ребенок ни эмоционально, ни психологически, часто и интеллектуально не готов к той программе, которую предлагают в старшей школе, не готов  к предлагаемой  модели обучения, к модели отношения между учителями и учениками.

 Притом, что он может быть прекрасно развит, он оказывается неуспешным  просто потому, что еще – маленький. Нередко начинаются эмоциональные проблемы в отношении с гораздо более старшими одноклассниками, которые, в отличие от него, уже вступили в пубертатный возраст.

Если у ребенка есть потребность познавать что-то новое, то лучше реализовывать её не опережая школьную программу, а занимаясь другими сферами человеческой деятельности за пределами школы.

Раннее развитие: да или нет?

— Если подвести итог: стоит специально заниматься ранним развитием ребёнка?

— Если маме хочется, то почему бы нет.

Если маме не хочется, если она этим тяготится, ей скучно, трудно, у нее на это нет времени, сил и так далее, то ничего ужасного не произойдет, если она не будет этого делать.

 Вообще не развивать ребенка нельзя. Но если это делать при помощи обычных консервативных занятий, или водить его в какую-то группу, где этим будут заниматься специалисты, — вполне приемлемо.

То, без чего нельзя обойтись дома —  ролевая игра ребёнка: у него должна быть возможность играть с игрушками – с тематическими, качественными, с большими, маленькими, с конструкторами, посудками, машинками. И у него должно быть место, где он может это делать один, где ему никто не сможет мешать, не будет контролировать, что он делает с паровозиком или с кубиками.

И ещё дома обязательно ребенку должны читать.

educattivamente.com/

А всё остальное – как сложится. Бывают такие деятельные мамы, которые находятся дома, и им невыносимо хочется заниматься с ребенком  чем-то сложным. Это  прекрасно.

Есть мамы, которые сидят дома, но при этом что-то делают: работают,  занимаются и другими детьми, учатся и им не хватает времени каждый день придумывать развивающие игры. В этом ничего катастрофического нет.

Если мама с ребенком проводит хотя бы эти 10- 15 минут в день, занимаясь только им, не важно, что они делают вместе —  читают, рисуют, вышивают бисером — это тоже хорошо.

Тут скорее лучше не додать этого суперразвития, чем пережать и отбить у ребенка интерес.

Плохая мать – не та, кто не придумывает каждый день что-то новое, а та, которая вначале усиленно занимается с ребенком, забывая про себя,  а потом начинает всю дальнейшую жизнь чего-то добиваться от него: школьника, подростка, взрослого, постоянно акцентируя,  что он должен поступать именно так, потому что она столько для него сделала!

Источник: https://www.pravmir.ru/rannee-razvitie-vredno-bespolezno-ili-neobhodimo/

Когда раннее развитие приводит к отставанию

Рано развиваться или вдоволь наиграться?

О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить.

Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее.

И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы — опасно. Так и с ранним развитием.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

На мой взгляд, первая и главная опасность занятий для малышей заключается в их прекрасном маскировочном эффекте. Приведу пример из жизни.

Я знаю семью, у которой ребёнок в полтора года выучил названия многих экзотических животных: он знает жирафа, бегемота, кашалота, знает марки машин и даже делает попытки разобраться в видах динозавров. Всему этому его учат с шести месяцев по специальной программе.

Свободное время родители занимаются с ним по карточкам, водят на кружки. Однако выяснилось, что у ребёнка тяжёлые нарушения в работе мозга. Дело в том, что он узнавал животных только на конкретных карточках.

Когда же ему подарили несколько книг с авторскими иллюстрациями, он не смог узнать на них даже кошку. Ребёнок думал, что «жираф», «бегемот» и «кашалот» это названия карточек. На поверку оказалось, что у ребёнка трудности с абстрактным мышлением и воображением.

Этот пример иллюстрирует довольно частую проблему: родители считают, что залог успешного развития лежит в постоянной занятости. С ребёнком всё время занимаются, ребёнок демонстрирует чудесную память. На этом основании родители делают вывод, что воспитывают гения. На самом же деле их ребёнок отстаёт в развитии.

Вы замечали, что эрудитов на порядок больше, чем интеллектуалов? И что хорошая память при скромном уме встречается гораздо чаще, чем она же при уме блестящем? Всё потому, что запомнить гораздо легче, чем подумать.

Выучить 100 существительных легче, чем научиться использовать один глагол

А освоить глаголы действия «идти», «стоять», «сидеть» легче, чем такие выражающие личные потребности слова, как «пить», «есть», «писать». Ещё сложнее запомнить «нет». И уже совсем сложно — «да». Благодаря кружкам развития у нас появляются двухлетние дети, знающие наизусть весь атлас животного мира, но не способные попросить пить или сказать «нет».

Более того, я встречала детей, которые в два года не умели нюхать, дуть на горячее. Видимо, им не давали ароматную краюшку хлеба или красивый цветок, приговаривая «понюхай, как вкусно пахнет». Не учила мама, что нужно подуть, если не хочешь обжечься кашей. Встречала детей, которые не знают слов «больно», «болит», даже в форме «бобо».

И ладно бы речь шла только о запущенных случаях, где семьи детьми не занимаются. Нет, такие дети есть и среди тех, кого постоянно водят развиваться. Среди трехлеток имеются такие, кто знает несколько десятков и даже сотен иностранных слов, но не умеет одеваться, застёгивать липучки, вешать одежду на крючок и самостоятельно чистить зубы.

Играть действительно нужно

Люди не верят, когда им говорят, что ребёнок учится через игру. И учится от близких. Не верят, что для ребёнка в полтора года важнее «Школы семи гномов» является возможность потрогать кошку, собирать два часа пылинки с пола, измазаться в грязи и слепить свой первый снежок.

Не верят, потому что им просто и доступно никто не объясняет, а доверять априорным утверждениям наш человек не привык. В 2013 году ООН была вынуждена закрепить право на игру в Декларации прав ребёнка.

Основная задача поправки — борьба с коммерциализацией детства, сверхзанятостью ребёнка и некомпетентностью родителей.

Почему игра важна в жизни ребёнка

Возможно, родителям, которые не оставляют ребёнку свободного от занятий времени, стоит почитать немного о работе зоологов, этологов. Тех, кто изучают фундаментальные поведенческие законы всех живых существ. Тогда они узнают, что не удастся выпустить на волю хищников, которые с младенчества росли одни и не имели партнёров для игры.

Известный зоолог Ясон Бадридзе в ходе работы по воспитанию в неволе готовых к самостоятельной лесной жизни волков выяснил, что волки не смогут охотиться, если они не играют друг с другом в детстве. Более того, для игры им нужен максимально сложный ландшафт. Волчата, которые воспитывались у Бадридзе в пустом вольере, не могли научиться охоте.

Они элементарно не умели предугадывать, по какой траектории побежит олень, на какой скорости нужно его перехватывать. Они не могли организовать коллективную охоту, потому что ни один не научился рассчитывать свои силы. Зато волчата, которые играли друг с другом в догонялки посреди развалов камней, коряг, имитации леса, выросли в полноценных волков и сумели освоить охоту.

Чем интеллектуальней животное, тем важнее для него игра в детстве.

У нас, к сожалению, принято льстить себе утверждением, будто мы далеко ушли от животных. Да, в общем-то, нет. Не так далеко, как хотелось бы

И нам в детстве страшно нужна игра. Нужна возможность не просто играть, но и наигрываться вдоволь. До усталости, до удовлетворения. Особенно это важно для детей с творческим потенциалом.

И вместо художника получается солдат…

Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних. В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной.

Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои. Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом. Но дело в том, что творчества по часам не бывает.

Это понимала даже советская власть. Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка. Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась — это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии. Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы.

Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости. Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам. А наши молодые мамы не понимают.

Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью.

Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто. Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие — успешных учёных, а третьи — творческую элиту.

Знайте же, мамы и папы: большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи. Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра. И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам

Хотите развить в ребёнке творческие способности? Не ограничивайте его в порыве рисования. И в любом другом порыве.

Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков. Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения.

Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого.

Вашим ребёнком займутся выпускницы ПТУ

Третья опасность, с которой сталкивается отведённый в школу раннего развития ребёнок, заключается в низкой компетенции преподавателей. Как правило, работают в лучшем случае молодые выпускники педагогических или психологических вузов. Много преподавателей со средним профессиональным образованием.

Или вовсе без профильного образования. Правда такова: если у вас высшее образование, если ваша карьера позволяет вам тратить тысячи, а то и десятки тысяч рублей в месяц на занятия с ребёнком и развивающие игрушки, вероятно, вы более развиты, чем подрабатывающая в студии для малышей студентка педколледжа.

И, стало быть, общение с вами принесет ребёнку больше пользы. Я наблюдала за занятиями в нескольких кружках. И просмотрела много любительского видео из таких студий по всей России: увы, но часто преподаватели говорят с чудовищными ошибками, просторечиями, придерживаются устаревших методик.

Более того, в кружках и игровых комнатах чаще встречаются дешёвые однообразные игрушки и дешёвый раздаточный материал: пластик, яркие краски. Встречаются игрушки, которые Международной ассоциацией игры названы угнетающими: всевозможные говорящие звери, поющие микрофоны, малиновые жирафы и розовые львы.

С такими преподавателями и с такими игрушками ребёнок только деградирует.

Фрустрирующее обучение

Хуже занятий на пластиковых калабашках с 20-летней студенткой для ребёнка может быть разве что развивающее телевидение.

Надо сказать, что западный мир уже пережил бум популярности развивающих видео для самых маленьких. Так, Американская академия педиатрии с 1999 года рекомендует детям до двух лет не показывать никаких фильмов.

Войну развивающему видео давно объявили Канада, Великобритания, где объем рынка этих товаров к концу 2000-х годов оценивался в миллиарды долларов. Ролики для детей 0+ строятся по клиповому типу: яркие картинки быстро сменяют друг друга, периодически идут громкие звуки.

Это заставляет младенца завороженно следить за происходящим на экране. Любопытный анализ такого фильма публикует Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ М. В. Соколова. Взята одна серия фильмов для детей «Я все могу», основанной якобы на методике «Вообрази-Сообрази-Преобрази».

Оказалось, что в 20-минутном фильме вмещаются 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой выбранной тематике. При этом в новостной программе, например, за 30 минут предлагают 70-90 сюжетов и пять-семь тем.

Как заложить основы успешного будущего и при этом не навредить ребёнку

Британская ассоциация педиатров назвала видео для младенцев глубоко опасным: оно фрустрирует ребёнка, негативно влияет на развитие мозга, портит зрение, а, главное, лишает ребёнка полезного общения со взрослыми.

Развивающие видеофильмы для детей угнетают его психику, фантазию и способность концентрировать внимание. Если вы сажаете ребёнка перед телевизором, польза от этого только одна — вы получаете свое собственное свободное время.

Ребёнок же недополучает игры, общения с родителями и с самим собой.

Право на одиночество

Да-да, ребёнок первых лет жизни должен иметь возможность вдоволь играть и вдоволь общаться с самим собой. Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно. Потому что именно в одиночестве у него начинает работать фантазия, воображение.

Ребёнок, который все время занят, все время на виду у родителей, сверстников, педагогов, не имеет возможности подумать. Детей, которые не бывают заняты сами с собой, сразу видно.

Не поверите, но они хуже говорят, медленнее соображают, меньше выдумывают.

Один из главных врагов ребёнка — миф о необходимости социализации

О том, что он должен как можно раньше начинать общаться с чужими людьми. В итоге родители считают, что их ребёнку будет мало общения с тридцатью случайно подобранными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю.

Они начинают с полугода водить ребёнка на курсы якобы для установки навыков общения. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полутора лет его вместо яслей обязательно поведут на кружки.

Чтобы учился и социализировался.

Скажите честно, у кого из вас есть потребность по восемь часов в день находиться в коллективе из 30 человек? С друзьями каждый день по столько часов у всех есть желание общаться? То-то же!

Чем меньше ребёнок, тем меньше у него потребностей в общении и тем важнее для него возможность быть одному и в привычной обстановке.

Те, кто лишает своего ребёнка права увлечься игрой в одиночестве, рискуют вырастить ребёнка не просто посредственного, но и отстающего в развитии. Что у такого ребёнка не будет воли, самостоятельности и интереса к жизни, это ещё полпроблемы.

Куда страшнее, что перегруженность общением, режим и строгие занятия могут сказаться на способности ребёнка думать, размышлять, воображать.

Он будет знать по картинкам все флаги мира и всех животных саванны, но не сообразит, что делать, когда потеряется в магазине.

Если вы хотите вырастить ребёнка умного и творческого, дайте ему время для свободы. Для лени. Для ничегонеделания. Хотя бы лет до десяти. Если вам нужен исполнительный солдат с набитой информацией, словно опилками, головой, самое время записаться в кружки развития.

7 вещей, которым классно учиться вместе с LEGO Education

8 отличных настольных игр из советского детства

6 странных (и не очень) способов лечить грипп

Источник: https://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/4692-kogda-ranneye-razvitiye-privodit-k-otstavaniyu

Правда ли, что дети, начавшие рано ходить и говорить, станут гениями?

Рано развиваться или вдоволь наиграться?

Тот момент, когда ребенок делает первый шаг или говорит первое слово, большинство родителей запоминает на всю жизнь. Такие достижения считаются определяющими в дальнейшем развитии малыша.

А мамы и папы непременно сравнивают достижения ребенка с успехами его сверстников.

Некоторые особо дотошные родители читают научные книги и следят за возрастом, в котором их ребенок начинает ходить или говорить.

Мама счастлива и горда за своего малыша, когда он приобретает такие важные навыки раньше, чем среднестатистические дети.

Это обстоятельство обеспечивает некоторую уверенность в том, что все идет по плану, а у ребенка существуют задатки к другим способностям.

А вот если ребенок отстает от среднестатистических норм, прописанных в медицинской литературе, тогда молодая мама начинает подозревать неладное.

Существует ли повод для беспокойства?

Можно ли рассматривать приобретение малышами базовых навыков в контексте их дальнейшего умственного и физического потенциала? Действительно ли малыши, которые начинают говорить рано, развиваются и учатся лучше? И каково преимущество рано сделанного первого шага? Чтобы ответить на все эти вопросы, придется обратиться к научным доказательствам.

Маркер дальнейшего развития

Исследования нарушений развития малышей свидетельствуют о том, что возраст, в котором детьми были освоены моторные или языковые навыки, может быть маркером более поздних результатов. В частности, была обнаружена прямая взаимосвязь между ранним овладением ходьбой и более ранним приобретением навыков социального познания.

Однако дети, рано совершающие первый шаг, часто начинают говорить позже, чем их сверстники. Еще одним неприятным моментом, связанным с рано приобретенными навыками ходьбы, является склонность к аутизму. Если же у ребенка отмечается задержка в развитии двигательных способностей, с наибольшей долей вероятности он будет иметь проблемы с координацией.

Ну а малыш, который начинает поздно говорить, в младшем школьном возрасте может нуждаться в помощи логопеда.

Другими словами, сравнение возраста, в котором малыш приобрел базовые навыки, может помочь в определении последующих действий. Помощь узкопрофильных специалистов в дошкольном и младшем школьном возрасте чаще всего дает свои результаты. Но как влияют полученные знания на определение потенциала ребенка? Этот вопрос по большому счету остается загадкой.

С точки зрения взаимодействия в социуме

Базовые умения малышей служат фундаментом для приобретения все новых и новых навыков. Сначала малыш учится ползать, совсем скоро он осваивается в пространстве и может исследовать новые предметы. Он чувствует, что стал более независимым, и в это время начинает осваивать новые социальные сигналы.

С помощью звуков ребенок выражает удивление или страх. Когда малыш встает на ноги, он смотрит на знакомую комнату совсем другими глазами. Теперь ему проще добраться до взрослых и взаимодействовать со старшими братьями или сестрами.

Следовательно, ранние моторные навыки все-таки могут давать ребенку больше возможностей для развития, обучения и совершенствования в долгосрочной перспективе.

Как это влияет на когнитивные способности детей?

В одном недавнем исследовании британские ученые рассматривали связь между ранним развитием детей и их когнитивными навыками в возрасте восьми лет. Оценивалась грамотность, понимание прочитанного текста, словарный запас, а также значение невербального IQ.

Разумеется, ученые не следили за детьми с момента рождения. Точный возраст, в котором дети начали ходить и говорить, был указан со слов родителей. В этом случае мы не можем рассчитывать на стопроцентную достоверность полученного результата.

Однако какие-то доказательства все же получаем.

Что дает раннее развитие речи?

Ранние «болтуны» несколько опережают своих сверстников в освоении алфавита и письма. Это дает неплохую основу для дальнейшего более успешного освоения когнитивных навыков. Вместе с тем, если ранний «болтун» поздно пошел, упомянутый эффект может быть значительно сглажен.

Потенциал для двигательных навыков

Если рассматривать будущий потенциал для двигательных навыков, нет никаких убедительных доказательств того, что дети, рано освоившие ходьбу, в дальнейшей жизни непременно будут более развиты физически.

Однако косвенное влияние на когнитивные навыки более раннее моторное развитие все же имеет. Как мы уже говорили, чем раньше ребенок пошел, тем быстрее он познает социальность, тем больше узнает об окружающем мире.

Типичный диапазон приобретенных навыков

Вы хотите убедиться в том, что в вашем малыше скрыт потенциальный гений? Не сравнивайте его с братьями, сестрами или соседскими детьми. Диапазон нормы для освоения ходьбы достаточно велик – от восьми до восемнадцати месяцев.

Известно, что худенькие малыши легче держат свой вес по сравнению с упитанными детьми, поэтому шаги им даются намного проще. Если ребенок не пошел сразу после достижения годовалого возраста, не нужно впадать в отчаяние.

Вы не можете ускорить время, когда малыш начнет переворачиваться с животика на спинку, ползать или ходить. Развитие каждой крохи обусловлено индивидуальными особенностями.

Можно ли догнать сверстников?

Если же ваш ребенок все схватывает на лету, тогда он способен быстро наверстать упущенное и догнать сверстников. Например, те, кто начал поздно говорить, уже к младшему школьному возрасту ничем не уступают своим одногодкам.

Согласно новым исследованиям, на когнитивные функции больше влияет словарный запас ребенка в возрасте 18-20 месяцев, а не рано сказанное первое слово.

Поэтому развивайте своего малыша, и у него обязательно проявятся те или иные способности.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/babies/2016/3/20/4263

Своевременное или раннее развитие?

Рано развиваться или вдоволь наиграться?
Чем раннее развитие отличается от своевременного? Как правильно развивать детей? Насколько важно играть?

Сейчас ведется немало споров по поводу актуальности раннего развития. Попытаемся понять, когда и как можно развивать малыша. Несомненно, всем родителям очень хочется вырастить своего ребенка умным, здоровым, талантливым, счастливым.

Мамы и папы никогда не жалеют для этого ни времени, ни сил, ни финансов. А насколько это необходимо самому малышу? Попробуем разобраться, как правильно развивать детей, чтобы все ваши усилия шли им на пользу. Обучению – нет! Для начала необходимо найти различия между развитием и обучением. Иногда их можно спутать, поскольку они очень похожи.

И родители просто начинают учить малыша математике, чтению и письму. Специалисты высказываются резко против такого подхода. Мозг вашего ребенка пока еще не готов к подобным нагрузкам. Но, быстро адаптируясь и желая угодить взрослым, рано или поздно малыш все-таки освоит грамоту. Правда, перегрузки могут сказаться на чувственной и эмоциональной сферах.

Со временем это приведет к проблемам в поведении в старшем возрасте. 

Психологи советуют хорошо подумать, прежде чем отдавать детей в первый класс раньше семи лет. К этому возрасту вы успеете научить кроху читать и решать простые арифметические примеры и задачи. Такая подготовка никак не может занять больше двух лет.

Получается, что домашнее обучение можно начать в пять лет. До этого возраста вы успеете дать ребенку базу для усвоения новой информации.

https://www.youtube.com/watch?v=A9OaRSoBmhE

Развивайте в малыше воображение, любопытство, изобретательность, интерес к познанию. Замечательно, что первыми и лучшими учителями для мальчиков и девочек станут не чужие люди, а мама и папа, бабушка и дедушка. И, разумеется, весь окружающий мир. Развитию – да! Кроха каждый день получает массу новых впечатлений.

Любое явление или предмет являются для него неопознанным событием. С течением времени родители стараются открыть для ребенка мир с новой стороны. Для этого они рассказывают о предназначении вещей, называют все предметы вокруг. И пусть ваш малыш пока не отвечает, но он слушает очень внимательно.

А какими умными глазами он смотрит на мир вокруг. Одним из наиболее важных способов развития крохи являются папин и мамин голоса. Больше общайтесь с детьми, читайте им стихи, сказки, рассказывайте им обо всем. Для того чтобы организовать подобный процесс, вам нет нужды владеть какими-либо методиками.

На самом деле это очень просто. И в то же время действенно. Помните, что дети, с которыми взрослые больше разговаривали, растут общительными, активными, у них формируется огромный словарный запас. На самом деле спешить вам некуда. Когда придет его время, малыш быстро освоит все новое. А пока пусть вдоволь наиграется.

Хорошо, если это будут подвижные игры. Не менее важно придумывать занятия для мелкой моторики. Развитие пальчиков стимулирует речевой центр в мозгу.

Хорошо, если ребенок будет ежедневно получать новые впечатления. Приглашайте к себе друзей, ходите в гости, гуляйте в самых разных местах.

Общение с новыми людьми – действительно замечательная школа коммуникации для малыша.

Насколько необходимы методики раннего развития?

Все дети разные, а методик существует огромное множество. Поэтому было бы странно ограничиваться какой-то одной. Ищите то, что лучше всего подойдет вашему ребенку. Именно вы знаете его лучше всех. Читать и узнавать новое полезно не только малышам, но и их родителям. Пособия по детскому развитию будут вам очень полезны.

Это вдохновляет на новые свершения. К тому же, в них содержится немало практических советов. Но не зацикливайтесь на чем-то одном, ищите варианты. Если видите, что ребенок никак не реагирует на ваши попытки, значит, этот способ вам не подходит. Принимайтесь за следующий. Ваши старания не останутся без вознаграждения.

В свое время каждая проведенная с малышом минута обязательно принесет свой результат. Улыбайтесь! уловка родителей в деле развития детей – не навязывать готовые знания, а пытаться возбудить к ним интерес. Будьте сказочницей: рассказывайте так, чтобы ребенку захотелось с помощью вопросов узнать что-то новое.

О любом явлении, факте и предмете вы вполне можете сочинить самостоятельную историю.

Довольно скоро ваш малыш заинтересуется буквами. Так же, как и маме, ему захочется читать книги. Вполне можно начинать обучение с помощью кубиков с буквами. Но следует соблюдать главный принцип – обучение должно проходить через интерес.

А если ребенку скучно, поменяйте условия игры. Не спешите, любите ваших детей во всех их проявлениях, и все у вас получится.

Записать вашего ребенка в группы раннего развития можно по телефону: +7(495)999-03-17

Источник: https://dc-logos.ru/articles/2017/08/03/articles_95.html

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: