Священный брак

Таинство Брака в православии

Священный брак

Для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в том случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое целомудрие, великую скромность.

Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства.

Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение. (Святитель Иоанн Златоуст).

Жена дана мужу в помощь, чтобы муж с ее утешением мог переносить все, случающееся с ним в жизни.

И если жена будет кроткая и украшена добродетелями, то не только своим сообществом доставит мужу утешение, но и во всем вообще окажет ему великую пользу, все для него облегчая, во всем помогая, не оставляя его в тяжких испытаниях, как внешних (вне дома), так и тех, которые ежедневно случаются в доме; но, как искусный кормчий, она своим благоразумием утишит в нем всякую душевную бурю и своим сожитием доставит ему утешение. Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечалить, ничто не может нарушить их мирного счастья (Святитель Иоанн Златоуст).

Брак есть дар Божий, освящаемый благословением Церкви. Самым первым делом Творца после создания мужа и жены было благословение им «плодиться и размножаться», так произошло благословение брачного сожития и чадородия для того, чтобы члены семьи были одновременно и членами Церкви Христовой.

Господь Исус Христос не только подтвердил изначальное благословение брака, но и восстановил в первоначальной силе закон о нем. Вопреки Моисееву закону, все же дозволяющему расторжение брака, Христос решительно воспрещает развод.

А на вопрос фарисеев «По всякой ли причине позволительно разводиться с женой?» он указал на первоначальный закон единства и нерасторжимости брака, установленный первой брачной чете Адаму и Евве, и прибавил:

Еже Бог сочета, человек да не разлучает.

В Евангелии от Луки (зач. 102) говорится, что брак перестанет существовать лишь тогда, когда не будет смерти. В толковании же этого Евангелия сказано:

Сынове века сего иже в мире сем раждающе и раждаеми женятся и посягают. Века же онаго сынове ни что же таковаго имети будут, ни умерети могут лишены брака тамо. Зде бо понеже смерть брака ради. Брак же смерти ради, тамо смерти упражнение. Что треба браку? Брак бо помощь смертну и исполнение недостатку.

В житии святителя Николы Чудотворца имеется описание чуда о трех девах: обнищавший муж, отец трех дочерей, захотел отдать их в позорное и беззаконное блудилище, чтобы облегчить таким образом нищету в семье.

Чтобы предотвратить эти намерения, святитель Никола трижды тайно являлся в его дом с узлами золота и своей помощью способствовал тому, что все три девицы сочетались законным браком. Из этого видно, что святитель Никола признавал необходимость брачного союза, как Таинство Брака, освящаемое Церковью.

Событие это происходило в IV столетии, когда обряда венчания еще не было, а браки совершались лишь родительским благословением при свидетелях (Кн. Кормчая, лист 500).

Свадьба на Руси

В Ветхом Завете брак почитался даже выше девства, а блудодеи и прелюбодеи убивались камнями (Библия, кн. Левит, гл. 20 и кн. Второзакония, гл. 22). Пророк Иеремия также не гнушался брака и советовал израильтянам вступать в таковой, а когда совершался брак Товии, сына Товита, то в его дом прибыл бесплотный слуга Господа Архангел Рафаил. (Кн. Товита, 1-14 гл.)

В Евангелии от Иоанна (зач. 6) описывается совершение брака в Кане Галилейской, на который зван был Сам Исус Христос и Пресвятая Богородица.

Христос почтил этот свадебный пир своим присутствием и восполнил недостаток вина чудесным превращением простой воды в лучшее вино.

Первое чудо, описанное в Евангелии, является подтверждением того, что сам Спаситель этот брак, совершенный на дому, благословил.

Брак в Кане Галилейской. Чудо о претворении воды в вино (Ин. 2, 1-11). Фрагмент «Маэста» Дуччо, 1308 — 1311 гг.

Как складывался чин церковного венчания 

В первом столетии по Рожестве Христовом, в апостольские времена, христиане не имели узаконеннаго венчальнаго священнословия; браки совершались на дому, с троекратным благословением, так как храмов тогда еще не существовало.

Среди апостолов существовали разные позиции в отношении браков. Так, апостол Павел говорил о христианстве, как о религии непорочной, безгреховной, аскетической. Петр же призывал к ранним бракам и к включению в брак всех.

Жизнь в браке должна быть целомудренна. Главный же источник целомудрия — это Церковь. В послании к Ефесяном апостол Павел возвышает христианский брак до значения союза Христа с Церковью, как главы с телом. Этот союз есть таинственный, ибо непостижимый:

Тайна сия великая; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5; 31-32).

«Сей закон Божий, сочетающий мужа и жену, установленный для распространения рода человеческого и для ограничения похоти», — так описывают ранние христианские богословы причины брака.

…Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7, 2).

Таким образом, в брак нужно вступать, чтобы вести жизнь целомудренную. Святитель Иоанн Златоуст советует родителям для сохранения целомудрия своих сыновей женить их раньше, а для предупреждения любодеяния необходимо соединить сына брачным союзом с женой целомудренной и разумной, которая удержит мужа от безрассудного образа жизни.

Церковь выступает однозначно против гражданских браков — сожительство без церковного благословения считается величайшим грехом.

В толковании святителя Иоанна Златоустаго на Первое послание к Тимофею апостола Павла говорится:

Сего ради венцы на главах налагаются, образование победы, яко непобедимы быша, тако приходят к ложу непреодоленни быша от сласти. Аще ли же уловлен быв от сласти, блудницам себе издаде, чесо ради прочее и венец имать на главе побежден сыи. Сих их научаем, сим наказуем, сими устрашаем, запрещаем, овогда убо се, овогда же оно творящее.

О значении брака в человеческой жизни апостол Павел говорит в своих посланиях:

Лучше женится, нежели разжизатися (зач. 136). Аще оженишися не согрешил еси и аще посягнет дева не согрешила есть (зач. 138). Аще и ангел благовестит Вам паче же благовестихом — анафема да будет (зач. 199).

В книге Ефрема Сирина (слово первое) сказано:

Нигде же бо писано есть, да не поймеши жены, да не творити детей. Еретицы гнушались брака и на покаяние согрешающих не принимали, оне назывались чисти (Кн. Кормчая, I-го Собора, пр. 8-ое).

Согласно же апостольских правил: бракобор духовником не может быть (прав. 51 Апостольское); грешащих на покаяние следует принимать (пр. 52 Апостольское).

Двоеженец или наложницу имый, духовником не может быть (прав. 17 св. Апост.); поповства ради жену не отпускать, т. е. духовнику нельзя разлучаться с законной женой (пр. 5 св.

Апостол); блудный поп — да не будет (Кн. Номаканон пр. 181, 182 и 183).

Апостол Павел, в учении Христа о нерасторжимости браков (1 Кор. 7, 10), поддерживает запрет межрелигиозных браков, но если кто-нибудь из супругов принял христианство, муж или жена, то они могут спасти друг друга. Расторжение такого брака возможно только по просьбе не христианской стороны  (1 Кор. 7; 12-16).

Император Алексей Комнин (1081–1118 гг.

) впервые издал постановление о церковном венчании браков и среди рабов-христиан, которым до сих пор в этом отказывали, так как не признавали равенство господ и рабов перед лицом одной христианской веры.

Такое же явление было характерно и для первых лет принятия христианства на Руси, когда церковный брак охватывал знатных людей, а низшее сословие оставалось жить без венчания.

Предшествующая венчанию стадия была связана с обручением, которое в раннем христианстве совершалось за несколько лет до брака, и при жизни жениха никто не мог жениться на этой невесте.

Святость христианского венчания и брака соединялась с причащением Святых Тайн. Венчание совершалось во время Литургии или сразу после нее.

Таинство венчания. Фото взято из открытой группы соцсети

За нарушение супружеской верности Церковь отлучала от Причащения Святых Тайн на срок от 7 до 15 лет. Посвящать в священные степени мужчин-двоеженцев также запрещалось.

 Им же запрещалось Причащение Святых Таин на 1 год, троеженцу — на 3 года в наказание за недостаток терпения, самообладания и преданности воли Божьей.

Во время венчания таким парам читали молитвы о прощении им греха плотской немощи, которая побудила их вступить в новый брак, так как Церковь смотрела на третий брак лучше, чем на распутство.

С.С. Кузин. «Венчание. К свету Божьему»

Святость брачного союза оскорбляется не только супружеской неверностью, но и другими грехами: раздорами, обидами, что в конечном итоге приводит к разводу.

Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что брак не для того, чтобы мы наполняли дома враждою и ненавистью, имели ссоры и распри, заводили несогласия друг с другом и делали жизнь не в жизнь, но для того, чтобы нам пользоваться помощью, иметь пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы находить удовольствие в беседе с женою.

«Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Христу повинуется Церковь? — вопрошает святитель Иоанн Златоуст, — заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многочисленных благ».

В «Беседах о браке» святитель Иоанн Златоуст пишет:

От любви происходит постоянное целомудрие… От целомудрия рождается любовь, а от любви — бесчисленное множество благ.

Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех.

Не столько внешнее делает супругов любезными друг другу и приятными, сколько целомудрие, доброта, ласковость и готовность умереть друг за друга.

На Руси для того, чтобы оградить невесту от всего, что может повредить ее стыдливости и целомудрию, она не видела жениха до самой свадьбы.

Н. А. Антохина-Куракса. «Крестьянская свадьба». 2004 г.

Чин церковного венчания складывался постепенно. На Руси в XI-XII веках Таинство Брака уже совершалось, но чинопоследование его до наших дней не сохранилось. В XVI-XVII веках чин венчания окончательно принял тот вид, который и теперь употребляется у старообрядцев, приемлющих священство.

Совершение Таинства Брака у старообрядцев-поповцев

Бракосочетание в старообрядческой Церкви совершается не каждый день. Браки не совершаются:

  • В святки — от Рожества Христова 7 января (25 декабря по старому стилю) до Богоявления 19 января (6 января по старому стилю);
  • По вторникам, четвергам и субботам;
  • Накануне праздников;
  • В пятницу накануне родительских суббот;
  • На масленице;
  • Во все посты (Великий, Петров, Успенский и Рожественский);
  • На светлой пасхальной седмице;
  • В праздники Усекновения главы Иоанна Предотечи 11 сентября (29 августа по старому стилю) и Воздвижения Честнаго Креста 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Таинство Брака, совершаемое в старообрядческой Церкви, состоит из обручения и венчания.

Нина Лукьянова

Источник: https://ruvera.ru/brak

Священный брак (гэри томас)

Священный брак

Книга пастора Гэри Томаса посвящена теме духовного возрастания в браке. Увлекательно рассказывающая истории многих семейных пар, она доносит до читателя библейский взгляд на любовь, брак и семью. Эта книга не о том, как научиться сильнее любить свою «вторую половинку» или построить идеальные отношения.

Цель этой книги — показать, как брак может способствовать духовному росту супругов. Автор убежден, что ваш брак — считаете ли вы его счастливым или нет — может стать той дорогой, которая приведет вас к более близким отношениям с Богом и духовной целостности. Ведь брак — не только священный завет, который заключают между собой мужчина и женщина.

Это духовная практика, призванная помочь им глубже познавать Бога, больше полагаться на Него и сильнее любить Его.

Эту книгу стоит прочитать, если…

…Вы хотели бы понять, как супружеские отношения содействуют нашему росту и уподоблению Христу.

Ключевые мысли из книги:

  • Супружеские отношения – это отношения, посредством которых Бог ведет нас к освящению. Не достаточно просто больше молиться или использовать новую тактику поведения в надежде, что все как-нибудь образуется. Вместо этого мы должны воспринимать трудности и тяготы брака как возможность приближаться к Богу и возрастать в благочестии.
  • Брак может быть хорошей наглядной иллюстрацией Благой вести: как в браке ценится преданность одного человека другому, так и Бог верен и предан Своим обещаниям, которые Он дал человечеству. Развод – это самый легкий способ решения проблем, но за ним стоит обесценивание понятия верности.

    Если целью брака является достижение счастья, тогда при малейших трудностях и недовольствах друг другом люди бы разрывали браки и создавали новые. Для того, чтобы браки жили и длились долго, парам нужно учиться жить в прощении и примирении.

  • Любить другого не всегда легко, но именно брак помогает нам возрастать в способности любить и принимать другого человека. Все мы по природе своей эгоисты. Чтобы избавиться от эгоизма, научиться отдавать себя другому человеку, ставить его нужды на первое место, требуются немалые усилия.
  • Брак учит нас взаимоуважению.

    Когда мы проводим слишком много времени с одним и тем же человеком, он становится для нас «своим», мы привыкаем к нему, что, в свою очередь, приводит к тому, что нам гораздо легче видеть его недостатки, чем выказывать уважение. Мы призваны относиться друг к другу с почтительностью, даже несмотря на все очевидные недостатки нашего супруга.

  • Брак обличает грех. Наш супруг (супруга) в курсе практически всего, что мы делаем, включая желания, стремления и искушения. Такие близкие отношения не могут оставить наши грехи без внимания. К счастью, у нас есть возможность отдавать эти грехи Богу.
  • Когда вы вступаете в брак, вы принимаете сознательное решение двигаться навстречу друг другу.

    Любой шаг назад или в сторону рассматривается как неверность. Мы должны учиться двигаться навстречу своему мужу (или жене): Бог дал нам именно этого человека для того, чтобы учить нас любви.

  • Одной из главных целей брака является научить нас прощать друг друга.

    Если вы способны прощать и принимать своего супруга (супругу) – самого близкого вам человека, — тогда у вас есть все, что вам необходимо, чтобы прощать людей. Возможно, что сначала прощение не будет даваться легко, но со временем и практикой этот навык будет совершенствоваться и, в конечном итоге, станет просто бесценным даром.

Выдержки из книги:

  • «Бог стал плотью, для того чтобы мы могли познать Его; соответственно и брак Он создал не столько для того, чтобы человек исключительно только плодился и размножался, или чтобы было что назвать ячейкой общества. Он создал брак как еще одно физическое отражение Своей духовной сущности».

  • «Недовольство в браке рождается, когда мы сосредотачиваем свое внимание на недостатках своего супруга.  У каждого человека есть недостатки. Если очень захотеть, их совсем не трудно будет найти.

    Если вы будете зациклены на них, они будут расти в ваших глазах, а вы не будете!»

  • «Мы имеем надежду на будущность в вечности; мы преследуем духовный рост в настоящем; мы воспитываем детей, которые смотрят на наш пример самопожертвования; поэтому брак, каким его задумал Бог, не является утопией, и за него стоит бороться».
  • «Хороший брак не происходит сам по себе, над ним нужно трудиться».
  • «Мы не можем контролировать поведение своего супруга, мы не можем заставить мир вести себя по-другому, —  нам подвластно только собственное поведение, поступки и эмоции».
  • «Брак, отправной точкой которого является жизнь во Христе, помогает нам избавиться от лжи (идеализации своего супруга) и принять реальность такой, какая она есть (два грешных человека, которые пытаются быть верными своим брачным обетам)».
  • «Самое удивительное в браке – это то, что он помогает нам столкнуться лицом к лицу со своим эгоизмом и побуждает нас к самопожертвованию и служению друг другу без перерывов на обед».

Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.

Источник: https://echristian.info/svjashhennyj-brak-gjeri-tomas/

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: