Шакен Айманов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Кто такой Шакен Айманов?

Шакен Айманов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Казахский актёр, режиссёр, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии и Государственной премии Казахской ССР.

Родился 15 февраля 1914 года в Баянауле (современная Павлодарская область Казахстана). В 1931-1933 годах учился в Казахском институте просвещения в Семипалатинске.

С 1933 года работал в Казахском театре драмы (ныне Казахский академический театр драмы имени М. Ауэзова), где сыграл свыше ста ролей, в том числе Петруччио («Укрощение строптивой»), Хлестакова («Ревизор»), Кодара («Қозы Көрпеш — Баян Сұлу») и др.

Здесь же им была осуществлена постановка нескольких спектаклей в том числе – «Таланты и поклонники» А. Островского, «Трагедия поэта» Г. Мусрепова и др.

Каждая сценическая работа Айманова – и в современном, и в классическом репертуаре – становилась событием в культурной жизни страны, спектакли с его участием проходили при аншлагах.

В 1940 году режиссер «Ленфильма» М. Левин приглашает Айманова на роль Сарсена в фильме «Райхан». Это был первый фильм на казахскую тематику, поставленный по сценарию, написанному Мухтаром Ауэзовым. Затем Айманов сыграл роль фронтовика в фильме «Белая Роза» (ЦОКС, 1942), роль ученика Абая Шарипа в фильме «Песни Абая» (1946), роль Досанова в фильме «Золотой рог» (1948).

В 1953 году на экраны выходит фильм «Джамбул», где 38-летнему актеру довелось играть и только что вступившего в жизнь юношу и великана казахской народной поэзии, почти столетнего Джамбула.

Эта первая крупная роль в кинематографе принесла актеру не только широкую известность, стала эталоном «национального характера», но и позволила ему ближе познакомиться с особенностями кинопроизводства, полнее оценить возможности киноэкрана и предопределить его дальнейшую творческую судьбу.

Профессиональный рост Айманова в кино поражал стремительностью, его яркие актерские и режиссерские работы быстро получили всенародное признание. 

В 1954 году на экраны выходит его режиссерский дебют – фильм «Поэма о любви».

За полтора десятилетия работы в кино он снял более десяти художественных фильмов, которые по праву вошли в Золотой фонд национальной кинематографии.

С 1953 года вплоть до безвременной кончины в 1970 году, Шакен Айманов был бессменным художественным руководителем национальной киностудии, постоянно работал как сценарист, актер и режиссер, возглавлял созданный им Союз кинематографистов Казахстана.

Для творчества Айманова характерен пристальный интерес к современности, жанровое разнообразие. Более половины его фильмов созданы на послевоенном материале. Его картины ярко освещали тему интернационализма, дружбы народов.

Сам превосходный актер, он стремился раскрыть тему фильма в первую очередь через образы людей. Последняя его работа – историко-революционный, приключенческий фильм «Конец атамана».

Следующей работой должна была стать экранизация романа «Абай» классика казахской литературы Мухтара Ауэзова…

В КПСС состоял с 1940 года. Избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР 4-го и 7-го созывов.

В 1947 году Шакену Айманову было присвоено звание Народного артиста Казахской ССР, в 1959 году звание Народного артиста СССР; в 1952 году за постановку спектакля «Абай» ему была присуждена Государственная премия СССР; дважды удостоен Государственной премии Казахской ССР, награжден орденом Ленина, другими орденами и медалями. В 2007 году ему присвоен титул «Экран Шебері».

В Алматы именем Шакена Айманова названа улица и киностудия «Казахфильм» (1984 г.). На доме, где жил Шакен Айманов, и на здании киностудии установлены мемориальные доски. При киностудии создан музей-кабинет Айманова. В городе Павлодар открыт кинотеатр имени Шакена Айманова.

Айманов – сценарист:

  • 1968 «Ангел в тюбетейке» (совместно с Я. Зискиндом).

Айманов – художественный руководитель:

  • 1959 «Дорога жизни»; 1966 «Крылья песни».
  • 1952 Сталинская премия (за театральную работу); 
  • 1958 Всесоюзный кинофестиваль (Третья премия, фильм «Мы здесь живем»); 
  • 1958  Международный кинофестиваль стран Азии и Африки в Ташкенте (Памятный диплом участия, фильм «Наш милый доктор»); 
  • 1959 Всесоюзный кинофестиваль (Поощрительный диплом, фильм «Наш милый доктор»); 
  • 1963 Смотр-конкурс кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (За лучшую режиссерскую работу, фильм «Перекресток»); 
  • 1967 Государственная премия Казахской ССР имени Байсеитовой (За художественное руководство, фильм «Крылья песни»); 
  • 1969 Смотр-конкурс кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (Диплом, фильм «Ангел в тюбетейке»); 
  • 1972 Государственная премия Казахской ССР имени Байсеитовой (фильм «Конец атамана», посмертно); 
  • Орден Ленина; 
  • Орден Трудового Красного Знамени; 
  • Два ордена «Знак Почёта».

Источник: https://aimanoviff.com/ru/o-nas/shaken-ajmanov.html

Кто был последней любовью Шакена Айманова

Шакен Айманов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Показ предварила документальная лента Булата НУСИМБЕКОВА “Шакен Айманов: человек и легенда”. В ней первый казахский кинорежиссер предстал со слов тех, кто его знал, эпическим человеком, чей талант был огромным, обаяние – безграничным, а гнев – необъятным.

Актер

Первый опыт выступления на сцене Айманов получил в Семипалатинске, где учился в казахском педагогическом техникуме. Участвуя в художественной самодеятельности, часто выступал в городских клубах.

Здесь его в 1933 году и увидел Габит Мусрепов, который заведовал в те годы секцией искусств Наркомпроса КазССР.

В Семипалатинск писатель прибыл в поисках молодежи для пополнения труппы Казахского театра драмы (сейчас – Казахский государственный академический театр драмы имени М. Ауэзова). Остановился на пятерых, среди них был и Шакен, поразивший его умением держаться уверенно на сцене и талантом к импровизации.

Лучшие свои роли он сыграл в театре. Более 100 персонажей: шекспировские Петруччио и Отелло, Тихон в “Грозе” Островского, Сатин в “На дне” Горького, Шарип в “Абае” по Ауэзову…И в каждой роли проглядывала его непосредственная, доверчивая казахская душа.

Так было, когда в 1943 году эвакуированные в Алма-Ату супруги Борис Бибиков и Ольга Пыжова поставили в Каздраме спектакль “Укрощение строптивой”, где Шакен и Хадиша Букеева составили блистательный дуэт.

Передавая чувства истосковавшихся по любви зрителей, газеты тех лет писали: “Два часа сплошной радости и праздника”.

Англичанин Лоуренс Оливье, один из лучших исполнителей роли Отелло, считал эту роль вершиной карьеры для актера, показателем зрелости и глубины таланта.

Шакену Айманову посчастливилось встретиться с великим трагиком в 1964 году, когда он был приглашен в составе советской делегации на празднование 400-летия Шекспира на его родине. Оливье попросил его прочитать что-нибудь на казахском языке.

Шакен вышел в костюме и гриме в зал, полный режиссеров и актеров, ставивших и игравших Шекспира в подлиннике.

– Услышать Отелло в исполнении Шакена Айманова дорогого стоило, – вспоминая этот момент, рассказывал кинорежиссер Марлен Хуциев. – Он передал подлинность чувств героя, доказав тем самым, что язык искусства интернационален.

В кино Айманов пришел в 1937 году. В ауле Кастек под Алма-Атой проходили съемки фильма об Амангельды Иманове.

Он зашел на съемочную площадку из любопытства, да так и остался там. Режиссер Моисей Левин дал ему крохотную роль – сарбаза. Позже – довольно большую в “Райхан”, другом своем фильме.

По мнению Марлена Хуциева, в кинематографе обязательно должно быть личностное начало. Именно это и увидел Ефим Дзиган в Шакене Айманове, приглашая на роль Джамбула в одноименной картине.

Выбор был безошибочный: у актера было страстное желание сыграть поэта таким, каким он его знал сам: в 1936 году, во время Декады казахского искусства в Москве, молодой Айманов был у Джамбула переводчиком.

Все тюбетейки Шакена Айманова: почему знаменитый режиссер не снимал «по блату» в своем кино даже брата

Он признавался: “После работы над фильмом “Джамбул” кино всё больше и больше притягивало меня. А споры с режиссером о трактовке образа приводили к абсурдной мысли: “А что, если самому попытаться поставить фильм?”.

И хотя я поставил несколько спектаклей в театре и даже получил за “Абая” Госпремию, осмелиться на кинорежиссуру вот так сразу я не мог. Слишком сложной мне казалась тогда специфика кино. Но кинорежиссером я все же стал”.

Режиссер

Что представляла собой Алматинская киностудия в начале 1950-х? Она получила от ЦОКС (Центральная Объединенная киностудия, действовавшая в Алма-Ате с 1941 по 1944 год. – Ред.

) лучшую в стране производственную базу, основные цехи с оборудованием. Но из-за отсутствия режиссеров и сценаристов производство кино в Казахстане почти полностью прекратилось.

Когда Шакену Айманову предложили перейти на работу в киностудию, он согласился не раздумывая.

Первой его киноработой стал фильм “Поэма о любви” по сценарию Габита Мусрепова. Критики отмечали театральность этой его картины.

Но фильм стал поворотным моментом в истории казахского кино, точкой отсчета при рождения казахской кинематографии, а Айманов стал первым отечественным кинорежиссером.

По мнению киноведа Бауыржана Ногербека, феномен Айманова заключался в том, что он буквально через несколько лет снимает уже высокопрофессиональные картины. Про фильм “Наш милый доктор” уже никто не скажет, что он театральный. Получилась хорошая музыкальная комедия, которая стала хитом.

– Айманов был самородком, от природы одаренным человеком, обладающим чутьем на таланты, – говорит исполнитель главной роли в этой картине Юрий Померанцев. – В чем был выигрыш “Нашего милого доктора”? Во-первых, все актеры были алмаатинцами. Он не брал для усиления, для кассы, для успеха актеров из Москвы и Ленинграда.

Айманов пригласил алма-атинскую молодежь, которая через некоторое время стала великой. Я имею в виду Ермека Серкебаева и Бибигуль Тулегенову. Во-вторых, прелестная, полная обаяния и чудес Алма-Ата тех лет. Мне говорили, что уезжающие за границу алмаатинцы брали с собой пленку с фильмом “Наш милый доктор” как память о родине.

Сам Айманов в кино снимался мало. И не только из-за занятости режиссурой, он требовательно относился к тому, что играл. И все же Айманов-актер взял верх над Аймановым-режиссером.

В кинематографическом мире, пропитанном идеологией, жить было сложно, поэтому он старался высказывать некоторые свои мысли через фольклор.

Будучи уже признанным актером и режиссером, обратился к “Алдар-Косе”, где сам же и сыграл главную роль. Шакен воплотил на экране народные предания и легенды, услышанные им в детстве.

Играя героя трагикомедии, Шакен не прятал лицо за толстым слоем грима, не искал разноликие маски: купаясь в роли, он оставался живым человеком.

В основе сюжета – история безбородого обманщика, который хотел устроить счастье хотя бы одного человека. Многие кинематографисты считают, что эта блистательная с точки зрения актерской работы картина о нем самом, о его желании, чтобы его поняли. Алдар- Косе – Айманов – неунывающий человек, острослов, но отнюдь не весельчак.

Почет, слава и награды его не обходили, но было и другое. Споры вокруг каждого его фильма, резкие статьи и острые фельетоны. Иногда справедливые.

Как художественный руководитель киностудии Айманов отвечал за всё, что выходило на экране. Чаще всего предлагались сырые, слабые сценарии. Их приходилось дописывать, дотягивать.

Мощный партийный рупор того времени – газета “Известия” упрекала его: “Не за свое дело беретесь, товарищ. Два арбуза в одной руке не удержать”.

– Актер Айманов был намного выше, интереснее Айманова-режиссера, – говорит Олжас Сулейменов. – Но что было делать? Профессиональные кинорежиссеры со вгиковским образованием – Мажит Бегалин, Султан Ходжиков, Абдулла Карсакбаев – пока еще не создали своих шедевров.

Казахское кино медленно, но верно шло к своему золотому веку.

Я познакомился с Шакеном, Мажитом, Султаном в 1963 году, когда пришел на киностудию главным редактором сценарно-редакционной коллегии. На этих трех китах, как мы их потом назвали, держалось наше кино. Мы видели недостатки, недотягивание до современного уровня. Тем не менее в их фильмах была жизнь, энергия.

В середине 1960-х на экраны выходит его фильм “Земля отцов” – “Атамекен”. История о старике и его внуке, которые решили похоронить прах погибшего воина на родине. Впервые на экране появился образ казахского аксакала со всеми присущими ему чертами, в том числе и религиозными. Айманов мог бы и сам сняться в этой роли.

Но, понимая как режиссер природу фактуры и типажности, пригласил Елубая Умурзакова. Тот был намного его старше, но и в театре, и в кино, и по жизни эти двое шли вместе. Умурзаков так и не смог смириться с безвременной потерей друга. Пережил его всего на четыре года. Перед уходом попросил похоронить его рядом с Шакеном.

В первом варианте сценария, написанного Олжасом Сулейменовым, есть пронзительные эпизоды, интересные повороты. В нем впервые в казахском кино прозвучала тема депортации народов в годы сталинских репрессии. Цензура многие сцены из него вырезала, но главное – чувство любви к родине – удалось сохранить.

Айманов снимал этот фильм со своим сыном – оператором Муратом Аймановым. Работа на съемочной площадке дала этим двум близким людям редкую возможность общения и совместного творчества.

Чиновник

В 1968 году Айманов снял комедию «Ангел в тюбетейке». Прототипа главного героя фильма он встретил в доме младшего брата – оперного певца Каукена Кенжетаева.

Айнакуль-апа, мать жены Каукена – певицы Шабал Бейсековой, действительно искала для сына, молчуна и тихони Сакко, невесту: ходила по всем алма-атинским общежитиям и приставала к девчонкам.

Когда брат рассказал о проделках тещи Шакену, того очень развеселила эта забавная история.

Сценарий был написан специально под Амину Умурзакову, в ней Айманов увидел яркую комедийную актрису. На главные роли были приглашены непрофессиональные актеры – Алимгазы Райымбеков и Шолпан Алтайбаева.

Можно только удивляться, как Айманова хватало на всё. Художественное руководство студией, режиссура в кино, в театре, всесоюзные пленумы кинодеятелей, большая работа в Союзе кинематографистов республики, депутатские обязанности… Эти глаза напротив: народной артистке Казахской ССР Амине Умурзаковой исполнилось бы 100 лет

– Когда он появлялся в Москве, а это бывало довольно часто, мы встречались не только в Доме кино, но и в других местах, – рассказывает Андрей Кончаловский.

– Обаяние, талант, магнетизм, харизма… Умный человек, он все время учился, не хотел почивать на лаврах, хотя был уже серьезным чиновником. Он много сделал для кино, и не только казахского. Одновременно был и художником, и дипломатом, и политиком.

Улыбчивый человек, он умел ладить с начальством. А еще он был талантливым артистом. Конечно же, ему завидовали (как не завидовать такому?), но и любили тоже.

Обаяние придавали ему даже морщины на лице. Он любил застолья, званые вечера и сам тоже устраивал многолюдные празднества, как было принято в те времена.

В 1970-м Айманов снял двухсерийный приключенческий фильм “Конец атамана”. В основе сюжета – подлинные события, происходившие в Казахстане в 1920 году. Сценаристом был приглашен молодой кинодраматург, уже известный по фильмам “Песнь о Маншук” и “Первый учитель”, Андрей Кончаловский.

На роль Чадьярова Айманов утвердил своего зятя – Асанали Ашимова, к тому времени зрелого и востребованного актера. Но тот был в замешательстве. В то время он снимался в фильме Султана Ходжикова “Кыз-Жибек”.

Роли Бекежана он добился с большим трудом: режиссер недолюбливал его, считая, что тесть способствует его кинокарьере.

– Приглашая меня на роль, Шакен Кенжетаевич думал не обо мне, а о себе. Будь иначе, он снимал бы только актеров-родичей из Среднего жуза. Например, своего родного брата Каукена Кенжетаева.

Во мне ему в первую очередь приглянулась внешняя фактура, – утверждает актер. – Я думал, не потяну две роли сразу. Услышав о моих сомнениях, Шакен Кенжетаевич сказал: “Не глупи”. Ослушаться его я не мог.

И всё вышло, как он сказал, – замечательно.

Понимая, что актер – центр любого фильма и успех зависит от совместного творчества, Айманов собрал звездный актерский ансамбль.

– Сцена, где идет словесная дуэль моего героя с атаманом Дутовым, была сложной, – вспоминает Асанали Ашимов. – Такой дли-и-инный кадр – метров 60–70 пленки. Шакен Кенжетаевич предупреждал, что Владислав Стржельчик – “волк” в мире кино.

“Ты должен быть выше его”, – сказал он мне. Я попросил его дать мне два дня на изучение партнера. Приглашал Стржельчика к себе домой, возил на “Медео”. Перешел даже на “ты”, хотя он старше меня. В общем, сдружились.

На третий день, когда съемки были продолжены, я уже свободно смотрел ему в глаза.

В последний свой фильм режиссер Айманов вложил весь свой опыт, мастерство, понимание материала. И название очень удачное было – “Конец атамана”. Но оно, к сожалению, оказалось пророческим.

Когда Айманова не стало, все восприняли это как уход “атамана” казахского кино.

Этот фильм называют сегодня первым национальным экшном. Друг Айманова Григорий Чухрай, у которого имелась своя экспериментальная студия, предложил ему после просмотра специализироваться на детективах. Он сказал, что у него даже есть готовый материал. Айманов ответил, что у него другие планы.

– Теперь я могу пойти и на съемки “Абая”, – сказал он. – Актер у меня готов.

Последние дни декабря 1970 года у Айманова было хорошее настроение. Он много шутил, постоянно говорил, что в голове уже выстроил все мизансцены своей “любви” – будущего фильма. Но судьба распорядилась иначе. 22 декабря после окончания пленума Союза кинематографистов СССР ему сообщили, что он во главе делегации должен вылететь в Объединенные Арабские Эмираты.

Была пятница, конец рабочей недели. Он спешил в Госкино, чтобы успеть оформить документы. Не стал спускаться в подземку, а решил просто перейти дорогу…

– Я медленно ехал по улице Горького в аэропорт Шереметьево, – вспоминает Андрей Кончаловский. – Увидел толпу народа, спустил окно – и вижу лицо Шакена. Закрытые глаза, бледное лицо, под головой лужа крови… Я не мог остановиться – сзади машина, впереди… Все гудят, пробка… Проехал как в тумане, минут пять, и всё не мог прийти в себя.

…В последние годы жизни он часто задумывался об ответственности перед потомками.

– Всё, что я сделал, оставляю живым, – говорил его герой в фильме “У подножья Найзатас”.

Так и получилось: он проторил дорогу, по которой сейчас идут другие – молодые и талантливые.

АЛМАТЫ

Источник: https://www.caravan.kz/gazeta/kto-byl-poslednejj-lyubovyu-shakena-ajjmanova-617598/

Айманов, Шакен Кенжетаевич

Шакен Айманов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Шаке́н Кенжетаевич Айма́нов (настоящее имя — Шахкерим (Шаһкерім[1]каз. Шәкен Кенжетайұлы Айманов; 1914—1970) — казахский советский актёр, режиссёр театра и кино.

Биография[ | ]

Родился 2 (15) февраля 1914 год в Баян-Ауле (по другим источникам — в Баянаульском районе[2]) (ныне — в Павлодарской области Казахстана) в семье крестьянина-скотовода. Происходит из рода Айдабол, в составе рода Суюндык племени Аргын Среднего жуза.

В 1928 году окончил среднюю школу[3]. В 1931—1933 годах учился в Казахском педагогическом техникуме в Семипалатинске.

В 1933 году по приглашению писателя Г. М. Мусрепова приехал в Алма-Ату и был принят в труппу Казахского театра драмы (ныне Казахский государственный академический театр драмы имени М. О. Ауэзова), в 1947—1951 годах — главный режиссёр и художественный руководитель этого театра, где работал до 1953 года.

За время работы в театре проявил актёрское мастерство, которому была присуща яркость психологической характеристики[4].

С 1938 года снимался в кино, с 1954 года — кинорежиссёр киностудии «Казахфильм».

Он начал свою карьеру в Казахском театре драмы и посвятил ему 20 лет своей жизни.Прошел путь от молодого актера до главного режиссера и художественного руководителя.[5]

В 1953 году он переключился с театра в кино. «Я люблю театр, но театр не может охватить столько зрителей, сколько кино. Спектакль идет в одном театре, в лучшем случае в нескольких. А фильм смотрят десятки тысяч».[5]

Образ Отелло — звездная роль Айманова.На праздновании 400-летия Шекспира в Англии он прочел со сцены монолог Отелло, и это было настоящее событие.Тогда впервые великий Шекспир звучал на подмостках Англии на казахском языке.[5]

В фильме «Безбородый обманщик» он выступил как соавтор сценария, режиссер-постановщик и исполнитель главной роли.[5]Картина «Наш милый доктор» принесла ему всесоюзную славу.[5]Айманов впервые использовал в своем фильме элемент «камео».

[5] Сценарий картины «Ангел в тюбетейке» взят из жизни. Его родственница Айнакуль апа хотела женить своего младшего сына и искала невесту.[5] В 1963 году на Московском международном кинофестивале согласно внегласной директиве должен был победить советский фильм.

Жюри разделилось. Решающий голос был отдан в пользу итальянца Фредерико Феллини. Принадлежал этот голос кинорежиссеру Айманову.[5]На Первом всемирном кинофестивале в Москве было соревнование по танцам. Тогда впервые танцевали «Буги-вуги».

Айманов танцевал с американской кинозвездой Элизабет Тэйлор и получил первое место.[5]

С 1963 года — первый секретарь правления Союза композиторов Казахской ССР.

Избирался депутатом ВС Казахской ССР 4 и 7 созывов.

Член ВКП(б) с 1940 года.

На 56-м году жизни Шакен Айманов погиб в ДТП: был сбит машиной на улице Горького в Москве 23 декабря 1970 года[6]. Похоронен в Алма-Ате на Центральном кладбище.

Театральное творчество[ | ]

Шакен Айманов в роли Джамбула Джабаева в фильме «

Озвучивание[ | ]

  1. 1968 — Аксак кулан (анимационный)

Призы и награды[ | ]

  1. Народный артист Казахской ССР (1947)[9]
  2. Народный артист СССР (1959)
  3. Сталинская премия третьей степени (1952, за постановку спектакля «Абай» М. О. Ауэзова)
  4. Государственная премия Казахской ССР им. К. Байсеитовой (за художественное руководство, 1967, фильм «»)
  5. Государственная премия Казахской ССР им. К.

    Байсеитовой (посмертно) (1972, фильм «Конец атамана»)

  6. Орден Ленина (1967)
  7. Орден Трудового Красного Знамени (1946)
  8. Два ордена «Знак Почёта»
  9. Медаль «За трудовую доблесть» (1940)
  10. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

    »

  11. Всесоюзный кинофестиваль (Третья премия, 1958, фильм «Мы здесь живем»)
  12. Международный кинофестиваль стран Азии и Африки в Ташкенте (Памятный диплом участия, 1958, фильм «Наш милый доктор»)
  13. Всесоюзный кинофестиваль (Поощрительный диплом, 1959, фильм «Наш милый доктор»)
  14. Смотр-конкурс кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (за лучшую режиссёрскую работу, 1963, фильм «Перекресток»)
  15. Смотр-соревнования кинематографистов Средней Азии и Казахстана (Высший приз «Горный хрусталь» и диплом первой степени за лучший игровой фильм (разделил с фильмом «Небо нашего детства»), 1967, фильм «Земля отцов»).
  16. Смотр-конкурс кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (Диплом, 1969, фильм «Ангел в тюбетейке»).

Память[ | ]

  • Творчеству Ш. Айманова посвящён документальный фильм «Шакен Айманов» (1974).
  • В Алма-Ате именем Шакена Айманова названа улица и киностудия «Казахфильм» (1984), на доме, где жил режиссёр, установлена мемориальная доска.
  • На территории киностудии «Казахфильм», установлен мраморный бюст. При киностудии создан музей-кабинет Айманова.
  • В настоящее время в городе Павлодар существует кинотеатр названный его именем.
  • В Алма-Ате с 2003 по 2014 год проходил ежегодный фестиваль игровых и анимационных фильмов «Звёзды Шакена».

Интересные факты[ | ]

  • В перерывах между съемками играл в шахматы.[5]
  • Во время поездки в Каир в рамках культурного обмена Айманов возглавил советскую делегацию кинематографистов.[5]
  • Коллекционировал трубки, зажигалки, брелки.[7]

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A8%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%BD_%D0%90%D0%B9%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2

Қазақ киносының саңлағы Шәкен Айманов туралы не білеміз?

Шакен Айманов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Қазақтың маңдайына біткен жарық жұлдызы Шәкен Айманов 1914 жылы 15 ақпанда Павлодар облысы, Баянауыл ауданы, Айманбұлақ ауылында туған. Азан шақырып қойған есімі — Шаһкерім. Ол — қазақтың біртуар азаматы, КСРО халық әртісі, актер әрі режиссер. 

Шәкеннің әкесі Кенжетай балаларына жастайынан домбыра үйретіп, өнер мен ән-күйге баулып өсіреді. Өзі саятшылығымен аты шыққан, өнерге құмар жан болған.

Бала Шәкен әкесі мен жездесі Қали Байжановтың арқасында бойындағы әртістік дарынын ерте байқатады. Ойын-сауық, жиын-той өтетін жерлерден қалмай, барған жерінде өлең оқып жұртты аузына қаратқан.

Сондай-ақ, ол бала күнінде қара жұмысты аса ұната қоймаған.

© Sputnik /

Шәкен Айманов Алдар көсе рөлінде, «Алдар көсе» фильмі

Жақындары бір іске жұмсаса, ауырып қалған сыңай танытатын болған. Осы қулығы үшін ұрысқанда ауыл маңындағы Серектастың басына шығып алып жылайды. Әкесінің ағасы Аббас оны қорғап «Тиіспеңдер оған. Тегін жылап отырған жоқ. Өнер қысып жылап отыр» деп басқаларды жолатпаған.

Бозбала Шәкенді ағасы Қажымұрат 1924 жылы Семейге әкетіп, алғашында Қазкоммунаға, кейін халық ағарту институтына түсіреді. Осы институт қабырғасында Шәкен түрлі үйірмеге қатысып, қолынан домбыра мен мандолин түспеген.

Режиссер неге оқуын тастап кетті?

Қойылымдарда ойнап жүріп Алматыдан арнайы келген Ғабит Мүсіреповтің көзіне түсіп, Алматыдағы кәсіби театрға жол тартады. Бірақ бұл уақытта оқуын 3-курстан тастауға мәжбүр болады.

© Sputnik /

Шәкен Айманов Алдар Көсе рөлінде, «Алдар көсе» фильмі

Алып шаһарға келген соң Алматы түбіндегі Қаракестек ауылында «Амангелді» фильмінің түсірілімі жүріп жатқанын естіп, өз қалауымен эпизодқа түседі. Сондай-ақ, арасында фильм түсіруші ұжымға кеңесші болады. Шәкен Айманов ғұмырында 14 фильм түсіріп, 20-дан астам кейіпкердің рөлін сомдаған. Өзі соңғы рет түсірген «Атаманның ақыры» атты фильм көрермен қауымның жылы лебізіне ие болды.

Достары оның ешкімге ұқсамайтын ашық-жарқын, жомарт мінезін жоғары бағалап, «бүгінгі заманның серісі» деп атаған. Материалдық құндылықтарды екінші орынға ысырып, достармен әңгіме-дүкен құрғанды, жұртпен араласқанды жақсы көрген. Кез келген отырыстың сәнін кіргізетін Шәкеннің үйде жалғыз отыратын кездері сирек болған.

Тағы оқыңыз: Фариза Оңғарсынова туралы қызықты деректер 

Шәкен Аймановтың тапқырлығы

Сондай-ақ, Шәкен Айманов жұрт арасында турашылдығымен белгілі. Оны атақты ғалым, этнограф Ақселеу Сейдімбек құрастырған тарихи тұлға Шәкен Аймановтың тапқыр сөздері туралы еңбегінен көруге болады.

Әйгілі күйші Әбікен Хасенов қайтыс болады да, марқұмды жерлеу комиссиясын басқару Шәкен Аймановқа тапсырылады. Шәкен Әбекеңді жерлеу рәсіміне қаржы сұрап, тиісті қызметте отырған Асқар Закаринге келеді.

Жағдайды айтады да, бес мың сомға рұқсат етуін сұрайды. Сонда Закарин «Шәкен-ау, бес мың сомың бір адамға көптеу емес пе?» деп тартыншақтаса керек.

Шәкен болса іле тіл қатып «Асеке-ау, бір бес мың сом үшін тағы да біреуіміз өлуіміз керек пе!?» — деп қалағанына рұқсат алып шығыпты.

Режиссер бірде еңбекшілермен кездесуге шалғайдағы колхозға келген. Шағын ауылдағы клуб адамға толы. Басқармасы жиынды ашып, біраз шаруашылықпен, ауыл адамдарымен таныстыру рәсімін өткізеді.

Арасында астаналық қонақтар алдында көтеріле сөйлеп, шаруашылықтың артта қалғанын жуып-шайған болып «…біз қадірлі қонақтардың алдында колхозымызды сексенінші жылдарға қарай миллионер колхоз етеміз деп уәде береміз» деген сөзді де айтып жібереді.

Содан сөз кезегі Шәкен Аймановқа берілгенде «Сексенінші жылға дейін он-он бес жыл бар екен. Бұл дегеніңіз бір ғұмыр ғой. Менің есіме осыған орай мынадай бір әңгіме түсіп тұр.

Ерте-ерте, ертеде, бір еріккен хан «Кімде-кім көк есекке он жылда хат танытамын деп уәде берсе, ат басындай алтын беремін. Егер уәдеде тұрмаса басы алынады!» деп жарлық айтады.

Сонда қасиетіңнен айналайын Жиренше ел ішінен суырылып шығып «Мен хат таныта аламын!» депті де ат басындай алтынды алып, көк есекті жетелеп үйіне келіпті. Мұны көрген Қарашаш «Ойбай-ау, о заманда бұ заман, есек хат танушы ма еді, бұл не қылғаның?!» деп қамығады.

Сонда Жиренше шешен «Бәйбіше, алаң болмай алтынды қажетіңе жарата бер. Он жылда не мен өлемін, не хан өледі, не есек өледі!» деген екен. Сондай-ақ, басқармаларыңыздың уәдесінде мін жоқ, тек әлгі Жиреншенің есебіндей болып жүрмесін!» — деп Шәкен жұртты бір күлдіріп алған.

© Sputnik /

Шәкен Айманов Алдар көсе рөлінде, «Алдар көсе» фильмі

Бірінші әйелінің әпкесіне ғашық болған

Шәкен Айманов белгілі биші Шара Жиенқұлованың сіңілісі Хадишаға үйленіп, одан Мұрат есімді бір ұл сүйген. Кейбір деректе режиссердің бастапқыда бишінің сіңілісіне емес, өзіне ғашық болғаны туралы жазылған. Хадишаның бірінші некесінен сүйген қызы Майраны да бауырына басып, туған қызындай көрген. Ал күйеу баласы Асанәлі Әшімов болды.

«Майра Шәкеңе келгенде еркін еді. Кейде «Дядя Шәкен», «папа», енді бірде «Шәкен Кенжетаевич» деп айтатын. Шәкең қандай да бір мәселе болмасын Майрамен ақылдасатын. Халық қадірлеген Шәкеңнен ұрпақ қалмады.

Ұлы Мұраттан бір ғана қыз бар. Әрине, қазақ жиенді ұрпаққа санай бермейді. Дегенмен, ол кісі Майра екеуіміздің ұлымыз Мәди мен Сағиды «нағыз ұрпағым» деп білетін», — дейді естеліктерінің бірінде Асанәлі Әшімов.

 

Тағы оқыңыз: Қазақтың бұлбұлы Бибігүл Төлегенованың өмірбаяны

1993 жылы қызы мен ұлы, алты жылдан соң жиендері Мәди мен Сағи қайтыс болады. Әнші Дина Айманова (Мұраттың қызы) — бүгінде ұлы режиссерден қалған жалғыз ұрпақ.

Актердің бағын ашқан рөлі

1933 жылдан бастап қазіргі Мұхтар Әуезов атындағы қазақ драма театрында жұмыс істеп, жүзден астам рөлді сомдайды. Олардың ішінде Петруччио («Асауға тұсау»), Хлестаков («Ревизор»), Қодар («Қозы Көрпеш — Баян Сұлу») және басқа да көптеген образ бар.

Театрда бірнеше спектакль жүз реттен қойылды. Олардың қатарында Александр Островскийдің «Таланттар мен табынушылар», Ғабит Мүсіреповтің «Ақынның қасіреті» бар. Осы секілді Шәкен Айманов өнер көрсеткен спектакльдердің барлығы да аншлагпен өтіп отырды.

© Sputnik /

Шәкен Айманов Алдар Көсе рөлінде, «Алдар көсе» фильмі

1940 жылы «Ленфильм» режиссері Левин Аймановты Мұхтар Әуезовтің сценарийі бойынша түсіріліп жатқан «Райхан» фильмінде Сәрсеннің рөлін сомдауға шақырады. Бұдан кейін 1942 жылы «Ақ гүл» фильмінде майдангердің, 1946 жылы «Абай өлеңдеріндегі» Шәріптің, 1948 жылы «Алтын мүйізде» Досановтың рөлін сомдайды.

1953 жылы «Жамбыл» фильмі көгілдір экраннан көрсетілді. Аталған туындыда 38 жастағы актер екі бірдей рөлді сомдады. Олар — бозбала мен қазақ халық поэзиясының алып тұлғасы Жамбылдың рөлі.

Кинематография саласындағы алғашқы ауқымды рөлі оның танымалдылығын арттырып, «ұлттық мінез» эталонына айналуына тікелей әсер етеді.

Аймановтың актерлік қана емес, режиссерлік жарқын жұмыстары да бәрін мойындатты.

1954 жылы өзінің «Махаббат туралы поэма» атты режиссерлік туындысын қалың көрерменге ұсынды. Бұдан өзге ұлттық кинематографияның алтын қорына енген оннан астам көркем фильм түсірді.

Олар — «Дала қызы», «Махаббат туралы аңыз», «Біз осында тұрамыз», «Біздің сүйікті дәрігер», «Бір ауданда», «Ән шақыруда», «Жол түйісі», «Алдар көсе», «Ата-бабалар мекені», «Тақиялы періште» және т.б.

Осылардың ішінде «Тақиялы періште» фильмінің сценариі өмірден алынған. Шәкеннің туысы Айнакүл ұлын үйлендіргісі келіп, қалыңдық іздеген.

Айманов театрдан киноға ауысуының себебін «Мен театрды жан-тәніммен сүйемін, бірақ ол кино сияқты қалың көрерменге жетпейді. Спектакль бір театрда жүреді, әрі кетсе бірнеше театрда қойылуы мүмкін. Ал фильмді мыңдаған адам көреді», — деп түсіндірген еді. 

«Би билеп, шахмат ойнағанды жақсы көрген»

Бұдан өзге Шәкен Айманов би билегенді де ерекше жақсы көрген. Мәскеуде өткен І бүкіләлемдік кинофестивальде биден жарыс өтеді. Жиналған жұрт алғаш рет «Буги-вуги» биін көреді. Шәкен осы кезде америкалық киножұлдыз Элизабет Тэйлормен билеп, бірінші орын алады.

Тағы оқыңыз: Мақпал Жүнісованың өмірбаяны

«Түскі ас кезінде барлығы ескі киностудия жаққа тамақтануға кететін. Сол жақта үлкен емен ағашы бар. Шәкен аға соның көлеңкесіне отырып алып, алдына шахматты жайып қоятын. Содан жанынан өтіп бара жатқандарды шақырып алып, бәрін жеңетін», — дейді актер Болат Қалымбетов.

1953-1970 жылдары аралығында Шәкен Айманов ұлттық киностудияның тұрақты жетекшісі және өзі ашқан Қазақстан кинематографистер одағының басшысы болды.

Түрлі жанрға тамырын терең жая бастаған қазақ кино әлемі драматургияның да, режиссураның да жаңа толқынына зәру болды. Ал Шәкеңнің шығармашылық тойымсыздығын осы олқылықтың орнын толтырарлық әрекет деп білуге болады.

Біресе музыкалық комедияның сарыны, енді бірде әлеуметтік реализм ағымына, тағы бірде шытырман оқиғаларға толы гангстер жанрындағы фильмдер түсіруге ұмтылған майталманның бұл қадамы отандық кинематографиядағы батыл бастама болды.

© Sputnik / Манушин

Ш. Айманов, Л. Абашидзе, В. Артмане және А. Ларионова III Бүкілодақтық кинофестивальде

Шәкен Айманов пен Олжас Сүлейменовті не байланыстырды?

60-жылдардың ортасында ақын әрі публицист Олжас Сүлейменовке өз естеліктері бойынша сценарий жазуға ұсыныс жасаумен Шәкен Айманов шығармашылық қауымдастықты тағы бір таңғалдырған. Қазақ киносының қуанышына орай, Олжас Омарұлы бұл ұсынысты қабыл алады. Осылай шығармашылық тандем құрған олар «Атамекен» фильмін жарыққа шығарды.

«Екеуінің арасындағы қарым-қатынас аға дос пен іні дос арасындағыдай ізетке, құрметке құрылды. Жақсы шығармашылық ізденісте болды. Шәкен Аймановтың қазақ деген халқы бар кезде ешқашан аты өшпейді. Ол — қазақтың асыл перзенті, маңдайына біткен жарық жұлдызы, қазақты әлемге танытқан дарынды тұлға», — дейді «Қазақфильм» киностудиясының бас редакторы Дидар Амантай.

Кино сыншылардың айтуынша, Аймановтың фильмдері жаңашылдығымен ерекшеленеді. Фильмдері соғыстан кейінгі кезеңді қамтыса, қойылымдарында халықтар арасындағы достық жарқын бейнеленген. «Атаманның ақыры» режиссердің соңғы туындысы болды. Бұдан кейін ол Мұхтар Әуезовтің «Абай» қазақ классикалық әдебиетінің үздік романы негізінде кино түсіруді жоспарлаған-ды.

«Шәкен Кенжетайұлының шығармашылығын көпжанрлы деп айтуға негіз бар. Режиссер ретінде ол бір-біріне ұқсай бермейтін фильмдер түсірді.

«Махаббат туралы аңыз» деген фольклорлық, «Дала қызы» деген тарихи-драмалық, «Тақиялы періште», «Біздің сүйікті дәрігер» сынды музыкалық фильмдері бар. Ал «Атамекен» атты туындысының жанрын дөп басып айту қиын.

Себебі, бір жағынан соғыс тақырыбын көтереді, екінші жағынан пәлсапалық ой салады. Соңғы фильмі «Атаманның ақыры» тарихи-революциялық туынды», — деді кинотанушы Бауыржан Нөгербек.

Шәкен Айманов шығармашылықтан бөлек, саясаттан да құралақан емес еді. 1940 жылдан бастап Қазақ ССР Жоғарғы кеңесінің 4-ші және 7-ші жиналысында депутат болып сайланды.

1947 жылы оған Қазақ ССР Халық әртісі, 1959 жылы КСРО Халық әртісіі атағы берілді. Екі мәрте мемлекеттік Қазақ ССР сыйлығы беріліп, «Абай» спектаклінің қойылымына КСРО мемлекеттік сыйлығы табысталды.

Бұдан өзге оған 2007 жылы «Экран шебері» атағы табысталды.

Бүгінде Алматыда орналасқан «Қазақфильм» киностудиясына Шәкен Аймановтың аты берілген. Ішінде режиссерге арналған музей ашылып, ескерткіш бюст орнатылған. Сондай-ақ, Павлодар қаласында Шәкен Айманов атындағы кинотеатр ашылған.

Шәкен Айманов 1970 жылы 23 желтоқсанда Мәскеу қаласында 56 жасында көлік қағып қайтыс болды.

Источник: https://sputniknews.kz/spravka/20190104/8742110/shaken-aimanov.html

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: