Воспитание адекватной самооценки у ребенка

Содержание
  1. Как сформировать адекватную самооценку у ребенка
  2. Понятие
  3. Формирование
  4. Роль самооценки в жизни человека
  5. Этапы развития
  6. Проблемные состояния
  7. Завышенная самооценка
  8. Заниженная самооценка
  9. Как повысить самооценку
  10. Заключение
  11. Самооценка ребенка – советы как сформировать и поднять самооценку детей
  12. Важность самооценки для ребенка и его будущего
  13. Как открыть большое будущее маленькому человеку
  14. Заниженная и завышенная самооценка: чем это вредно
  15. Как сформировать адекватную самооценку ребенку
  16. Фото самооценки ребенка
  17. Адекватная самооценка у ребенка: какую роль играют родители?
  18. Адекватная – высокая самооценка: Я такой как все!
  19. Завышенная самооценка: Я Лучше всех!
  20. Заниженная самооценка: Я хуже всех!
  21. «Слепите» малышу здоровую самооценку!
  22. «Маша лучше учится, еще и по дому помогает»!
  23. Самооценка ребенка: формирование, возможные проблемы, способы коррекции
  24. Что такое детская самооценка
  25. Формирование самооценки ребенка
  26. Развитие самооценки проходит 4 этапа
  27. 1 этап – от рождения до 18 месяцев
  28. 2 этап – от 1,5 до 3-4 лет
  29. 3 этап – от 4 до 6 лет
  30. 4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет
  31. Развитие самооценки ребенка: что нужно знать родителям
  32. Принцип 1: убираем из жизни сравнения
  33. Принцип 2: проговариваем чувства и эмоции
  34. Принцип 3: находим таланты и способности
  35. Принцип 4: учим отстаивать личные границы
  36. Принцип 5: убираем критику
  37. Самооценка ребенка: формирование и развитие адекватной самооценки. Как поднять заниженную самооценку? Что делать, если завышена?
  38. 3 уровня самооценки детей
  39. Завышенная
  40. Адекватная
  41. Заниженная
  42. Методики определения самооценки личности
  43. Советы психологов родителям: формирование адекватной самооценки у детей
  44. Как поднять самооценку ребенка — Советы Дмитрия Карпачева

Как сформировать адекватную самооценку у ребенка

Воспитание адекватной самооценки у ребенка

Взрослые часто не осознают, насколько большую роль играет самооценка в жизни ребенка. От этого зависит, как он будет относиться к окружающим, принимать их поддержку и помощь, воспринимать себя как самодостаточную личность.

Все это важные составляющие, за счет которых формируется личность взрослого человека, зависит, станет ли он успешным. Наша статья посвящена теме формирования самооценки у детей.

Понятие

О том, что такое самооценка, психологи начали задумываться давно. Сейчас это понятие определяется, как представление человека о значимости собственной личности. Это то, как он оценивает свою роль в сравнении с окружающими людьми, собственные достоинства и недостатки, выдающиеся качества.

В числе основных критериев система смыслов, которая формируется у индивида в раннем возрасте.

Самооценка имеет много важных функций.

  1. Защитная гарантирует психологическую стабильность личность и независимость.
  2. Регуляторная определяет выбор конкретных шагов, необходимых для решений задач.
  3. Эмоциональная дает возможность получать удовлетворение от собственного Я, своей личности и ее качеств.
  4. Сигнальная отражает то, как человек в действительности к себе относится.
  5. Прогностическая определяет его активность в самом начале выполнения какой-либо работы.
  6. Адаптационная помогает уживаться с окружающим миром и людьми.
  7. Ретроспективная дает возможность объективно оценивать собственное поведение.
  8. Корригирующая обеспечивает контроль во время выполнения деятельности.
  9. Терминальная побуждает остановиться, если поступки вызывают сильное недовольство собой.
  10. Мотивирующая побуждает к действиям для получения одобрения со стороны окружающих.

Из этих составляющих во многом формируется личность человека.

Формирование

У детей формирование самооценки начинается еще в дошкольном возрасте. Ее развитие зависит от воспитания и окружения, в котором он растет.

Когда родители во всем поддерживают малыша и пытаются ему помочь, последовательно выстраивают воспитательный процесс, поддерживают в сложных ситуациях, у ребенка формируется адекватная самооценка.

В детсадовском возрасте и в начальной школе ребенку принципиально важно чувствовать себя защищенным. В этом случае он уже в 5-7 лет начинает принимать самостоятельные решения, способен признать свои ошибки, не боится просить помощи.

Адекватная самооценка способствует умению ценить себя как уникальную личность.

Роль самооценки в жизни человека

В дошкольном возрасте и 1-3 классах родители часто ошибочно считают, что ребенок должен только получать знания и осваивать навыки. Но именно в этом возрасте происходит формирование самооценки. Закладываются основы того, насколько активным человеком будет малыш в будущем, как будет чувствовать себя в коллективе, реализовывать собственные амбиции.

Психологи считают, что у самооценки две составляющих – эмоциональная и интеллектуальная.

Эмоциональная формируется под влиянием родных, друзей и учителей. Этот компонент доминирует до 6-летнего возраста. Очень важно, как мама и папа относятся к достижениям и первым успехам малыша.

Интеллектуальная составляющая проявляется позже. Она формируется на основе самоанализа, когда человек способен оценивать свои слабые и сильные стороны.

Этапы развития

Самооценка у ребенка формируется в четыре этапа, начиная с его появления на свет.

I этап

От рождения до 1,5 лет. Формируется доверие к окружающему миру, позитивное отношение к самому себе. В первый год жизни формируется чувство привязанности.

Если родители оценивают все, что он делает в позитивном ключе, этот важный шаг к адекватной самооценке в будущем.

II этап

От 1,5 до 4 лет. Главным становится осознание своей зависимости или автономности. Ребенок внимательно следит за тем, как родители реагируют на его проявления самостоятельности.

Повышению самооценки способствует одобрение любознательности и желания многое делать без посторонней помощи.

III этап

От 4 до 6 лет. В этом возрасте все зависит от первых представлений ребенка о том, каким он вырастет. Базовое чувство инициативы или вины формируется в зависимости от того, как проходит процесс социализации.

IV этап

От 6 до 14 лет. Развивается стремление к самовыражению и труду.

Негативно сказывается низкий статус в коллективе сверстников и отсутствие полезных практических навыков.

Проблемные состояния

Существует несколько видов самооценки, которые вызывают опасения у психологов.

Завышенная самооценка

Она проявляется в пренебрежительном отношении к сверстникам и неуважении к старшим. Достижения окружающих высмеиваются.

Ребенок стремится управлять другими во время игр, игнорируя собственные слабые качества. Если коллектив не признает в нем предводителя, начинаются проблемы, вплоть до истерик.

Заниженная самооценка

Низкая самооценка – также неадекватное положение вещей. В таком случае ребенок не верит себя, постоянно испытывает тревогу.

Он изначально настраивает себя всегда на негативный результат. Он боится людей и не верит им. Это может выливаться в оскорбления окружающих.

Формированию такого уровня самооценки способствует, когда родители или учителя начинают сами настраивать ребенка на то, что он ни на что не способен, у него ничего не выйдет. Начинается все с мелочей. Например, ему не позволяют самостоятельно заправлять кровать, утверждая, что у него все равно не выйдет сделать это хорошо. Выливается это в серьезные психологические проблемы в будущем.

Чтобы самооценка формировалась адекватно, рекомендуется никогда не оценивать личность ребенка в воспитании, а только совершенный им поступок. Не нужно сравнить малыша с другими детьми, ставить их в пример.

Как повысить самооценку

Родители способны способствовать адекватному формированию самооценки личности малыша. Психологи придают большое значение повышению культуры населения. В это понятие они вкладывают необходимость уважительно обращаться с детьми, невзирая на то, сколько им лет.

Если у малыша начинаются проблемы с заниженной самооценкой в дошкольном возрасте, это можно оперативно исправить.

Мамы и папы должны научиться во всем поддерживать своего ребенка. Особенно когда у него возникает потребность сделать что-то самому. Естественно, если это не угрожает его здоровью или жизни. Важно заставить его начать верить в себя. Постоянно повторять, что у него обязательно получится, а если что-то пойдет не так, он всегда может обратиться за поддержкой к близким людям.

Вот несколько советов, которые помогут повысить самооценку маленького человека.

  1. Положительно реагируйте на все, чем ребенок интересуется. Например, когда он начинает рассуждать, кем хочет стать, когда вырастет, обязательно поддержите его. Скажите, что он обязательно станет блестящим танцором, певцом, водителем или художником. Здесь неважно, какое дело он выберет (предпочтение изменится еще не раз). Важно, чтобы он почувствовал поддержку со стороны родителей. Тогда у него сформируется потребность добиваться цели, идти к своей мечте.
  2. Искренне радуйтесь и хвалите малыша, когда он добивается успехов. Принес домой хороший рисунок, получил отличную оценку.
  3. Не уставайте повторять, что верите в него, любите и гордитесь.
  4. Если что-то дарите, запомните, что теперь он будет считать эту вещь своей. Не смейте отбирать ее, заявлять о своих правах, потому что покупали на заработанные деньги.
  5. Если сформировались доверительные отношения, побуждайте ребенка делиться неудачами и сложностями, с которыми он сталкивается. Вместе с ним анализируйте, из-за чего появилась проблема, как развивалась, что можно сделать, чтобы исправить ее. Обсудите, какие лично он видит пути, чтобы исправить ситуацию. В этом случае малыш будет чувствовать доверие и близость. Будет знать, где всегда сможет найти поддержку.
  6. В некоторых ситуациях просите его что-нибудь вам посоветовать. Когда отношения выстроены верно, ребенок будет выражать свое мнение, формулируя свою позицию. Внимательно его выслушивайте, благодарите, чтобы он понимал, что вы с уважением относитесь к его позиции. Он должен чувствовать, что его считают равным, его мнение имеет вес.

Заключение

На личном примере всегда демонстрируйте, что уважительно относитесь к окружающим, уважайте мнение всех людей, в том числе и детей.

Только так вам удастся сформировать адекватную самооценку у ребенка.

Источник: https://its-kids.ru/kak-sformirovat-adekvatnuyu-samootsenku-u-rebenka.html

Самооценка ребенка – советы как сформировать и поднять самооценку детей

Воспитание адекватной самооценки у ребенка

В процессе взросления ребенок познает мир и очень важно организовать для него всестороннее развитие, обеспечить социализацию, привить навыки общения и уделять внимание его воспитанию для обеспечения будущего.

Считается, что формирование самооценки у детей проходит в раннем возрасте, когда на них способны повлиять условия окружающей среды, проживания и круга общения, опыт родителей и множество других факторов, с которыми приходится считаться.

Важность самооценки для ребенка и его будущего

Задумываясь, как развить самооценку у ребенка, важно понимать для чего это нужно, обходить все подводные камни и чем грозит упущение этой важной характеристики личностного роста в будущем, которая может повлиять на следующие умения и навыки:

  • общение в кругу сверстников и старшим поколением;
  • достигать поставленных целей и добиваться желаемого;
  • строить отношения на работе и в собственной семье;
  • привлекать к себе и своим достижениям внимание окружения;
  • развивать свои способности, навыки и личные таланты;
  • оттачивать полезные и нужные черты характера.

Перед родителями стоит непростая задача, требующая максимального и комплексного подхода, ее решение станет основным фактором будущей успешности повзрослевших детей, сделает их счастливыми и самодостаточными личностями.

Как открыть большое будущее маленькому человеку

Определяя, что влияет на самооценку ребенка, необходимо выделить ряд факторов, которые помогут родителям поддержать своего малыша на пути его развития и роста как отдельной личности с адекватной оценкой своих возможностей:

Время.

Уделенное своему малышу время, с раннего возраста и до его совершеннолетия, позволяет максимально насытить мир ребенка опытом общения со взрослыми, перенять основы взаимодействия со сверстниками и любым окружением, вплоть до достижения успешности.

Внимание. Любознательные в любой возрасте дети требуют максимум внимания, при нехватке или избытке которого формируется самооценка с отклонениями, что поддается корректировке, но требует внимательного отношения родителей или окружающих взрослых.

Усилия. Обобщающая основа нормального развития малыша любого возраста, объединяющая факторы времени и внимания, ведь можно все время проводить с ребенком и слушать его, но не слышать, позволяя формироваться социальным связям под воздействием внешних условий.

Атмосфера в семье, является решающим фактором в формировании самооценки ребенка, он опирается на первоначально полученный опыт, в дальнейшем формируя устойчивые социальные связи и перенимая навыки общения у взрослых.

Заниженная и завышенная самооценка: чем это вредно

Адекватная самооценка есть норма для ребенка, достичь которую помогает общение с родителями, их воздействие на формирование основных ценностей и важных черт характера малыша, умение достигать успеха.

Занижение своих личностных характеристик связано с недостаточным вниманием со стороны взрослого окружения, что приводит к замкнутости детей, их необщительности и отказа от поставленных целей в будущем.

Чрезмерное внимание, потакание всем требованиям и замена живого общения планшетом или смартфоном приводит к завышению самооценки, это становится причиной развития эгоистичности, капризности и излишней нервозности.

Замечая за своим малышом такое поведение, необходимо разработать план, что делать если у ребенка повышенная самооценка, настроившись на долгую и трудную работу, наградой за которую станет взвешенный и спокойный характер детей.

Как сформировать адекватную самооценку ребенку

Для формирования адекватного восприятия себя и соотношения своих возможностей необходимо определить особенности самооценки у ребенка, выявить степень ее изменения и следовать таким советам:

  • не перетягиваем одеяло на себя. Взвалив решение всех детских проблем на себя, родители лишают его бесценного опыта общения;
  • если похвала – то в меру. Достижения ребенка должны поощряться добрым словом, внимательным отношением и уделенным временем;
  • адекватно относимся к неудачам. Ругая детей за неудачу, родители понижают его самооценку, не позволяя исправить ситуацию;
  • никаких сравнений и равенства. Одинаковых детей нет, поэтому своего ребенка нельзя сравнивать с соседскими или детьми из группы;
  • меньше отрицаний и запретов. Отказывать без объяснения причин, значит подогревать интерес малыша и привлекать его внимание;
  • наказания под запретом. При необходимости малыша можно отругать, при этом важно следить за своим строгим тоном, лишенным злобы.

Лучшей стратегией поведения, которую могут избрать любящие родители остается восприятие своего ребенка таким, какой он есть, развивая его творческие или аналитические способности и не ограничивать в самовыражении.

Важно помнить что детство, это то время когда у ребенка формируется самооценка, и в будущем она станет лучшим помощником при достижении поставленных ним целей, его успешности на работе и в своей собственной семье.

Фото самооценки ребенка

Также рекомендуем просмотреть:

Источник: https://detkiportal.ru/samoocenka-rebenka/

Адекватная самооценка у ребенка: какую роль играют родители?

Воспитание адекватной самооценки у ребенка

«Милена у нас самая красивая, ЛУЧШАЯ на свете девочка, принцесса наша, конечно, ты победишь! Другие участницы намного слабее тебя»!

— подбадривает мама первоклассницу, которая готовится к выходу на сцену. На вокальный конкурс съехались певцы со всего региона, и сильные соперники не дали девочке занять первое место. Мама уже полчаса утешает ее в гримерке, малышка искренне не понимает, почему она, самая лучшая девочка на свете, не стала победительницей. Выходит, сама мама сделала дочке «медвежью услугу», а ведь просто хотела подбодрить!

Так ли важна самооценка для ребенка? И как родители, сами того не желая, могут поднять ее «до небес» или опустить «ниже плинтуса»?

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Детские комплексы: причины и способы борьбы». Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

Так в шутку представляется пятилетний Ваня, наш маленький гость. У окружающих самовлюбленность малыша вызывает улыбку, но сам-то мальчик нисколько не шутит. Он требует от родителей самого лучшего, самого дорогого, стремится всегда быть первым.

Таким он стал после рождения младшего брата и теперь вынужден ежедневно доказывать родителям, что он ЛУЧШИЙ! Лучше ест, уже ходит в садик, лучше одевается, чем младший братишка. Нормальным такое соперничество не назовешь, ведь родители только поддерживают Ванину «веру в себя». Так они стараются компенсировать ему недостаток внимания.

И зря, наверное. Самовлюбленный парнишка то и дело «получает» в садике от ребят, у него нет друзей. Чем еще грозит малышу завышенная самооценка? И как понять, как относится к себе самому ваш ребенок?

Адекватная – высокая самооценка: Я такой как все!

Ее не стоит путать с завышенной, это именно высокая, оптимальная самооценка. Такой малыш любознателен в меру, жизнерадостный и общительный, открытый, ведет себя в обществе непринуждённо. Он прислушивается к взрослым, не конфликтует со сверстниками.

Если вы никогда не задавались вопросом – какая самооценка у вашего малыша, то она именно такая, нормальная. Она позволяет ребенку гармонично развиваться, и в эмоциональном, и в интеллектуальном плане.

Завышенная самооценка: Я Лучше всех!

Таких детей сложно не заметить на детской площадке или в классе, они более развиты физически, стремятся к максимальному познанию, всегда пытаются «быть хорошими», угождают взрослым. Такие малыши часто берутся за новые дела, но их импульсивность мешает им их закончить.

Если у ребенка завышена самооценка, то он очень капризный, требовательный, обидчивый и конфликтный. Он пытается обратить на себя внимание любыми способами. Не приемлет критики, среди детей сразу занимает позицию лидера.

Заниженная самооценка: Я хуже всех!

Такая самооценка даже опаснее, чем завышенная, она мешает развитию ребенка. Малыш неактивен и очень скромный, ранимый, нерешительный. И если в детстве он рискует в одиночку рисовать мелом или строить домики, то во взрослой жизни такая самооценка не даст ему реализоваться ни в карьере, ни в семье.

Он будет тревожным подростком, который не верит в себя и боится всего нового. И если вы не хотите, чтобы в коллективе его считали неудачником, изгоем и плаксой, то пора принимать меры!

«Слепите» малышу здоровую самооценку!

Самооценка зарождается чуть ли не с первых месяцев жизни, ведь даже среди годовалых детей легко выделить лидера или неуверенного скромного малыша. «Слепить» адекватную самооценку ребенок сам не сможет, потребуется ваша помощь. Не надо принимать никаких специальных мер, нужно просто доверять малышу, верить в него, но не захваливать.

Большая часть детей младшего возраста имеют немного завышенную самооценку. «Вася самый умный»!, «Танечка самая красивая!» — твердят каждый день родители. И малыш верит, и это неплохо, только до определенного времени. Пока карапуз маленький, все крутится вокруг него, так и должно быть, это чувство защищенности и поддержки ребенок усвоит на всю жизнь.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Детские комплексы: причины и способы борьбы». Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

Но чем старше кроха, тем реальнее он должен оценивать свою личность. Вы же не хотите вырастить эгоиста, который занимается исключительно самолюбованием? Тогда относитесь к сыну или дочке так, как они этого заслуживают, реально оценивайте их заслуги, не преувеличивайте вину за проступки.

Осторожнее в оценках! «Ты у меня девочка не худенькая», «Умом не блещешь, зато спортсмен талантливый». Вы скажете и забудете. А ребенок на всю жизнь запомнит, что он толстый или глупый. Да, именно так! Дети все воспринимают буквально!

«Маша лучше учится, еще и по дому помогает»!

Признайтесь, вы невольно сравниваете своего ребенка с братьями-сёстрами или с одноклассниками.

И победа не всегда на стороне вашего чада, вот только ребенок об этом ничего знать не должен! Поставьте его на свое место: сегодня муж укажет вам на девушку с более тонкой талией, а завтра будет расхваливать чужой борщ. Но вы же не можете быть лучше во всем, правильно? А почему требуете этого от ребенка?

Самооценка ребенка формируется не с года до трех лет, и не с понедельника по пятницу, это процесс круглосуточный. И вы в этом механизме — главный «винтик».

Реальная, адекватная самооценка у малыша должна сформироваться не позднее семи лет. Вашему крохе меньше? Тогда эти советы именно для вас:

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, корректируйте, но не старайтесь полностью поменять его характер.
  • Сравнивать малыша надо! Но только с самим собой! Вчера он вернулся домой позднее, а сегодня успел вовремя, молодец.
  • Ругайте не за то, что он «бездарный, глупый, ничего не понимает». «Опять получил двойку по истории, разве так трудно выучить всего один параграф, у тебя же хорошая память» — звучит совсем по-другому.
  • Всего один раз намекните ему, что его коллаж склеен криво, а его «абстракционизм» — цветная мазня, и он больше никогда не возьмет в руки клей и краски.
  • Отправили первоклассника в магазин, но вместо болгарского перца он купил приправу горошком? Неудивительно! «Не по Сеньке шапка», ваши поручения должны быть посильными. Повышайте сложность задания только тогда, когда ребенок «прошел» предыдущий уровень.
  • Сын предложил выбить ковер вместо вас? Инициатива должна поощряться! Если помощник не может даже поднять ковер, отправляйтесь на улицу вместе. Не спугните его самостоятельность, и он поверит в себя.
  • Не твердите ему, что он самый-самый, уверенность в себе можно развить не такими радикальными мерами. «У тебя все получится!», «Ты долго готовился к олимпиаде, а потому имеешь все шансы на победу» — пусть ребенок знает, что за «приз» надо бороться.
  • Не суетитесь вокруг ребенка, контролируя каждый его шаг. Не надо поправлять шапку десятилетнему подростку. Как же он поверит в себя, если к такому возрасту даже одеться нормально не может? Помогайте ребенку тогда, когда это необходимо.
  • Научите ребенка уважать себя. Как? Откровенно говорите с ним о его достоинствах и недостатках. Спросите, что сам он хотел бы в себе изменить.

Не так сложно сформировать у ребенка здоровую самооценку, но это в теории. На самом деле, это кропотливый, ежедневный и ежеминутный труд, плоды которого видны не сразу. Но если пропустить эту веху в развитии, то вам придётся всю жизнь утешать «неудачника» или бороться с «зазнайкой».

А как вы влияете на самооценку вашего ребенка? Какая она – скорее завышенная или пониженная?

Источник: https://viline.tv/deti/article/adekvatnaa-samoocenka-u-rebenka-kakuu-rol-igraut-roditeli

Самооценка ребенка: формирование, возможные проблемы, способы коррекции

Воспитание адекватной самооценки у ребенка

Самооценка ребенка — индикатор успешности во взрослой жизни. Психологи утверждают, что правильно сформированная оценка личных качеств, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь.

Существуют определенные этапы формирования самооценки у детей дошкольного и школьного возраста. Чтобы она была адекватной, родителям стоит уделить внимание ее развитию и коррекции, если это будет необходимо.

Что такое детская самооценка

Говоря простым языком, детская самооценка – это уровень самостоятельной оценки самого себя. У каждого человека есть определенный набор качеств, и второго такого набора нет ни у кого, даже при наличии близнеца.

В раннем возрасте самооценка очень хрупкая и меняется по несколько раз в зависимости от обстоятельств.

Самооценка человека безупречна лишь при рождении, а о том, какой она будет потом, должны позаботиться родители и ближайшее окружение.

Формирование самооценки ребенка

Детская самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей и учителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, – важную роль играет воспитание. Малыш обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать.

Нужно дать понять своему чаду изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогите ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба.  Малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами.

Развитие самооценки проходит 4 этапа

Психологи выделяют 4 основных этапа развития детской самооценки. Каждый этап имеет большое значение и ошибки допускать нельзя ни в одном из них. Характер человека формируется с первых минут появления на свет.

1 этап – от рождения до 18 месяцев

Трепетный этап, выстроенный на внутренних ощущениях и тактильном контакте. У новорожденного формируется доверие к окружающему миру через заботу и опеку родителей.

Появляется первая в жизни привязанность и малыш уже отдает предпочтения в общении.

Все это строится на бессознательных инстинктах, но все же вы замечали, что к одним малыш охотно идет на ручки, а при виде кого-то может расплакаться.

Сила маминых объятий невероятна и способна на многое. Адекватная самооценка формируется в том случае, если родители позитивно оценивают малыша. Естественно, новорожденный не поймет, если вы ему это скажете напрямую, он различает только эмоциональную оценку: добрый взгляд, объятия, мягкие прикосновения, добрый и спокойный тембр голоса.

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет

В этом возрасте малыш становится невероятно любознательным и активным. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным. Конечно, вы можете контролировать ситуацию, но делайте это деликатно.

Сейчас все в руках родителей: автономным или зависимым человеком вырастет ваш ребенок – зависит только от вас. Малыш уже в состоянии понимать, что ответственность за совершенные поступки лежит на нем, а не только на родителях. Только ни в коем случае не давайте оценку личности в случае неудачной попытки.

Возможно, стоит попытаться снова или просто этот поступок плохой и его не следует повторять.

3 этап – от 4 до 6 лет

В младшем дошкольном возрасте дети начинают пристальнее присматриваться к себе и к своему месту в обществе. Например, думают о том, сколько друзей в детском саду и почему кто-либо не хочет дружить. Малыш ищет причины происходящего в себе. Допустим, старший брат сегодня не в духе и поругал младшего.

Малыш не понимает, что он сделал не так, но все же ищет причины в себе. В такие моменты важно, чтобы объяснение этому поступку дали взрослые, что у брата всего лишь плохое настроение, но он с любовью относится к младшему и любит его.

Подумайте о том, не слишком ли много ограничений вы установили, и есть ли у детей возможность проявлять инициативу.

Если у малыша постоянно формируется чувство вины за действия других людей – это ненормально, обратите на процесс самореализации ребенка пристальное внимание.

4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет

Завершающий 4 этап – самый долгий, интересный и опасный в процессе формирования детской самооценки. В этом возрасте закладывается любовь к труду и идет нацеленность на результат. Неприятие малыша в обществе сверстников формирует в нем замкнутость и отторжение.

Может случиться так, что ребенок потеряет интерес к делу, которым интересовался совсем недавно. Эта апатия – следствия неприятия подростка в коллективе. Он теряет веру в то, что способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха.

Иногда случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.

Источник: https://lifemotivation.ru/samopoznanie/camootsenka-rebenka

Развитие самооценки ребенка: что нужно знать родителям

Воспитание адекватной самооценки у ребенка

Верите в послания Вселенной? Тогда то, что вы открыли именно эту страницу можно рассматривать, как хороший знак от неё. Мы будем обсуждать развитие самооценки ребенка.

Сегодня утром я начала писать эту статью, даже не предполагая, что уже к вечеру применю на практике свои же рекомендации. Моей доченьке понадобилась срочная помощь и мамино 911. Несколько девочек в классе сказали, что она рисует хуже, чем они.

И этого было достаточно, чтобы, придя домой, расплакаться навзрыд. Пришлось маме и папе в срочном порядке реанимировать чувство уверенности в своих силах и талантах и поднимать самооценку. Наверное, с такими случаями сталкивается очень многие мамы.

Кто-то чаще, кто-то реже, но и есть и те, кого эта тема не касается. Потому что они уже сделали всё для того, чтобы их ребенок имел адекватную самооценку и был уверен в себе на все сто.

Моему младшему сыну повезло гораздо больше двух других детей. Не потому что младших любят больше и больше им позволяют. Это, кстати, миф. А потому что ему достались уже те родители, которые могут продемонстрировать на собственном примере и уверенность в себе, и хорошую самооценку.

Давайте сразу обозначим, что хорошая самооценка не имеет ничего общего с эгоизмом, хвастовством (я лучше и умнее) или высокомерием. Точно так же, как и любовь к себе не означает самолюбие. Хорошая самооценка — это золотая середина между принижением себя и своих способностей и их преувеличением. Т.е.

проще говоря — это адекватное оценивание себя, как личности.

И, прежде чем я перейду к теме статьи, скажу, что особых отличий в методике развития самооценки для разного возраста нет. Более того, все принципы можно применять и взрослому человеку. Ведь все те проблемы, что мы имеем с вами во взрослом состоянии, скорее всего, тянутся шлейфом из детства.

Поэтому сначала поговорим об общих принципах развития самооценки, а потом коротко пройдемся по дошкольникам, школьникам и подросткам.

Начните повышать свою самооценку, наполнитесь уверенностью в себе, полюбите себя, и тогда вашим детям будет гораздо проще становиться такими же самодостаточными людьми.

Принцип 1: убираем из жизни сравнения

  • Сравнивать можно. Но только себя с самим собой. Только ребенка сегодняшнего с ним же вчерашним. Со своим старшим сыном я совершала одну и ту же ошибку практически ежедневно. Из меня сыпались фразы одна другой волшебнее: “Опять 3? А другие что получили?”, “А вот я в твоем возрасте уже умела картошку чистить”, “Посмотри на Настю, какая тихая спокойная девочка. А ты?”, “Что ты чавкаешь, как свинья”. И этот список можно продолжать бесконечно долго и бесконечно долго сокрушаться над своими ошибками. Но лучше идти другим путем: признавать свои ошибки и устранять их. И я выбрала этот путь. Отучила себя от какого-либо сравнения своих детей с посторонними людьми и друг с другом. Какое мне дело до того, какую оценку получили другие дети? Это не моя история. Или почему младший сын должен думать, что, если он не умеет рисовать так же красиво, как его сестра, то его будут любить меньше и он неудачник. Гораздо эффективней сказать: “Ты — молодец! Сегодня ты гораздо лучше нарисовал мишку, чем вчера”. Можно нервничать и переживать, а что же там получила Маша или Коля по контрольной работе, а можно действовать по-другому: “Получил тройку? Но ведь позавчера было пять. Что-то случилось? Я уверена, что ты постараешься и всё исправишь”. И тогда это уже не выглядит, как обвинение, а воспринимается, как участие и поддержка. Любой ребенок, даже которого в школе постоянно с кем-то сравнивают учителя, останется уверенным в своих силах, и не будет переживать по поводу своей никчемности. Для пущей убедительности расскажите ребенку, что оценка учителя — это только его оценка. И она не всегда соответствует тому, какой ты на самом деле. Школа и учителя не навсегда. И даже самый отпетый двоечник находит своё призвание и может стать прекрасным специалистом в своем деле.

Принцип 2: проговариваем чувства и эмоции

  • От негативных эмоций избавиться нельзя. Они были, есть и будут. Если их держать в себе, гасить или испытывать чувство вины, когда крышечку все-таки сорвет, самооценке придёт конец. В голове будут жить мысли о том, что это плохо, неправильно, хороший человек так не поступает. Поэтому важно проговаривать ребёнку свои чувства и эмоции: я расстроена, сейчас я буду злиться, мне неприятно. И учить ребенка делать то же самое. Плакать, злиться, расстраиваться — это не плохо. Это надо уметь проживать. Тебе больно — ты плачешь. Тебя обидели — ты злишься. Ты получил плохую оценку — ты расстроился. Это не значит, что ты плохой. Это значит, что тебе сейчас плохо и ты имеешь право выразить свои эмоции, рассказать о чувствах и пойти дальше. Мир не всегда только радость, бывают и огорчения. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве, прогнозировать свои действия и распознавать чувства других людей. Он будет уверен в том, что из любой ситуации есть выход, и, что все его чувства это не плохо и не хорошо. Это нормально. И с этим можно жить.

Принцип 3: находим таланты и способности

  • Старайтесь увлечь ребенка чем-то, что займет его время и будет приносить удовольствие и прекрасный результат. Найдите то занятие, где он сможет раскрыть свои таланты и способности на все 100 процентов. Где он добьется успеха и будет понимать, что это то, чем ему нравиться заниматься. То, чем он хочет заниматься. Именно он, а не вы. Если вы всю жизнь грезили о фигурном катании, но в детстве были лишены возможности встать на коньки, это не значит, что ваша дочь тоже мечтает это сделать. Если вас в детстве не отдали на плавание, а вы безумно этого хотели, но так до сих пор и не научились плавать, это тоже не про вашего ребенка. Про вашего ребенка — это когда на вопрос: “А чем бы то хотел (а) заниматься?”, вы услышите точный ответ. Хочу петь. Хочу рисовать. Хочу делать игрушки из глины. Хочу танцевать. Меня, например, в школе отдали на кружок кройки и шитья, потому что так хотела моя бабушка. Она видела меня известным модельером и швеей.  А я не любила шить от слова совсем. Сейчас мне 44 года и от мысли, что мне нужно просто пришить пуговицу к рубашке мужа, я впадаю в депрессию. Да, бабушка и мама хотели, как лучше. Они думали о моем прекрасном будущем, в котором я буду зарабатывать сумасшедшие деньги на индивидуальном пошиве. А я хотела изучать французский язык вместо английского и играть на фортепиано. Писала стихи, и обожала уроки русского языка и литературы. И из всех моих желаний я смогла реализовать только одно и только через 30 лет — я пишу. Наверное, поэтому я никогда не заставляла своего старшего сына ходить в секции и кружки, если он этого не хотел. Зато он успел перепробовать всё, что казалось ему в какой-то момент времени занимательным. И кружок журналистов, и игра на гитаре, и баскетбол, и джиу-джитсу. Как только интерес пропадал, мы просто переставали ходить на занятия. Каждый раз я спрашивала его, зачем он идет, почему именно эта секция или кружок. И каждый раз он уверенно отвечал: “Хочу научиться!” И это был главный аргумент. Не потому что идет друг или сказала учительница, а потому что это его выбор, его желание. И только тогда нужно пытаться развиваться в данном направлении. Если это желание быть подольше с другом или подружкой, от такой затеи лучше постараться отговорить. Потому что, во-первых, это не истинно желание и маловероятно, что там проснется талант или интерес. А, во-вторых, если подружка вдруг начнет показывать прекрасные результаты, потому что пошла в кружок по любви и призванию, а ваш ребенок не сможет проявить себя, велик риск опустить самооценку на дно и подорвать уверенность в себе. Объясните ребенку, что невозможно уметь всё и всюду. Так просто не бывает. И это нормально!!! Найдите одну сферу проявления способностей и сделайте всё, что там он стал настоящей звездой.  Как только он добьется успеха в любимом занятии, его самооценка поднимется до небес во всех сферах жизни.

Принцип 4: учим отстаивать личные границы

  • Это самое сложное, но это же, наверное, и самое важное. У ребенка должно быть свое личное пространство, где он может делать всё так, как хочется ему. В идеале — это отдельная комната. Вы спросите, что же тут сложного? Сейчас это не такая и проблема, свои комнаты есть почти у всех детей. А сложность в том, что вы не можете в этой комнате ничего менять. Я сейчас не про обои, мебель и занавески. Я про то, как будут лежать вещи, куда он спрячет или не спрячет игрушки, где будут стоять учебники. И нам взрослым ужасно сложно, проходя мимо детской, находящейся в состоянии, как после бомбежки, не сказать что-нибудь про уборку или порядок. Большинство мам это дико раздражает. Я сама была такой до недавнего времени. То, что касается других помещений в квартире, я всё так же блюду порядок и раскладываю по местам по несколько раз в день разбросанное детьми. В детской же может быть абсолютный хаос и неразбериха. Яблоки, тарелки, карандаши, игрушки, вещи, бумажки. Я не стала слепой и не перестала заглядывать в комнату детей. Я перестала переживать по поводу не идеальности этого мира в отдельно взятой детской. Было ли мне сложно? Очень! Но я справилась и это того стоило.  Теперь у нас правило: раз в 2 недели генеральная уборка. Сначала дети раскладывают свои вещи по местам, выкидывают ненужное, а затем прихожу я с большими пакетами и выкидываю то, что не убрано или сломано. Первое время дети контролировали этот процесс, но когда поняли, что ничего страшного не происходит, полностью доверили его мне. Они знают, что ничего ценного и важного мама не выбросит. И никто не в их личное пространство без разрешения. Как это связано с самооценкой? Напрямую. Это уверенность в том, что у них есть свой уголок, где они полные хозяева. Они берут ответственность за него, они решают как, что и где будет находиться в нем. И они знают, что их выбор поддерживают родители. А это значит, что они всё делают правильно и они молодцы.

Принцип 5: убираем критику

Источник: https://alinayasnaya.ru/razvitie-samoocenki-rebenka/

Самооценка ребенка: формирование и развитие адекватной самооценки. Как поднять заниженную самооценку? Что делать, если завышена?

Воспитание адекватной самооценки у ребенка

Мнение о себе, которое складывается у человека с самого раннего возраста, позволяет адекватно оценивать собственные силы, выполнять требования окружающих.

Именно родители, оценивая поступки своего ребенка, влияют на самооценку своего малыша в будущем.

В данной статье мы рассмотрим виды самооценки, выясним, как диагностировать нарушение самооценки у ребенка и озвучим советы специалистов, которые помогут сформировать адекватную самооценку у детей.

3 уровня самооценки детей

В психологии принято различать 3 уровня самооценки у детей. Вот некоторые особенности каждого из ее уровней у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Завышенная

Малыш переоценивает свои возможности. В поведении можно наблюдать признаки эгоцентризма. Ребенок учитывает только собственные ощущения и не обращает внимания на чувства окружающих.

Любая критика вызывает у него бурю эмоций, ребенок постоянно навязывается, пытается привлечь внимание окружающих любыми способами.

В коллективе привык быть в центре внимания, он проявляет агрессию по отношению к сверстникам, стремится к лидерству за счет унижения авторитета других детей.

Адекватная

Ребенок с адекватным мнением о себе не станет бояться пробовать новые увлечения и занятия. Если он попадает в сложную ситуацию, то пытается самостоятельно найти пути выхода из нее.

Однако не исключает и возможность обратиться за помощью к взрослым. В состоянии признать собственные ошибки и проявляет стремление исправить допущенную оплошность.

С удовольствием общается со сверстниками, не ставит целью унижать тех, кто не может дать отпор.

Заниженная

Ребенок отличается повышенной тревожностью, совершенно не верит в собственные силы и возможности. Родители замечают, что он чрезвычайно застенчив и скромен. Одной из черт характера таких детей является патологическая недоверчивость, они постоянно испытывают страх быть обманутым.

Совместным играм с одногодками ребенок предпочитает одиночество, чрезвычайно обидчив и замкнут.  Совершенно не верит в собственные силы, поэтому предпочитает отказаться от занятий, которые могут вызвать сложности и для выполнения которых потребуются определенные усилия, уровень притязаний низкий.

Постоянно настроен на негатив, в его речи можно услышать фразы: «У меня не выйдет», «Зачем вам такой плохой сын?».

Методики определения самооценки личности

Существуют диагностики и исследования, позволяющие определить нарушение самооценки у дошкольников и учеников начальной школы.

  1. Изучение самооценки в деятельности. Внимательный родитель может понаблюдать за своим ребенком и по некоторым признакам определить его уровень самооценки. Например, на отсутствие проблем с самооценкой указывают некоторые черты характера и особенности поведения дошкольника или младшего школьника. Такой ребенок весел, обладает чувством юмора, бодр, с удовольствием идет на контакт с другими людьми, во время игр с детьми активен, правильно реагирует на проигрыш. Если дошкольник, младший школьник предпочитает держаться в стороне от играющих, стесняется, неудачи и проигрыши его слишком сильно ранят, а детские обиды – частые гости в вашем доме, то, скорее всего, малыш страдает от заниженной самооценки. Ваш наследник всегда и во всем стремится быть первым и лучшим? Школьник в своей речи использует фразы: «Только я могу справиться с этой задачей!», «Я – самый сильный, ловкий, умный», безосновательно претендует на роль лидера в любом коллективе? Тогда речь идет о завышенной самооценке.
  2. Методика «Десять ступенек» («Лесенка»). Суть исследования состоит в том, чтобы ребенок старше 3 лет определил, на какой из 10 ступенек нарисованной лесенки он хотел бы себя разместить. Причем перед началом работы ему дается краткое пояснение, что на самых нижних находятся самые плохие дети. А на самых верхних – лучшие и достойнейшие из ребят. Когда малыш определил, где на этой лесенке его ступенька, можно сделать определенные выводы. Если испытуемый ставит себя с 1 по 3 ступеньку, то самооценка у него заниженная, если с 4 по 7 – адекватная, с 8 по 10 – завышенная. Эта диагностика не подходит для детей с ЗПР и умственной отсталостью.
  3. Оценочная игра «Имя». С помощью этой игры можно дополнить свои наблюдения за самооценкой дошкольника или младшего школьника. Предложите ему выбрать для себя имя. Быть может, малыш выберет то, которое ему по душе или даже оставит свое. Попросите дать пояснения, почему он хотел бы, чтоб его звали по-другому, что его не устраивает в своем имени. Психологи считают, что осознанный отказ от собственного имени указывают на недовольство собой и желание стать лучше.
  4. «Ситуативная диагностика». Малышу предлагают проанализировать ситуации, и смоделировать вариант поведения. Например: «Весь класс писал контрольную работу. Ты получил отличную отметку, а твой друг не справился с заданием, поэтому очень расстроен. Что бы ты сказал или сделал для того, чтобы успокоить товарища?» или «Ребята собирают команду для участия в соревнованиях, а тебя не приглашают. Как ты себя поведешь, что скажешь, чтобы тебя приняли в команду?». Проигрывание подобных ситуаций поможет родителям дать дополнительную информацию об уровне самооценки ребенка и научить малыша правильно вести себя в разных жизненных ситуациях в коллективе.
  5. Методика Захарова. Перед испытуемым кладут листок с нарисованными в ряд 8 кружками. Поясните малышу, что это люди и попросите указать, какой из этих кружочков – он сам. Оценочная шкала говорит о том, что если школьник указывает на 3 или 4 круг слева, то это значит, что он адекватно воспринимает себя и понимает собственную ценность. При выборе первого круга можно сделать вывод о завышенных притязаниях, а круги, выбранные после пятого – о заниженной самооценке.

Советы психологов родителям: формирование адекватной самооценки у детей

Когда у ребенка возникают проблемы с адекватным самосознанием, то на помощь родителям приходят специалисты-консультанты. Следующие советы помогут повысить самооценку.

  1. Привлекайте к работе. Не старайтесь оградить сына или дочь от повседневных забот. Пусть поливает цветы, убирает в комнате. Обязательно хвалите малыша, однако воздержитесь от тех поручений, выполнение которых ему не по плечу.
  2. Хвалите умеренно. Пусть поощрение и похвала звучат тогда, когда этого заслуживают. Не стоит нахваливать младшего школьника за быстро завязанные шнурки, если он давно уже умеет это делать. Иногда полезной является похвала авансом. Своими словами покажите, что вы ни на секунду не сомневаетесь в его силах и возможностях. Не хвалите из жалости или за то, к чему малыш не приложил никаких усилий.
  3. Поощряйте инициативу. Обязательно хвалите за желание сделать что-нибудь новенькое, стремление помочь близким.
  4. Учите собственным примером. Никогда не забывайте, что малыш берет пример с вас. Собственным поведением формируйте правильное отношение к неудачам.
  5. Избегайте сравнений. Никогда не сравнивайте собственного сына или дочь с другими. Лучше сравнивать его с самим собой только в прошлом. «Вчера у тебя еще не выходили эти крючочки, а сегодня они прекрасно получаются».
  6. Проявляйте любовь. Даже если вы очень любите своего малыша, но скупитесь на проявление чувств, у него не сможет сформироваться позитивная самооценка.
  7. Интересуйтесь его мнением. Спрашивайте совета у сына или дочери в любых семейных вопросах, пусть выскажет свои мысли. Старайтесь выполнять пожелания и советы своего ребенка. Признавайте, если вы неправы.
  8. Не ограждайте от неприятностей. Переживание негативного опыта полезно для адекватной оценки собственных сил.
  9. Различайте поступки и характер. Не оценивайте личность, а давайте оценку его поступкам. Избегайте фраз: «Ты плохой мальчик!». Лучше сказать: «Ты плохо поступил!»
  10. Избегайте насилия и криков. Никогда не наказывайте физически, не прибегайте к словесному унижению в процессе воспитания.

Как поднять самооценку ребенка — Советы Дмитрия Карпачева

Известный телеведущий, психолог дает несколько рекомендаций родителям детей с пониженной самооценкой, которые помогут ее скорректировать.

  • Самооценка формируется в раннем возрасте. Начинать работу по ее формированию нужно уже в период с 2 до 3 лет. Для формирования мнения о себе важна привычка родителей своим поведением показывать, что в семье его уважают. В этом возрасте у ребенка формируется мнение о норме отношения к нему.
  • До возраста 3 лет ребенок не знает, кем он является, какой он человек. Только на основании того, что о нем говорят мама и папа, как они с ним разговаривают, он формирует отношение к самому себе. Когда родители длительный период транслируют малышу, что он молодец, в него верят и не сомневаются в его силах, то он начинает в это верить.
  • Нормы отношения к дошкольнику, заложенные с самого детства, влияют на выбор, который потом делают наши дети во взрослой жизни. Семейные отношения, работа, которые будут у вашего наследника в будущем, однозначно зависят от того, какое представление о норме у них сформируют родители.
  • Используйте позитивные посылы. Чаще произносите: «Ты молодец!», «Какой ты у меня находчивый!», «Не переживай, в следующий раз все обязательно получится. Я в этом абсолютно точно уверена!». Избегайте проявления неуважения к дошкольнику, безразличного отношения к его личности.

Неуверенность в собственных силах, как и завышенное самомнение не принесут малышу пользы в будущем. Поэтому важной задачей родителей является развитие у детей и подростков адекватного отношения к самому себе.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://vospitulya.ru/vospitanie/samootsenka.html

Делаем просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: