Соборы Германии: Ахенский собор

Содержание
  1. Капелла Карла Великого: творение армянского архитектора Одо из Меца
  2. Память о резиденции Карла Великого
  3. Идея «небесного храма» Одо из Меца
  4. Архитектурные открытия Аахена
  5. Мозаики внутри капеллы — этапы реставраций
  6. Духовное оружие капеллы Карла Великого
  7. Какие ещё реликвии хранит древний Аахен?
  8. Достопримечательности Германии — Аахенский собор | Туристический портал
  9. Аахенский собор глазами современника
  10. История Аахенского собора
  11. Значение религии в истории Германии
  12. Аахен – город исторического наследия
  13. Как добраться до Ахенского собора в Германии
  14. Как строился собор
  15. Могила императора Карла Великого
  16. Реликвии Ахенского храма
  17. Как добраться до Ахена
  18. В заключение
  19. Аахенский собор. Германия. Часть 1:
  20. Имперский собор в Аахене: Усыпальница Карла Великого
  21. Ахенский собор, история строительства
  22. Архитектура и реликвии Ахенского собора
  23. Германия, карта расположения Ахенского собора
  24. Ахенский собор
  25. История
  26. Дворцовая Императорская Капелла
  27. Святые реликвии Ахенского собора
  28. Время богослужений
  29. Время для экскурсий
  30. Ахенский собор в Германии: история, описание, фото
  31. Описание
  32. Предыстория
  33. Основание
  34. Carolo Magno
  35. Реликвии имперского храма
  36. Переделка и реставрационные работы
  37. Легенды Ахенского собора
  38. Массовые паломничества

Капелла Карла Великого: творение армянского архитектора Одо из Меца

Соборы Германии: Ахенский собор

В небольшом городе Аахене, расположенном на западе Германии в нескольких километрах от границ Бельгии и Нидерландов, существует очень важный для истории искусства и архитектуры памятник.

 Речь об Ахенском соборе, сердцевина которого — Палатинская капелла — была заложена самим Карлом Великим.

 Эта капелла и является предметом интереса исследователей Армянского музея Москвы, так как зодчий, приложивший руку к её строительству — армянин по имени Одо из Меца.

Подкупольное пространство капеллы Карла Великого. Источник: dik.academic.ru

Капелла эта такая древняя и ценная, что ЮНЕСКО включил её список Всемирного наследия одной из первых ещё в 1978 году. 

Город Аахен упоминается как королевская резиденция ещё со времен зимовки Пипина Короткого в 765 – 766 годах [первый король франков из династии каролингов. — Прим. ред.].

 Позже Аахен стал резиденцией и Карла Великого всвязи с удачным стратегическим расположением, выгодным для организации военных походов против саксов.

 В последние годы жизни императора город и вовсе стал постоянным местом пребывания царского двора и свиты. Здесь же Карл Великий скончался и был погребен.  

Память о резиденции Карла Великого

Октагон. Источник: otdyhateli.com

Ахенская или Палатинская капелла — это ядро нынешнего Ахенского собора. Капелла сохранилась и считается искусствоведами уникальнейшим памятником — предвестником романского стиля в архитектуре.

Некогда капелла была дворцовой церковью большой императорской резиденции Карла Великого, от которой, увы, на сегодняшний день остались лишь одни руины. Считается, что дворцовый комплекс был одним из самых значительных архитектурных ансамблей раннего Средневековья.

 Здесь впервые появляется стиль зодчества вестверк. Кроме того, здание капеллы — первая постройка [к северу от Альп. — Прим.ред.], перекрытая куполом. 

Строительство и формирование ансамбля Ахенского собора заняло практически 1100 лет. Древнейшая часть комплекса и есть Палатинская капелла. Она неоднократно перестраивалась — добавлялись готические хоры, достраивались часовни. Лишь относительно недавно, в середине XIX века, комплекс был окончательно завершен. 

План собора, где черным цветом выделена схема Палатинской капеллы, с которой начал разрастаться собор. Источник: pinterest.com.

au

Карл Великий, желая уподобить образ своего двора Константинополю, и тем самым, упрочить императорский титул наследника Римской империи, пригласил для создания дворцовой церкви прославленного в те годы архитектора — Одо из Меца.

 О зодчем остались крайне скудные сведения, однако известно, что Одо из Меца был армянином и служил при дворе Карла Великого.

В капелле, как считают исследователи, отразилось увлечение франков архитектурой Равенны, что хорошо читается в многоугольном строении с тщательно продуманными фасадами. Строительство грандиозной капеллы также символизирует объединение Запада и его духовное и политическое возрождение под эгидой Карла Великого — первого императора франков. 

Идея «небесного храма» Одо из Меца

Вид на Ахенский собор и капеллу Карла Великого. Источник: pod.aevl.us

Палатинская капелла построена в 786 – 798 годах, освящена в 805 году. Здание церкви центрическое в плане, имеет октогональную форму [восемь граней. — Прим.ред.]. Выбор формы неслучаен — идейно октагон транслирует программу соединения «материального» и «духовного».  Как это понять? Существует интерпретация.

Абстрактно октагон вбирает в себя формы круга и квадрата. Квадрат — знак материального мира, соответствует числу 4. Круг — символ Троицы, ему соответствует число 3. Сумма этих чисел равна числу 7, что символизирует полноту материальной и духовной жизни.

 Произведение даёт число 12, что означает христианскую церковь, знание о которой несут 12 апостолов по четырем частям света.

 В свою очередь, и цифра 8, что соответствует количеству углов октагона — знак бесконечности, символизирующий бесконечную жизнь и гармонию плоти и духа.  

Бронзовая люстра Барбароссы. XII век. Источник: plogmann.net

Октагональная капелла была расширена в 1355 – 1414 годах. К ней по бокам добавились готические хоры. Но и сегодня в ансамбле Ахенского собора хорошо заметна самая ранняя часть.  

Также неслучайно и практически равнозначное соотношение высоты, длины и ширины — все эти параметры равны 31–32 метрам.

 Ключ к пониманию смысла кроется в Откровении Иоанна Богослова, где описывается видение Иерусалима Небесного, где «длина и высота и ширина его равны».

 Стремясь уподобить постройку «граду небесному», Одо из Мецца учитывал эти ключевые характеристики и воплотил их в проекте здания.  

Архитектурные открытия Аахена

Именно в Ахенской капелле впервые появляется вестверк — западная башня, расположенная перпендикулярно центральному нефу. Она имела нерелигиозное назначение. Эта массивная пристройка стала большим вкладом Каролингов и архитектора Одо из Меца, в частности, в романскую архитектуру. 

Перекрывает капеллу восьмигранный купол, поддерживаемый восьмью мощными столбами.И это первое купольное сооружение в средневековый период севернее Альп — более ранние купола на такой территории «варварски» перекрывались монолитной плитой или создавался «ложный» купол — когда образ купола создается путем накладки кирпича один на другой с небольшим сдвигом.  

История декора купола непростая и очень насыщенная. Изначально купол был украшен фресками, но они практически не сохранились, так как на рубеже IX – X веков фрески были заложены мозаиками. Тесеры, в свою очередь, тоже утеряны — их уничтожил случившийся в середине XVII века пожар. Чуть позже в XVIII веке оставшийся после пожара еле заметный рисунок мозаик был записан барочными фресками.  

Мозаики внутри капеллы — этапы реставраций

Мозаики Палатинской капеллы после реставрации. Источник: tat-jana-skvorcova.tourister.ru

На рубеже XIX-XX веков были инициированы работы по реконструкции капеллы. Бельгийский художник Жан-Батист Бетун создал купольный рисунок, который мы можем наблюдать сегодня.

 Все мозаики сделаны в раннехристианской традиции, сложившейся ещё в Равенне. В центре — Христос, сидящий на троне, его фланкируют символы евангелистов. Внизу под фигурами — святые, облачённые в белые одеяния, несущие в руках мученические венки.

 Практически всё свободное пространство плотно заполнено сияющими звездами. 

Дальнейшие работы по реставрации в 1898 году перенял Герман Шапер. Он завершил мозаичные работы, инкрустировал стены и полы цветным мрамором, привел в порядок бронзу на решетках и дверях, сделанную в VIII веке в мастерских династии Каролингов.

 Также он занимался обновлением витражей хоров, однако последние во время Второй мировой войны были, к сожалению, утрачены. Сегодняшние витражи сделаны в 50-е годы XX века.

 В церкви присутствует ещё довольно много насыщенных цветом прекрасных ковровых мозаик, которые располагаются на барабане, сводах в галереях всех ярусов и возле окон.   

Духовное оружие капеллы Карла Великого

Саркофаг Карла Великого. Источник: wikimedia.org

Интерьер внутреннего пространства капеллы был выполнен из роскошных дорогих материалов. Для утверждения статуса преемника Римской империи некоторые декоративные элементы – мозаики, мрамор, сполии — были привезены из Рима и Равенны.  

Ахенский собор хранит множество исторических и религиозных реликвий.

 Подобно тому, как византийцы из Софии Константинопольской сделали «духовную крепость христиан», собирая мистическое оружие — мощи и святыни, в Палатинскую капеллу так же собирали всё самое ценное и дорогое сердцу франков.

Так, в капелле, в искусно выполненном саркофаге, хранятся мощи Карла Великого. Саркофаг имеет длину 2 метра, обит листовым золотом и серебром, украшен барельефами, драгоценными камнями, эмалями и филигранью.  

Какие ещё реликвии хранит древний Аахен?

Будете там, обратите внимание — под куполом над лавками для прихожан есть 4-метровое в диаметре бронзовое позолоченное паникадило, принесённое в дар Фридрихом Барбароссой в XII веке [король Германии с 1152 года. Барбаросса — это прозвище, которым короля наградили латиняне из-за его рыжей бороды barba, «борода», и rossa, «рыжая». — Прим. ред.]. Люстра эта напоминает грандиозного масштаба корону.  

В галерее капеллы находятся мраморный трон Карла Великого, созданный по образу и подобию трона библейского царя Соломона. Довольно простой на вид, не имеющий украшений, именно он использовался для коронации всех германских императоров. 

Трон Карла Великого. Источник: wikimedia.org

Здесь в 813 году был крещен сын императора Людовик Благочестивый. Эта коронация положила начало традиции коронования германских императоров в Аахене вплоть до 1531 года.

 Обычай долго пребывал в таком статусе неофициально — документально традиция была зафиксирована лишь в середине XIV века. Но спустя столетие в 1562 году ритуал коронации был перенесен в Франкфурт-на-Майне.

 С этого момента Аахен стал терять своё ключевое значение для империи, а собор постепенно пришёл в упадок.  

Сегодня Ахенский собор привлекает не только верующих, искусствоведов, архитекторов, но и простых туристов. Восхитительное внутреннее и внешнее убранство собора и ценнейшие реликвии не оставляют сомнения в необходимости посещения этого, актуального и по сей день, места паломничества всех любителей христианской истории.  

Журналист Алина Шагиева специально для Армянского музея Москвы

Обложка: m-event.org

Источник: https://zen.yandex.ru/media/armmuseum/kapella-karla-velikogo-tvorenie-armianskogo-arhitektora-odo-iz-meca-5e5ce568227f403871e7efa9

Достопримечательности Германии — Аахенский собор | Туристический портал

Соборы Германии: Ахенский собор

Германия представляет собой одну из старейших стран мира со своим богатым и многообразным наследием и сложившимися традициями. Каждый город несет в себе определенную атмосферу, которая создается, благодаря ценным историческим памятникам. Аахенский собор – один из наиболее старейших строений, созданных под влиянием христианского религиозного течения.

Аахенский собор глазами современника

Аахенский собор имеет необычную архитектуру. Его высота составляет 31 метр. Капелла состоит из двух этажей, второй из которых предназначался для особ из высших слоев общества.

Нижний этаж посещали обычные прихожане из народа. Подняться на второй этаж можно при помощи винтовой лестницы. С фасада здание имеет форму многоугольника с элементами готики.

В центральном зале собора происходила коронация императоров.

Потолок капеллы украшен люстрой в виде короны. Отдельные детали дизайна центральной капеллы, соединяясь в общий образ, создают атмосферу таинственности. В то же время каждый хор является более освещенным и светлым местом собора.

Множественные орнаменты, витражи, колонны и статуи создают впечатление одухотворенности.

Мозаика, выложенная в древние времена на сводах купола, почти полностью разрушилась, но все еще сохраняет характерные черты церковного здания того времени.

Кованные решетки на небольших окнах, обеспечивающих освещение капеллы, необыкновенно живописны и содержат элементы религиозной символики и мифологии. Многочисленные колонны, поддерживающие своды зала, гармонично сочетаются с другими элементами собора.

Однако, строение, которое сегодня видят туристы, имеет некоторые отличия от своего предшественника, построенного с определенной целью.

В настоящее время оно представляет собой необыкновенно интересный комплекс церковных построек, прошедший через множество этапов строительства.

В соборе, по древним преданиям, кроме останков Карла Великого, хранятся вещи, представляющие особую ценность для святыни: платье, когда-то принадлежавшее Святой Марии, мощи великомученика Христа и платок, на котором лежала отсеченная голова Святого Иоанна.

История Аахенского собора

Строительство Аахенского собора началось в далеком 796-ом году по велению Карла Великого, который был коронован папой Римским, Львом III.

Изначально императором было задумано использование собора в качестве склепа после его кончины.

Поскольку религия имела приоритетное значение в жизни людей того времени, каждый человек задумывался о духовной чистоте и жизни после смерти. Мощи Карла Великого покоятся в данном соборе.

Архитектор Эйнхард продумал каждую мельчайшую деталь будущего собора прежде чем приступить к его строительству. Статуи апостолов и великомучеников были установлены как символика праведности и благочестия.

Их одухотворенные образы призывают к вере и смирению. В архитектуре собора преобладает византийское направление стиля. Для каждого хора характерен готический тип исполнения.

В целом собор несет в себе сочетание строгости, величия и духовности.

Люстру, по своей форме напоминающую огромную корону, свисающую с потолка залы, изготавливали в течение целых десяти лет для Карла Великого. Некоторые дополнительные постройки имеют более позднее происхождение.

Первоначально капелла, построенная под руководством Эйнхарда для Карла Великого, имела определенные готические черты и предназначалась для личного пользования императором.

Она была освящена в 805-ом году, после чего стала считаться настоящей святыней.

В 814- ом году Карл Великий умер. Императора решили увековечить, положив его мощи в мраморный гроб, а его череп поместили в основание золотого бюста, отображающего его облик. Со временем архитектура собора претерпела немало перемен. С девятого века он

получил статус государственного. Его дизайн был пересмотрен властями и дополнен новыми постройками и орнаментами. К основанию капеллы пристроили хор, исполненный в стиле готики. Необычной формы новый купол освежил внешний вид строения. Традиция, закрепленная Карлом Великим, нашла свое продолжение в последующие столетия. Центральная тронная зала являлась местом коронации многих монархов.

Мастера, создающие на потолке капеллы при помощи мозаики удивительные образы, очень точно сумели подчеркнуть духовное начало и строгое величие, присущее для залы, предназначаемой для коронованной особы.

Однако, последующий император Фридрих Барбаросс решил внести свою лепту в общий стиль капеллы и распорядился, чтобы к потолку прикрепили крупное увесистое паникадило.

В результате такой оплошности и необдуманности решения красочная мозаика, облагораживающая потолок капеллы, была практически полностью уничтожена. До наших дней дошли только остатки мозаики, выложенной в более поздние периоды преображения собора.

Значение религии в истории Германии

Если обратить внимание на количество достопримечательностей, большую часть которых представляют церковные сооружения, можно сделать определенные выводы по поводу неоспоримой великой значимости религии во все эпохи становления Германии. Религии выделяют важное место с незапамятных времен. Она является частью культуры народа. Особенно ярко выражены черты религиозного течения в прошлые столетия.

https://www.youtube.com/watch?v=w1TdBSpE4f4

В Германии преобладало несколько религиозных течений, ставших со временем противоборствующими силами. Католическая церковь пыталась выместить протестантское религиозное направление (или лютеранское). Со временем борьба между враждующими сторонами приобрела более ожесточенный характер. Лютеранская церковь имела смежное течение – евангелистское, с которым впоследствии объединилась.

В настоящее время нельзя однозначно ответить на вопрос, является ли современное население Германии религиозным, соблюдающим принятые ранее каноны религии, поскольку неоднородность религиозных направлений и отношения к религии не воссоздает общей картины.

На территории Германии, кроме коренного населения, проживают эмигранты из Восточных стран, что определяет мусульманское направление, которое поддерживает не более, чем 1,7% населения. Около 64% населения страны являются христианами. Кроме католической и христианской церквей, так же имеют место и менее распространенные религиозные общины, укоренившиеся в стране с некоторого времени.

Со временем значение религии утратило свою первостепенность. Немалое число жителей Германии признаются в своих атеистических предубеждениях. Только 14% населения Восточной части Германии являются верующими, на Западе страны число таковых значительно выше – 34%.

Аахен – город исторического наследия

Само название собора – Аахенский свидетельствует о его месторасположении. Легендарный собор расположен в центре немецкого города Аахен. Этот город имеет богатую историю, в его строениях запечатлелись общепринятые стили прошлых эпох, веяния моды и влияние религиозных течений.

Аахен занимает свое законное место на Западе страны. Этот город привлекает внимание приезжих из многих стран мира. Наиболее популярен для туристов и паломников Аахенский собор с его святынями. Он уникален как с точки зрения культурного наследия, так и в качестве святого места, наиболее пригодного для паломничества.

С тринадцатого столетия в Аахене узаконили религиозный праздник, который отмечали один раз в семь лет. Он был связан с почитанием святынь, хранящихся в Аахенском соборе и в церкви Святого Корнилия.

Со всех уголков земного шара съезжались верующие, чтобы почтить память Христа и Девы Марии.

Как свидетельствуют историки, наследник Карла Великого передал в распоряжение церкви Святого Корнилия ритуальные вещи – саван, в котором хоронили Христа, и его полотенце.

Аахен сохранил наиболее ценные культурные сокровищницы, благодаря чему современные люди имеют возможность увидеть их собственными глазами, а не только узнать из исторических книг. Паломничество популярно в этом городе и поныне. Благодаря минеральным источникам и строгой красоте величественных святынь Аахен известен миру как одно из наиболее интересных мест для туризма.

Добраться до Аахена можно из аэропорта города Дрюссельдорфа менее, чем за полтора часа. Электропоезда, доставляющие в Аахен, ходят с периодичностью – каждые полчаса. При этом можно выбрать наиболее оптимальное время для выезда. В случае, если электропоезд покидает вокзал Дрюссельдорфа в 18.22, то около 19.45 он будет на месте назначения.

Источник: http://warps.ru/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0/%D0%90%D0%B0%D1%85%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80.html

Как добраться до Ахенского собора в Германии

Соборы Германии: Ахенский собор

Расположенный в одноименном городе на границе Германии, Бельгии и Нидерландов Ахенский собор является величественным памятником истории, привлекающим огромное количество туристов.

Под его сводами короновались правители Священной Римской империи, восходили на престол немецкие правители. Стены храмового комплекса несут на себе отпечаток тысячелетней истории.

Здание подвергалось разрушениям, не раз достраивалось и реставрировалось, но, несмотря на это, Ахенский собор в наши дни сохранил первозванное внутреннее убранство.

Как строился собор

Идея построить кафедральный собор принадлежит Карлу Великому. Получив корону императора после падения Византии и ее столицы Константинополя, он задумал создать новую империю.

А величественный собор должен был стать манифестом его политики в камне. Карл хотел, чтобы собор сочетал в себе элементы зодчества Восточной и Западной Римской империи, стилистические формы византийской и античной культуры.

Его фундамент был заложен в 795 году, когда Европа только вступала в эпоху раннего средневековья.

Строительство центральной части собора продолжалось в течение восьми лет. Она представляла собой восьмиугольник Каролингов, позаимствованный из византийских архитектурных традиций. После смерти Карла Великого это здание превратили в капеллу-усыпальницу императора. Позднее появились многочисленные пристройки к собору, выполненные в готическом стиле.

Со временем Ахен перестал быть интеллектуальным центром империи, тем не менее интерес паломников к собору только усилился.

С XIV века город принимает всех желающих взглянуть на собор, который неофициально называют имперским:на протяжении шестисот лет в Ахенском соборе было короновано 35 германских королей и 14 королев.

Он стал первым немецким объектом, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Могила императора Карла Великого

Трехъярусная капелла, построенная рядом со дворцом императора, получила название Октагон. Ее высота составляла 31 метр, диаметр купола – примерно 32 метра.

Именно она сохранилась в первозданном виде, тогда как другие постройки и хоры претерпели изменения – их разобрали и возвели заново в готической стилистике.

Войти внутрь можно было через величественные бронзовые врата с позолотой, каждая створка которых весила около двух тонн и была отлита за один раз как единое целое.

В центре капеллы лежит камень с надписью Carolo Magno (Карл Большой). Император Карл был похоронен здесь в день смерти – 18 января 814 года. Его могилу несколько раз вскрывали.

Согласно летописи монастыря Новалезе, составленной в 1048 году, первый раз склеп Карла вскрыл император Оттон Третий в 1000 году. Когда правитель вошел в подземную крипту, он был поражен – тело Carolo Magno практически не истлело и отлично сохранилось: император сидел на троне в золотой короне со скипетром в руках. После этого вход в подземную камеру был снова замурован.

Во второй раз могила императора была раскрыта в 1165 году Фридрихом Первым Барбароссой во время канонизации Карла Великого.

Фридрих велел переложить останки короля франков в украшенный драгоценностями мраморный ящик.

В нем они хранились менее ста лет – в 1215 году Фридрих Второй приказал мастерам изготовить драгоценный гроб художественной работы. В нем останки императора покоились на алтаре хора до XVIII века.

После этого тело еще несколько раз было эксгумировано (с исследовательскими целями), но в итоге возвращено в саркофаг, который сейчас находится в сокровищнице собора. В 2010 году ученые подтвердили, что останки действительно принадлежат Карлу.

Символы императорской власти, найденные в гробу, перевезли в Вену в 1798 году, а мраморный стул, на котором, согласно легенде, сидел император, украсили золотом. Несколько веков он служил троном действующим императорам, а теперь стоит под куполом восьмиугольного зала.

Реликвии Ахенского храма

Ахенский императорский собор знаменит многими реликвиями. Некоторые из них были вывезены в Париж в 1794 году, когда французы заняли город, а позже возвращены в Ахен.

Каждые семь лет верующие могут увидеть исподнее платье Девы Марии из желтовато-белого полотна – ткани, в которую пеленали младенца Христа, а также пояс Христа, который был на нем во время распятия.

Кроме того, в храме хранится покрывало, в которое была завернута голова Иоанна Крестителя. Установить историческую достоверность реликвий в наши дни уже невозможно, но все эти предметы обладают большой ценностью для паломников.

В сокровищнице Имперского собора в Германии также хранится серебряный бюст Карла Великого (он был выполнен с использованием части черепа императора), Каролингское Евангелие, датированное IX веком, крест с печатью Лотаря Второго и другие ценности.

Церковь в Ахене знаменита и своими легендами. Говорят, что во времена Карла Великого, истратившего много средств на военные походы, закончились деньги на строительство Октагона. Помочь жителям Ахена согласился только дьявол, причем с условием – за душу первого вошедшего в храм священника.

Однако когда строительство было завершено, хитрые ахенцы запустили в здание волчицу. Дьявол понял, что его обманули, сильно разозлился и так хлопнул дверью, что она треснула. Эту самую трещину каждый турист может увидеть своими глазами, а еще и след от пальца, который дьявол якобы прищемил.

Внутри здания сохранилась статуя черной волчицы – в ней даже есть отверстие, через которое, согласно преданию, сатана забрал у животного душу.

Как добраться до Ахена

Ахен (Aachen) находится в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. На карте этот регион вы найдете в северо-западной части Германии, недалеко от границы с Бельгией и Нидерландами. Добраться до Ахена проще всего железнодорожным транспортом – поездами типа Thalys, соединяющих между собой все столицы и крупные города Европы.

Например, поезд, курсирующий по маршруту Париж – Кельн, останавливается в Ахене каждые три часа. Из Брюсселя поезд доезжает до города за час, из Кельна – за 36 минут, из Парижа – за 2 часа 45 минут.

Из некоторых немецких городов в Ахен курсируют поезда Deutsche Bahn. Воспользоваться ими могут туристы, прилетевшие в Эссен, Дейсбург или Дюссельдорф. К слову, именно в Дюссельдорфе расположен ближайший к Ахену аэропорт.

От главного железнодорожного вокзала Ахена до собора можно дойти пешком за 15-20 минут.

Ахенский собор открыт ежедневно. С апреля по октябрь он работает с семи утра до семи часов вечера, в остальное время – до шести.

Вход бесплатный, разрешено фотографировать. Любой турист может заказать экскурсионную программу на немецком или английском языке – она стоит 4 евро для взрослых и 3 евро для детей. Больше можно узнать на официальном сайте собора.

В заключение

Ахенский собор, учитывая его возраст и потрясающую архитектуру, безусловно, является одним из выдающихся памятников культуры, хранящих память о нескольких поколениях немецких правителей. Сегодня окунуться в атмосферу величия прошлого может любой желающий.

Внутри Ахенского собора вы увидите легендарный реликварий, витражи, галереи мозаик, многочисленные скульптуры – все то, что по праву позволяет причислить храм к церковным сокровищницам Европы.

Также сюда входят Берлинский собор, Императорский собор во Франкфурте, Ульмский собор.

Аахенский собор. Германия. Часть 1:

Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/akhenskii-sobor.html

Имперский собор в Аахене: Усыпальница Карла Великого

Соборы Германии: Ахенский собор

На стыке трех государств, Германии, Бельгии и Нидерландов, в древнем городе Аахен находится Ахенский (Аахенский) или Имперский собор (Kaiserdom) – старейший средневековый собор Европы, где в течение 600 лет было короновано 35 германских королей и 14 королев. Имперский собор в Аахене стал первым объектом Германии, занесенным в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как «шедевр архитектуры Каролингов«.

Ахенский собор, история строительства

В 768 году правителем объединенного Франкского государства стал Карл Великий.

За время долгого и блестящего правления ему удалось объединить под своим скипетром почти все христианские народы Европы, и папа римский Лев III короновал его в качестве первого императора Священной Римской империи.

С правлением Карла Великого связано оживление культурной жизни в Европе. В это время во многих городах началось крупное строительство.

Карл Великий питал особенную слабость к своему родовому поместью – пфальцу – в германском городке Аахене. Это поместье принадлежало еще его отцу, королю франков Пипину Короткому.

Опираясь на небольшой кружок архитекторов, художников и просто образованных людей, сложившийся при его дворе, Карл Великий развернул в Аахене обширное строительство, которое призвано было наглядно продемонстрировать могущество Священной Римской империи.

Карл Великий намеревался устроить в своей аахенской резиденции «новый Рим».

Через пять лет после коронации Карла, в 805 году, была освящена Дворцовая капелла в Аахене, строительство которой началось в 798 году. В свое время она считалась одним из прекраснейших зданий Европы.

Строителем капеллы хроники называют зодчего Одо из Меца. Однако вполне очевидно, что зодчим руководил мастер Эйнхард – блестящий знаток античного искусства, советник и личный биограф Карла Великого.

С IX века Аахенская капелла становится храмом общегосударственного значения. Здесь с 936 по 1531 год короновались все германские императоры. Такое повышение статуса не замедлило сказаться на внешнем облике храма: он начал интенсивно обстраиваться и разрастаться.

К западной стороне была пристроена высокая, очень изящная и одновременно монументальная башня, а первоначальная шатровая крыша капеллы заменена высоким ребристым куполом диаметром 14 м, увенчанным фонарем.

Позднее, в XIV веке, к восьмиугольному объему капеллы был пристроен обширный готический хор, укрепленный мощными контрфорсами. Подобно другим церквям средневековой Европы, вокруг хора выросло множество небольших капелл-часовен. Так постепенно сложился нынешний облик Аахенского собора.

Архитектура и реликвии Ахенского собора

Несмотря на позднейшие перестройки, капелла в основном сохранила свой первоначальный облик. Здание представляет собой шестнадцатигранник, в который вписан восьмиугольный в плане внутренний зал. Капелла отличается массивными сводами, ее потолок украшают многочисленные мозаики.

Винтовые лестницы, проложенные в толще стен капеллы, ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений находились император и его приближенные. При Карле Великом в Аахенскую капеллу были перевезены мраморные колонны и облицовочные материалы из разрушенного дворца готского короля Теодориха в Равенне.

Также, еще при жизни Карла в капелле были собраны важнейшие христианские реликвии, до сих пор хранящиеся в Имперском соборе Ахена: покров Пресвятой Девы, пеленки младенца Иисуса, набедренная повязка Христа на кресте и ткань, на которой лежала голова Иоанна Крестителя после его казни. В средние века эти реликвии привлекали полчища паломников из Германии, Австрии, Франции, Англии, Ирландии, Швейцарии и других стран. Начиная с XIV века четыре «Великие Реликвии» стали выставлять на показ только один раз в семь лет.

В Аахенской капелле впервые в европейском зодчестве выражена идея государственности, суровой власти силы. Этот храм задумывался и строился как личная часовня императора: здесь находился тронный зал, здесь хранились важнейшие государственные и церковные реликвии. Здесь же в 814 году был похоронен Карл Великий. Мраморную усыпальницу с его останками можно увидеть и сегодня.

В 1000 году император Отто III велел открыть склеп. Говорят, тело Карла было найдено в замечательной сохранности, сидящим на мраморном троне. Большая фреска представляющая этот эпизод нарисована на стене большой комнаты в ратуше.

По заказу короля Франции Людовика XI в 1481 году построены отдельные реликварии для отображения костей правой руки Карла Великого, которого почитали как прародителя французских королей.

Череп императора был вмонтирован в золотой бюст Карла Великого, который хранится в сокровищнице нынешнего Аахенского собора.

Интерьер древней капеллы Карла Великого, ныне являющейся центральной частью Аахенского собора, напоминает собой церковь Сан-Витале в Равенне (Италия). Купол и стены покрывают мозаики, выполненные на золотом фоне, тусклый свет золота наполняет собой сумрачное пространство капеллы, свет в которую попадает через невысокие полукруглые окна, расположенные под самым куполом.

В 1180-е годы, при императоре Фридрихе Барбароссе, к потолку капеллы подвесили большое паникадило, разрушив при этом часть мозаик. Существующие мозаики купола в основном относятся уже к 1870-м годам.

После полумрака капеллы хор собора поражает обилием света. Тринадцать огромных стрельчатых окон высотой в 25 м заливают пространство всеми цветами радуги: в окна вставлены многоцветные витражи. Существующие витражи поздние, они относятся уже к ХХ веку.

Хор Аахенского собора украшают знаменитый Золотой алтарь и бронзовая, щедро позолоченная и инкрустированная слоновой костью кафедра – дар императора Генриха III. Бронзовые двери главного портала, известные под названием «Волчьи ворота», изготовлены около 800 года. Ручки дверей отлиты в виде львиных голов.

Скульптурное убранство собора небогато, в нем особенно выделяются скульптуры апостолов и статуя Мадонны. Здесь же находится беломраморный «трон Карла Великого», использовавшийся во время коронации германских императоров.

реликвия собора – дароносица-реликварий Богоматери. Каждые семь лет в Аахене устраиваются особые торжества, посвященные этой реликвии.

В 1978 году Имперский собор одним из первых 12 объектов мира был занесен в список ЮНЕСКО. Сегодня действующий собор в Аахене относится к наиболее важным церковным сокровищницам Европы и, как кафедральный собор в Кельне, собор Парижской Богоматери во Франции, или собор Святого Иакова и Севильский собор в Испании, привлекает толпы паломников.

Германия, карта расположения Ахенского собора

Источник: http://tourpedia.ru/kaiserdom/

Ахенский собор

Соборы Германии: Ахенский собор

Хотите знать, где короновали императоров Римской империи в начале нашей эпохи? Ответ вас очень удивит… Имперские знаки величия будущим властелинам государств вручали в…

Германии! Роль священного места коронации исполнял Ахенский или Имперский собор (нем. Aachener Dom, Kaiserdom, Aachener Münster).

В современное время храм выполняет функции кафедрального собора епархии немецкого города Аахена.

История

Начало строительству собора в Ахене было положено самим Карлом Великим, первым европейским императором, получившим имперскую корону после падения Византии и ее столицы Константинополя(нынешний Стамбул). В знак утверждения своей безграничной власти Карл решил отстроить дворцовую церковь и первый камень в ее фундамент заложили в далеком 795 году, в эпоху раннего средневековья.

Поскольку строительство собора требовало немалых денег, а Карл практически все финансовые средства тратил на многочисленные военные походы, имперской казны для окончания столь грандиозного проекта катастрофически не хватало. Поэтому, согласно легенде, пришлось пойти на сделку с самим дьяволом, чтобы поправить финансовое состояние строящегося объекта.

Но дьявол захотел в обмен на деньги душу первого посетителя церкви. На том и договорились. Однако, предприимчивые ахенцы решили перехитрить демона и подсунули ему вместо человека волка…

В коллекции Ахенского собора хранится статуя волка с отверстием на груди, из которого дьявол попытался вынуть душу… Когда дело было сделано и князь тьмы обнаружил, что его обманули, в сердцах он улетел прочь, не забыв превратить душу волка в бронзовый конус. Но в спешке оставляя собор, он захлопнул за собой дверь с такой силой, что прищемил себе большой палец, который там так и остался…

На одной их входных дверей в храм и сегодня можно созерцать следы дьявола — его большой палец- так собор в Ахене начал выполнение своей миссии.

Как оказалось впоследствии, в ходе реализации задуманного проекта Карл Великий и его епископы хотели воплотить в Ахене образ Небесного Иерусалима. Глядя на фотографии, понимаешь, что это им удалось.

Дворцовая Императорская Капелла

За восемь лет с момента начала строительства центральную часть современного Ахенского собора успешно завершили.

Она имела все черты византийской архитектуры — по форме была создана в виде восьмиугольника, ее высота составила 31 метр, диаметр — примерно 32 метра. Так называемый Каролингов восьмиугольник стал центральным зданием Ахенского собора — нем.

Pfalzkapelle , символом устремлений правителей династии Каролингов стать преемниками великих римских императоров, символом единства царской власти и церкви.

Со временем к нему добавились и остальные архитектурные дополнения, в том числе в восточной части — готические хоры и многие часовни.

После смерти Карла великого собор в Ахене утратил свою ценность как интеллектуальный центр Франкской империи. В дальнейшем он служил местом коллегиального принятия решений(936-1531) и коронаций романо-германских королей.

С XIV века Аахен стал ежегодно принимать паломников. В начале XIX -го века в соборе Аахена временно разместился епископат и лишь с 1930 года Ахенский собор стал Кафедральным собором. В 1978 году ЮНЕСКО внесла Ахенский собор в свой список Всемирного наследия.

Самой ценной частью собора считается все тот же Каролингов восьмиугольник — самая древняя постройка, дворцовая императорская капелла-усыпальница (796 — 806 г.г. ) Карла Великого.

Святые реликвии Ахенского собора

  • Исподнее платье Девы Марии из желтовато-белого полотна
  • Пелены Младенца Христа
  • Пояс, который носил Христос в день распятия
  • Покрывало, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель

К тому же, Дева Мария, Матерь Божья является покровительницей собора.

В наше время собор собирает не только на богослужения. В Аахенском храме регулярно проходят концерты, в апреле и октябре здесь каждый год выступает симфонический оркестр Аахена.

Сюда приходят, чтобы послушать прекраснейшее пение старейшего в Германии хора мальчиков, первые участники в котором появились примерно 1200 лет назад, в момент создания хоровой школы для дворцовой церкви императора Карла.

Время богослужений

  • Понедельник-пятница — 7.00, 10.00
  • Суббота — 7.00, 8.00, 10.00, 11.15
  • Воскресенье — 7.00, 8.00, 10.00, 11.30

Время для экскурсий

  • Понедельник-суббота, 11.00-18.00

Источник: http://fellowtraveler.ru/germanija/ahenskij-sobor

Ахенский собор в Германии: история, описание, фото

Соборы Германии: Ахенский собор

Ахенский собор — это величайший памятник архитектуры средневековой Европы. Сегодня он является одной из самых известных старинных достопримечательностей Германии, в стенах которой хранятся великолепные произведения декоративно-прикладного искусства и христианские реликвии.

Описание

Архитектурным ядром здания является дворцовая императорская капелла, построенная в 796 году в византийском стиле Одоном Мецским. Согласно канонам возведения храмов, принятым у восточных христиан, сооружение имеет высоту 31 м, а в разрезе — 32 м.

Собор представляет собой 8-гранный купол, который окружен 16-гранной галереей в 2 этажа. Его поддерживают 8 столбов. При этом в 8 арках верхнего обхода находятся двойные колонны, не являющиеся несущими и выполняющие чисто декоративную функцию.

В 1353-1414 годах собор, фото которого не передают всего масштаба этого сооружения, был украшен хорами в готическом стиле.

Предыстория

Когда Карл Великий перенес свою столицу в Ахен, он решил превратить ее в третий Рим. Для этого городу нужно было обрести значимые христианские святыни. Эта задача облегчалась тем, что его дочь была помолвлена с византийским императором Константином Пятым.

Некоторые исследователи считают, что именно в этот период часть святынь, которые сегодня привлекают в Ахен тысячи паломников со всех уголков мира, и оказалась в городе. Позже помолвка была расстроена, а еще через несколько лет Карл Великий посватался теперь уже к самой Ирине.

Императрица ответила ему отказом, однако, чтобы подсластить пилюлю, передала ему остальные реликвии.

Основание

Ахенский собор начал строиться около 800 года по приказу Карла Великого для хранения реликвий, прибывших в качестве подарков от императрицы Ирины. Для возведения этого сооружения, которое по замыслу императора должно было стать самым крупным и роскошным на тот момент в мире, были приглашены специалисты из Рима и Византии.

Спустя 5 лет Ахенский собор был освящен папой Львом Третьим, а в 814 году в его дворцовой капелле погребли тело Карла Великого.

Carolo Magno

Эти слова начертаны на камне, который находится в самом центре капеллы, и обозначают место, где изначально размещалась могила Карла Великого.

В 1000 году гроб монарха был раскрыт по приказу императора Оттона Третьего.

В одной средневековой летописи, найденной в монастыре в Новалезе и относящейся к 1048 году, есть запись о том, что труп Карла Великого предстал перед глазами тех, кто присутствовал на эксгумации останков, прекрасно сохранившимся. Как свидетельствует этот документ, император был одет в белые праздничные одежды и сидел в кресле со скипетром в руках и с короной на голове.

В 1165 году могилу вновь вскрыли по приказу Фридриха Первого Барбароссы, который собирался канонизировать Карла Великого. Тогда нетленные останки были ненадолго выставлены для всеобщего обозрения и стали объектом религиозного поклонения. Затем император велел переложить их в богато украшенный ящик, а в 1215 году его преемник Фридрих Второй велел заключить их в другой драгоценный гроб.

В этом последнем богато декорированном саркофаге останки Карла Великого до конца 18 века покоились на алтаре хора храма. Затем было принято решение перенести гроб в ризницу. При этом знаки верховной власти, находившиеся в саркофаге, в 1798 году отправили в Вену в качестве важнейших государственных реликвий.

Что касается белого мраморного стула, на котором будто бы давно умерший Карл Великий (император) был найден сидящим, то позже его обложили золотом, и сегодня он выставлен на всеобщее обозрение. Известно, что до 1531 года он использовался в качестве трона. Именно на нем восседали императоры после церемонии коронования.

Реликвии имперского храма

Ахенский собор стал последним пристанищем не только для Карла Великого. В 1002 году в соборе был погребен и Оттон Третий.

Кроме останков монархов в ризнице храма хранятся такие важные реликвии, как исподнее платье Девы Марии, выполненное из желтовато-белого полотна, и ткань, в которую был завернут сразу после рождения в Вифлиеме Младенец Христос. Последний кусок ткани очень напоминает часть мужской одежды, поэтому считается, что, скорее всего, его изготовили из рукава рубахи св. Иосифа.

Собор Ахена является местом хранения и плата, которым было обернуто блюдо с усеченной главой св. Иоанна Предтечи, а четвертая реликвия храма — это кусок материи, являющейся частью ткани, опоясавшей чресла Христа во время жестокой казни через распятие.

Подтверждений того, что они являются подлинными, нет, однако, как уже было упомянуто выше, известно, что их повелел привезти с Востока Карл Великий (император).

В 19 веке был введен обычай, согласно которому реликвии показывались каждые 7 лет в середине лета.

Кроме того, в ризнице Ахенского храма и по сей день хранятся сосуды искусной работы и несколько малоизвестных католических святынь.

Там же находится священный бюст Карла Великого со встроенным в него фрагментом черепа императора и редчайшее каролингское Евангелие 9 века, а также крест с печатью Лотаря Второго, который относится к началу 11 века.

Переделка и реставрационные работы

Ахенский собор в Германии в течение своей десятивековой истории неоднократно подвергался различным переделкам. При этом далеко не всегда они способствовали его украшению. В частности, к середине 19 века мозаика, некогда покрывавшая своды купола храма, была практически уничтожена.

Для ее восстановления в конце 19 века «Общество Карла Великого», действующее с 1849 года, поставило себе задачу реставрировать собор как с внешней, так и с внутренней сторон. Этой цели удалось достичь, благодаря щедрым пожертвованиям, сделанным Фридрихом Шестым и Вильгельмом Первым.

В ходе масштабных работ восьмиугольники вновь украсились старинными мраморными колоннами, похищенными французами в 1794 году и возвращенными в Германию, согласно Парижскому мирному договору. Также был восстановлен внешний вид 14 статуй внутри хора.

К 1881 году была закончена реставрация старинной мозаики на куполе Ахенского собора, а также восстановлен давно утерянный алтарь, перед которым между 813 и 1531 годом были помазаны на царство 35 германских королей и более дюжины королев.

Легенды Ахенского собора

Имперский собор за свою тысячелетнюю историю оброс легендами.

Например, сохранилось предание о том, что деньги на строительство собора жители Ахена заняли у самого дьявола, обещав, что он получит душу первого, вошедшего в здание после того, как оно будет достроено.

По этой легенде горожане обхитрили Сатану, запустив первым в собор волка. Жадный дьявол тотчас же вцепился в жертву и заметил подвох только после того, как все уже было завершено.

Массовые паломничества

Кафедральный собор епархии Аахена каждые несколько лет становится объектом паломничества.

Известно, что в Средние века наплыв желающих увидеть его реликвии был настолько большим, что верующие заполнили не только площадь и все балконы прилегающих зданий, но и расположились на их крышах.

В результате город Ахен стал свидетелем страшной трагедии, так как произошло обрушение, ставшее причиной множества человеческих жертв.

Тысячи паломников посещают Ахенский собор и сегодня. Особенно велик наплыв верующих, когда демонстрируют реликвии храма. Последнее такое событие произошло в 2014 году.

Для выноса и выставления на показ святынь, хранящихся в сокровищнице собора, была построена специальная сцена. На ней с 20 по 29 июня проводились мессы.

Для участия в этих религиозных обрядах в город Ахен съехались представители евангелической, экуменической и греко-ортодоксальной христианских конфессий.

Теперь вы знаете, чем известен имперский собор Ахена. Храм может гордиться своей богатой историей. Этот собор, фото которого представлены в статье, является настоящим чудом мировой архитектуры, и его обязательно стоит увидеть хотя бы для того, чтобы восхититься талантом средневековых архитекторов и строителей.

Источник: https://FB.ru/article/273591/ahenskiy-sobor-v-germanii-istoriya-opisanie-foto

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: